Кто защитит армию Марчука?

Пятница, 3 октября 2003, 14:00
Бюджетный процесс угрожает в который раз обойти стороной основу любого государства, и украинского в том числе – армию.

На первый взгляд все вроде и не так плохо. Оборонный бюджет на 2004 год увеличен на 903, 8 миллиона гривен (18 % по сравнению с 2003 годом) до 5, 963 миллиарда гривен. Однако при этом следует учитывать серию обстоятельств.

Во-первых, значительная часть средств, которые якобы идут Министерству обороны, на самом деле будет возвращаться на выплату налогов по финансовым трансакциям, согласно закону "О налоге с доходов физических лиц".

Во-вторых, по линии Министерства обороны запланировано потратить 3, 886 миллиарда гривен из общего фонда (1,41% расчетного ВВП Украины в 2004 году). Министерство обороны просило по общему фонду финансирования в 5,6 миллиарда долларов США. Правда, еще 786, 5 миллиона предусмотрено получить из специального фонда, то есть фактически предусмотрено, что эти деньги министерство обороны заработает с продажи своего имущества.

Но даже с учетом специального фонда, затраты на оборону, которые будут проходить по линии министерства обороны, будут составлять в общем всего 1,7% от ВВП Украины.

А все общие затраты на оборону как по линии Минобороны, так и по линии других министерств и ведомств достигнут в общем всего 2,17% от расчетного на 2004 год ВВП.

Таким образом, проект бюджета, представленный Правительством в Верховную Раду не может быть утвержден в части финансирования обороны, поскольку нарушает норму Закона Украины "Об обороне Украины", который устанавливает финансирование потребностей национальной обороны на уровне не менее 3% от запланированного объема ВВП. Будет странно, если депутаты, которые после каждой аварии в войсках дружно клянутся исправить ситуацию, проголосуют за такой противозаконный уровень оборонительных затрат.

При этом следует отметить, что расчетный прогноз валового внутреннего продукта, спрогнозированного Правительством на 2004 год, составляет лишь 274 миллиарда гривен, что, по мнению экспертов, является значительным занижением вероятных данных.

Очевидно, Правительство сделало это специально, ради мотивации уменьшения разнообразных бюджетных требований.

Постатейный анализ оборонного бюджета вызовет ряд вопросов.
"Материально-техническое обеспечение боевой, оперативной, и физической подготовки войск" укладывается в сумму... аж 3.3 миллиона гривен (правда, еще 28,3 миллиона на эти цели предусмотрено со специального фонда).

Закупка вооружений и военной техники вложилась в смешную общую сумму 61 миллион гривен. За эти деньги можно купить ровно восемь танков отечественного производства, и больше ничего, на всю армию довольно-таки огромной страны.

Правда, бюджетом предусмотрено приобретение Минобороны самолета АН-70 за 213 миллионов гривен, однако этот шаг можно расценивать скорее как инвестицию Минобороны в отечественную промышленность, а не как удовлетворение реальных потребностей оборонительного ведомства в новейших вооружениях.

Расходы общего фонда государственного бюджета для министерства обороны на выполнение Государственной программы реформирования и развития Вооруженных Сил планируется увеличить в 2004 году... аж на 209,7 тысяч гривен!

Двигаться к НАТО в 2004 году Украина будет за ... 10 миллионов гривен. А скептики говорили, что движение к НАТО это дорого. Государства Восточной Европы действительно радикально сократили свои затраты на присоединение к НАТО по сравнению с астрономическими прогнозами, но Украину в минимизации затрат на НАТО превзойти невозможно.

При этом, согласно предложенному Правительством бюджету, будет сохраняться безобразная структура оборонного бюджета, когда основные затраты будут идти на выплату зарплаты военнослужащим и социальные выплаты отставным военным.

Стоимость содержания войск будет стоить 1,827 миллиарда гривен. Реформирование и развитие вооруженных сил будут стоить всего 270 миллионов; закупка вооружений и техники, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проведение боевой подготовки – еще меньше.

Такой бюджет будет означать дальнейшую деградацию обороноспособности государства, продолжение стремительного падения авторитета государства на международной арене, со всеми соответствующими последствиями, в частности с усилением проблем в отношениях Украины с другими государствами.

Настоящая проблема бюджета 2004 года состоит не в том, как за счет ограничения бюджета оборонительного ведомства дать возможность развития социальной и экономической сфере. Как заявил спикер Литвин, проблема совсем в другом: "Нам надо откровенно сказать, что необходимо привести в порядок, я имею в виду, чтобы не дать украсть то, что еще шевелится или живет".

Правительственным проектом бюджета бездонную программу "Украинский уголь" предложено финансировать на уровне 3, 235 миллиарда гривен. Затраты на содержание рекреационных учреждений Государственного управления делами запланировано на уровне 90 миллионов гривен, что в полтора раза больше, чем закупка вооружений для Вооруженных Сил. Подготовка спортсменов к участию в Олимпийских играх будет стоить украинским налогоплательщикам 115 миллионов гривен.

Между тем, большинство стран мира уже давно научились организовывать такие несомненно важные события, как участие национальных команд в Олимпийских играх, исключительно за счет спонсоров.

Главная проблема Украины, которая ярко очертилась в нынешнем бюджетном процессе, состоит в том, что значительная часть отечественной политической элиты не имеет и намека на наличие социальной ответственности, ответственности за судьбу страны. Им глубоко все равно, какой авторитет будет иметь государство, и что будет с государством и народом после них. А между тем несколько украинских олигархов вполне могли бы содержать еще одни вооруженные силы на свои средства.

Тесно общаясь с русскими, представители украинской элиты почему-то не перенимают у них хорошего. В частности, ответственного отношения к защите государства. Почему, в то время, как ВВП Украины всего впятеро меньше чем ВВП России, оборонный бюджет России в 15 раз превышает оборонный бюджет Украины? И кто на самом деле выиграет – экономика Украины или отдельных олигархов от такой "экономии" средств?

В "случае чего" эта "элита", очевидно, рассчитывает успеть выехать из Украины.
Не секрет, что немало антипатриотических, предательских по отношению к Украине политиков и политических групп, готовы предложить иностранцам свои услуги для выполнения функций "полицаев". Украинцам не стоить строить никаких иллюзий относительно значительной части нынешней элиты.

Трудно сразу определить, насколько проигрывает государство и его международный авторитет от бюджетной "экономии", когда деградирует украинская армия – единственный на постсоветском пространстве военный организм, кроме российского, который способен вызвать уважение и у союзников, и у противников.

Украинская армия уберегла Украину от значительного количества международных рисков в неспокойные времена начала и середины 90-ых, которые могли развиться очень трагично, если бы у Украины не было такой силы. Вдобавок, международный авторитет, обеспеченный за счет вооруженных сил, имеет свойство реализоваться во вполне конкретные материальные выгоды, как это имеет шанс быть продемонстрировано в Ираке.

В ближайшее время может состояться заседания СНБО, посвященное проблемам реформирования армии. Очевидно, проблема обеспечения надлежащего финансирования Вооруженных Сил может стать основной на этом заседании.

Народные депутаты уже высказались в пользу того, чтобы увеличить прибыльную часть бюджета на 5 миллиардов гривен. Очевидно, что нельзя допустить растащить эту сумму "на мелочи" – то есть на статьи, из которых она вероятнее всего, будет разворована. Верховная Рада может определить приоритеты, и профинансировать их.

Одним из таких приоритетов, несомненно, является национальная оборона. Украина должна восстановить финансирование предприятий оборонной области, которые имеют свои конкурентоспособные образцы продукции, и которым для обеспечения потребностей армии и выхода на международные рынки не хватает минимума инвестиций. Эти инвестиции должны быть найдены внутри страны.

Должна научиться экономить народные средства и сама армия. Сейчас готовится радикальное сокращение Вооруженных Сил, проект которого, очевидно, будет рассматриваться на ближайшем заседании СНБОУ. Речь идет о сокращении армии до 220, 200 и даже 160 тысяч военных.

Такое радикальное сокращение может повредить боеспособности Вооруженных сил Украины, если параллельно не провести процесс образования активного резерва, о чем уже несколько лет делаются безрезультатные указания и декларации. Создание активного резерва является очень дешевым, что является важным преимуществом для Украины.

Общая стоимость поддержания активного резерва в размере 180 тысяч военных может вложиться в сравнительно незначительную сумму – в пределах 1,1 миллиардов гривен в год. Создание активного резерва в размере 170-180 тысяч военных даст возможность, без вреда для обороноспособности государства, отменить общую военную обязанность, сократить профессиональную часть армии до 160-170 тысяч военных, и нормально ее профинансировать.

Сейчас с баланса Министерства обороны снимается ряд объектов, которые должны быть проверены на возможность их применения для создания активного резерва. Сегодня Украина ликвидирует значительные объемы избыточного вооружения. Вероятно, часть этих вооружений можно использовать для подготовки резервистов.

Преимущества, которые получит обороноспособность государства от создания такого резерва, несомненны. Как мы видели на примере Ирака, те люди, которые хотят защищать страну, часто делают больше, чем те, которые это могут. Опыт войны СССР против Финляндии, другие региональные конфликты также демонстрируют преимущества именно территориально-милицейской системы резерва.

К числу резервистов можно было бы привлечь значительную часть офицеров, уволенных в запас, что дало бы возможность использовать их профессиональный потенциал для укрепления обороноспособности Украины. Развитие сил активного резерва даст государству возможность профинансировать на достаточном уровне профессиональную часть армии.


"Украинская правда" в Threads

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования