Украинцы – "братья". А остров Тузла – "северные территории" Краснодарского края России.

Среда, 22 октября 2003, 10:15
Во вторник телеканал НТВ раскрыл секрет завершающего этапа строительства дамбы от берега России до украинского острова Тузла. Согласно информации российских журналистов, сооружение действительно не будет входить на территорию Украины. Однако при этом... остров и дамба все равно соединятся.

Как известно, российские официальные лица неоднократно заявляли, что дамбу построят, не нарушив границу. Наши хватались за карту и не могли понять, как такое возможно: территориальные воды Украины начинаются за 150 метров до Тузлы, с которой и хотят соединить дамбу. Что же на самом деле запланировали россияне – сообщило НТВ.

"Согласно рельефу местности, от восточной оконечности острова Тузла - там, где находятся противотанковые ежи - в море уходит клин суши. Это - своеобразная отмель. Она не всегда видна на поверхности, а в шторм и вовсе скрывается под водой. Протяженность этого клина - 320 метров, и он выходит за пределы территориальных вод Украины.

Достигнув этой отмели, российские строители должны остановить насыпь дамбы и заняться ее обустройством и укреплением. Таким образом, никаких поводов для заявлений украинской стороны о нарушении территориальных вод Украины Россией просто делать не стоит - нет оснований", - сообщило НТВ.

Однако будет неправильно сказать, что Россия обхитрила Украину – виртуозно присоединит дамбу к отмели, не переступив через границу, и посмеется над неадекватно нервными "хохлами". Потому что другое российское телевидение – "Первый канал" – сообщает о скоплении украинской техники на Тузле.

"Летают вертолеты, движутся суда, в районе стройки постоянно дежурит земснаряд, мощности которого хватит, чтобы не только разрушить строящуюся дамбу, но и проложить вместо неe фарватер для большегрузных судов".

После начала кризиса вокруг Тузлы неоднократно сообщалось, что Украина может начать углублять дно между российским берегом и островом. Теперь выяснилось: не для того, чтобы добавить проблем строителям, которые сейчас насыпают дамбу в неглубокое море. А чтобы уничтожить эту самую отмель, выходящую за границу Украины – куда собираются приделать дамбу.

Премьер Крыма Куницын сообщил, что пока дно не углубляют. Может, ждет оглашения указа Кучмы по результатам Совбеза, где обсуждался кризис вокруг Тузлы.

Зато продолжаются работы с российской стороны. По состоянию на вечер вторника, до границы с Украиной осталось менее 300 метров. "Первый канал" сообщает, что россияне "закончить работы планируют примерно за неделю — потом дамбу будут укреплять и расширять".

"Косу Тузла восстанавливают круглосуточно, чтобы успеть до ноябрьских штормов. У строителей сейчас две задачи: возить как можно больше камней и песка с карьеров и, по возможности, не вникать в политику — отвлекает. Но, показывая задействованную в стройке технику, рабочие иронизируют — это наши передовые тракторные части", - передает государственный канал России РТР.

Российские СМИ передают с места событий, что зодчим указано не раздражать украинских пограничников – даже не размахивать руками.

При этом в устных упражнениях россияне главный акцент делают на то, что Тузла – исконно русская земля, которая просто под действием внешних факторов оказалась отрезанной от материка.

Так, "Первый канал" сообщает, что косу от Тузлы и до России "в своe время разрушили обычные браконьеры". "За давностью лет никто уже и не скажет, российскими они были или украинскими. Впрочем, в те годы даже браконьеры считались советскими. Это они прорыли канал сквозь косу. Два сильных шторма - и коса стала цепочкой островков".

Правительственное издание "Российская газета" нашла на российском берегу людей, которые знают правду о разрушении косы. Но, однако, при этом ничего не говорят о "браконьерах".

Местный житель вспомнил: "Еще жив дядя Гриша Лебедь, который помнит шторм 1925-го года, когда образовалась промоина. Ее специально увеличили во время войны, чтобы наши катера смогли проходить. Керчь-то была под немцами с осени 1941-го года, отсюда, с таманского берега, отражали вражеские атаки. Промоина в косе тогда здорово помогла. А потом ни у кого ума не хватило ее ликвидировать".

Объясняют россияне свой интерес к Тузле тем, что, построив новую дамбу, они реанимируют экологию. "Разрушена целая экосистема. Рыба в Таманском заливе вымирает, море метр за метром наступает на берег. Природоохранные ведомства все последние годы говорили о необходимости принимать срочные меры - иначе случится экологическая катастрофа. Итогом стало решение восстанавливать косу".

В российских СМИ оппонируют Украине, которая на уровне президента и МИД выразила свой протест, местные кубанские чиновники.

Строительство дамбы объясняет Сергей Величко, руководитель Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Краснодарскому краю: "За последние 50 лет мы уже потеряли сотни метров земли. Это очень своевременное решение, которое позволит снизить волновую эрозию, абразию и спасти населeнные пункты".

Владимир Кумейко, заместитель главы Таманской сельской администрации: "Этим делом мы восстанавливаем берега Таманского залива! И коса, по идее, как природа сделала еe цельной — так и коса должна быть соединена".

"Первый канал": "Спасти населeнные пункты - это не фигуральное выражение. Сотни жилых домов готовы вот-вот обрушиться в море. Школа, пионерский лагерь, десятки строений и несколько памятников античной культуры - вот список разрушений только за последние годы и только в селе Тамань. Если косу не восстановить, список будет расти в геометрической прогрессии. Теперь под угрозой - жизни людей".

Правительственное издание "Российская газета" эксплуатирует ностальгию по "совку".

"Ой, мы так обрадовались, узнав, что в Украину из Тамани строят дорогу, - сказали Света Гераскина и Венера Абликимова. Обе уверены, что скоро, чтобы навестить своих бабушек, живущих в Керчи, им не придется ехать за 40 километров в порт Кавказ, чтобы здесь сесть на паром, а можно будет добраться до соседнего берега прямо из Тамани. Так раньше и было. Ежедневно до 20 катеров курсировали от одного берега к другому, доставляя таманских студентов в керченские вузы и техникумы. - Бабушка рассказывала, что раньше за 30 копеек можно было до нас доехать, - говорит Венера, - а теперь дорога обходится в несколько сотен рублей. Поэтому с родными встречаемся редко".

НТВ ведет себя более сдержанно: "Если конфликт не угаснет, коса Тузла станет еще одной спорной границей России".

"Сейчас их несколько. Во-первых, это Арктический шельф Баренцева моря у архипелага Шпицберген: его Россия оспаривает с Норвегией. Затем – Каспийское море, которое Москва делит с прикаспийскими странами. На Востоке не договорились с Китаем - об островах Большой Уссурийский и Тарабаров, в пойме реки Амур. Еще восточнее - оспаривается центральная часть Берингова моря с Соединенными Штатами. И, наконец, самый громкий спор Москвы - с Японией, из-за так называемых Северных территорий.

Любопытно, что остров Тузла – на севере Краснодарского Края, и Кубань теоретически может назвать его своими "Северными территориями".

Все описанное выше дает представление о том, как россияне преподносят конфликт, от которого Украина уже три недели стоит на ушах. Применения силы украинскими пограничниками там вообще не допускают. "Уверены: воевать не будут: это же наши братья", - сообщает РТР.

При этом россияне не говорят ни слова о причинах, которые, очевидно, подвигли Кремль на благословение операции. О том, что Тузла дает контроль над Керченским проливом, после чего Россия сможет фильтровать все заходы судов в Азовское море, в том числе военных. Сейчас Украина получает около 200 миллионов долларов в год за проход кораблей через Керченский пролив. Также россияне молчат о том, что владеющий Тузлой имеет преимущество в разработке минеральных ресурсов подводного шельфа (120 перспективных месторождений нефти и газа). И это не говоря об отлове рыбы...


Читайте также о причинах конфликта вокруг Тузлы:

Кучма исчезнет – как раз когда Россия вторгнется на территорию Украины

Тузла – как окраина "украинской Кубани"

"Украинская правда" в Threads

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования