Маленький конфликт с большими последствиями

Четверг, 30 октября 2003, 17:29
Локальный территориальный конфликт с Российской Федерацией вокруг косы Тузла осветил ряд глобальных, стратегических проблем, которые касаются и внутренних вопросов Украины, и международных. В частности, это вопросы относительно стратегии отношений между Киевом и Москвой, а также относительно места Украины в гипотетических геополитических расчетах "третьих стран".

Движущие силы и настоящие последствия конфликта

Российская Федерация, по большому счету, не заинтересована в конфликте с Украиной, поскольку необратимые и непредвиденные его последствия разрушают все политические и социально-экономические выгоды России, стратегически выстроенные федеральным руководством в течение нескольких последних лет. Геополитический и экономический успех от овладения куском малозначимй суши в Керченском проливе просто несопоставим с возможными потерями России на международной арене.

Во-первых, этот конфликт дискредитирует все предыдущие и будущие договоренности относительно положительного украино-российского сотрудничества, вследствие чего сводятся на нет любые возможности ратификации соглашения относительно образования Единого экономического пространства. В результате подобных "потерь" Россия фактически лишается лидерской монополии на пространстве СНГ, одновременно с имперскими амбициями.

Во-вторых, конфликт вокруг косы Тузла аккумулировал способности украинской нации к национальной самоидентификации, в той или иной степени активизировал патриотичнеские настроения и создал предпосылки для формирования новых антироссийских сил.

Такие тенденции легко просчитываются в результате профессионального социологического исследования, и вряд ли правительство Федерации пошло бы на подобную авантюру, не просчитав всех возможных последствий эскалации конфликта с Украиной.

Не будет преувеличением сказать, что сегодня в отношениях между двумя странами и двумя народами уже запущены необратимые центробежные цепные реакции. Это касается как "простонародья", так и политических элит.

С сегодняшнего дня главный водораздел между элитами двух стран пролегает через национальный интерес. Что касается заурядных граждан Украины и России, то следует сказать, что за последние дни на киевских и полтавских кухнях, равно как на московских и саратовских, уровень патриотизма и национализма возрос значительно больше, чем в зданиях МИД на Михайловской и Смоленской площадях.

Этот процесс запущен, и его уже нельзя остановить ни телефонными переговорами, ни свертыванием строительства дамбы.

В-третьих, конфликт с Россией автоматически повышает статус западной поддержки в сохранении территориальной целостности Украины, и стимулирует страну к активизации действий в направлении интеграции с Западом.

Можно сказать, что, таким образом, дамба на Тузле – это путь, которым Украина может прийти в НАТО. Вряд ли прирост Краснодарского края несколькими метрами косы стоит таких последствий для внешней политики России.

В-четвертых, этот конфликт дает Украине все основания глубоко пересмотреть собственную военную доктрину и построить, при поддержке (или невмешательстве) западных стран, мощную систему противовесов и удерживаний, прежде всего – в милитарном направлении.

В-пятых, этот конфликт наносит сокрушительный удар по международному авторитету России, уничтожает имидж Федерации как демократического и стабильного государства, и, по меньшей мере, тормозит вступление России в ведущие международные структуры. Нарушение РФ гарантий, которые были предоставлены Украине в 1995 году относительно ее территориальной целостности, дискредитирует международную политику Москвы, делает ее непрогнозируемой и опасной.

В-шестых, этот конфликт консолидирует нацию вокруг лидера национально-демократических сил Украины, который, из-за отсутствия адекватной реакции официального руководства государства, принял на себя общественные ожидания в защите суверенитета Украины. Соответственно, значительно повышаются его шансы на избрание президентом Украины, что приведет к свертыванию малопродуманных и невзвешенных "интеграционных процессов" с Российской Федерацией.

В-седьмых, все потенциальные провластные кандидаты на президентские выборы в Украине, так или иначе, главной темой своей потенциальной избирательной кампании планировали сделать "российский фактор", чтобы на основах декларирования "вековечной дружбы между двумя братскими народами" выстроить избирательную рекламную кампанию и приобретать голоса граждан Украины, лояльных к РФ.

Конфликт на Тузле выбил из-под ног этих кандидатов последний стул и полностью обесценил и без того мизерные шансы на победу. В результате Москва в значительной степени утратила влияние на ход президентских выборов в Украине.

В-восьмых, конфликт с Украиной делает как минимум проблематичным участие стратегических российских капиталов в приватизации украинских промышленных объектов.

Все эти выводы заставляют, как минимум, задуматься. Обстоятельства, связанные с зарождением конфликта в Керченском проливе, повитые мраком неадекватных тайн, странных недоразумений и парадоксов. Складывается четкое впечатление, что этот конфликт очень тщательно спланирован и профессионально проведен как классическая провокация извне.

Безусловно, с расчетом на сотрудничество с той частью русской политической элиты, которая имеет название "космополитической" и откровенно гнушается такими "абстрактными" понятиями как "национальная гордость", "патриотизм" и т.д.

Достаточно проанализировать неожиданно-агрессивные выступления право-либеральных сил России относительно конфликта, или демонстративно провокационные и явно несогласованные заявления представителей администрации президента РФ, чтобы, как минимум, не спешить с выводами. При этом надо также отметить, что классические патриотичные силы России и официальное руководство воздерживаются от эмоционального комментирования относительно конфликта.

Складывается также впечатление, что если Россия и инициировала подобный конфликт, то инициаторами его были силы, заинтересованные скорее в дискредитации высшего российского руководства, а не в укреплении его позиций. Руководство России оказалось не готово к этому конфликту и вступило в решение проблемы по правилам, навязанным извне.

Иначе говоря, ситуация вокруг косы Тузла сложилась такая, что делать однозначные "черно-белые" выводы относительно инициаторов конфликта, его причин, содержания и природы рановато. Прежде чем ехать на пролив и швырять камнем в кубанских казаков, необходимо четко проанализировать все то, что произошло, и лишь после этого прибегать к стратегическим шагам.

Однако все эти "недоразумения" отнюдь не снимают с повестки дня вопрос стратегических внутренних украинских проблем, которые стали очевидными с первых дней "керченского конфликта". В какой-то мере, мы должны быть признательны инициаторам этого конфликта за то, что он возник вокруг косы Тузла, а не, скажем, Крымского полуострова или Харьковской области.

Проблемы Украины

Уже в первые дни посягательств на украинскую территорию стало понятно, что:

Во-первых, Украина как геополитическая реальность и независимое государство не может себя защищать, не способна гарантировать собственный суверенитет и обеспечить территориальную целостность, оперативно и качественно защитить границы.

Мы впервые адекватно оценили тот досадный факт, что Украина не владеет ни одним действенным средством (в том числе оружием сдерживающего характера), которое могло бы обезопасить от подобных инцидентов в будущем.

Во-вторых, в Украине на сегодня отсутствует адекватная времени и внешним вызовам военная доктрина. Как следствие - отсутствует ее научное, производственное, организационное, финансовое обеспечение.

Военная доктрина Украины, принятая в 1993 году, не выдерживает никакой критики и напоминает скорее манифест пацифистов, поведенных на многовекторности и патологически непонятной влюбленности в вечный нейтралитет страны.

Следует также признать, что в Украине отсутствуют боеспособные войска. По сути, украинские вооруженные силы не готовы на равных противостоять даже казацким куреням Кубанского полка, уже не говоря о ВС Российской Федерации.

В Украине полностью отсутствует система подготовки опытных военных специалистов. Курсанты высших летных училищ получают офицерские звания, не имея ни одного часа налета. А молодые солдаты большей частью проходят "срочную службу" на строительстве дач и огородных работах генеральских усадеб.

В-третьих, стало понятно, что, кроме нас самых, никто Украину защищать не собирается. Государства, которые в 1995 году после отказа Украины от ядерного оружия выступили как гаранты сохранения ее территориальной целостности и безопасности, в сущности, устранились от посредничества в решении конфликта и фактически проигнорировали посягательства другого государства на украинскую территорию.

В-четвертых, руководство государства, верховный главнокомандующий и правительство продемонстрировало странную беспомощность, которая является прямым следствием зависимости и подчиненности высшего руководства Украины неукраинским интересам. Соответственно, возник реальный риск, что будущие грубые посягательства на украинскую территорию со стороны других государств могут сопровождаться молчаливой сдачей наших территорий.

Также надо учесть и то, что погранвойска Украины не получили никаких указаний из Киева относительно употребления комплекса мер по защите украинских границ (по некоторым данным, даже были сознательно разоружены) и в своих действиях руководствовались исключительно профессиональной интуицией, что совсем не унижает их, а, скорее, наоборот.

Пренебрежение высшего руководства Украинского государства угрозой территориальной целостности со стороны Молдовы, вокруг острова Змеиный, косы Тузла и др., создало внешние предпосылки для начала хронических посягательств на пограничные украинские территории.

В-пятых, Министерство иностранных дел не смогло оперативно предоставить никакой информации нормативного характера, которая недвусмысленно свидетельствовала бы о территориальной принадлежности "спорной территории". Это означает, что работа по правовому закреплению украинских территорий с 1991 года вообще не проводилась.

В-шестых, Служба безопасности Украины, военная разведка не смогли предупредить конфликт и не предоставили никакой информации о его зарождении, хотя дамбу, разумеется, строили не за считанные часы. В том же случае, когда такая информация была доведена до высшего руководства страны, следует говорить о проблеме абсолютного отсутствия в Украине систем четкого реагирования на стратегически важную информацию.

Что делать?

Если мы допустили возникновение и развитие конфликта в Керченском проливе, то теперь обязаны максимально эффективно использовать его последствия для повышения обороноспособности, и поблагодарить историю за этот шанс.

Если в Украине так и не появился настоящий государственный лидер, наделенный верховной властью, который смог бы объединить вокруг себя нацию, то сегодня эту, до этого времени пустую, нишу должны занять все политические элиты, независимо от собственных политических взглядов и уровня конфликтности между собой.

Мы все должны провести титаническую разъяснительную работу среди граждан Украины, чтобы дать народу понять: что это за конфликт, кто наши недруги, что такое национальное сознание и патриотизм. Иначе говоря, нам нужны мощные Уроки Патриотизма в масштабе всей страны.

Украине следует прекратить любую политику соглашательства и уступок. Не отдать ни единого метра собственной земли и ни одного литра воды из нашей части пролива. Чем больше будет шума в России - тем лучше. Сегодня конфликт работает на нас.

Все имеющиеся ресурсные силы направить на усиление границы, без любых компромиссов и уступок.

Высшему руководству Украины необходимо прекратить унизительно звонить по телефону чиновникам МИД России и другим членам правительства, успокоиться, вести себя достойно и заниматься внутриполитическими делами и решением внутренних проблем.

В честь года России в Украине составить и издать как можно более массовым тиражом антологию высказываний российских политиков относительно Украины, чтобы показать, какого именно "равного партнерства" желает Россия с Украиной.

Сделать необходимые стратегические выводы о том, что Вооруженные силы Украины должны быть всегда готовы к внешней агрессии и посягательствам на наши территории. Все возможные бюджетные сбережения в 2004 году непременно направить на укрепление пограничных сил Украины.

Верховной Раде Украины безотлагательно заслушать и взять под свой контроль вопрос демаркации границ Украины с участием международных наблюдателей.

Принять новую военную доктрину Украины со всеми необходимыми объемами ресурсного обеспечения, учетом новейших технологий, которые обеспечат оптимальное функционирование системы противовесов и сдерживаний.


Автор: Юлия Тимошенко, лидер Блока Юлии Тимошенко, партии "Батьківщина"

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования