Нападение на "Молодую Галичину": мстят СДПУ(О) или мстит СДПУ(О)

Понедельник, 6 октября 2003, 17:01
В конце прошлой недели произошел еще один инцидент со свободой слова в Украине. Однако в отличие от других случаев сейчас может оказаться, что редакцию газеты превратили в подмостки для спектакля – но в рамках настоящей войны между "Нашей Украиной" и СДПУ(О).

В пятницу утром в офис газеты "Молодая Галичина" ворвались пятеро неизвестных, которые в двух кабинетах редакции поломали технику и травмировали двух работников издания.

Уже в понедельник международная правозащитная организация "Репортеры без границ" осудила нападение на редакцию "Молодой Галичины" и заявила, что требует регулярного информирования о ходе расследования этого инцидента. Об этом сообщает "Немецкая волна".

"Разбойное нападение на редакцию "Молодой Галичины" продолжалось не больше двух минут, однако преступники успели разбить всю технику в помещении, где журналисты работали над выпуском газеты", - сообщил заместитель главного редактора Евгений Тарнавский.

Рассматривают несколько версий, среди них – конкуренция и сведение счетов. Руководство газеты расценивает нападение как политическую месть, поскольку в последних номерах газеты было напечатано несколько критических материалов о деятельности председателя Львовского облсовета Михаила Сендака. Тот является ставленником "Нашей Украины".

Последний уже обнародовал заявление, где заверяет, что ни он, ни какие-либо национал-демократические силы Львовщины не причастны к преступлению.

Такой фасад конфликта.

В то же время в понедельник "Львовская газета", которая борется с давлением Медведчука-младшего, вышла со своим комментарием событий.

"Обстоятельства этого преступления в "Молодой Галичине" настораживают. Во Львове развернута полномасштабная политическая война. И самое страшное, что журналисты становятся ее объектами", - отмечает издание.

"Львовская газета" приводит целый ряд несоответствий: как в описании инцидента, так и в том, к каким последствиям он привел.

Как вообще произошло нападение? Картину воспроизвела "Львовская газета".

По словам заведующего отделом распространения Петра Москвы, который открывал нападавшим двери, сначала один из них направил на него пистолет и приказал не двигаться. Потом ему брызнули из газового баллончика в лицо, после чего прибывшие рванули в кабинеты верстки и литредактора.

У одного из них в руках был топорик. Там они еще раз применили газовый баллончик против верстальщика Андрея Романишина, сбросили несколько компьютеров, попереворачивали мебель, облили стены, потолок и красивый платок литредактора краской-морилкой и убежали.

Петр Москва рассказывал, что визитеры были без масок, другие свидетели убеждают, что на нападавших были респираторы. Известно, что милиция нашла одну из таких респираторных масок на ступеньках и направила ее на экспертизу. Нападение продолжалось около минуты. Двух пострадавших возили в больницу скорой помощи. В редакции на тот момент было 10 сотрудников. Часть из них закрылась в кабинетах.

Музыкант Юрий Шарифов, который как раз давал интервью в редакции, рассказал "Львовской газете" несколько интересных подробностей инцидента. У нападавших были, по свидетельству Шарифова, на лицах белые марлевые повязки, которые, скорее всего, должны были уберечь их от действия газа. На руках – красные резиновые рукавицы. Но глаза у погромщиков были почему-то незащищенными от газа. Они никого не били и ничего не выкрикивали, хотя шума от их действий было немало. (Как утверждал впоследствии заместитель главного редактора Евгений Тарнавский, преступники выкрикивали: "Так вам будет всегда!").

Действовали абсолютно неэмоционально и профессионально. Одну бутылку с жидкостью участники нападения бросили, но она не разбилась. С одним из погромщиков Шарифов столкнулся в коридоре: тот поднял топорик, но больше ничего не сделал. Потом участник "маски-шоу" пробежал мимо известного музыканта, даже его не толкнув. Пистолета Шарифов не видел.

Первыми на место преступления прибыли... налоговые милиционеры, которые охраняли место дебоша до прибытия опергруппы милиции. Возбуждено уголовное дело по факту хулиганства и уничтожения имущества. Милиция взяла отпечатки пальцев у всех работников газеты.
Остается непонятным, сколько и какую именно оргтехнику уничтожили. Работники "Молодой Галичины" убеждали репортера "Львовской газеты", что уничтожены как минимум 4 компьютера, сканер и принтер, но впоследствии на сайте "КуПол" появилось сообщение, что уничтожен только монитор и системный блок. Вместе с тем одна из газет сообщила в субботу, что уничтожены 10 компьютеров.

Также издание отмечает, что нападение было совершено только на два из более чем 20 кабинетов в редакции.

"А теперь попробуем спокойно проанализировать ситуацию", - предлагает "Львовская газета".

В первую очередь нападения на масс-медиа для Львова – не диковина. В середине 1990-х группа юношей, одетых в камуфляж и противогазы, осуществила нападение на радиостанцию "Свободное слово из Украины". Погромщики поломали молотками технику и убежали. Странно: милиция тогда вычислила всех участников нападения и организатора – тогдашнего лидера праворадикальной организации, который впоследствии перешел в СДПУ(О). Но почему-то гласного судебного процесса не произошло. Впоследствии ультраправые били в собственных кабинетах заместителя редактора и редактора сразу двух львовских областных газет. И опять ничего. Теперь вот "Молодая Галичина".

Ответ на вопрос "Кто от этого выиграл?" даст нам подсказку к другому вопросу: "Кто это организовал?" Если погром – дело рук антагонистических к СДПУ(О) сил, то они не достигли этим ничего. Газета выходит, ее политическая позиция – неизменна, материальные потери – минимальные, сотрудники – смелые и несокрушимые.

Если бы хотели повлиять на политические векторы "Молодой Галичины", то расправу совершили бы сначала над редактором или самыми ярыми журналистами. И не обливали бы их краской-"морилкой", а банально жестоко побили.

Теперь попробуем предположить, что сценарий организовали силы, антагонистические к "Нашей Украине". Выгода – прямая. Газета выходит, ее политическая позиция – неизменна, материальные потери – минимальные, сотрудники – смелые и несокрушимые.

Но общественность имеет яркое подтверждение того, что на Львовщине поднимает голову "нашизм". И подтверждение того, что сторонникам Сергея Медведчука угрожает реальная опасность (вспомните обещание "народного гнева" от Виктора Ющенко). Если нападающих и поймают, то вряд ли переговоры с ними вел кто-то из "политических тузов" – парни просто ничего не знают.

Народный депутат Ярослав Кендзёр из "Нашей Украины" о событиях в газете "Молодая Галичина" в эфире "Радио Люкс" сказал: "Знаете, я убежден, что это дело рук самих эсдеков. Они сейчас нагнетают. И чтобы вызвать к себе какое-то сочувствие, и чтобы произвести впечатление – видите, на них какие-то экстремисты наезжают. Об этом свидетельствует так называемое очень странное ограбление офиса СДПУ(О), это заминирование, эта акция относительно "Молодой Галичины". Я убежден, что это события одного плана".

"Украинская правда" по телефону связалась с "Молодой Галичиной". Ситуацию с пятничным инцидентом прокомментировал заместитель главного редактора Евгений Тарнавский.

- В каком состоянии сейчас находится как техника газеты, так и люди, которые пострадали во время нападения?

- Что касается техники – побита верстовочная техника. Но не вся. Нападающие были в двух помещениях. У нас некоторые наборные компьютеры позволяют верстать. Кроме того, некоторые львовские газеты предложили нам свою помощь с тем, чтобы мы могли выпускать газету на их технике. Мы рассматриваем и такие возможности.

Что касается людей – те, кто были госпитализированы, уже дома. А психологически настроение людей далеко не лучшее. Ведь подавляющее большинство пережило стресс.

Относительно процессуальных действий – работников допросили следователи еще в пятницу, взяли отпечатки пальцев у всех работников... Это все.

- Можно выяснить, сколько вообще компьютеров пострадало? "Львовская газета" пишет в номере за сегодня, что это то ли два, то ли десять компьютеров.

- Откуда появилась цифра 10? Сначала побили около 10 компьютеров. Мы начали их ставить, и, несмотря на неприглядный вид корпусов, они все ровно оказались рабочими. А то что не подлежит восстановлению – это два монитора, два блока. И, самое интересное, один из этих блоков – это сервер.

- Могли бы немного рассказать о самом издании "Молодая Галичина", потому что в Киеве оно не продается?

- "Молодая Галичина" была молодежной газетой во Львове, которая в старые времена называлась "Ленинская молодежь". Потом еще во времена Союза ее переименовали в "Молодую Галичину". Сейчас это молодежная газета, внепартийная.

- Сколько людей у вас работает в отделе "Политика" и сколько эта тематика занимает на полосах газеты?

- У нас в каждом отделе работает по одному человеку. Одна – максимум две политических полосы. Мы эту тематику освещаем, потому что пытаемся освещать то, что интересно читателям. У нас область политически заангажированная. Поэтому и это интересно. Хотя конечно, политическая тематика не профилирующая.

- В комментариях, которые появились после этого нападения, были сообщения, что у вас в последнее время появлялись критические материалы о Сендаке, представителе "Нашей Украины".

- Критические материалы мы писали о нем не как о представителе "Нашей Украины", а как о председателе Львовского областного совета.

- По вашему мнению, более вероятно, что это нападение – это месть "Нашей Украины"? Или это ход СДПУ(О), чтобы показать ситуацию как проявление "нашизма" в области?

- Я не могу сказать, что это ход СДПУ(О), так же я не могу сказать, что это ход "Нашей Украины". На вид нападавшие были как обычные хулиганы, не выкрикивали никаких лозунгов. Сказали только: "Теперь вам так будет всегда". Но конкретики не было. При том, что перед этим не было никаких угроз, которые должны бы предшествовать нападению. Например, "прекратите писать о том и том".

- Кроме этих критических материалов о Сендаке вы писали критически о Медведчуке-младшем?

- О нем критических материалов не было. Были еще полгода назад критические статьи о Кендзёре (народный депутат "Нашей Украины" от Львовщины).

- "Зеркало недели" полтора года назад писало, что СДПУ(О) купила газету "Молодая Галичина"?

- Учредитель газеты – частный предприниматель Игорь Гайдучок, заслуженный врач Украины. А не партийная организация СДПУ(О).

- А он является членом СДПУ(О)?

- Я – наемный работник и его партийности не выяснял. И не это главное. Главное – как финансируется газета, платится заработная плата и все остальное.

[От "Украинской правды": на самом деле владелец "Молодой Галичины" Игорь Гайдучок является первым заместителем Львовского обкома СДПУ(О), о чем сообщается на сайте партии]

- Вы верите, что у расследования этого инцидента будет результат?

- Время покажет. Этот случай можно квалифицировать как разбойное нападение, а они у нас очень редко раскрываются.

- А как вы можете прокомментируете версию "Львовской газеты", что к этому нападению причастные сами эсдеки?

- У меня нет фактов, которые бы могли это подтвердить или опровергнуть. А заявление Кендзера – все имеют право на свое мнение. Кстати, "Львовская газета" одной из первых предложила, чтобы выпускать на их технике нашу газету.

- А изложение событий в день нападения в материале "Львовской газеты" – оно правдиво?

- Более-менее отвечает действительности.


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования