Украина: путь в Европу через НАТО
Среда, 15 октября 2003, 18:05
Недавний саммит Украина-ЕС завершился лучше, чем мог бы. Европейские лидеры заявили, что Украина может в будущем рассчитывать стать членом ЕС, если приблизится к европейским стандартам.
Для Украины это хорошая новость – с одной стороны, руководство Украины лишается одного из главных козырей ориентации на постсоветскую Евразию: мол, "в Европе нас не ждут".
С другой стороны, на саммите было продемонстрировано, что президент Леонид Кучма все еще не готов предать свою многолетнюю европейскую риторику. Таким образом, сохраняется возможность для отдельных "проевропейцев" в властных органах Украины работать относительно наполнения этой риторики реальными делами.
Вместе с тем, следует подчеркнуть, что ожидая от ЕС стратегических решений относительно Украины, украинцы находятся под впечатлением от европейских социальных достижений, гигантского размера ВВП Европы и т.п., но часто не "зрют в корень".
Европейский союз для своих членов является эффективным объединением, которое благодаря существованию гигантского внутреннего рынка повышает конкурентоспособность европейских товаров и увеличивает благосостояние европейцев.
Однако ЕС имеет ограниченные возможности относительно действий вне своих границ. Евросоюз фактически делает лишь первые шаги в сфере внешней политики.
Геополитическая слабость ЕС объясняется рядом причин. Среди них, в частности, военная слабость Европы (по данным генсека НАТО Джорджа Робертсона, европейские страны тратят на оборону в половину больше от затрат США, но имеют треть американских военных возможностей в области обычных вооружений, не говоря о других видах оружия).
Исторически укорененные разногласия между европейскими государствами, которые ослабляли их на протяжении нескольких столетий и едва не привели к краху европейской цивилизации в результате двух мировых войн.
Ни одна страна Европы не может стать геополитическим лидером, так, чтобы ее лидерство было воспринято другими странами ЕС. Наибольшее государство Евросоюза – Германия – имеет только 86 миллионов населения из почти 450 миллионов населения всего ЕС после расширения 2004 года. В Европе есть четыре больших страны (Германия, Франция, Великобритания, Италия), несколько средних (Польша, Испания) и ряд мелких.
В вопросах безопасности ЕС прямо зависит от другой организации стран Запада – НАТО.
На Западе чаще всего рассматривают НАТО и ЕС как две неотъемлемых части европейской экономико-политической системы. Евросоюз отвечает за экономическую интеграцию, а Североатлантический альянс – за вопрос безопасности.
Проще говоря, ЕС дает своим членам возможность получать прибыли. Но только НАТО дает возможность обезопасить, чтобы этими прибылями не воспользовался кто-то другой. Благосостояние без надлежащего уровня безопасности часто в истории было скорее угрозой для самого владельца этого благосостояния, чем преимуществом. Безопасность, полученная в НАТО, дает европейцам возможность воспользоваться благосостоянием, полученным в границах ЕС.
ЕС долго находился на стадии планирования расширения ЕС, и окончательно определился по вопросу максимизации количества членов лишь после того, как НАТО утвердил решение о расширении.
Даже такое ключевое для Европы решение, как расширение ЕС на 10 новых членов (в ходе предыдущего обсуждения предлагалось расширение ЕС только на 3-7 стран), было принято Европейским союзом лишь под влиянием расширения НАТО.
Все новые члены ЕС, кроме Кипра и Мальты, станут в 2004 году его членами лишь после того, как стали членами Североатлантического Альянса вследствие решений, принятых НАТО в 1997 и 2002 гг.
Когда президент Леонид Кучма недавно заявил, что ЕС рассматривал Украину через призму России, он, очевидно, был прав.
Страны ЕС серьезно зависят от российских энергоносителей, в частности Германия 30% нефти и газа экспортирует из России. ЕС существенным образом зависит от России и в смысле попыток играть более самостоятельную от США геополитическую роль.
Именно поэтому страны Европы не готовы к инкорпорации Украины в европейские структуры, поскольку Россия мягко говоря, "критически" относится к такому выбору Украины. Такие подходы европейских правительств ставят европейскую интеграцию Украины в зависимость от позиции России.
Европейцы уже забыли, что большинство геополитических изменений, которые состоялись в Центральной Европе в 1990-их годах произошли прежде всего благодаря существованию независимой Украины.
Недавно едва не завершилась успехом, то есть трагически для будущего Украины, спецоперация под названием "ЕЭП", направленная на лишение Украины надежд на европейское будущее. Но реакция европейцев на эти события была довольно вялой.
Курс на НАТО
Очевидно, что легчайший и кратчайший путь к членству Украины в ЕС и обретению достойного места в Европе лежит через вступление в НАТО. Интеграция в сфере безопасности скорее всего ускорит экономическую и политическую интеграцию с Европой, как это было во время интеграции в ЕС ряда восточноевропейских государств.
Украина имела возможность убедиться, насколько НАТО влияет на ускорение вступления в ЕС новых членов. В 2007 году к ЕС присоединятся Румыния и Болгария. Тот факт, что эти страны в 2004 году вступят в Альянс, по меньшей мере на несколько лет ускорило их вступление в Евросоюз.
Румыния и Болгария не весьма далеко оторвались от Украины по уровню экономического развития. ВВП на душу населения с учетом паритета покупательной способности в Украине в 2002 году составлял $4,500, в Румынии – $7,400, в Болгарии - $6,600. (По данным "CIA World Factbook – 2003".)
Президент Кучма недавно заявил, что в ЕС Украину не ждут. Правда, категоричность этого утверждения поставил под вопрос Ялтинский саммит Украина-ЕС. Вместе с тем, Украину и ждут, и зовут в НАТО.
В Праге Украина подписала План действий Украина-НАТО, где было сказано о возможном вступлении в Альянс: "...ориентация внешней политики Украины на европейскую и евроатлантическую интеграцию, включая ее заявленную перспективную цель – членство в НАТО".
Предыдущий посол США Паскуаль заявил в декабре 2002, что на саммите НАТО в 2006 году будут сделаны предложения ряду стран, которые войдут в очередную волну расширения НАТО, а решение о их вступлении в НАТО будет принято на саммите НАТО в 2008 году. Одной из своих главных задач назвал вступление Украины в НАТО новый посол США Джон Хербст. Надеется побывать на церемонии вступления Украины в НАТО и президент Польши Александр Квасневский.
НАТО и ЕС являются двумя сторонами одной европейской медали. Если Украина возьмет себе одну сторону, то это повышает шансы получить и другую.
После вступления в ЕС 10 новых членов в мае 2004 года, точка зрения в ЕС на роль НАТО усилится – в связи с тем, что к Евросоюзу присоединятся суперлояльные относительно Альянса восточные европейцы.
Само решение для Украины вопроса безопасности через вступление в НАТО может серьезно ускорить интеграцию Украины в ЕС.
Вопросы безопасности, решаемые альянсом, на протяжении всей истории европейской интеграции ускоряли ее. Европейское объединение угля и стали – прообраз ЕС, который был создан почти одновременно с НАТО в 1949 году, создавалось ради того, чтобы европейцы в послевоенной Европе обрели способность себя защищать. Таким образом, вопрос безопасности предопределял прогресс в сфере экономики. НАТО шел впереди ЕС, а не наоборот.
Вступление в Альянс Западной Германии в 1955 году означало послевоенную реабилитацию этой страны. "НАТО помог успокоить постоянный европейские страх мощной и потенциально доминирующей Германии", - утверждал Бжезинский в статье "Дилеммы расширения". И сегодня Германия, вместе с Францией является главной движущей силой интеграции в ЕС.
Членство в НАТО дает возможность Польше, Чехии и т.п. работать с Германией, не опасаясь ее потенциала и возможных претензий на бывшие немецкие земли.
Членство в Альянсе может помочь Украине сделать рывок к европейской интеграции.
НАТО лечит демократию и экономику
Наибольшая проблема вступления Украины в НАТО лежит во внутреннем украинском вопросе, в сущности, очень простом – в вопросе демократии.
НАТО – не только военный блок, а и объединение стран на основах поддержки ими демократических ценностей. Страны с авторитарным или тоталитарным политическим режимом не рассматриваются Альянсом как союзник, надежный в той же мере, что и демократические страны. Ведь в странах демократии внешняя политика находится под влиянием общественного мнения, и не может изменяться так радикально и быстро, как субъективный подход диктатора.
Таким образом, от присутствия в Альянсе государств с тоталитарными или авторитарными режимами пострадала бы солидарность стран-членов и надежность функционирования Альянса, что серьезно могло бы повлиять на его дееспособность. Поэтому условием вступления в это сообщество являются демократические ценности.
Расширение НАТО оказалось значительно более дешевым, чем предварительно прогнозировалось. Как заявлял министр обороны Польши, расширение НАТО стоит сколько, сколько хочет НАТО.
Расширение НАТО в Восточной Европе может состояться без передислокации значительных сил на территорию новых союзников. Бывший командующий войск Альянса в Европе Весли Кларк даже заявил, что "стоимость расширения НАТО близка к нулю", поскольку "государство расходует на оборону, независимо от того, является ли оно членом НАТО, или нет".
Кроме того, есть экономические преимущества. В 1997 году в НАТО были приглашены Польша, Чехия и Венгрия, в 1999 году они вступили в Альянс. По мнению премьер-министра Польши Лешека Миллера, приглашение его страны в НАТО существенно повлияло на улучшение инвестиционного климата в Польше.
По данным Главного управления статистики Польши, в 1997 году в экономику Польши было инвестировано 2,7 миллиарда долларов, в 1998 – уже 5 миллиардов, а в 1999 году – году вступления Польши в НАТО – уже 8 миллиардов долларов США.
Относительно Чехии и Венгрии цифры еще более поразительные. По данным Статистического офиса Чехии, и Центрального статистического офиса Венгрии, в 1997 году прямые иностранные инвестиции в экономику этих стран составляли соответственно 4 и 6,2 миллиарда, в 1998 – 9,8 и 10,2 миллиарды, в 1999 году – 12,8 и 14,5 миллиардов долларов США.
Увеличение иностранных инвестиций можно будет ожидать и в Украине в результате вступления в НАТО. Безопасность и экономическое процветание прямо связаны между собой. Инвесторы хотят иметь дело только с теми странами, в стабильности и политического будущем которых у них не возникает серьезных сомнений.
Членство в Альянсе могло бы изменить стереотип восприятия Украины в глазах западных инвесторов, которые видят ее как постсоветскую страну с соответствующим "багажом" – коррупцией, преступностью и политической нестабильностью.
В НАТО и Москва не страшна
Благодаря НАТО была укреплена идея, согласно которой каждое государство Восточной Европы, в том числе и Украина, имеет право самостоятельно выбирать приоритеты своей политики.
В 1996-1997 годах в России возникла концепция, согласно которой в Европе существует так называемая "красная линия", за которую НАТО не должно расширяться, и которая должна отделять территорию исключительного геополитического влияния России. Эта "красная линия" была очерчена по периметру границ бывшего Советского союза, включительно с внешними границами Прибалтийских республик СССР.
Однако расширение НАТО уже разрушило эту политическую конструкцию. Через 8 месяцев три страны Балтии станут членами Альянса. Сегодня в России только экстремисты вроде Жириновского угрожают этим государствам экономической блокадой, сами не веря в возможность практической реализации своих угроз. Фактически, руководство России смирилась с тем, что Прибалтика – это "отрезанный ломоть".
Этого же следует ожидать и после вступления в НАТО Украины. При том, что экономическое сотрудничество с Украиной значительно более важно для России, чем сотрудничество со странами Прибалтики.
В результате расширения НАТО в Европе не образовывается новых зон влияния. На континенте к российской зоне влияния принадлежит исключительно Беларусь, как это было и до обоих раундов расширения в 1997 и 2002.
Расширение НАТО предоставило надежные гарантии безопасности странам Восточной Европы, что, кроме обеспечения стабильности, радикально уменьшило риск столкновения между крупными государствами за влияние на эти территории.
Неожиданно важный "подарок" сторонникам ускорения вступления Украины в НАТО сделала Россия строительством дамбы в Керченском проливе, а фактически – скрытыми территориальными претензиями. Такие действия России довольно очевидно продемонстрировали, насколько уязвимой является безопасность нашей страны.
Фактически, в современном беспокойном мире для Украины не осталось альтернативы надежного и долгосрочного гарантирования своей безопасности иным образом, кроме как при помощи вступления в НАТО. Организации, которая обеспечила мирную и спокойную жизнь западным европейцам, и в значительной степени обусловила поразительные экономические и социальные достижения Европы.
Для Украины это хорошая новость – с одной стороны, руководство Украины лишается одного из главных козырей ориентации на постсоветскую Евразию: мол, "в Европе нас не ждут".
С другой стороны, на саммите было продемонстрировано, что президент Леонид Кучма все еще не готов предать свою многолетнюю европейскую риторику. Таким образом, сохраняется возможность для отдельных "проевропейцев" в властных органах Украины работать относительно наполнения этой риторики реальными делами.
Вместе с тем, следует подчеркнуть, что ожидая от ЕС стратегических решений относительно Украины, украинцы находятся под впечатлением от европейских социальных достижений, гигантского размера ВВП Европы и т.п., но часто не "зрют в корень".
Европейский союз для своих членов является эффективным объединением, которое благодаря существованию гигантского внутреннего рынка повышает конкурентоспособность европейских товаров и увеличивает благосостояние европейцев.
Однако ЕС имеет ограниченные возможности относительно действий вне своих границ. Евросоюз фактически делает лишь первые шаги в сфере внешней политики.
Геополитическая слабость ЕС объясняется рядом причин. Среди них, в частности, военная слабость Европы (по данным генсека НАТО Джорджа Робертсона, европейские страны тратят на оборону в половину больше от затрат США, но имеют треть американских военных возможностей в области обычных вооружений, не говоря о других видах оружия).
Исторически укорененные разногласия между европейскими государствами, которые ослабляли их на протяжении нескольких столетий и едва не привели к краху европейской цивилизации в результате двух мировых войн.
Ни одна страна Европы не может стать геополитическим лидером, так, чтобы ее лидерство было воспринято другими странами ЕС. Наибольшее государство Евросоюза – Германия – имеет только 86 миллионов населения из почти 450 миллионов населения всего ЕС после расширения 2004 года. В Европе есть четыре больших страны (Германия, Франция, Великобритания, Италия), несколько средних (Польша, Испания) и ряд мелких.
В вопросах безопасности ЕС прямо зависит от другой организации стран Запада – НАТО.
На Западе чаще всего рассматривают НАТО и ЕС как две неотъемлемых части европейской экономико-политической системы. Евросоюз отвечает за экономическую интеграцию, а Североатлантический альянс – за вопрос безопасности.
Проще говоря, ЕС дает своим членам возможность получать прибыли. Но только НАТО дает возможность обезопасить, чтобы этими прибылями не воспользовался кто-то другой. Благосостояние без надлежащего уровня безопасности часто в истории было скорее угрозой для самого владельца этого благосостояния, чем преимуществом. Безопасность, полученная в НАТО, дает европейцам возможность воспользоваться благосостоянием, полученным в границах ЕС.
ЕС долго находился на стадии планирования расширения ЕС, и окончательно определился по вопросу максимизации количества членов лишь после того, как НАТО утвердил решение о расширении.
Даже такое ключевое для Европы решение, как расширение ЕС на 10 новых членов (в ходе предыдущего обсуждения предлагалось расширение ЕС только на 3-7 стран), было принято Европейским союзом лишь под влиянием расширения НАТО.
Все новые члены ЕС, кроме Кипра и Мальты, станут в 2004 году его членами лишь после того, как стали членами Североатлантического Альянса вследствие решений, принятых НАТО в 1997 и 2002 гг.
Когда президент Леонид Кучма недавно заявил, что ЕС рассматривал Украину через призму России, он, очевидно, был прав.
Страны ЕС серьезно зависят от российских энергоносителей, в частности Германия 30% нефти и газа экспортирует из России. ЕС существенным образом зависит от России и в смысле попыток играть более самостоятельную от США геополитическую роль.
Именно поэтому страны Европы не готовы к инкорпорации Украины в европейские структуры, поскольку Россия мягко говоря, "критически" относится к такому выбору Украины. Такие подходы европейских правительств ставят европейскую интеграцию Украины в зависимость от позиции России.
Европейцы уже забыли, что большинство геополитических изменений, которые состоялись в Центральной Европе в 1990-их годах произошли прежде всего благодаря существованию независимой Украины.
Недавно едва не завершилась успехом, то есть трагически для будущего Украины, спецоперация под названием "ЕЭП", направленная на лишение Украины надежд на европейское будущее. Но реакция европейцев на эти события была довольно вялой.
Курс на НАТО
Очевидно, что легчайший и кратчайший путь к членству Украины в ЕС и обретению достойного места в Европе лежит через вступление в НАТО. Интеграция в сфере безопасности скорее всего ускорит экономическую и политическую интеграцию с Европой, как это было во время интеграции в ЕС ряда восточноевропейских государств.
Украина имела возможность убедиться, насколько НАТО влияет на ускорение вступления в ЕС новых членов. В 2007 году к ЕС присоединятся Румыния и Болгария. Тот факт, что эти страны в 2004 году вступят в Альянс, по меньшей мере на несколько лет ускорило их вступление в Евросоюз.
Румыния и Болгария не весьма далеко оторвались от Украины по уровню экономического развития. ВВП на душу населения с учетом паритета покупательной способности в Украине в 2002 году составлял $4,500, в Румынии – $7,400, в Болгарии - $6,600. (По данным "CIA World Factbook – 2003".)
Президент Кучма недавно заявил, что в ЕС Украину не ждут. Правда, категоричность этого утверждения поставил под вопрос Ялтинский саммит Украина-ЕС. Вместе с тем, Украину и ждут, и зовут в НАТО.
В Праге Украина подписала План действий Украина-НАТО, где было сказано о возможном вступлении в Альянс: "...ориентация внешней политики Украины на европейскую и евроатлантическую интеграцию, включая ее заявленную перспективную цель – членство в НАТО".
Предыдущий посол США Паскуаль заявил в декабре 2002, что на саммите НАТО в 2006 году будут сделаны предложения ряду стран, которые войдут в очередную волну расширения НАТО, а решение о их вступлении в НАТО будет принято на саммите НАТО в 2008 году. Одной из своих главных задач назвал вступление Украины в НАТО новый посол США Джон Хербст. Надеется побывать на церемонии вступления Украины в НАТО и президент Польши Александр Квасневский.
НАТО и ЕС являются двумя сторонами одной европейской медали. Если Украина возьмет себе одну сторону, то это повышает шансы получить и другую.
После вступления в ЕС 10 новых членов в мае 2004 года, точка зрения в ЕС на роль НАТО усилится – в связи с тем, что к Евросоюзу присоединятся суперлояльные относительно Альянса восточные европейцы.
Само решение для Украины вопроса безопасности через вступление в НАТО может серьезно ускорить интеграцию Украины в ЕС.
Вопросы безопасности, решаемые альянсом, на протяжении всей истории европейской интеграции ускоряли ее. Европейское объединение угля и стали – прообраз ЕС, который был создан почти одновременно с НАТО в 1949 году, создавалось ради того, чтобы европейцы в послевоенной Европе обрели способность себя защищать. Таким образом, вопрос безопасности предопределял прогресс в сфере экономики. НАТО шел впереди ЕС, а не наоборот.
Вступление в Альянс Западной Германии в 1955 году означало послевоенную реабилитацию этой страны. "НАТО помог успокоить постоянный европейские страх мощной и потенциально доминирующей Германии", - утверждал Бжезинский в статье "Дилеммы расширения". И сегодня Германия, вместе с Францией является главной движущей силой интеграции в ЕС.
Членство в НАТО дает возможность Польше, Чехии и т.п. работать с Германией, не опасаясь ее потенциала и возможных претензий на бывшие немецкие земли.
Членство в Альянсе может помочь Украине сделать рывок к европейской интеграции.
НАТО лечит демократию и экономику
Наибольшая проблема вступления Украины в НАТО лежит во внутреннем украинском вопросе, в сущности, очень простом – в вопросе демократии.
НАТО – не только военный блок, а и объединение стран на основах поддержки ими демократических ценностей. Страны с авторитарным или тоталитарным политическим режимом не рассматриваются Альянсом как союзник, надежный в той же мере, что и демократические страны. Ведь в странах демократии внешняя политика находится под влиянием общественного мнения, и не может изменяться так радикально и быстро, как субъективный подход диктатора.
Таким образом, от присутствия в Альянсе государств с тоталитарными или авторитарными режимами пострадала бы солидарность стран-членов и надежность функционирования Альянса, что серьезно могло бы повлиять на его дееспособность. Поэтому условием вступления в это сообщество являются демократические ценности.
Расширение НАТО оказалось значительно более дешевым, чем предварительно прогнозировалось. Как заявлял министр обороны Польши, расширение НАТО стоит сколько, сколько хочет НАТО.
Расширение НАТО в Восточной Европе может состояться без передислокации значительных сил на территорию новых союзников. Бывший командующий войск Альянса в Европе Весли Кларк даже заявил, что "стоимость расширения НАТО близка к нулю", поскольку "государство расходует на оборону, независимо от того, является ли оно членом НАТО, или нет".
Кроме того, есть экономические преимущества. В 1997 году в НАТО были приглашены Польша, Чехия и Венгрия, в 1999 году они вступили в Альянс. По мнению премьер-министра Польши Лешека Миллера, приглашение его страны в НАТО существенно повлияло на улучшение инвестиционного климата в Польше.
По данным Главного управления статистики Польши, в 1997 году в экономику Польши было инвестировано 2,7 миллиарда долларов, в 1998 – уже 5 миллиардов, а в 1999 году – году вступления Польши в НАТО – уже 8 миллиардов долларов США.
Относительно Чехии и Венгрии цифры еще более поразительные. По данным Статистического офиса Чехии, и Центрального статистического офиса Венгрии, в 1997 году прямые иностранные инвестиции в экономику этих стран составляли соответственно 4 и 6,2 миллиарда, в 1998 – 9,8 и 10,2 миллиарды, в 1999 году – 12,8 и 14,5 миллиардов долларов США.
Увеличение иностранных инвестиций можно будет ожидать и в Украине в результате вступления в НАТО. Безопасность и экономическое процветание прямо связаны между собой. Инвесторы хотят иметь дело только с теми странами, в стабильности и политического будущем которых у них не возникает серьезных сомнений.
Членство в Альянсе могло бы изменить стереотип восприятия Украины в глазах западных инвесторов, которые видят ее как постсоветскую страну с соответствующим "багажом" – коррупцией, преступностью и политической нестабильностью.
В НАТО и Москва не страшна
Благодаря НАТО была укреплена идея, согласно которой каждое государство Восточной Европы, в том числе и Украина, имеет право самостоятельно выбирать приоритеты своей политики.
В 1996-1997 годах в России возникла концепция, согласно которой в Европе существует так называемая "красная линия", за которую НАТО не должно расширяться, и которая должна отделять территорию исключительного геополитического влияния России. Эта "красная линия" была очерчена по периметру границ бывшего Советского союза, включительно с внешними границами Прибалтийских республик СССР.
Однако расширение НАТО уже разрушило эту политическую конструкцию. Через 8 месяцев три страны Балтии станут членами Альянса. Сегодня в России только экстремисты вроде Жириновского угрожают этим государствам экономической блокадой, сами не веря в возможность практической реализации своих угроз. Фактически, руководство России смирилась с тем, что Прибалтика – это "отрезанный ломоть".
Этого же следует ожидать и после вступления в НАТО Украины. При том, что экономическое сотрудничество с Украиной значительно более важно для России, чем сотрудничество со странами Прибалтики.
В результате расширения НАТО в Европе не образовывается новых зон влияния. На континенте к российской зоне влияния принадлежит исключительно Беларусь, как это было и до обоих раундов расширения в 1997 и 2002.
Расширение НАТО предоставило надежные гарантии безопасности странам Восточной Европы, что, кроме обеспечения стабильности, радикально уменьшило риск столкновения между крупными государствами за влияние на эти территории.
Неожиданно важный "подарок" сторонникам ускорения вступления Украины в НАТО сделала Россия строительством дамбы в Керченском проливе, а фактически – скрытыми территориальными претензиями. Такие действия России довольно очевидно продемонстрировали, насколько уязвимой является безопасность нашей страны.
Фактически, в современном беспокойном мире для Украины не осталось альтернативы надежного и долгосрочного гарантирования своей безопасности иным образом, кроме как при помощи вступления в НАТО. Организации, которая обеспечила мирную и спокойную жизнь западным европейцам, и в значительной степени обусловила поразительные экономические и социальные достижения Европы.