День объявления войны

Суббота, 1 ноября 2003, 23:00
31 октября 2003, ровно год до выборов президента, политическая сила Ющенко хотела отметить красиво и креативно. У лидера "Нашей Украины" три года держится самый высокий рейтинг в государстве, что автоматом делает его самым вероятным победителем. Чтобы говорить об этом в утвердительной форме, ющенковцы хотели покорить Донбасс, к чему и стали готовиться. Они назначили руководителем штаба представителя не националистических сил, а "яблучника" Жовниренко. Познакомились с Ахметовым. Начали понемногу разворачиваться. И решили, что годовщину выборов президента будет уместно провести в Донецке. Организовать там не просто форум, как в других регионах, а съезд. Можно и информационную блокаду прорвать, и контакты наладить, и начать настоящую борьбу за голоса в шахтерском крае.

В ответ "Наша Украина" получила... Нет, не плевок. Харк.

Более того, авторы этого харка очень хотели, чтобы он был с кровью.

Такого, что происходило в течение последних дней в Донецке, не помнит никто из нашеукраинцев. Людей, которые привыкли жить в условиях постоянного давления, которые прошли через пресс минувшей предвыборной кампании и сразу погрузились в президентскую. "Теперь я думаю, правильно ли сделал, когда 12 лет назад решил вернуться в Украину?", - это слова Евгения Червоненко, нардепа и мастера спорта международного класса по автоспорту, который принял значительную часть донецкого удара на себя.

Против Ющенко в Донецке была объявлена война.

Наверное, конечной целью акции в Донецке был собственно срыв самого съезда. Но революцию в электоральных настроениях он бы не совершил. Для наращивания рейтинга в этом регионе Ющенко ждет работа почти с нуля.

Антиющенковская операция была призвана реализовать другие цели.

Цель локальная

Это был просто удар по блоку Ющенко, атака на его штаб, попытка вывести из равновесия, подорвать веру в себя, ослабить способность к борьбе. И нанести материальный ущерб – все деньги, израсходованные на подготовку съезда, оказались выброшенными на сухой донецкий ветер.

Но это был и не просто удар по блоку Ющенко, а создание стереотипа восприятия лидера "Нашей Украины" в регионе.

Контроль над СМИ Донбасса, грамотная нарезка видео и публикации в газетах делают из Ющенко маргинального политика. Который якобы имел наглость проповедовать в шахтерском крае националистические идеи. "Ющенко нужен Донбасс, но Донбассу Ющенко не нужен" - этот бесхитростный лозунг на куске красной ткани 2 на 2 метра сопровождал лидера "Нашей Украины" на всех "пикетах" в Донецке.

Если бы не было съезда, власти следовало бы искать повод для антиющенковской истерики. А так "Наша Украина" дала повод открыть по себе огонь.

Противодействие Ющенко в Донецке чувствовалось во всем. Они навязали Ющенко не только оппонентов (абсолютно виртуальных, ни на одном митинге "протеста" не было партийных знамен). Они также навязали ему его собственный образ.

Не последнюю роль в этом играла охрана, предоставленная Ющенко донецкой СБУ. Более 10 бойцов из подразделения "Альфа", одетых словно для штурма убежища террористов – маски, каски, бронежилеты, автоматы. Не хватало только противогазов.

Появление Ющенко в сопровождении автоматчиков, одетых в черное, только раздразнило толпу. Людей, которые не понимали, что организаторы провокации отвели им роль пушечного мяса – с руками для транспаранта, карманом для 20 гривен и глоткой для крика. И они, конечно, не станут разбираться, что именно власть обеспечила охрану Ющенко и могла просто ограничиться людьми в штатском. Но власть специально приставила к лидеру "Нашей Украины" вооруженных до зубов. И митингующий люмпен никогда не проведет параллель и не подумает – а почему же тогда Кучму не сопровождают на танках?

Еще одна цель, которая преследовалась в истории с охраной, – создать впечатление, что у Ющенко мания преследования и нарциссизм на почве опасений за свою жизнь. Главное – сделать побольше кадров в хорошем ракурсе и не сдерживать себя в их тиражировании.

Цель глобальная

Цель событий 31 октября – перенести историю в Донецке на общенациональный масштаб. Заблокировать попытки "Нашей Украины" сформировать из Ющенко лидера всего государства, а не только Западной Украины.

Этому бессознательно содействовали и сами "нашеукраинцы" – форум во Львове, который состоялся на следующий день после маразма в Донецке, дает совсем другую картину: заполненные улицы, тотальная поддержка Ющенко. Срыв съезда в Донбассе заставил многих галичан выйти на митинг поддержки Ющенко. Во Львове собралось невиданное число людей – 15 000 по статистике милиции.

Но власти это и было нужно. Теперь только маленькая манипуляция: поставить рядом картинки из Львова и Донецка – и готов сюжет: "Ющенко – президент полУкраины". Следующая серия: "раскол Украины на Восток и Запад, и виноват в этом Ющенко".

При этом власть ограничила амплитуду движений Ющенко. Переносить форум во Львове нельзя – тогда в "темниках" пошла бы трактовка: "Ющенко потерпел такой удар в Донецке, что даже отменил запланированное мероприятие". Но триумф во Львове после фиаско в Донецке – иллюстрация для кампании поляризации общества.

Еще, конечно, в Донецке Ющенко провоцировали на применение силы. Была бы потасовка между ющенковским и антиющенковским митингами? Хорошо. Депутаты из "Нашей Украины" набили бы кому-то морду? Замечательно! А если бы в результате событий в Донецке были жертвы – власть вообще обалдела бы от счастья. Запуская в печать листовки с надписью: "На руках Ющенко кровь невинных".

К счастью, этого всего не случилось. Единственным пострадавшим стали ворота, которые ведут от взлетного поля Донецкого аэропорта на стоянку. После прилета Ющенко в Донецк их... заварили. Тем самым не оставляя Ющенко выхода – идти только через центральные двери, прямо в толпу ПТУшников, приезд Ющенко для которых останется в памяти благодаря "шаровой" водке, которую начали разливать с самого утра. В этой ситуации замок на воротах пришлось отбить.

Хотя, нет – еще к числу пострадавших в рамках "дебоша ющенковцев в Донецке" можно отнести секретаршу губернатора, которой пришлось вдыхать дым от сигарет Червоненко.

Да и самого губернатора, на которого сорвался Ющенко. Вывели его из равновесия бигборды с собственным изображением в фашистской форме. Не сомневаясь в причастности власти к их появлению, Ющенко на встрече с донецким руководством не выдержал: "За вас мой отец сидел четыре с половиной года в Освенциме, за вас, холуев!"

Янукович не при чем?

Еще одна цель войны против Ющенко в Донецке - послать сигнал конформистским элитам Украины. Тем, которые начали готовиться к переходу власти в 2004. Донецкими событиями им было указано на Ющенко как на прокаженного. Им был продемонстрирован арсенал последствий, который их ожидает в случае контактов, дружбы, блокирования или дышания одним воздухом с лидером "Нашей Украины".

И еще один результат этих событий – это жесткая ссора между донецкими как кланом и "Нашей Украиной". Иллюзии возможности диалога с "конкретными пацанами" разбились вместе со стеклом в доме культуры "Юность", где в четверг полдня был заблокирован "нашеукраинец" Юрий Павленко.

Не важно, сколько процентов в том, что произошло в пятницу, – это исполнение донецкими циркуляра Банковой. А сколько – просто фирменный стиль донецких. Факт в том, какие дикие по своей форме события произошли. В то время как в кресле губернатора сидит бывший заместитель Януковича (Близнюк), а председателем облсовета работает правая рука Ахметова (Колесников).

И тем хуже, если донецкие только выполняли программу, написанную Медведчуком. Это просто показывает, что "понты гонять" они могут только на стадионе "Шахтер". Их зона влияния сократилась до футбольной команды, и они позволяют "киевским лохам" столкнуть себя с самой большой парламентской силой – "Нашей Украиной". Которую они также считают "лохами", но которые могли бы быть полезными партнерами.

Но сомнительно, что донецкие просто по-дурному отрабатывали резолюции администрации президента по противодействию Ющенко. Это видно и из того, как конфликт освещался каналом "Украина". Телекомпания, принадлежащая Ахметову, была достойным конкурентом социал-демократическим "кнопкам". Или тот факт, что все пресс-релизы об "очередном дебоше депутатов "Нашей Украины" распространялись службой Донецкого облсовета, председатель которого – выходец из бизнес-структуры Ахметова.

Поэтому, вполне возможно, так, как это было 31 октября, донецкие "творчески реализовались" по собственному желанию. Тогда худшей характеристики им не написал бы даже Гельман.

То же самое касается Януковича.

Если он не знал о "беспределе" в своей вотчине, то это свидетельствует как минимум о потере контроля. И реакцией для начала согло бы быть просто извинение. Хотя по закону это должно бы привести к увольнению руководства области. И пусть Янукович считал вчера их соратниками, а отставка виновных может сделать новым губернатором члена СДПУ(О).

Если же донецкий цирк происходил с согласия или хотя бы с ведома Януковича, то события были иллюстрацией его как кандидата в президенты. 31 октября 2003 в Донецке – это Украина в исполнении президента Януковича. Эта худшая агитация, конкуренциб которой могут составить только два вместе взятых тюремных срока премьера.

Но, кроме того, если Янукович знал о донецкой провокации, он подставил и многих высокопоставленных людей, которые проявили к нему доверие в форме встречи – в Вашингтоне, Берлине, Брюсселе. Теперь получается, что они жали руку и теряли время на разговоры с обычным "беспредельщиком", который волей судьбы оказался вторым лицом в самом крупном европейском государстве.

Оппозиция после Донецка

Бесспорно, Донецк в версии 31 октября будет иметь последствия и для оппозиции. Безусловный вывод из этих событий – необходимость блокирования на президентских выборах "Нашей Украины" с СПУ. Именно левая партия в коалиции Ющенко может нейтрализовать подобные инциденты в будущем. Ведь социалисты, хотят оги того или нет, подсознательно воспринимаются населением как пророссийская сила. Присутствие левых рядом с Ющенко ломает сценарий "Украина, разделенная на Восток и Запад".

Также этот инцидент должен содействовать вообще сплочению как в рядах "Нашей Украины", так и самой оппозиционной четверки, включая КПУ. Неожиданная встреча Ющенко и Симоненко в Борисполе могла бы подтолкнуть их к подписанию пакта о ненападении в рамках предвыборной кампании и сотрудничеству в проведении честных выборов и параллельного подсчета голосов.

Было бы неправильно "Нашей Украине" не использовать донецкие события для укрепления имиджа оппозиционной силы. Это также уместный повод для обращения в международные организации, чтобы старт предвыборному мониторингу был дан как можно раньше.

"Наша Украина" поступила очень логично в ситуации конфликта, который назревал в Донецке. Она взяла с собой дипломатов из семи посольств – США, Франции, Германии, Еврокомиссии…. Еще восемь человек отказались лететь, когда узнали, что ситуация в Донецке вышла из-под контроля властей, а поэтому "Наша Украина" не гарантирует их безопасность. И неизвестно, чьи отчеты будут более жесткими.

На обратном пути в Киев дипломат одной из европейских стран сказал: "То, что произошло – не стало сюрпризом. Но было полезно убедиться в этом собственными глазами".

Первым публичным последствием донецких событий можно считать реакцию посла США Хербста. Несмотря на свое немногословие, он уже успел появиться в эфире двух каналов – "Нового" и "Тониса".

Кто-то на Банковой начал говорить о новой эре отношений Украины и США? "Соединенные Штаты поддерживают право украинского народа выбирать себе лидера. Люди имеют право услышать точки зрения всех политических партий. Я понимаю, что сегодня в Украине невозможно проводить обычную избирательную кампанию. Кое-кто отрицает право обычных людей узнать позицию политической партии Виктора Ющенко. Это большое разочарование, это грустные дни для демократии в Украине".

Это не позиция американского представителя. Это слова знающего, что такое элементарные права человека.