Симоненко, Мороз и Тимошенко подставили все интернет-СМИ Украины
Четверг, 20 ноября 2003, 11:37
Оппозиция и власть общими усилиями ударили по интернет-изданиям. Во вторник парламент проголосовал два закона, которые позволяют легко закрыть рот сетевой прессе – последнему виду СМИ, не контролируемому Банковой.
Парламент в первом чтении принял закон о деятельности в сфере информатизации, а в целом – закон о телекоммуникациях.
"В соответствии с первым законопроектом, любое из существующих интернет-СМИ может быть объявлено нарушителем закона – и закрыто по формальным признакам", - бьет тревогу "Майдан".
"Второй законопроект вводит тотальный мониторинг интернет-траффика от пользователей с помощью специального оборудования на площадках провайдеров интернета (установленного, конечно, за средства провайдеров)".
Решающую роль в принятии законов сыграли три фракции оппозиции: КПУ, СПУ и БЮТ. "Наша Украина" в тот день бойкотировала работу парламента, однако не известно, как бы она себя повела, присутствуя в зале.
Первый кинжал
Закон о деятельности в сфере информатизации, внесенный правительством Януковича, в прошлом году критиковали интернетчики. 5 страниц абстрактного текста делают возможным использование этого документа для уничтожения интернет-журналистики руками закона.
Например, только одна норма. "Субъекты деятельности в сфере информатизации обязаны придерживаться [...] достоверности, полноты и своевременности информации, предоставляемой пользователю".
А этими самыми "субъектами деятельности в сфере информатизации" может быть кто угодно, в том числе интернет-СМИ: под эту категорию подпадают "собственники, распространители и пользователи информационных технологий, продуктов и ресурсов".
То есть интернет-СМИ нарушает закон, если оно не предоставляет информацию "достоверную", "полную" и "своевременно". Что означают эти три необходимых эпитета в адрес информации – неизвестно. А свободная трактовка законов – это первое условие для использования их в собственных интересах.
Например, "Украинская правда" написала об операции Кучмы на кишечнике во вторник утром. А произошло это в понедельник вечером. Такая несвоевременность будет нарушением закона о деятельности в сфере информатизации?
Еще один пример. "Субъекты деятельности в сфере информатизации" (в том числе и интернет-СМИ) по закону "обязаны" обеспечивать "защиту пользователя от материального, морального или физического вреда".
Если бы этот закон существовал на 28 ноября 2000 года, когда появились первые распечатки записей Мельниченко, то достаточно было применить эту статью – и не было бы то ли украинского интернета, то ли кассетного скандала.
Такими статьями, которые позволяют легально уничтожать украинскую интернет-журналистику, наполнен весь законопроект.
Он был принят во вторник 269 голосами. Есть вопрос, действительно ли хотят внедрения этих норм Литвин и Зинченко, которые нажали "за". При том, что последние месяцы они сами регулярно становятся жертвами информационной политики власти.
Среди 269 депутатов, которые проголосовали за закон, 51 коммунист и 18 социалистов. И несложно подсчитать, что без оппозиционных голосов он бы не прошел.
Как оказалась, причина такого поведения оппозиции – немного рискованна как для высочайшего законодательного органа. Социалист Юрий Луценко, который входит в телекоммуникационный комитет, рассказал, что СПУ просто... не разобралось, что поддерживает.
"Случился технический прокол, фракция не была готова к осознанному голосованию. Традиционно мы утром в день голосования собираемся и решаем, какие законы поддерживаем. В этот вторник такого заседания фракции не было. Так что мы совершили ошибку".
Вместе с тем Луценко обещает исправиться во втором чтении: "Я лично сделаю все правки для нейтрализации опасных положений для интернет-СМИ".
Второй кинжал
Второй закон – о телекоммуникациях – рядом с другими, полезными статьями, предусматривает и контроль со стороны государства за пересылкой информации через интернет-провайдеров.
"Операторы телекоммуникаций обязаны за собственные средства устанавливать на своих телекоммуникационных сетях технические средства, необходимые для осуществления уполномоченными органами оперативно-розыскных мер...".
Кроме того, операторы должны "обеспечивать функционирование этих технических средств, а также в пределах своих полномочий способствовать проведению оперативно-розыскных мероприятий и недопущению разглашения организационных и тактических приемов".
"Операторы телекоммуникаций обязаны обеспечивать защиту указанных технических средств от несанкционированного доступа", - говорится в законе.
В случае внедрения этого закона говорить о неприкосновенности электронной почты не приходится. А то, что закон будет подписан – нет сомнений: он принят во втором чтении с учетом правок Кучмы, который перед этим его ветировал.
Луценко является соавтором этого закона, и он не видит никаких проблем.
"Эта норма является необходимой, она дает возможность следить за тем, что происходит в трафике. При внедрении этой нормы мы использовали европейский опыт, проводили общественные слушания, и мне не известно о возражениях со стороны интернет-провайдеров".
Из слов Луценко вытекает, что следить "органы" будут не за перепиской оппозиционеров. А за тем, как украинские программисты продают свои программы западным компаниям. При этом деньги, которые они получают, никем не облагаются налогами.
По словам Луценко, начать "оперативно-розыскные мероприятия", то есть, например, перечитывать почту, можно будет лишь по решению суда. И эта норма является необходимой в арсенале правозащитников. Которые по такой же процедуре могут начать внешнее наблюдение или прослушивание.
Еще один конфликт в законе – это создание Национальной комиссии по регулированию связи. В версии, которую ветировал Кучма, она формировалась пополам президентом и парламентом. Кучма заменил пропорцию, забрав себе право назначать и увольнять всех 8 членов органа. И во вторник парламент с этим также согласился.
По словам Луценко, иначе нельзя было, так как в Конституции "есть исчерпывающий перечень органов, которые формируются наполовину президентом и Верховной Радой".
"В тексте Основного закона после Нацсовета по телевидению и радиовещанию стоит точка. Чтобы наполовину формировать состав комиссии по регулированию связи, надо изменять Конституцию. Но закон должен вступать в действие уже сейчас, так как он обеспечит прозрачное функционирование рынка телекоммуникаций", - указал Луценко.
За этот закон, который предусматривает монопольный контроль Кучмы за сферой связи и доступ силовиков к любой информации, которая передается по интернету, проголосовали 296 депутатов.
В том числе 54 коммуниста, 13 социалистов плюс 14 членов БЮТ. И если бы не их голоса, это закон также не прошел бы. По словам Луценко, как раз за этот документ СПУ голосовала сознательно.
Вместе с тем Тимошенко, которая, согласно официальным результатам голосования, нажала "за", это опровергает. "Во время голосования за этот позорный закон я была в Германии. Но ведь, насколько мне известно, наша фракция в знак протеста против избрания генпрокурора покинула зал. Может так произойти, что какие-то карточки остались на месте, чем воспользовались "большевики", - заявила она во время чата на своем сайте.
"Даже сама идея о контроле над частной жизнью граждан вызывает у меня отвращение. А мысль о контроле над сетью – смех. Я обещаю принять все меры по отмене этого голосования", - заявила Тимошенко.
Как известно, год назад оппозиция добилась аннулирования голосования за перераспределение комитетов. Но тогда большевики это делали бюллетенями. А сейчас было голосование в зале.
Самого посетителя чата Тимошенко, который задал ей вопрос, "больше всего злит даже не контроль за электронной почтой". "А то, что после того, как вышеупомянутый закон вступит в действие, все интернет-провайдеры вынуждены будут покупать в карманной СБУшной фирме за собственный счет комплект оснащения для контроля за интернет-трафиком".
"Как показал опыт России, где подобный закон был введен два года назад, единственным результатом такого законотворчества была нажива продавца оснащения, а интернет-трафик контролировать практически невозможно".
Здесь следует прибавить несколько слов от "Украинской правды". Может сложиться впечатление, что борьба против интернет-прессы, которая может начаться по первому закону, закончится лишь одним – очередным ударом по Кучме в цивилизованном мире. Так как все ведущие сайты, если их начнут закрывать из-за несоответствия "деятельности в сфере информатизации", просто перейдут на заграничные серверы.
Но на самом деле второй закон позволяет блокировать пересылку информации из Украины за границу. То есть эти два закона дают комплексные инструменты для борьбы с инакомыслием. Конечно, сложно представить, что не будет ни одной щели. Но если представить ситуацию, что власть начнет уничтожать конкретное издание, то журналист просто может не переправить статью на западный сервер. И единственным выходом станет только физическая эмиграция.
Парламент в первом чтении принял закон о деятельности в сфере информатизации, а в целом – закон о телекоммуникациях.
"В соответствии с первым законопроектом, любое из существующих интернет-СМИ может быть объявлено нарушителем закона – и закрыто по формальным признакам", - бьет тревогу "Майдан".
"Второй законопроект вводит тотальный мониторинг интернет-траффика от пользователей с помощью специального оборудования на площадках провайдеров интернета (установленного, конечно, за средства провайдеров)".
Решающую роль в принятии законов сыграли три фракции оппозиции: КПУ, СПУ и БЮТ. "Наша Украина" в тот день бойкотировала работу парламента, однако не известно, как бы она себя повела, присутствуя в зале.
Первый кинжал
Закон о деятельности в сфере информатизации, внесенный правительством Януковича, в прошлом году критиковали интернетчики. 5 страниц абстрактного текста делают возможным использование этого документа для уничтожения интернет-журналистики руками закона.
Например, только одна норма. "Субъекты деятельности в сфере информатизации обязаны придерживаться [...] достоверности, полноты и своевременности информации, предоставляемой пользователю".
А этими самыми "субъектами деятельности в сфере информатизации" может быть кто угодно, в том числе интернет-СМИ: под эту категорию подпадают "собственники, распространители и пользователи информационных технологий, продуктов и ресурсов".
То есть интернет-СМИ нарушает закон, если оно не предоставляет информацию "достоверную", "полную" и "своевременно". Что означают эти три необходимых эпитета в адрес информации – неизвестно. А свободная трактовка законов – это первое условие для использования их в собственных интересах.
Например, "Украинская правда" написала об операции Кучмы на кишечнике во вторник утром. А произошло это в понедельник вечером. Такая несвоевременность будет нарушением закона о деятельности в сфере информатизации?
Еще один пример. "Субъекты деятельности в сфере информатизации" (в том числе и интернет-СМИ) по закону "обязаны" обеспечивать "защиту пользователя от материального, морального или физического вреда".
Если бы этот закон существовал на 28 ноября 2000 года, когда появились первые распечатки записей Мельниченко, то достаточно было применить эту статью – и не было бы то ли украинского интернета, то ли кассетного скандала.
Такими статьями, которые позволяют легально уничтожать украинскую интернет-журналистику, наполнен весь законопроект.
Он был принят во вторник 269 голосами. Есть вопрос, действительно ли хотят внедрения этих норм Литвин и Зинченко, которые нажали "за". При том, что последние месяцы они сами регулярно становятся жертвами информационной политики власти.
Среди 269 депутатов, которые проголосовали за закон, 51 коммунист и 18 социалистов. И несложно подсчитать, что без оппозиционных голосов он бы не прошел.
Как оказалась, причина такого поведения оппозиции – немного рискованна как для высочайшего законодательного органа. Социалист Юрий Луценко, который входит в телекоммуникационный комитет, рассказал, что СПУ просто... не разобралось, что поддерживает.
"Случился технический прокол, фракция не была готова к осознанному голосованию. Традиционно мы утром в день голосования собираемся и решаем, какие законы поддерживаем. В этот вторник такого заседания фракции не было. Так что мы совершили ошибку".
Вместе с тем Луценко обещает исправиться во втором чтении: "Я лично сделаю все правки для нейтрализации опасных положений для интернет-СМИ".
Второй кинжал
Второй закон – о телекоммуникациях – рядом с другими, полезными статьями, предусматривает и контроль со стороны государства за пересылкой информации через интернет-провайдеров.
"Операторы телекоммуникаций обязаны за собственные средства устанавливать на своих телекоммуникационных сетях технические средства, необходимые для осуществления уполномоченными органами оперативно-розыскных мер...".
Кроме того, операторы должны "обеспечивать функционирование этих технических средств, а также в пределах своих полномочий способствовать проведению оперативно-розыскных мероприятий и недопущению разглашения организационных и тактических приемов".
"Операторы телекоммуникаций обязаны обеспечивать защиту указанных технических средств от несанкционированного доступа", - говорится в законе.
В случае внедрения этого закона говорить о неприкосновенности электронной почты не приходится. А то, что закон будет подписан – нет сомнений: он принят во втором чтении с учетом правок Кучмы, который перед этим его ветировал.
Луценко является соавтором этого закона, и он не видит никаких проблем.
"Эта норма является необходимой, она дает возможность следить за тем, что происходит в трафике. При внедрении этой нормы мы использовали европейский опыт, проводили общественные слушания, и мне не известно о возражениях со стороны интернет-провайдеров".
Из слов Луценко вытекает, что следить "органы" будут не за перепиской оппозиционеров. А за тем, как украинские программисты продают свои программы западным компаниям. При этом деньги, которые они получают, никем не облагаются налогами.
По словам Луценко, начать "оперативно-розыскные мероприятия", то есть, например, перечитывать почту, можно будет лишь по решению суда. И эта норма является необходимой в арсенале правозащитников. Которые по такой же процедуре могут начать внешнее наблюдение или прослушивание.
Еще один конфликт в законе – это создание Национальной комиссии по регулированию связи. В версии, которую ветировал Кучма, она формировалась пополам президентом и парламентом. Кучма заменил пропорцию, забрав себе право назначать и увольнять всех 8 членов органа. И во вторник парламент с этим также согласился.
По словам Луценко, иначе нельзя было, так как в Конституции "есть исчерпывающий перечень органов, которые формируются наполовину президентом и Верховной Радой".
"В тексте Основного закона после Нацсовета по телевидению и радиовещанию стоит точка. Чтобы наполовину формировать состав комиссии по регулированию связи, надо изменять Конституцию. Но закон должен вступать в действие уже сейчас, так как он обеспечит прозрачное функционирование рынка телекоммуникаций", - указал Луценко.
За этот закон, который предусматривает монопольный контроль Кучмы за сферой связи и доступ силовиков к любой информации, которая передается по интернету, проголосовали 296 депутатов.
В том числе 54 коммуниста, 13 социалистов плюс 14 членов БЮТ. И если бы не их голоса, это закон также не прошел бы. По словам Луценко, как раз за этот документ СПУ голосовала сознательно.
Вместе с тем Тимошенко, которая, согласно официальным результатам голосования, нажала "за", это опровергает. "Во время голосования за этот позорный закон я была в Германии. Но ведь, насколько мне известно, наша фракция в знак протеста против избрания генпрокурора покинула зал. Может так произойти, что какие-то карточки остались на месте, чем воспользовались "большевики", - заявила она во время чата на своем сайте.
"Даже сама идея о контроле над частной жизнью граждан вызывает у меня отвращение. А мысль о контроле над сетью – смех. Я обещаю принять все меры по отмене этого голосования", - заявила Тимошенко.
Как известно, год назад оппозиция добилась аннулирования голосования за перераспределение комитетов. Но тогда большевики это делали бюллетенями. А сейчас было голосование в зале.
Самого посетителя чата Тимошенко, который задал ей вопрос, "больше всего злит даже не контроль за электронной почтой". "А то, что после того, как вышеупомянутый закон вступит в действие, все интернет-провайдеры вынуждены будут покупать в карманной СБУшной фирме за собственный счет комплект оснащения для контроля за интернет-трафиком".
"Как показал опыт России, где подобный закон был введен два года назад, единственным результатом такого законотворчества была нажива продавца оснащения, а интернет-трафик контролировать практически невозможно".
Здесь следует прибавить несколько слов от "Украинской правды". Может сложиться впечатление, что борьба против интернет-прессы, которая может начаться по первому закону, закончится лишь одним – очередным ударом по Кучме в цивилизованном мире. Так как все ведущие сайты, если их начнут закрывать из-за несоответствия "деятельности в сфере информатизации", просто перейдут на заграничные серверы.
Но на самом деле второй закон позволяет блокировать пересылку информации из Украины за границу. То есть эти два закона дают комплексные инструменты для борьбы с инакомыслием. Конечно, сложно представить, что не будет ни одной щели. Но если представить ситуацию, что власть начнет уничтожать конкретное издание, то журналист просто может не переправить статью на западный сервер. И единственным выходом станет только физическая эмиграция.