"Одесса-Броды" не выдержит конкуренцию с другими маршрутами?
Вторник, 7 октября 2003, 18:19
Украина для привлечения казахской нефти в трубопровод "Одесса-Броды" должна предложить ее собственникам более привлекательные условия, чем другие покупатели, однако такой сценарий маловероятен.
Такое мнение высказал посол Украины в Казахстане Василий Цыбенко в интервью газете "Голос Украины" во вторник.
Такой пессимистичный прогноз для Украины он объясняет рядом факторов: ожидающимся уже в 2004 году завершением строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан мощностью 50 млн. тонн в год и расширением в Казахстане деятельности Китайской национальной нефтяной корпорации, заявившей о намерении построить нефтепровод в Китай.
Цыбенко также напомнил, что сегодня основными экспортными направлениями казахской нефти являются российская нефтетранспортная система, Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), морские маршруты Актау-Баку, Актау-Махачкала, Актау-Нека (Иран) и железнодорожные поставки в Китай.
Посол подчеркнул, что большая часть экспорта проходит по контрактам с западными покупателями, которые сами определяют оптимальный маршрут поставки из Новороссийска в Европу. В частности, он назвал СП "Тенгизшевройл", которое будет контролировать 22 млн. тонн нефти в КТК к 2006 году, и Agip KCO, осваивающее очень перспективное месторождение Кашаган.
"Именно с перечисленными компаниями, а не с правительством Казахстана, нужно работать украинским ведомствам, если речь идет о реальном привлечении нефти в трубопровод Одесса-Броды, - сказал В.Цыбенко.
Он добавил, что до Казахстана долетает "эхо словесных баталий по Одесса-Броды, но эти дискуссии ведутся преимущественно в политической, а не в экономической плоскости.
Посол также заявил о поддержке создания Единого экономического пространства (ЕЭП) между Украиной, Россией, Казахстаном и Белоруссией, считая, что это снизит транспортные издержки. "Ведь сегодня из-за высоких транспортных затрат с Херсонского НПЗ фактически уходит национальная компания "Казмунайгаз", - отметил он. По словам дипломата, при нынешней конъюнктуре внешних рынков и увеличивающихся мощностях КТК подавать сырье в страны дальнего зарубежья стало для Казахстана намного выгоднее.
Первая очередь нефтетранспортной системы Одесса-Броды сдана в эксплуатацию в мае 2002 года. Ее пропускная способность - 9-14,5 млн. тонн нефти в год с резервуарным парком 200 тыс. кубометров.
В Украине несколько месяцев ведется полемика вокруг вариантов использования нефтепровода: в Европу для транспортировки каспийской нефти или на побережье Черного моря для транспортировки российской нефти сорта Urals.
Правительство Украины отложило окончательное решение по вопросу определения варианта использования нефтепровода Одесса-Броды, решив привлечь на тендере независимого эксперта для оценки перспектив его реверсной работы для прокачки российской нефти в Одессу.
В начале октября министр топлива и энергетики Украины Сергей Ермилов заявил о наличии в Кабинете министров контракта на ежегодную транспортировку 9 млн. тонн легкой каспийской нефти в течение семи лет по нефтепроводу Одесса-Броды. По его словам, проблема заключается в отсутствии покупателей всего этого объема нефти в Европе.
Российская компания ТНК-ВР еще ранее выразила готовность поставить 380-420 тыс. тонн технологической российской нефти сорта Urals в виде товарного кредита на три года для заполнения Одесса-Броды, а также обеспечивать до 9 млн. тонн нефти в год для прокачки.
"Интерфакс-Украина"
Такое мнение высказал посол Украины в Казахстане Василий Цыбенко в интервью газете "Голос Украины" во вторник.
Такой пессимистичный прогноз для Украины он объясняет рядом факторов: ожидающимся уже в 2004 году завершением строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан мощностью 50 млн. тонн в год и расширением в Казахстане деятельности Китайской национальной нефтяной корпорации, заявившей о намерении построить нефтепровод в Китай.
Цыбенко также напомнил, что сегодня основными экспортными направлениями казахской нефти являются российская нефтетранспортная система, Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), морские маршруты Актау-Баку, Актау-Махачкала, Актау-Нека (Иран) и железнодорожные поставки в Китай.
Посол подчеркнул, что большая часть экспорта проходит по контрактам с западными покупателями, которые сами определяют оптимальный маршрут поставки из Новороссийска в Европу. В частности, он назвал СП "Тенгизшевройл", которое будет контролировать 22 млн. тонн нефти в КТК к 2006 году, и Agip KCO, осваивающее очень перспективное месторождение Кашаган.
"Именно с перечисленными компаниями, а не с правительством Казахстана, нужно работать украинским ведомствам, если речь идет о реальном привлечении нефти в трубопровод Одесса-Броды, - сказал В.Цыбенко.
Он добавил, что до Казахстана долетает "эхо словесных баталий по Одесса-Броды, но эти дискуссии ведутся преимущественно в политической, а не в экономической плоскости.
Посол также заявил о поддержке создания Единого экономического пространства (ЕЭП) между Украиной, Россией, Казахстаном и Белоруссией, считая, что это снизит транспортные издержки. "Ведь сегодня из-за высоких транспортных затрат с Херсонского НПЗ фактически уходит национальная компания "Казмунайгаз", - отметил он. По словам дипломата, при нынешней конъюнктуре внешних рынков и увеличивающихся мощностях КТК подавать сырье в страны дальнего зарубежья стало для Казахстана намного выгоднее.
Первая очередь нефтетранспортной системы Одесса-Броды сдана в эксплуатацию в мае 2002 года. Ее пропускная способность - 9-14,5 млн. тонн нефти в год с резервуарным парком 200 тыс. кубометров.
В Украине несколько месяцев ведется полемика вокруг вариантов использования нефтепровода: в Европу для транспортировки каспийской нефти или на побережье Черного моря для транспортировки российской нефти сорта Urals.
Правительство Украины отложило окончательное решение по вопросу определения варианта использования нефтепровода Одесса-Броды, решив привлечь на тендере независимого эксперта для оценки перспектив его реверсной работы для прокачки российской нефти в Одессу.
В начале октября министр топлива и энергетики Украины Сергей Ермилов заявил о наличии в Кабинете министров контракта на ежегодную транспортировку 9 млн. тонн легкой каспийской нефти в течение семи лет по нефтепроводу Одесса-Броды. По его словам, проблема заключается в отсутствии покупателей всего этого объема нефти в Европе.
Российская компания ТНК-ВР еще ранее выразила готовность поставить 380-420 тыс. тонн технологической российской нефти сорта Urals в виде товарного кредита на три года для заполнения Одесса-Броды, а также обеспечивать до 9 млн. тонн нефти в год для прокачки.
"Интерфакс-Украина"