Вокруг Тузлы: Военный союз с Америкой убережет Украину
Вторник, 21 октября 2003, 17:53
Российские претензии на Тузлу довольно эффективно подталкивают украинскую политическую элиту к ускорению быстрой переориентации на военный союз с США. Ничего, что посол Гербст во вторник не ответил на провокационный вопрос: будут ли США защищать Украину в случае возникновения вооруженного конфликта в Керченском проливе?
Он понимает, как положительный или отрицательный ответ может быть истолкован в Киеве и Москве. Поэтому Гербст ничего не сказал, ограничившись дипломатической фразой: "Наша позиция ясна - мы стоим за территориальную целостность Украины. Но мы поддерживаем хорошие отношения и с Россией и надеемся, что эти два государства могут мирными переговорами решить эту ситуацию". На самом деле и Паскуаль на этом месте не сказал бы жестче.
В ситуации, которая возникла вокруг Тузлы, самое время вспомнить, что гарантии территориальной целостности Украине в связи с ликвидацией ядерного оружия были предоставлены США, Россией, Китаем, Великобританией и Францией. Однако только Соединенные Штаты могут иметь и достаточное желание, и возможность реализовать эти гарантии.
В современном мире, где нормы международного права начинают играть все меньшую роль, а Россия в новой военной доктрине грозит превентивными ударами всем, до кого у нее дотянутся руки, безъядерной Украине не остается другого выбора защиты, кроме как реализации военного союза с США и НАТО. Однако вступление Украины в НАТО возможно не раньше 2006 года. В то же время военный союз с США можно заключить по доброй воли сторон значительно быстрее.
Военный союз с США – единственной страной, которая может эффективно и надежно унять амбиции Москвы на постсоветском пространстве – даст возможность предотвратить российские агрессивные намерения относительно Украины, так очевидно проявленные вокруг Тузлы. Довольно вероятно, что, если бы не США, то безъядерную Украину, как и ряд других государств Восточной Европы, Россия уже давно задушила бы в своих "братских" объятиях.
Россия не изменилась
Украине не надо удивляться поведению России в ее действиях вокруг Тузлы. Действия России лишь подтвердили те абсолютно очевидные вещи, на которые долго закрывала глаза и власть, и левые, и целый хор "постсовков"-комсомольцев. Об этих очевидных вещах пытались говорить лишь единичные правые политики. Ныне Тузла создала условия для общего прозрения.
Еще Бисмарк говорил, что соглашения с Россией не достойны той бумаги, на которой они написаны. Оккупировав танковыми армиями в 1940 году страны Прибалтики, Россия до сих пор официально называет эти акции "добровольным присоединением".
Россия понимает только силу. Пока сила на стороне России, будут существовать и претензии со стороны России. Как у Крылова, "ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать". Иначе нельзя расценивать заявления видных российских членов правительства о том, что "нельзя допустить контроля Украины над Керченским проливом".
Как только, в связи с заступничеством США, сила окажется на стороне Украины, все претензии отпадут, и в конце концов Россия будет рассматривать Украину как нормальное государство, так, как она вынуждена рассматривать Польшу и прочие государства Восточной Европы, защищенные НАТО.
США, начиная с середины 1990-ых, все больше уделяют внимания возможностям Украины. Поскольку США ныне понимают свою безопасность неотделимо от безопасности Европы (пример того – бомбардировка Югославии), в Соединенных Штатах имеется и осознание значения Украины.
Интерес США к Украине усиливается из-за того, что Украина является ключевым геополитическим звеном региона, который обеспечивает доступ к Балканам, Кавказу и т.п. Размер, потенциал и геополитическое значение Украины определили неисчислимое количество заявлений и деклараций американских политиков относительно важности Украины для США.
Теперь политическое руководство Украины может поставить перед Соединенными Штатами вопрос о наполнение этих деклараций реальным содержанием. Для украинского руководства патриотизм и ответственность за будущее Отчизны могут стать важнее аллергии на Соединенные Штаты, которая создалась в последние годы.
Конечно, Украина должна не только получать гарантии безопасности, но и вносить свою долю в обеспечение общей безопасности с США. Украинский взнос в общую безопасность может быть реализован благодаря радикальному увеличению участия украинских контингентов в миротворческих миссиях в Ираке и других регионах, а также, в случае необходимости – благодаря предоставлению баз в Украине для размещения вооруженных сил США. Американцы прекрасно понимают, какие стратегические выгоды получат США в результате союзнических отношений с Украиной, либо в границах НАТО, либо в границах двустороннего союзничества.
В случае предложения заключения двустороннего оборонительного союза с США, подкрепленного реальными действиями Украины, направленными на союзничество с США, Украина всецело может рассчитывать на утвердительный ответ со стороны Вашингтона.
Существует высокая вероятность, что США поддержали бы особые отношения с Украиной в сфере обороны и взяли на себя соответствующие обязательства в случае наличия соответствующей политической воли со стороны руководства Украины. В июне Председатель Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил США Ричард Майерс заявил, что американская сторона "готова поддерживать любые украинские инициативы".
В "Стратегии национальной безопасности на новое столетие", от 1997 г., подчеркивается, что независимость, суверенитет и территориальная целостность 12 новых независимых государств СНГ, в том числе и Украины, являются особенно важными для интересов США.
В Соединенных Штатах в среде политической элиты сформировалась достаточно однородная позиция относительно поддержки независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины, а также ее демократического развития и развития ее экономики на основах рыночной экономики. Эти цели в общем соотносятся с интересами Украины в сфере национальной безопасности Украины.
Военная машина США равносильна НАТО
Показатели политической, военной и экономической мощности США свидетельствуют в пользу того, что совпадение стратегических интересов безопасности двух стран имеет значительный потенциал для развития. ВВП США в 2002 году составлял 31% от ВВП мира. Существуют значительные возможности для взаимовыгодного сотрудничества США и Украины в области транспортирования энергоносителей из Каспийского региона в Европу, поскольку нефтяные компании США контролируют значительный сегмент добычи нефти из этого региона, а Украина имеет развитую сеть транспортирования энергоносителей, в частности, через построенный в 2002 году нефтепровод "Одесса-Броды".
Среди двусторонних программ военного сотрудничества Украины сотрудничество с США является наиболее развитым. По объемам финансирования и количеству проведенных мероприятий программа сотрудничества Украины и США приравнивается к программам сотрудничества Украины со всеми другими государствами вместе.
Военные возможности самих США не намного меньше военных возможностей всего НАТО в целом. Хотя вооруженные силы европейских членов НАТО имеют в своем распоряжении около 2,5 миллиона человек (сравнительно с 1,4 миллиона в США), на время проведения кампании в Косово европейским странам удалось набрать лишь половину необходимого числа военных.
Во время войны в Югославии свыше 70% развернутого там военного могущества принадлежало американцам, у европейцев не хватало современных видов вооружений. Армии большинства европейских стран имеют большую территориальную организацию, и, как показали события в Косово, вообще невысокий уровень мобильности, способности продолжительное время вести боевые действия далеко от начальных мест своего базирования.
Развертывание национальной системы противоракетной обороны США, которое начнется в следующем году, еще больше укрепит автономность США в оборонительной сфере, а также укрепит способность США противостоять политическому давлению со стороны ядерных государств. Таким образом, создание этой системы, в случае ее эффективности, будет означать укрепление позиций США в мировой политике, прежде всего в отношениях с ядерными государствами, а также, в частности, и способность США действовать автономно, несмотря на позицию других стран, в сфере безопасности, в частности, в сфере создания региональных военных союзов.
Таким образом, военная мощь самых Соединенных Штатов может при соответствующих дипломатических условиях быть достаточным фактором гарантирования безопасности Украины, даже в случае временного пребывания нашего государства вне границ НАТО.
Украине следует пойти путем Филиппин
США после Второй Мировой войны стали центром, вокруг которого европейцы формировали свою политику безопасности. Американское участие в европейских делах доказало свою полезность как для США, так и для государств Европы, защитив на протяжении "холодной войны" демократические страны континента.
У США есть примеры эффективного действия двух- и трехсторонних договоров о гарантировании безопасности. Таких договоров на начало 2000-ых существует четыре:
- АНЗЮС – Договор о безопасности от 1 сентября 1951 года, с участием США, Австралии и Новой Зеландии;
- Договор об общей обороне между США и Филиппинами от 30 августа 1951 года;
- Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности между Японией и США от 19 января 1960 года, по которому "каждая из сторон признает вооруженное нападение против другой Стороны в границах территории административного управления Японии как угрозу собственной безопасности и провозглашает готовность противостоять общей угрозе";
- Договор об общей обороне с Кореей от 1 октября 1953 года.
Все эти государства, кроме Филиппин, относятся к наиболее развитым. Все эти государства со времени заключения договоров с США, не имели значительных конфликтов и проблем в сфере внешней безопасности.
Косвенные военные гарантии существуют в границах Меморандума о взаимопонимании между Правительством США и Правительством Израиля по стратегическому сотрудничеству, которое предусматривает "предоставление друг другу необходимой военной помощи для проведения операций в регионе". Кроме того, отношения США с Тайванем имеют признаки военного союза, хотя Тайвань, учитывая позицию Китая, не признается официально Соединенными Штатами независимым государством.
Среди новых тенденций развития двустороннего сотрудничества в области безопасности - развитие отношений США с Грузией и странами Центральной Азии, где военные подразделения США появились в 2001 году. Например, два года назад американские войска прибыли в Грузию в разгар очередного конфликта этого государства с Россией в связи с пребыванием на территории Грузии чеченских отрядов.
Официальной целью прибытия незначительного количества военных США была подготовка и обучение вооруженных сил Грузии. Однако эта передислокация американских военных также подтвердила, что США не будут стоять в стороне в случае возможного военного давления России на Грузию. Таким образом, сам факт пребывания войск США на территории Грузии руководство этой страны рассматривало как определенные гарантии безопасности.
В апреле 2003 года правительства США и Грузии подписали Соглашение о сотрудничестве в сфере обороны, которое предусматривает безвизовый въезд на территорию Грузии американских военных и их свободное передвижение по стране, размещение на территории Грузии американской военной техники, вооружений. Причем американские военные получили на территории Грузии привилегии и иммунитет административных и технических сотрудников посольства США в Грузии.
Грузия была одной из немногих стран, которая в начале проведения операции США и Великобритании против Ирака в 2003 году предложила предоставить военные базы на своей территории для нанесения ударов по Ираку. По мнению грузинского эксперта Ираклия Аладашвили, "конечной целью прозападной политики официального Тбилиси может стать не членство в НАТО, а именно все более тесное партнерство с США". Правда, параллельно с развитием отношений Грузии и США в оборонной сфере, Грузия проводила работу по планированию развертывания сил НАТО на территории Грузии.
***
Сотрудничество непосредственно с США может быть перспективным в плане заключения региональных интеграционных союзов, призванных ускорить интеграцию своих членов в НАТО. В 1998 году США подписали с тремя странами Балтии так называемую Балтийскую хартию, которая зафиксировала начало активного ангажирования США в вопросах безопасности этих стран и поддержала их усилия относительно вступления в НАТО.
В 2003 году США и Албания, Хорватия и Македония подписали Адриатическую хартию с аналогичной целью. Этот путь потенциально может быть задействован в процессе евроатлантической интеграции Украины. Началом попыток в этом направлении можно считать создание ГУУАМ – интеграционного объединения Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы.
В варианте двустороннего договора о гарантиях безопасности Украине со стороны США есть определенные сложности, прежде всего, недостаток консенсуса во взглядах на евроатлантическую интеграцию в украинском обществе. Однако вопрос Тузлы, тем более в случае агрессивных действий России, в значительной мере снимает эту проблему.
Вариант возможного американо-украинского союза в области безопасности может быть оптимальным лишь как временный заменитель членства Украины в НАТО и как создание механизма быстрого реагирования на возможное неблагоприятное изменение ситуации в регионе, которое может угрожать безопасности Украины, наподобие кризиса вокруг Тузлы.
Он понимает, как положительный или отрицательный ответ может быть истолкован в Киеве и Москве. Поэтому Гербст ничего не сказал, ограничившись дипломатической фразой: "Наша позиция ясна - мы стоим за территориальную целостность Украины. Но мы поддерживаем хорошие отношения и с Россией и надеемся, что эти два государства могут мирными переговорами решить эту ситуацию". На самом деле и Паскуаль на этом месте не сказал бы жестче.
В ситуации, которая возникла вокруг Тузлы, самое время вспомнить, что гарантии территориальной целостности Украине в связи с ликвидацией ядерного оружия были предоставлены США, Россией, Китаем, Великобританией и Францией. Однако только Соединенные Штаты могут иметь и достаточное желание, и возможность реализовать эти гарантии.
В современном мире, где нормы международного права начинают играть все меньшую роль, а Россия в новой военной доктрине грозит превентивными ударами всем, до кого у нее дотянутся руки, безъядерной Украине не остается другого выбора защиты, кроме как реализации военного союза с США и НАТО. Однако вступление Украины в НАТО возможно не раньше 2006 года. В то же время военный союз с США можно заключить по доброй воли сторон значительно быстрее.
Военный союз с США – единственной страной, которая может эффективно и надежно унять амбиции Москвы на постсоветском пространстве – даст возможность предотвратить российские агрессивные намерения относительно Украины, так очевидно проявленные вокруг Тузлы. Довольно вероятно, что, если бы не США, то безъядерную Украину, как и ряд других государств Восточной Европы, Россия уже давно задушила бы в своих "братских" объятиях.
Россия не изменилась
Украине не надо удивляться поведению России в ее действиях вокруг Тузлы. Действия России лишь подтвердили те абсолютно очевидные вещи, на которые долго закрывала глаза и власть, и левые, и целый хор "постсовков"-комсомольцев. Об этих очевидных вещах пытались говорить лишь единичные правые политики. Ныне Тузла создала условия для общего прозрения.
Еще Бисмарк говорил, что соглашения с Россией не достойны той бумаги, на которой они написаны. Оккупировав танковыми армиями в 1940 году страны Прибалтики, Россия до сих пор официально называет эти акции "добровольным присоединением".
Россия понимает только силу. Пока сила на стороне России, будут существовать и претензии со стороны России. Как у Крылова, "ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать". Иначе нельзя расценивать заявления видных российских членов правительства о том, что "нельзя допустить контроля Украины над Керченским проливом".
Как только, в связи с заступничеством США, сила окажется на стороне Украины, все претензии отпадут, и в конце концов Россия будет рассматривать Украину как нормальное государство, так, как она вынуждена рассматривать Польшу и прочие государства Восточной Европы, защищенные НАТО.
США, начиная с середины 1990-ых, все больше уделяют внимания возможностям Украины. Поскольку США ныне понимают свою безопасность неотделимо от безопасности Европы (пример того – бомбардировка Югославии), в Соединенных Штатах имеется и осознание значения Украины.
Интерес США к Украине усиливается из-за того, что Украина является ключевым геополитическим звеном региона, который обеспечивает доступ к Балканам, Кавказу и т.п. Размер, потенциал и геополитическое значение Украины определили неисчислимое количество заявлений и деклараций американских политиков относительно важности Украины для США.
Теперь политическое руководство Украины может поставить перед Соединенными Штатами вопрос о наполнение этих деклараций реальным содержанием. Для украинского руководства патриотизм и ответственность за будущее Отчизны могут стать важнее аллергии на Соединенные Штаты, которая создалась в последние годы.
Конечно, Украина должна не только получать гарантии безопасности, но и вносить свою долю в обеспечение общей безопасности с США. Украинский взнос в общую безопасность может быть реализован благодаря радикальному увеличению участия украинских контингентов в миротворческих миссиях в Ираке и других регионах, а также, в случае необходимости – благодаря предоставлению баз в Украине для размещения вооруженных сил США. Американцы прекрасно понимают, какие стратегические выгоды получат США в результате союзнических отношений с Украиной, либо в границах НАТО, либо в границах двустороннего союзничества.
В случае предложения заключения двустороннего оборонительного союза с США, подкрепленного реальными действиями Украины, направленными на союзничество с США, Украина всецело может рассчитывать на утвердительный ответ со стороны Вашингтона.
Существует высокая вероятность, что США поддержали бы особые отношения с Украиной в сфере обороны и взяли на себя соответствующие обязательства в случае наличия соответствующей политической воли со стороны руководства Украины. В июне Председатель Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил США Ричард Майерс заявил, что американская сторона "готова поддерживать любые украинские инициативы".
В "Стратегии национальной безопасности на новое столетие", от 1997 г., подчеркивается, что независимость, суверенитет и территориальная целостность 12 новых независимых государств СНГ, в том числе и Украины, являются особенно важными для интересов США.
В Соединенных Штатах в среде политической элиты сформировалась достаточно однородная позиция относительно поддержки независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины, а также ее демократического развития и развития ее экономики на основах рыночной экономики. Эти цели в общем соотносятся с интересами Украины в сфере национальной безопасности Украины.
Военная машина США равносильна НАТО
Показатели политической, военной и экономической мощности США свидетельствуют в пользу того, что совпадение стратегических интересов безопасности двух стран имеет значительный потенциал для развития. ВВП США в 2002 году составлял 31% от ВВП мира. Существуют значительные возможности для взаимовыгодного сотрудничества США и Украины в области транспортирования энергоносителей из Каспийского региона в Европу, поскольку нефтяные компании США контролируют значительный сегмент добычи нефти из этого региона, а Украина имеет развитую сеть транспортирования энергоносителей, в частности, через построенный в 2002 году нефтепровод "Одесса-Броды".
Среди двусторонних программ военного сотрудничества Украины сотрудничество с США является наиболее развитым. По объемам финансирования и количеству проведенных мероприятий программа сотрудничества Украины и США приравнивается к программам сотрудничества Украины со всеми другими государствами вместе.
Военные возможности самих США не намного меньше военных возможностей всего НАТО в целом. Хотя вооруженные силы европейских членов НАТО имеют в своем распоряжении около 2,5 миллиона человек (сравнительно с 1,4 миллиона в США), на время проведения кампании в Косово европейским странам удалось набрать лишь половину необходимого числа военных.
Во время войны в Югославии свыше 70% развернутого там военного могущества принадлежало американцам, у европейцев не хватало современных видов вооружений. Армии большинства европейских стран имеют большую территориальную организацию, и, как показали события в Косово, вообще невысокий уровень мобильности, способности продолжительное время вести боевые действия далеко от начальных мест своего базирования.
Развертывание национальной системы противоракетной обороны США, которое начнется в следующем году, еще больше укрепит автономность США в оборонительной сфере, а также укрепит способность США противостоять политическому давлению со стороны ядерных государств. Таким образом, создание этой системы, в случае ее эффективности, будет означать укрепление позиций США в мировой политике, прежде всего в отношениях с ядерными государствами, а также, в частности, и способность США действовать автономно, несмотря на позицию других стран, в сфере безопасности, в частности, в сфере создания региональных военных союзов.
Таким образом, военная мощь самых Соединенных Штатов может при соответствующих дипломатических условиях быть достаточным фактором гарантирования безопасности Украины, даже в случае временного пребывания нашего государства вне границ НАТО.
Украине следует пойти путем Филиппин
США после Второй Мировой войны стали центром, вокруг которого европейцы формировали свою политику безопасности. Американское участие в европейских делах доказало свою полезность как для США, так и для государств Европы, защитив на протяжении "холодной войны" демократические страны континента.
У США есть примеры эффективного действия двух- и трехсторонних договоров о гарантировании безопасности. Таких договоров на начало 2000-ых существует четыре:
- АНЗЮС – Договор о безопасности от 1 сентября 1951 года, с участием США, Австралии и Новой Зеландии;
- Договор об общей обороне между США и Филиппинами от 30 августа 1951 года;
- Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности между Японией и США от 19 января 1960 года, по которому "каждая из сторон признает вооруженное нападение против другой Стороны в границах территории административного управления Японии как угрозу собственной безопасности и провозглашает готовность противостоять общей угрозе";
- Договор об общей обороне с Кореей от 1 октября 1953 года.
Все эти государства, кроме Филиппин, относятся к наиболее развитым. Все эти государства со времени заключения договоров с США, не имели значительных конфликтов и проблем в сфере внешней безопасности.
Косвенные военные гарантии существуют в границах Меморандума о взаимопонимании между Правительством США и Правительством Израиля по стратегическому сотрудничеству, которое предусматривает "предоставление друг другу необходимой военной помощи для проведения операций в регионе". Кроме того, отношения США с Тайванем имеют признаки военного союза, хотя Тайвань, учитывая позицию Китая, не признается официально Соединенными Штатами независимым государством.
Среди новых тенденций развития двустороннего сотрудничества в области безопасности - развитие отношений США с Грузией и странами Центральной Азии, где военные подразделения США появились в 2001 году. Например, два года назад американские войска прибыли в Грузию в разгар очередного конфликта этого государства с Россией в связи с пребыванием на территории Грузии чеченских отрядов.
Официальной целью прибытия незначительного количества военных США была подготовка и обучение вооруженных сил Грузии. Однако эта передислокация американских военных также подтвердила, что США не будут стоять в стороне в случае возможного военного давления России на Грузию. Таким образом, сам факт пребывания войск США на территории Грузии руководство этой страны рассматривало как определенные гарантии безопасности.
В апреле 2003 года правительства США и Грузии подписали Соглашение о сотрудничестве в сфере обороны, которое предусматривает безвизовый въезд на территорию Грузии американских военных и их свободное передвижение по стране, размещение на территории Грузии американской военной техники, вооружений. Причем американские военные получили на территории Грузии привилегии и иммунитет административных и технических сотрудников посольства США в Грузии.
Грузия была одной из немногих стран, которая в начале проведения операции США и Великобритании против Ирака в 2003 году предложила предоставить военные базы на своей территории для нанесения ударов по Ираку. По мнению грузинского эксперта Ираклия Аладашвили, "конечной целью прозападной политики официального Тбилиси может стать не членство в НАТО, а именно все более тесное партнерство с США". Правда, параллельно с развитием отношений Грузии и США в оборонной сфере, Грузия проводила работу по планированию развертывания сил НАТО на территории Грузии.
***
Сотрудничество непосредственно с США может быть перспективным в плане заключения региональных интеграционных союзов, призванных ускорить интеграцию своих членов в НАТО. В 1998 году США подписали с тремя странами Балтии так называемую Балтийскую хартию, которая зафиксировала начало активного ангажирования США в вопросах безопасности этих стран и поддержала их усилия относительно вступления в НАТО.
В 2003 году США и Албания, Хорватия и Македония подписали Адриатическую хартию с аналогичной целью. Этот путь потенциально может быть задействован в процессе евроатлантической интеграции Украины. Началом попыток в этом направлении можно считать создание ГУУАМ – интеграционного объединения Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы.
В варианте двустороннего договора о гарантиях безопасности Украине со стороны США есть определенные сложности, прежде всего, недостаток консенсуса во взглядах на евроатлантическую интеграцию в украинском обществе. Однако вопрос Тузлы, тем более в случае агрессивных действий России, в значительной мере снимает эту проблему.
Вариант возможного американо-украинского союза в области безопасности может быть оптимальным лишь как временный заменитель членства Украины в НАТО и как создание механизма быстрого реагирования на возможное неблагоприятное изменение ситуации в регионе, которое может угрожать безопасности Украины, наподобие кризиса вокруг Тузлы.