ЗАКОНОПРОЕКТ ПОЛИТРЕФОРМЫ МОРОЗА ПОЧТИ НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ КОНСТИТУЦИИ – ВЫВОД КС
Среда, 5 ноября 2003, 12:45
Конституционный суд Украины признал соответствующими требованиям статей 157 и 158 Конституции практически все положения законопроекта изменений к Основному закону, предложенного группой депутатов (проект Матвиенко-Мусияки-Мороза), кроме положения о наделении Верховной Рады правом давать официальное толкование законов, а также изъятии этого права у КС.
В среду КС обнародовал заключение по делу о соответствии проекта закона о внесении изменений в Конституцию Украины, направленного председателем Верховной Рады Владимиром Литвином.
Проект изменений в Конституцию внесен 161 народным депутатом, в частности, Анатолием Матвиенко (фракция БЮТ), Виктором Мусиякой (группа "Европейский выбор"), Адамом Мартынюком (фракция Компартии), Александром Морозом (фракция Соцпартии), Юрием Ключковским (фракция "Наша Украина").
Законопроектом предлагается внесение изменений в 32 статьи Основного закона.
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, внесение изменений в Конституцию вызвано необходимостью перехода от президентско-парламентской республике к парламентско-президентской.
КС пришел к заключению, что предложенные в законопроекте изменения не направлены на ликвидацию независимости или на нарушение территориальной целостности Украины. Таким образом, в законопроекте соблюдены требования части 1 статьи 157 Конституции.
Кроме того, эти предложения не предусматривают отмену или ограничение прав и свобод человека и гражданина. Тем самым также соблюдаются требования части 1 статьи 157 Основного закона.
Вместе с тем, КС признал не отвечающим требованиям статьи 157 Конституции законопроект в той части изменений, которыми предусматривается отнести к полномочиям Верховной Рады толкование законов, а также изъятие из полномочий Конституционного суда официального толкования законов.
В заключении КС отмечается, что предложенные изменения предусматривают ограничение права индивида обращаться в Конституционный суд, и тем самым - право на судебную защиту, установленное в части 1 статьи 55 Основного закона.
КС также сделал ряд замечаний. В частности, в законопроекте предусматривается изложить часть 2 статьи 85 Конституции в такой редакции: "Верховная Рада осуществляет другие полномочия, которые в соответствии с Конституцией и законами отнесены к ее ведению".
КС считает, что предложенная редакция не предусматривает отмену или ограничения прав и свобод человека, однако это положение не отвечало бы закрепленному в Конституции принципу разделению власти.
Судья-докладчик по этому делу Владимир Шаповал на пресс-конференции после оглашения решения КС, отвечая на вопросы журналистов, отметил, что замечания Конституционного суда не являются обязательными для Верховной Рады.
Вместе с тем, если парламент внесет какие-либо изменения в законопроект, он должен будет обязательно вновь подать его в КС для дачи заключения на соответствие статьям 157 и 158 Конституции.
Как сообщало агентство, упомянутый законопроект о внесении изменений в Конституцию был направлен в КС в июле нынешнего года.
В парламентском законопроекте об изменениях в Конституцию Украины предлагается сократить число депутатских голосов, необходимых для принятия Верховной Радой решения об отстранении президента страны с поста в порядке импичмента.
Согласно проекту, в Конституции предлагается ввести норму, по которой решение о смещении президента Украины с поста в порядке импичмента принимается Верховной Радой не менее чем двумя третями от ее конституционного состава (в нынешней редакции - не менее чем тремя четвертями) после проверки дела Конституционным судом и получения его заключения о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте.
Также предлагается ввести норму, по которой решение о смещении президента Украины с поста в порядке импичмента принимается Верховной Радой не менее чем двумя третями от ее конституционного состава (в нынешней редакции - не менее чем тремя четвертями) после получения решения (сейчас - заключения) Верховного суда о том, что деяния, в которых обвиняется президент, содержат признаки государственной измены или другого преступления.
В случае досрочного прекращения полномочий президента до избрания и вступления на пост нового главы государства выполнение его обязанностей возлагается на председателя Верховной Рады (в нынешней редакции - на премьер-министра).
Законопроект предусматривает, в частности, что премьер-министр назначается Верховной Радой по предложению президента, однако его кандидатура должна быть представителем партии или блока, который имеет наибольшее число депутатов в парламенте. При этом правительство должно быть подотчетно и подконтрольно Верховной Раде.
Исполнительная вертикаль власти - главы госадминистраций - назначаются и освобождаются от должности премьером.
Проект также предусматривает введение императивного мандата.
При этом президенту предоставляется право досрочно распустить парламент в случае, если в течение 30 дней одной очередной сессии пленарные заседания Верховной Рады не могут начаться, или если в течение 60 дней после сложения полномочий (отставки) Кабинета министров парламента не утвердил новый состав правительства.
Решение о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины президент принимает после консультаций с председателем парламента, его заместителями, руководителям депутатских групп и фракций.
Предусматривается также проведение административно-территориальной реформы, в частности, предполагается предоставление статуса общин одному или нескольким населенным пунктам.
Интерфакс-Украина
В среду КС обнародовал заключение по делу о соответствии проекта закона о внесении изменений в Конституцию Украины, направленного председателем Верховной Рады Владимиром Литвином.
Проект изменений в Конституцию внесен 161 народным депутатом, в частности, Анатолием Матвиенко (фракция БЮТ), Виктором Мусиякой (группа "Европейский выбор"), Адамом Мартынюком (фракция Компартии), Александром Морозом (фракция Соцпартии), Юрием Ключковским (фракция "Наша Украина").
Законопроектом предлагается внесение изменений в 32 статьи Основного закона.
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, внесение изменений в Конституцию вызвано необходимостью перехода от президентско-парламентской республике к парламентско-президентской.
КС пришел к заключению, что предложенные в законопроекте изменения не направлены на ликвидацию независимости или на нарушение территориальной целостности Украины. Таким образом, в законопроекте соблюдены требования части 1 статьи 157 Конституции.
Кроме того, эти предложения не предусматривают отмену или ограничение прав и свобод человека и гражданина. Тем самым также соблюдаются требования части 1 статьи 157 Основного закона.
Вместе с тем, КС признал не отвечающим требованиям статьи 157 Конституции законопроект в той части изменений, которыми предусматривается отнести к полномочиям Верховной Рады толкование законов, а также изъятие из полномочий Конституционного суда официального толкования законов.
В заключении КС отмечается, что предложенные изменения предусматривают ограничение права индивида обращаться в Конституционный суд, и тем самым - право на судебную защиту, установленное в части 1 статьи 55 Основного закона.
КС также сделал ряд замечаний. В частности, в законопроекте предусматривается изложить часть 2 статьи 85 Конституции в такой редакции: "Верховная Рада осуществляет другие полномочия, которые в соответствии с Конституцией и законами отнесены к ее ведению".
КС считает, что предложенная редакция не предусматривает отмену или ограничения прав и свобод человека, однако это положение не отвечало бы закрепленному в Конституции принципу разделению власти.
Судья-докладчик по этому делу Владимир Шаповал на пресс-конференции после оглашения решения КС, отвечая на вопросы журналистов, отметил, что замечания Конституционного суда не являются обязательными для Верховной Рады.
Вместе с тем, если парламент внесет какие-либо изменения в законопроект, он должен будет обязательно вновь подать его в КС для дачи заключения на соответствие статьям 157 и 158 Конституции.
Как сообщало агентство, упомянутый законопроект о внесении изменений в Конституцию был направлен в КС в июле нынешнего года.
В парламентском законопроекте об изменениях в Конституцию Украины предлагается сократить число депутатских голосов, необходимых для принятия Верховной Радой решения об отстранении президента страны с поста в порядке импичмента.
Согласно проекту, в Конституции предлагается ввести норму, по которой решение о смещении президента Украины с поста в порядке импичмента принимается Верховной Радой не менее чем двумя третями от ее конституционного состава (в нынешней редакции - не менее чем тремя четвертями) после проверки дела Конституционным судом и получения его заключения о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте.
Также предлагается ввести норму, по которой решение о смещении президента Украины с поста в порядке импичмента принимается Верховной Радой не менее чем двумя третями от ее конституционного состава (в нынешней редакции - не менее чем тремя четвертями) после получения решения (сейчас - заключения) Верховного суда о том, что деяния, в которых обвиняется президент, содержат признаки государственной измены или другого преступления.
В случае досрочного прекращения полномочий президента до избрания и вступления на пост нового главы государства выполнение его обязанностей возлагается на председателя Верховной Рады (в нынешней редакции - на премьер-министра).
Законопроект предусматривает, в частности, что премьер-министр назначается Верховной Радой по предложению президента, однако его кандидатура должна быть представителем партии или блока, который имеет наибольшее число депутатов в парламенте. При этом правительство должно быть подотчетно и подконтрольно Верховной Раде.
Исполнительная вертикаль власти - главы госадминистраций - назначаются и освобождаются от должности премьером.
Проект также предусматривает введение императивного мандата.
При этом президенту предоставляется право досрочно распустить парламент в случае, если в течение 30 дней одной очередной сессии пленарные заседания Верховной Рады не могут начаться, или если в течение 60 дней после сложения полномочий (отставки) Кабинета министров парламента не утвердил новый состав правительства.
Решение о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины президент принимает после консультаций с председателем парламента, его заместителями, руководителям депутатских групп и фракций.
Предусматривается также проведение административно-территориальной реформы, в частности, предполагается предоставление статуса общин одному или нескольким населенным пунктам.
Интерфакс-Украина