Украинский PR в Америке: мертвые пчелы не гудут
Вторник, 28 октября 2003, 17:19
Когда 9 октября в Вашингтоне журналистов "Украинской правды" не допустили на пресс-конференцию Виктора Януковича, мы поставили перед собой цель разобраться в ситуации. Мы, как граждане Украины, хотели знать, почему американская PR-компания Creative Response Concepts отвечала за встречу премьер-министра Украины с прессой, а не посольство Украины, чьими прямыми обязанностями является организация визитов государственных деятелей такого уровня.
Нас интересовало, из чьего кармана было оплачено встречу, где обсуждалось что-то такое, что журналистам "УП" не надо было знать, а также кто, каким образом и сколько заплатил за прессовые завтраки Виктора Януковича в Вашингтоне.
Как показало расследование, тема PR Украины в столице США является тайной, ноги которой растут из Киева. Лица, близкие к украинскому посольству в Вашингтоне, утверждают, что в бюджете представительства нет статьи затрат на РR-кампании.
Работников посольства просто ставят в известность, что та или другая фирма будет "помогать с организацией визита" определенного украинского политика. Эти самые источники утверждают, что все PR-конторы, которые в тот или иной способ появлялись на украинско-американском небосклоне, профинансированы из частных источников.
Однако, на сайте Департамента юстиции США, где должны регистрироваться компании, которые лоббируют интересы заграничных правительств, между 1997 и 1999 годами неоднократно упоминается посольство Украины в Соединенных Штатах.
В частности, там сказано, что дипломатическое представительство Украины нанимало американскую компанию Ronald S.Winton & Associates (сумма контракта и предоставленные услуги не разглашаются). Из одного и того же источника можно узнать, что администрация президента Украины в 1997 году тоже обращались к американской фирме P/C Advisors, Inc (сумма контракта и предоставленные услуги не разглашаются).
Каким образом в 1997-1999 годах посольство осуществляло проплату американским PR компаниям, неизвестно, однако уже начиная с 2000 года PR Украины в Вашингтоне начали финансировать исключительно частные организации, среди которых Nowanda Commercial Corporation, UKRINVEST INC и Агентство гуманитарных технологий.
Похоже, существуют, по крайней мере, два объяснения такой "приватизации". Во-первых, продвижение государственных интересов Украины было заменено на PR-интересы государственных лиц Украины. Во-вторых, усиление дисциплины выполнения бюджета и контроля за расходованием бюджетных средств в Украине в 2000 году значительно снизили возможность манипуляций и нецелевого использования средств.
В сентябре 2000 года Верховной Радой был принят Закон "О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства" (22.09.2000 №1490-ІІІ). В соответствии с ним, все закупки товаров, работ и услуг на сумму выше 2 тысяч евро, если они осуществляются органами государственной власти, должны пройти обязательную процедуру тендера.
Этот закон можно обойти, если Кабинет Министров примет постановление или решение, где признает, что услуга, которую покупают, является "специфической". Нам не удалось найти такого постановления или решения Кабмина о закупке услуг PR-компаний в США.
В украинском бюджете на 2003 год на создание положительного имиджа Украины за границей выделено приблизительно 5 миллионов гривен – на программу "Украина известная", которая, согласно источникам "УП", реализуется через Государственную туристическую администрацию.
"Украиной известной", по нашей информации, американские PR-компании не финансировались. Из других статей бюджета деньги выделяться не могли, поскольку это было бы нецелевым их использованием.
Очевидно, чтобы избавиться от лишних забот по обеспечению "открытости власти", так густо декларируемой повсюду, украинский президент и другие видные деятели Украины с 2000 года начали обращаться к малоизвестным украинской общественности организациям с просьбой финансировать их PR в Вашингтоне.
"Украинская правда" уже писала об американской компании APCO, которая за 79 тысяч 985 долларов организовывала PR для президента Украины во время его визита в Вашингтон в 1999 году по случаю празднования 50-летия создания НАТО. Эти деньги заплатила компания Nowanda Commercial Corporation, которую источники "УП" связывают с именем Григория Суркиса.
В 2001 году фирмой UKRINVEST было проплачено 80 тысяч долларов PR-фирме Deniel J. Edelman, Inc. за организацию визита в Вашингтон бывшего президента Украины Леонида Кравчука.
Утверждают, что эта же фирма занималась организацией поездки в столицу США Виктора Медведчука, однако этот визит так и не состоялся.
В 2000-02 фирмами UKRINVEST и Агентство гуманитарных технологий PR-фирмам в Вашингтоне, по информации Министерства юстиции США, было заплачено 546 тысяч 152 доллара. Деньги, конечно, декларировались на "продвижение украино-американских отношений", "информирование членов Конгресса относительно политической и экономической ситуации в Украине" и т.п.
В том, что частные лица "трясут кошельками" в пользу определенного государственного деятеля, нет ничего странного. Деньги и политика – этот как Карл Маркс и Фридрих Енгельс – всегда упоминаются вместе и друг без друга не могут существовать. Другое дело, насколько гласно и открыто это происходит и насколько зависимым от доноров становится государственный деятель.
В связи с этим припоминается поговорка, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. И если компания Nowanda делает президенту Украины услугу на 80 тысяч долларов, то какую тогда услугу президент Украины должен сделать компании Nowanda? И, самое главное, из чьего кармана, если не из нашего - украинских налогоплательщиков - президент Украины будет эту услугу делать?
Еще один важный вопрос – это эффективность использования денег РR-компаниями. Украинские толстосумы, очевидно, считают, что на заплаченные ими тысячи американская PR-компания может купить в Вашингтоне столько-то журналистов и столько-то сенаторов.
В Вашингтоне это работает несколько, иначе чем в Украине, чтобы не сказать, что совсем иначе. PR-компания по стилю работы напоминают юридическую фирму, где ни один, даже самый успешный адвокат, не может гарантировать клиенту 100% успеха. PR-компания может разработать для клиента так называемый "мессидж", организовать встречу, рассказать, как надо себя вести, пригласить журналистов, за деньги клиента поставить статью в разделе платной рекламы газеты, но сделать Котигорошка из конька-горбунка она не сможет, сколько бы тысяч не заплатил клиент.
После визита Виктора Януковича в американской печати появилась чуть ли не единственная статья в газете The Wall Street Journal. Неизвестно, сколько вообще было заплачено за эту публикацию компании Creative Response Concepts и именно ей ли. Но известно, что для того, чтобы статья появилась в этой газете, деньги платить совсем не обязательно. Просто надо знать представителей издания, которые уже давно следят за событиями в Украине, и своевременно сообщить им о событии.
У многих РRщиков в Вашингтоне, с которыми пришлось говорить во время написания этой статьи, создалось впечатление, что украинские толстосумы сами не могут сформулировать перед PR-компанией задачи, которые надо решить или цели, которых нужно достичь.
Много местных PR-компаний, зная этот недостаток постсоветских нуворишей, раздувают щеки и с умным видом называют цену за то, что и так уже бесплатно делает, или могло бы делать украинское посольство в Вашингтоне.
Польское посольство в столице Америки, например, самостоятельно решает вопрос о медиа-сопровождении визитов в США людей такого полета, как премьер-министр страны. Философия поляков в данном вопросе состоит в том, что главное, чтобы было что сказать, а послушать - люди найдутся.
Действия PR-компаний или того же посольства по "улучшению имиджа" довольно часто сводят на нет сами украинские чиновники, которые ведут себя в Вашингтоне так, словно на своей даче в Конча-Заспе или Крыму.
О нынешнем президенте Украины, например, американские чиновники в Вашингтоне рассказывают, что он во время официальных переговоров обращался к членам своей делегации с недипломатичными репликами об американских собеседниках, не осознавая, что в американском правительстве немало людей, которые владеют украинским языком лучше него.
Бывший министр обороны Украины генерал Кузьмук во время пребывания в Вашингтоне прославился своей привычкой курить везде и всегда, назло американцам. В США уже в течение многих лет строго запрещено курить во всех правительственных помещениях, поэтому ни в одном учреждении уже нельзя найти пепельниц.
Но украинский генерал весьма благородно вышел из такого трудного положения – он на глазах американцев стряхивал пепел в ладонь одному из своих подчиненных-денщиков. Кроме того, в предоставленном ему правительством США самолете для перелетов по Америке, по его требованию американцы вынуждены были выключить противопожарную сигнализацию, потому что министру очень хотелось курить.
Такие досадные истории, вместе с информацией о нерасследованных убийствах журналистов, сомнительных контактах с диктаторскими режимами, тотальной коррупцией и служебными злоупотреблениями аккуратно подшиваются "в папочки", передаются из уст в уста от администрации к администрации и, в конечном счете, создают негативный образ Украины и ее руководства.
Имидж страны для внешнего мира является отображением ее внутреннего состояния, подобно тому, как внешний вид человека свидетельствует об его состоянии здоровья. Если у человека больной желудок или печень, то макияж здесь не поможет. И тайным наймом PR-компаний, а тем более запретом в доступе журналистам "УП" на пресс-конференцию с премьер-министром, позитивный образ создать невозможно.
Нас интересовало, из чьего кармана было оплачено встречу, где обсуждалось что-то такое, что журналистам "УП" не надо было знать, а также кто, каким образом и сколько заплатил за прессовые завтраки Виктора Януковича в Вашингтоне.
Как показало расследование, тема PR Украины в столице США является тайной, ноги которой растут из Киева. Лица, близкие к украинскому посольству в Вашингтоне, утверждают, что в бюджете представительства нет статьи затрат на РR-кампании.
Работников посольства просто ставят в известность, что та или другая фирма будет "помогать с организацией визита" определенного украинского политика. Эти самые источники утверждают, что все PR-конторы, которые в тот или иной способ появлялись на украинско-американском небосклоне, профинансированы из частных источников.
Однако, на сайте Департамента юстиции США, где должны регистрироваться компании, которые лоббируют интересы заграничных правительств, между 1997 и 1999 годами неоднократно упоминается посольство Украины в Соединенных Штатах.
В частности, там сказано, что дипломатическое представительство Украины нанимало американскую компанию Ronald S.Winton & Associates (сумма контракта и предоставленные услуги не разглашаются). Из одного и того же источника можно узнать, что администрация президента Украины в 1997 году тоже обращались к американской фирме P/C Advisors, Inc (сумма контракта и предоставленные услуги не разглашаются).
Каким образом в 1997-1999 годах посольство осуществляло проплату американским PR компаниям, неизвестно, однако уже начиная с 2000 года PR Украины в Вашингтоне начали финансировать исключительно частные организации, среди которых Nowanda Commercial Corporation, UKRINVEST INC и Агентство гуманитарных технологий.
Похоже, существуют, по крайней мере, два объяснения такой "приватизации". Во-первых, продвижение государственных интересов Украины было заменено на PR-интересы государственных лиц Украины. Во-вторых, усиление дисциплины выполнения бюджета и контроля за расходованием бюджетных средств в Украине в 2000 году значительно снизили возможность манипуляций и нецелевого использования средств.
В сентябре 2000 года Верховной Радой был принят Закон "О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства" (22.09.2000 №1490-ІІІ). В соответствии с ним, все закупки товаров, работ и услуг на сумму выше 2 тысяч евро, если они осуществляются органами государственной власти, должны пройти обязательную процедуру тендера.
Этот закон можно обойти, если Кабинет Министров примет постановление или решение, где признает, что услуга, которую покупают, является "специфической". Нам не удалось найти такого постановления или решения Кабмина о закупке услуг PR-компаний в США.
В украинском бюджете на 2003 год на создание положительного имиджа Украины за границей выделено приблизительно 5 миллионов гривен – на программу "Украина известная", которая, согласно источникам "УП", реализуется через Государственную туристическую администрацию.
"Украиной известной", по нашей информации, американские PR-компании не финансировались. Из других статей бюджета деньги выделяться не могли, поскольку это было бы нецелевым их использованием.
Очевидно, чтобы избавиться от лишних забот по обеспечению "открытости власти", так густо декларируемой повсюду, украинский президент и другие видные деятели Украины с 2000 года начали обращаться к малоизвестным украинской общественности организациям с просьбой финансировать их PR в Вашингтоне.
"Украинская правда" уже писала об американской компании APCO, которая за 79 тысяч 985 долларов организовывала PR для президента Украины во время его визита в Вашингтон в 1999 году по случаю празднования 50-летия создания НАТО. Эти деньги заплатила компания Nowanda Commercial Corporation, которую источники "УП" связывают с именем Григория Суркиса.
В 2001 году фирмой UKRINVEST было проплачено 80 тысяч долларов PR-фирме Deniel J. Edelman, Inc. за организацию визита в Вашингтон бывшего президента Украины Леонида Кравчука.
Утверждают, что эта же фирма занималась организацией поездки в столицу США Виктора Медведчука, однако этот визит так и не состоялся.
В 2000-02 фирмами UKRINVEST и Агентство гуманитарных технологий PR-фирмам в Вашингтоне, по информации Министерства юстиции США, было заплачено 546 тысяч 152 доллара. Деньги, конечно, декларировались на "продвижение украино-американских отношений", "информирование членов Конгресса относительно политической и экономической ситуации в Украине" и т.п.
В том, что частные лица "трясут кошельками" в пользу определенного государственного деятеля, нет ничего странного. Деньги и политика – этот как Карл Маркс и Фридрих Енгельс – всегда упоминаются вместе и друг без друга не могут существовать. Другое дело, насколько гласно и открыто это происходит и насколько зависимым от доноров становится государственный деятель.
В связи с этим припоминается поговорка, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. И если компания Nowanda делает президенту Украины услугу на 80 тысяч долларов, то какую тогда услугу президент Украины должен сделать компании Nowanda? И, самое главное, из чьего кармана, если не из нашего - украинских налогоплательщиков - президент Украины будет эту услугу делать?
Еще один важный вопрос – это эффективность использования денег РR-компаниями. Украинские толстосумы, очевидно, считают, что на заплаченные ими тысячи американская PR-компания может купить в Вашингтоне столько-то журналистов и столько-то сенаторов.
В Вашингтоне это работает несколько, иначе чем в Украине, чтобы не сказать, что совсем иначе. PR-компания по стилю работы напоминают юридическую фирму, где ни один, даже самый успешный адвокат, не может гарантировать клиенту 100% успеха. PR-компания может разработать для клиента так называемый "мессидж", организовать встречу, рассказать, как надо себя вести, пригласить журналистов, за деньги клиента поставить статью в разделе платной рекламы газеты, но сделать Котигорошка из конька-горбунка она не сможет, сколько бы тысяч не заплатил клиент.
После визита Виктора Януковича в американской печати появилась чуть ли не единственная статья в газете The Wall Street Journal. Неизвестно, сколько вообще было заплачено за эту публикацию компании Creative Response Concepts и именно ей ли. Но известно, что для того, чтобы статья появилась в этой газете, деньги платить совсем не обязательно. Просто надо знать представителей издания, которые уже давно следят за событиями в Украине, и своевременно сообщить им о событии.
У многих РRщиков в Вашингтоне, с которыми пришлось говорить во время написания этой статьи, создалось впечатление, что украинские толстосумы сами не могут сформулировать перед PR-компанией задачи, которые надо решить или цели, которых нужно достичь.
Много местных PR-компаний, зная этот недостаток постсоветских нуворишей, раздувают щеки и с умным видом называют цену за то, что и так уже бесплатно делает, или могло бы делать украинское посольство в Вашингтоне.
Польское посольство в столице Америки, например, самостоятельно решает вопрос о медиа-сопровождении визитов в США людей такого полета, как премьер-министр страны. Философия поляков в данном вопросе состоит в том, что главное, чтобы было что сказать, а послушать - люди найдутся.
Действия PR-компаний или того же посольства по "улучшению имиджа" довольно часто сводят на нет сами украинские чиновники, которые ведут себя в Вашингтоне так, словно на своей даче в Конча-Заспе или Крыму.
О нынешнем президенте Украины, например, американские чиновники в Вашингтоне рассказывают, что он во время официальных переговоров обращался к членам своей делегации с недипломатичными репликами об американских собеседниках, не осознавая, что в американском правительстве немало людей, которые владеют украинским языком лучше него.
Бывший министр обороны Украины генерал Кузьмук во время пребывания в Вашингтоне прославился своей привычкой курить везде и всегда, назло американцам. В США уже в течение многих лет строго запрещено курить во всех правительственных помещениях, поэтому ни в одном учреждении уже нельзя найти пепельниц.
Но украинский генерал весьма благородно вышел из такого трудного положения – он на глазах американцев стряхивал пепел в ладонь одному из своих подчиненных-денщиков. Кроме того, в предоставленном ему правительством США самолете для перелетов по Америке, по его требованию американцы вынуждены были выключить противопожарную сигнализацию, потому что министру очень хотелось курить.
Такие досадные истории, вместе с информацией о нерасследованных убийствах журналистов, сомнительных контактах с диктаторскими режимами, тотальной коррупцией и служебными злоупотреблениями аккуратно подшиваются "в папочки", передаются из уст в уста от администрации к администрации и, в конечном счете, создают негативный образ Украины и ее руководства.
Имидж страны для внешнего мира является отображением ее внутреннего состояния, подобно тому, как внешний вид человека свидетельствует об его состоянии здоровья. Если у человека больной желудок или печень, то макияж здесь не поможет. И тайным наймом PR-компаний, а тем более запретом в доступе журналистам "УП" на пресс-конференцию с премьер-министром, позитивный образ создать невозможно.