Посол при Евросоюзе Роман Шпек: "ЕС сдержан относительно европейского соглашения с Украиной. Но виновны в этом сугубо внутренние процессы ЕС"

Пятница, 17 октября 2003, 13:46
На протяжении последних месяцев тема ЕЭПоинтеграции Украины и отношений Киева с ЕС по своей популярности может конкурировать только с политреформой.

У Украины началась активная фаза отношений с ЕС. Около месяца "Украинская правда" ждала ответа на вопрос, отправленный Роману Шпеку, послу Украины при Европейском союзе. Он с готовностью согласился на интервью, однако его график был перегружен: сначала визит еврокомисара по вопросам расширения Ферхойгена в Киев, потом визит в ответ главы МИД Грищенко в Брюссель, и, в конце концов, заседание комиссии "Украина-ЕС" на высочайшем уровне в Ялте.

Однако и это еще не все – в ноябре в Киев приезжает комиссар ЕС по международных отношениям Крис Паттен. Также планировался визит заместительницы главы Еврокомиссии Лойолы де Паласио, однако он откладывается из-за изменений ее рабочего графика.

Роман Шпек из первых уст знает об оценке еврочиновниками амбиций Украины. И он является оптимистом в вопросе европейского будущего Украины. Почему – об этом Шпек рассказал "Украинской правде".



- Господин Шпек, во время саммита "Украина-ЕС" в Ялте снова не было сказано ни единого слова об ассоциированном членстве Украины в Евросоюзе. Или эта цель снята с повестки дня? Не поражение ли это для Украины?

- Прежде всего, давайте договоримся вести разговор на основе корректных терминов. Путаница в словах часто становится причиной не совсем правильных оценок, а потом и действий.

Мы никогда не требовали ассоциированного членства в ЕС, прежде всего потому, что такого членства не существует. Есть страны, которые заключили соглашение об ассоциации с ЕС (а не об ассоциированном членстве), есть территории, ассоциированные с ЕС. Причем даже соглашения об ассоциации могут быть разными – от таких, которые по содержанию напоминают Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое действует между Украиной и ЕС на данный момент, вплоть до Европейских соглашений об ассоциации, о заключении которых в будущем ведет речь украинская сторона.

В ходе саммита Украина подтвердила свою долгосрочную стратегическую цель – полностью интегрироваться в ЕС, а Европейский Союз признал европейские стремления Украины и приветствовал европейский выбор Украины. Больше того – как было сказано руководством ЕС в ходе пресс-конференции по завершению саммита, ЕС готов сотрудничать с Украиной с целью углубления ее интеграции в структуры ЕС вплоть до достижения цели, которую Украина поставила перед собой – членства в ЕС.

Это, безусловно, прогресс, значительный шаг вперед. Если еще пять лет тому назад никто в ЕС вообще даже не хотел говорить об интеграции Украины в ЕС, то сейчас этот вопрос на повестке дня. Не только мы, но и ЕС активно работает над тем, чтобы качественно улучшить наше сотрудничество, достичь практических результатов.

Наша цель - не подписание того или иного соглашения. Наша цель - это внедрение европейского уровня жизни граждан Украины, европейских стандартов демократии, прав и свобод человека, стабильности в политике и общественной жизни, эффективной экономики, благосостояния и процветания. Эта цель не может быть снята с повестки дня ни при каких условиях.

Другое дело - средства. Соглашения как раз и являются одними из многих механизмов, инструментов, средств достижения этой цели.

Именно поэтому мы и ведем речь о необходимости перехода к Европейскому соглашению об ассоциации. Эффективность подобного соглашения в активизации сотрудничества с ЕС, огромное влияние целей, определенных в настоящем соглашении, его механизмов и инструментов на проведение внутренних реформ в посткоммунистических странах является безоговорочным, что продемонстрировали наши западные соседи.

Учитывая свои внутренние процессы, ЕС сейчас сдержанно относится к тому, чтобы связать себя обещанием Европейского соглашения Украине. Ведь такое соглашение, прямо предусматривая перспективу членства в ЕС, будет требовать немедленного возрастания помощи ЕС Украине, асимметрического открытия рынков в пользу Украины и т.п.

Хочу подчеркнуть, что причины этого - сугубо внутренние процессы, которые происходят в ЕС. Нынешняя волна открыла двери в ЕС 10 странам, в скором времени к ним присоединятся еще две страны. На очереди - Турция и балканские государства. Такое быстрое расширение ЕС уже обусловило рост антиевропейских еастроений, опасений среди граждан ЕС, что расширение ЕС и повышение благосостояния в Восточной или Южной Европе состоится за счет нынешних стран-членов.

ЕС требует внутренней реформы, окончательного определения своего места в Европе и в мире. Где границы ЕС? На этот вопрос ответа нет.

Не секрет, что в ряде стран ЕС отдельные влиятельные политические группы, некоторые эксперты считают, что границы ЕС не должны в ближайшем будущем перейти границы бывшего СССР (за исключением стран Балтии), должны остаться на линии Молотова-Риббентропа.

Это не может не вызывать обеспокоенности с нашей стороны, и уже тот факт, что в ходе саммита ЕС дал чуть ли не впервые четкое объяснение относительно вопроса возможного вступления в ЕС, является большим позитивом.

Нам было четко указано, что вопрос членства регулируется статьей 49 Договора об Европейском Союзе, то есть, что каждое европейское государство - в том числе и Украина, европейское устремление которой никто не ставит под сомнение, имеет право претендовать на членство в ЕС при условиях уважения к ценностям ЕС и выполнения соответствующих критериев.

То есть наша задача сейчас – работать над достижением этих критериев. ЕС предлагает на протяжении ближайших лет проводить эту работу с использованием своей новой инициативы – концепции "Расширенная Европа – соседство". Мы готовы работать в этом направлении в такой мере, насколько это позволяет достичь практических результатов для наших граждан, сблизить Украину с ЕС не в декларациях, а в реалиях.

В Китае говорят, что нет разницы, какого цвета кошка – главное, чтобы мышей ловила. То есть – главное результат, а не цвет или название.

Для нас ключевой является возможность достижения реальных изменений, конкретных положительных шагов в экономике, в сфере юстиции и внутренних дел, адаптации законодательства к европейским нормам, прогресса в целом в отношениях. Если мы для этого на протяжении нескольких следующих лет, пока ЕС не наведет порядок в своем доме, будем работать в рамках плана действий Украина - ЕС, то я не вижу здесь никакой для нас проблемы. Лишь бы был результат.

- Украине предложено сосуществовать с ЕС в статусе "соседа", а также жить по плану действий, который будут писать в Брюсселе, но, возможно, прислушиваясь к советам Киева. Какие конкретные преимущества, возможно, с примерами, вы можете привести для Украины при воплощении концепции "Расширенная Европа"?

- Как и предыдущий, этот вопрос также не является совсем корректным. Нет статуса соседа - никто его не дает, кроме Бога, который единый определил, кто кому сосед.

На саммите руководители Украины и ЕС согласились, что "Расширенная Европа" может предоставить не какой-то статус Украине, а возможности и соответствующие инструменты ради все более широкого участия Украины во внутреннем рынке ЕС, программах ЕС, Общей внешней и политике безопасности ЕС и т.п. При этом ЕС также обязался в процессе нашей общей работы принимать во внимание стратегические цели и приоритеты Украины.

Хотел бы подчеркнуть, что план действий будет общий, его будут готовить в Киеве не в меньшей мере, чем в Брюсселе. Мы уже прошли первый этап на пути к Плану действий - подготовили и утвердили общий доклад о выполнении Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Украина - ЕС, где сделан анализ достижений и проблем по внедрению существующих соглашений.

На данный момент Украина является единственной страной, с которой ЕС сделал такую оценку. Поэтому мы начали диалог относительно практического наполнения плана действий. В учереждениях ЕС не без оснований говорят, что Украина сейчас наиболее готова к тому, чтобы работать над его внедрением и достижением целей "Расширенной Европы" - иметь доступ ко внутреннему рынку ЕС, свободы передвижения людей, товаров, капиталов и услуг между Украиной и ЕС.

Фактически, конечная цель "Расширенной Европы" и, соответственно, результат внедрения нынешнего или следующего Плана действий - это достижение уровня отношений, которые существуют в Европейском экономическом пространстве (куда входят ЕС и Норвегия, Лихтенштейн и Исландия) плюс углубленное сотрудничество в сфере юстиции и внутренних дел, внешней и политики безопасности. Разве уже этого недостаточно для того, чтобы наши граждане ощутили практический результат?

Относительно содержательного наполнения плана действий "Украина – ЕС", то, вероятно, основными сферами станут развитие торгово-экономического сотрудничества, вступление Украины в ВТО и создание зоны свободной торговли, адаптация законодательства, прежде всего, в сфере внутреннего рынка ЕС, сотрудничество в сфере юстиции и внутренних дел, внешней и политики безопасности, энергетика, транспорт, европейские сети, окружающая среда, образование, культура, наука, образование, молодежные обмены и т.п.

Сейчас в Еврокомиссии анализируют законодательство ЕС, которое регулирует, например, внутренний рынок, и выбирают те его части, которые могут касаться или быть интересными для Украины и которые она институционно сможет принять и выполнять.

Как заявил Член Еврокомиссии Гюнтер Ферхойген, планы действий будут предусматривать адаптацию Украиной до 80% законодательства ЕС. Фактически – членство в ЕС без членских взносов и участия в учреждениях. Осуществление такой работы безусловно, как говорит комиссар, приведет к "изменению реалий" в Украине.

Адаптация законодательства ключевое, но не единственное направление. Изучается возможность распространения на Украину новых программ ЕС в сферах образования, культуры, науки, молодежных обменов и т.п.

- Смогут ли украинцы ездить в Европу без виз?

Мы ведем этот диалог с ЕС. С украинской стороны переданы очень конкретные предложения относительно того, какой может быть дорога к внедрении безвизового режима.

Более того, мы в одностороннем порядке уже ввели ряд мер по упрощению визового режима с ЕС. Мы готовы к новым шагам, однако пока что не видим утвердительного ответа со стороны ЕС.

Более того, нам кажется дискриминацией Украины двойной подход к данному вопросу, который применяет ЕС относительно нас и отдельных наших соседей.

Складывается впечатление, что в ЕС часто воспринимают как должное нашу борьбу с нелегальной миграцией, защиту ЕС от потока нелегалов, наркотиков и других неотъемлемых ныне атрибутов функционирования мира организованной преступности, однако, когда мы ведем речь о наших интересах, то с другой стороны кое-кто теряет слух.

В этом отношении мне добавляет оптимизма тот факт, что уже через несколько месяцев среди полноправных членов ЕС мы увидим наших соседей, с которыми мы уже достигли хороших результатов в сотрудничестве по данному вопросу. Надеюсь, что вместе мы сможем сдвинуть здесь дело с мертвой точки.

- Не является ли неутешительной вестью то, что куратором отношений ЕС с новыми соседями, в том числе с Украиной, будет именно Ферхойген? Который известен своей фразой: "Говорить о вхождении Украины в ЕС - это то же самое, что говорить о членстве Мексики в США".

- Я бы оценил назначение Гюнтера Ферхойгена куратором со стороны руководства Еврокомиссии над обработкой планов действий как очень положительный сигнал. Этот человек отвечал за вступление в ЕС нынешних стран-кандидатов и имеет огромный опыт сотрудничества ради осуществления реформ в странах, с которыми мы еще 12 лет тому были в одном государстве или в одном лагере.

Я имею большие надежды на использование опыта и политической воли Гюнтера Ферхойгена. Его первые шаги после получения новых полномочий произвели очень приятное впечатление на украинское руководство и на меня лично. Сравнивая его нынешнюю позицию относительно Украины с позицией многих других представителей евробюрократии, можно легко увидеть отличие. В лучшую сторону.

В конце концов - он Комиссар, ответственный за расширение ЕС. Какой еще положительный сигнал нам нужен?

- В общем, по вашему мнению, почему нет ни единого документа Европейского союза, где бы говорилось о перспективе Украины стать членом ЕС? Есть ли какой-либо шанс иметь с ЕС документ, где бы предполагалась теоретическая возможность Украины вступить к ЕС?

- Вынужден с Вами не согласиться - такой документ есть, и он имеет наивысшую юридическую силу в ЕС - Договор об Европейском Союзе. Статья 49 четко определяет, что каждая европейская страна, которая уважает права человека, национальных меньшинств, другие европейские ценности, имеет право обратиться с просьбой получить членство в ЕС.

Проблема в том, что, как говорят евробюрократы, просить можно только раз, и когда просишь, то должен быть уверен в утвердительном ответе. Иначе - лучше не просить. Нам надо сейчас работать над тем, чтобы ни у кого в ЕС не было желания дать нам не утвердительный ответ.

- Скажите, на кого следует ориентироваться в вопросах перспективы членства Украины в ЕС: на президента Еврокомиссии Проди, который является чиновником, или на лидеров европейских государств, которые каждые полгода председательствуют в ЕС? Следует ли серьезно ориентироваться на Берлускони, который дарит европерспективу Украине и зовет в ЕС Россию и Израиль, при том, что отношение к Берлускони осторожно в самой Европе?

- Следует ориентироваться на себя, на свои силы, на нашу способность выстоять как государство, построить демократическое, развитое общество, ввести европейское законодательство, достичь европейских норм в политике, экономике, социальной сфере, культуре.

Как нам поможет Проди или Берлускони, если мы уже сколько лет вступаем в ВТО, сколько лет не можем принять даже хорошо уже изученный и обработанный новый недискриминационный законопроект о стимулировании автомобилестроения в Украине?

Нашей опорой должны быть мы сами. Идея европейской интеграции может стать определяющей для украинской политической элиты. Не только глава государства или дипломаты, а и лидеры политических партий в Украине, профсоюзов, общественных организаций должны направлять свои усилия для практической интеграции в ЕС.

В связи с этим хочу подчеркнуть значение такой важной составной наших отношений с ЕС и существенный рычаг влияния как межпарламентские связи.

- Как вы лично думаете, когда Украина может стать членом ЕС? Возможно, это ваша мечта, но... Например, британский политолог Тимоти Гартон Эш называет 2021…

-Я мечтаю не о годе, когда наш флаг запестреет среди других флагов ЕС перед домами євроинститутов в Брюсселе, а о годе, когда наши пенсионеры будут ездить зимой в Альпы, а летом - в Испанию отдыхать, а не рыться на грязных улицах в мусорниках.

Когда мои обычные соотечественники без виз и с достойной зарплатой смогут ездить на выходные в музеи Парижа, а не пробиваться через границы для того, чтобы мыть посуду в европейских ресторанах за копейки. Тогда и нам не приходилось бы так унизительно выпрашивать у кого-то перспективы членства или считать - когда же в конце концов примут.

Просил бы понять - европейская интеграция нам нужна как реформостимулирующий фактор, средство, когда мы не дискутируем, какой тип законодательства или стандартов кресел в тракторах нам выбрать, а перенимаем европейское законодательство, стандарты, правила, интегрируемся в европейские структуры, привлекаем инвестиции.

Евроинтеграция - это на 90, если не 95% - внутренний вопрос. От скорости внутренних преобразований, как и, конечно, от скорости реформирования ЕС и развития нашего сотрудничества, будет зависеть дата, когда мы могли бы стать членом ЕС. Однако, от этого же зависит нечто большее - благосостояние наших людей, сила нашего государства.

- Как можно объяснить логику европейских чиновников, которые принимают в 2007 в ЕС Румынию, которая не более развита, чем Украина? Которые говорят о третьей волне расширения, которая охватит балканские страны – при том, что те же Албания или Македония тоже не выиграют в сравнении с Украиной?

- Я понимаю, и даже во многом разделяю ваше разочарование нынешней позицией ЕС.

Мы расплачиваемся с одной стороны за то, что тогда, в начале 1990-х лет не смогли быстро обустроить наше государство и впрыгнуть в один поезд с нашими западными соседями. С другой - за то, что оставались все время стабильной и прогнозируемой страной. Нас не нужно было тогда или сейчас вытягивать из гражданской войны перспективой членства в ЕС.

Однако, наихудшим было бы в нынешней ситуации смотреть в огород к соседям. Лучше активнее работать на своем.

- Уже заключено соглашение о ЕЭП. По вашему мнению, его содержание и смысл оговорки насколько плотно закрывают европейские двери для Украины?

- Существуют несколько этапов экономической интеграции: зона свободной торговли, таможенный союз, единый внутренний рынок, экономический и монетарный союз.

Качественное отличие, граница интеграции, после которой начинаются необратимые изменения – это грань между зоной свободной торговли и таможенным союзом. Мы можем иметь зону свободной торговли и с Россией, и с ЕС, при этом не теряем ни частицы нашего суверенитета.

Товары из ЕС, которые попали на территорию Украины из ЕС по, скажем, нулевому тарифу, не могут иначе, нежели контрабандой или по соответствующим договорам ЕС и России, быть ввезены на территорию России по такой же ставке. Это регулируется правилами происхождения товаров и другими правилами, которые регулируют международную торговлю.

Ситуация качественно меняется, когда создается таможенный союз. В этом случае товар, ввезенный в Украину, беспрепятственно может быть перемещен на территорию всех стран таможенного союза. То есть, вводится единый таможенный тариф, создается единая внешнеторговая политика и тому подобное, то есть страна, вступая в таможенный союз, отказывается от части своих суверенных прав.

Страны - кандидаты, например, вступив в ЕС, вынуждены отказаться от своих двухсторонних зон свободной торговли с третьими странами – например, с Украиной, и отдать частицу своего суверенитета в этой сфере Брюсселю.

В этом ничего плохого нет. Украина свой выбор сделала - мы интегрируемся в ЕС, у нас есть хорошее предложение со стороны Еврокомиссии относительно плана действий, который может вскоре нас привести к зоне свободной торговли с ЕС и (как, например, сейчас Турция) к созданию таможенного союза с ЕС.

Следует только понимать, что не может одна страна быть в двух различных таможенных союзах. Если теоретически вообразить участие Украины в таможенном союзе ЕЭП, то это немедленно отразится на самой природе отношений с ЕС - тогда возникнет вопрос относительно того, может ли Украина иметь даже Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, если она отказывается от своей внешней торговой политики, а будет создаваться единая внешнеторговая политика ЕЭП.

Это исключительно простое и понятное правило - одна страна не может быть в двух таможенных союзах, мы не можем иметь одновременно таможенный союз и со странами ЕЭП, и с ЕС.

Разве что другие страны ЕЭП также примут решение интегрироваться в ЕС, осуществлять приближение всего законодательства, норм, стандартов к европейским и, в конечном счете - создать единый таможенный союз от Лиссабона до Владивостока.

Поскольку на этот момент такая перспектива пока что не стоит на повестке дня, Украина четко заявила, что максимальный уровень интеграции в рамках ЕЭП - это зона свободной торговли. В этом и состоит содержание оговорки, с которой Украина подписала документы о создании ЕЭП.

- Как официальному Киеву следует относиться к предостережению Ферхойгена: "Если ЕЭП приобретет форму таможенного союза, это приведет к определенным последствиям, отразится на природе отношений Украины с ЕС, а также повлияет на вступление Украины в ВТО".

- Говоря об экономической интеграции нашего государства в широком понимании, мы должны исходить из ряда основополагающих принципов и условий: она должна проходить в полном соответствии с правилами международной торговли, которые определены ВТО, она не должна угрожать национальному суверенитету Украины, не может нарушать ее действующее законодательство и не может противоречить провозглашенному нами курсу на европейскую интеграцию.

Все шаги по реализации соглашения мы намереваемся сверять с провозглашенным президентом и Верховной Радой Украины курсом на европейскую интеграцию.

Мы рассматриваем подписанный президентом месяц назад документ как содержащий, прежде всего, существенно привлекательный для нашего государства момент – создание зоны свободной торговли с государствами бывшего Советского Союза, к чему мы стремились с начала девяностых годов.

- Альтернативой ЕЭП называют зону свободной торговли Украина-ЕС. Россия уже начала переговоры о создании своей зоны свободной торговли с Евросоюзом. Украина – нет. Александр Чалый говорил, что "к сожалению, вопреки Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, ЕС делает искусственное предусловие для начала таких переговоров - вступление Украины в ВТО". Но и Россия не является членом ВТО. И прибалтийские государства, не будучи членами ВТО, так же имели зону свободной торговли с ЕС. Почему, господин Шпек, так происходит? И когда все же реально, на Ваш взгляд, создание зоны свободной торговли Украина-ЕС?

- В первую очередь хочу отметить, что не вижу особого противоречия между стремлением Украина иметь зоны свободной торговли и с ЕС, и с ЕЭП, поэтому не противопоставлял бы эти два процесса.

Во-вторых, я не слышал о начале переговоров России и ЕС относительно создания Зоны свободной торговли. Насколько мне известно, такие переговоры не ведутся. Идет диалог ЕС и партнеров - Украины или России, по данному вопросу.

Что же касается того, что ЕСовская сторона оговаривает начало переговоров с Украиной о создании зоны свободной торговли необходимостью вступления нашего государства в ВТО, то я хотел бы отметить следующее.

Действительно, статья 4 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС не имеет непосредственной обусловленности, что членство Украины в ВТО должно обязательно предшествовать началу переговоров о создании зоны свободной торговли.

Однако между вступлением Украины в ВТО и перспективой дальнейшего развития экономического сотрудничества Украины с Европейским Союзом существует очевидная, прямая и непосредственная зависимость.

Это объясняется тем, что членство в ВТО является для Евросоюза залогом способности государства создать надлежащие экономические условия и безопасную среду для привлечения необходимых для устоявшегося роста экономики внутренних и внешних инвестиций. Ведь зона свободной торговли – это высший уровень экономического сотрудничества, нежели отношения в рамках ВТО.

Поэтому стоит осознавать, что евроинтеграционные устремления Украины могут найти соответствующую поддержку партнеров по ЕС только в случае ее вступления в ВТО. Наше пребывание вне ВТО негативно отражается на результатах попыток начать переговорный процесс с Европейской Комиссией о создании зоны свободной торговли между Украиной и ЕС, что будет означать установление качественно нового уровня торговых отношений – а это может вести к значительному росту взаимной торговли, и, соответственно, - к следующим этапам более тесной интеграции: создание Таможенного союза, вхождение в Европейскую экономическую зону, достижение полного соответствия критериям вступления в ЕС.

В целом, ЕС требует от Украины решительных законодательных и практических шагов с целью урегулирования ряда торговых проблем, в основе которых лежит как соблюдение положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, так и соответствие нормам ВТО. Одним из основных требований и, соответственно, составляющих процесса вступления Украины в ВТО является гармонизация национального законодательства с нормами и требованиями соглашений Организации. Иными словами, необходимо гармонизировать тарифные и нетарифные барьеры в доступе к рынкам товаров и услуг.

Завершение переговоров и заключение 17 марта двухстороннего протокола с Европейским Союзом имеет принципиальный политический смысл для достижения реального продвижения в процессе вступления Украины в ВТО.

Присоединение Украины к ВТО отвечает стратегическим интересам нашего государства. Вступив не позже следующего года в ВТО, Украина не только получит возможность непосредственно принять участие в текущем раунде многосторонних торговых переговоров, "Раунде развития", и отстаивать на этих переговорах собственные национальные интересы при формировании будущих многосторонних правил экономического регулирования, но также получит качественно новые возможности интеграции в Европейский Союз.

Не раскидываясь лозунгами в вопросах вступления в ВТО и создании зоны свободной торговли между Украиной и ЕС, а сосредоточиваясь на черновой работе, мы уже сегодня можем реально содействовать формированию предпосылок для создания зоны свободной торговли путем заключения секторальных соглашений в самых чувствительных сферах торговых отношений, путем заключения соответствующих соглашений о торговле текстильной и сталелитейной продукцией, в перспективе, возможно, о торговле сельскохозяйственной продукцией и продукцией химической промышленности.

Следует четко понимать, что и для членства Украины в ВТО и для создания зоны свободной торговли одного желания маловато. Каким бы большим оно не было.

Следует принять и ввести соответствующее законодательство, которое обеспечило бы и членство в ВТО, и функционирование зоны свободной торговли. Действующая практика приведения украинского законодательства к нормам ВТО показывает, что мы делаем это слишком медленно и неуверенно.

Так, уже, по меньшей мере, трижды были получены выводы Еврокомиссии относительно украинских законопроектов о поддержке автомобилестроения и их соответствии требованиям Соглашения о партнерстве и сотрудничествах и нормам ВТО, но соответствующий закон еще и до сих пор не принимается Верховной Радой.

Соглашение о торговле некоторыми видами продукции сталелитейной промышленности имело все шансы быть подписанным почти два года назад, а его текст продолжает согласовываться и искусственно задерживаться. Установленный украинской стороной размер экспортной пошлины на лом черных металлов вызывает неприятие со стороны наших европейских партнеров.

И, исходя из наших действий по приведению законодательства к нормам ВТО, Еврокомиссия справедливо утверждает, что в первую очередь следует гармонизировать законодательство, а уже тогда, на необратимой основе переходить к созданию зоны свободной торговли. Иначе это будет очередной лозунг, а не достижение.

- По состоянию на октябрь 2003 вы стали больше еврооптимистом или европессимистом – в сравнении с концом лета, когда был пик дебатов о ЕЭП? Как изменилась оценка вами европерспектив Украины за этот год?

- В последние месяцы у нас, в значительной степени, беспрецедентная за всю историю отношений активизация двухсторонних контактов на высоком уровне. Мы не можем не отмечать роста внимания и интереса к Украине со стороны ЕС. Завершение нынешней волны расширения ЕС действительно позволило положить начало качественно новому этапу отношений.

Говорят, что пессимист - это хорошо осведомленный оптимист. Как представитель Украины при ЕС, я не могу пожаловаться на недостаток информации, объем которой неизменно растет каждый день. Однако, так же с каждым днем я отмечаю в себе все больше оптимизма относительно перспектив Украины в отношениях с ЕС. Все зависит от нас: как мы будем менять нашу страну - такие и перспективы нас будут ждать.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама: