"Дело Медведчука-младшего": шоу должно продолжаться
Среда, 1 октября 2003, 18:49
"Местное дело неместного значения", как уже успели назвать журналисты конфликт вокруг деятельности председателя Львовской налоговой Сергея Медведчука, получило свое продолжение в столице. На следующий день после выступления в Верховной Раде главы Львовского облсовета Михаила Сендака, в среду, обе заинтересованные стороны дали пресс-конференции в центральных информационных агентствах.
Сергей Медведчук, выступая в "Укринформе" в полдень, выглядел – или хотел выглядеть – достаточно неуверенным. А вот Михаил Сендак, который двумя часами позже появился в УНИАНе, имел "подкрепление" в лице двух депутатов парламента от "Нашей Украины" – Петра Олийныка и Олега Тягнибока.
Кстати, Медведчук-младший несколько раз заверил журналистов, что не имел никакого желания проводить пресс-конференцию, однако просто вынужден сделать это, "учитывая сложившуюся ситуацию", и именно в Киеве, поскольку центральные СМИ (по его мнению) значительно более влиятельны на Львовщине, чем местные масс-медиа.
На самом деле то, что Медведчук действовал вопреки собственной воле, может быть правдой, однако по другим причинам. Во всем мире распространена практика, когда пресс-конференция представителей той или другой политической силы "перебивается" другой пресс-конференцией, на которой оппоненты этой силы первыми представляют свою точку зрения по соответствующим вопросам.
В Украине, учитывая специфику присутствия в информационном пространстве СДПУ(О) и "Нашей Украины", такая технология просто напрашивается на использование. Возможно, Сергей Медведчук получил братский совет съездить в Киев и поговорить с прессой. В таком случае он стал еще одной, и далеко не самой заметной, жертвой информационных баталий, которые развернулись во "Львовском противостоянии".
Самым резонансным заявлением главного налоговика Галичины, безусловно, стали слова о том, что ему и его коллегам угрожают. По словам Медведчука-младшего, речь идет об анонимных угрозах по телефону, которые начались в ходе конфликта между областной налоговой и "Нашей Украиной".
Кроме того, по его же словам, еще в начале конфликта, когда областная налоговая занялась проверкой компании "Орлан-транс" (входящей в контролируемый членом "Нашей Украины" Евгением Червоненко концерн "Орлан"), к Медведчуку-младшему звонил по телефону Виктор Ющенко. По словам налоговика, Ющенко сказал: "Не трогайте моих парней". Когда же чиновник якобы ответил, что только выполняет закон, лидер "Нашей Украины" начал угрожать ему возмущением масс: "Народный гнев вас сметет".
Сергей Медведчук обвиняет в нагнетании политического кризиса на Львовщине исключительно "Нашу Украину" и видит целых две причины, по которым ющенковцы "оказывают давление на органы власти".
Во-первых, это, как следует из заявлений Медведчука-младшего, стремление поставить все политические процессы в регионе под "нашеукраинский" контроль.
"Эти люди увидели, что кое-кто высказывает другое мнение, чем то, что пропагандируется "Нашей Украиной", и готовы на все, чтобы вернуть себе контроль над ситуацией", - заявил Медведчук.
Вторую причину Сергей Владимирович видит в политической борьбе, направленной против его брата Виктора Медведчука, главы администрации Кучмы и, одновременно, главного в стране социал-демократа (объединенного).
"Оппоненты Виктора Медведчука увидели, что в Киеве у них ничего не получается, и решили пойти во Львов", - считает налоговик.
В свою очередь, "нашеукраинцы", похоже, поняли всю невыгодность политической окраски конфликта. Поэтому на своей пресс-конференции они несколько раз повторили, что никакой политики в противостоянии нет. Так, обвинение в "телефонном давлении" Ющенко на налоговиков депутаты считают "вполне сознательной попыткой" унизить их лидера до уровня рядового чиновника от налогов. Что же, независимо от того, на самом ли деле были у соперников "НУ" такие планы, объективно скандал никак не прибавляет баллов именно "Нашей Украине".
Активные же действия против возглавляемого Медведчуком-младшим ведомства и его лично депутаты объясняют исключительно необходимостью защищать интересы предпринимателей, которые, по их словам, страдают от "произвола" львовских налоговиков, и даже "борьбой за демократию".
В частности, как заявил депутат от "НУ" Олег Тягнибок, налоговики Львовщины якобы заставляют бизнесменов не только давать им взятки, но и переводить определенные суммы денег на счета каких-то "благотворительных фондов", контролируемых СДПУ (О), и даже прямо в ячейки этой партии. Более того, по утверждениям Тягнибока, в регионе сложился целый коррумпированный "клан", в который входят представители налоговой, таможни, правоохранительных органов и судьи. Этот "клан", говорит депутат, занимается отмыванием денег, контрабандой, злоупотреблением возврата НДС и тому подобным "бизнесом".
Депутаты заочно возразили Сергею Медведчуку, который заявил, что ни одна проверка не обнаружила нарушений в работе его ведомства. По их словам, Государственная налоговая администрация покрывает действия коррупционеров, а Генпрокуратура старается не реагировать на обращения о фактах злоупотреблений. Так, по словам Тягнибока, в комиссию, которую отправил по требованию парламента во Львов тогда еще председатель ГНАУ Николай Азаров, было включено три депутата (в том числе и сам Тягнибок), однако к работе их не допустили. Что дает основания считать проверяющих "адвокатами Медведчука-младшего".
В целом, заочная дискуссия, как и следовало ожидать, велась не столько о фактах уголовного характера, сколько о том, кто является "большим демократом". Например, нардеп Петр Олийнык уверил журналистов, что спор идет "не между Ющенко и Медведчуком, а между гражданским обществом и феодально-олигархической властью". В то же время Сергей Медведчук не без юмора высказал мнение, что "Наша Украина" "приватизировала право на любовь к Украине, однако любовь к Украине не исключает уплаты налогов".
Среди многочисленных упоминаний о давней уголовно-судебной волоките вокруг НПЗ "Галичина", концерна "Орлан" и других предприятий, немало из которых контролируются близкими к "Нашей Украине" людьми, Сергей Медведчук оговорился и кое о чем новом по делу "Кредит банк Украина". Это учреждение, основанное польским "Кредит банком", теперь сворачивает свою деятельность в Украине, и некоторые политические силы видят причины этого именно в "беспределе" налоговой.
Медведчук сообщил, что, кроме двух дел по фактам злоупотреблений, переданных налоговой в суд, вскоре будет также начато уголовное преследование персонально руководителей банка. Однако затем, возможно, поняв, что слишком увлекся разоблачениями, шеф галицких налоговиков вспомнил о тайне следствия и отказался подробнее комментировать это дело.
Интересные аргументы Медведчук привел в доказательство непричастности налоговой к свертыванию польского бизнеса во Львове. По его мнению, банк просто является убыточным, в чем сам Медведчук убедился, поскольку налоговая "уже год" расследует его деятельность. Может ли в Украине оставаться прибыльным финансовое учреждение, которое в течение года "трясут" налоговики – вопрос риторический.
В свою очередь, председатель Львовского облсовета Михаил Сендак не смог аргументировано возразить против обвинений в недемократизме и объяснить, как согласовывается с идеалами демократии срочное увольнение нескольких председателей комиссий облсовета, которые выступили против принятия обращения с критикой Единого экономического пространства. "Это было коллективное решение, и оно готовилось давно", - кратко прокомментировал Сендак.
В то же время он активно раскритиковал другое увольнение – четырех председателей райадминистраций, которые, будучи одновременно депутатами облсовета, выступили против ЕЭП. Интересно, что господин Сендак абсолютно не склонен обвинять в этом президента, который и подписал соответствующие указы. По его мнению, Кучме необходимо просто "сообщить правду, а не искривленную информацию, которую дают ему Медведчуки". С этой целью, утверждает Сендак, он будет добиваться встречи с "гарантом". Пока что это ему не удалось – как уверен глава Львовского облсовета, из-за интриг все того же Медведчука (старшего).
Не подлежит сомнению, что "Львовское противостояние" будет иметь продолжение, в том числе и на общенациональном уровне. Вряд ли Медведчуку-младшему "светит" отставка – это было бы не в правилах нынешней власти (кстати, глава львовских налоговиков – "рекордсмен" Галичины по удержанию кресла среди чиновников такого ранга, только губернаторов он "пережил" уже четырех). Однако даже перевод его в другую область (как это обычно практикуется), безусловно, будет расценен его соперниками как победа.
В то же время, каждый день конфликта наносит ущерб имиджу "Нашей Украины", да и самого Ющенко – учитывая тональность, с которой эти события подаются в большинстве центральных СМИ, контролируемых тем же Медведчуком (естественно, старшим). И, возможно, уже скоро "нашеукраинцам" придется думать не о победе, а о том, чтобы она не стала пирровой.
Сергей Медведчук, выступая в "Укринформе" в полдень, выглядел – или хотел выглядеть – достаточно неуверенным. А вот Михаил Сендак, который двумя часами позже появился в УНИАНе, имел "подкрепление" в лице двух депутатов парламента от "Нашей Украины" – Петра Олийныка и Олега Тягнибока.
Кстати, Медведчук-младший несколько раз заверил журналистов, что не имел никакого желания проводить пресс-конференцию, однако просто вынужден сделать это, "учитывая сложившуюся ситуацию", и именно в Киеве, поскольку центральные СМИ (по его мнению) значительно более влиятельны на Львовщине, чем местные масс-медиа.
На самом деле то, что Медведчук действовал вопреки собственной воле, может быть правдой, однако по другим причинам. Во всем мире распространена практика, когда пресс-конференция представителей той или другой политической силы "перебивается" другой пресс-конференцией, на которой оппоненты этой силы первыми представляют свою точку зрения по соответствующим вопросам.
В Украине, учитывая специфику присутствия в информационном пространстве СДПУ(О) и "Нашей Украины", такая технология просто напрашивается на использование. Возможно, Сергей Медведчук получил братский совет съездить в Киев и поговорить с прессой. В таком случае он стал еще одной, и далеко не самой заметной, жертвой информационных баталий, которые развернулись во "Львовском противостоянии".
Самым резонансным заявлением главного налоговика Галичины, безусловно, стали слова о том, что ему и его коллегам угрожают. По словам Медведчука-младшего, речь идет об анонимных угрозах по телефону, которые начались в ходе конфликта между областной налоговой и "Нашей Украиной".
Кроме того, по его же словам, еще в начале конфликта, когда областная налоговая занялась проверкой компании "Орлан-транс" (входящей в контролируемый членом "Нашей Украины" Евгением Червоненко концерн "Орлан"), к Медведчуку-младшему звонил по телефону Виктор Ющенко. По словам налоговика, Ющенко сказал: "Не трогайте моих парней". Когда же чиновник якобы ответил, что только выполняет закон, лидер "Нашей Украины" начал угрожать ему возмущением масс: "Народный гнев вас сметет".
Сергей Медведчук обвиняет в нагнетании политического кризиса на Львовщине исключительно "Нашу Украину" и видит целых две причины, по которым ющенковцы "оказывают давление на органы власти".
Во-первых, это, как следует из заявлений Медведчука-младшего, стремление поставить все политические процессы в регионе под "нашеукраинский" контроль.
"Эти люди увидели, что кое-кто высказывает другое мнение, чем то, что пропагандируется "Нашей Украиной", и готовы на все, чтобы вернуть себе контроль над ситуацией", - заявил Медведчук.
Вторую причину Сергей Владимирович видит в политической борьбе, направленной против его брата Виктора Медведчука, главы администрации Кучмы и, одновременно, главного в стране социал-демократа (объединенного).
"Оппоненты Виктора Медведчука увидели, что в Киеве у них ничего не получается, и решили пойти во Львов", - считает налоговик.
В свою очередь, "нашеукраинцы", похоже, поняли всю невыгодность политической окраски конфликта. Поэтому на своей пресс-конференции они несколько раз повторили, что никакой политики в противостоянии нет. Так, обвинение в "телефонном давлении" Ющенко на налоговиков депутаты считают "вполне сознательной попыткой" унизить их лидера до уровня рядового чиновника от налогов. Что же, независимо от того, на самом ли деле были у соперников "НУ" такие планы, объективно скандал никак не прибавляет баллов именно "Нашей Украине".
Активные же действия против возглавляемого Медведчуком-младшим ведомства и его лично депутаты объясняют исключительно необходимостью защищать интересы предпринимателей, которые, по их словам, страдают от "произвола" львовских налоговиков, и даже "борьбой за демократию".
В частности, как заявил депутат от "НУ" Олег Тягнибок, налоговики Львовщины якобы заставляют бизнесменов не только давать им взятки, но и переводить определенные суммы денег на счета каких-то "благотворительных фондов", контролируемых СДПУ (О), и даже прямо в ячейки этой партии. Более того, по утверждениям Тягнибока, в регионе сложился целый коррумпированный "клан", в который входят представители налоговой, таможни, правоохранительных органов и судьи. Этот "клан", говорит депутат, занимается отмыванием денег, контрабандой, злоупотреблением возврата НДС и тому подобным "бизнесом".
Депутаты заочно возразили Сергею Медведчуку, который заявил, что ни одна проверка не обнаружила нарушений в работе его ведомства. По их словам, Государственная налоговая администрация покрывает действия коррупционеров, а Генпрокуратура старается не реагировать на обращения о фактах злоупотреблений. Так, по словам Тягнибока, в комиссию, которую отправил по требованию парламента во Львов тогда еще председатель ГНАУ Николай Азаров, было включено три депутата (в том числе и сам Тягнибок), однако к работе их не допустили. Что дает основания считать проверяющих "адвокатами Медведчука-младшего".
В целом, заочная дискуссия, как и следовало ожидать, велась не столько о фактах уголовного характера, сколько о том, кто является "большим демократом". Например, нардеп Петр Олийнык уверил журналистов, что спор идет "не между Ющенко и Медведчуком, а между гражданским обществом и феодально-олигархической властью". В то же время Сергей Медведчук не без юмора высказал мнение, что "Наша Украина" "приватизировала право на любовь к Украине, однако любовь к Украине не исключает уплаты налогов".
Среди многочисленных упоминаний о давней уголовно-судебной волоките вокруг НПЗ "Галичина", концерна "Орлан" и других предприятий, немало из которых контролируются близкими к "Нашей Украине" людьми, Сергей Медведчук оговорился и кое о чем новом по делу "Кредит банк Украина". Это учреждение, основанное польским "Кредит банком", теперь сворачивает свою деятельность в Украине, и некоторые политические силы видят причины этого именно в "беспределе" налоговой.
Медведчук сообщил, что, кроме двух дел по фактам злоупотреблений, переданных налоговой в суд, вскоре будет также начато уголовное преследование персонально руководителей банка. Однако затем, возможно, поняв, что слишком увлекся разоблачениями, шеф галицких налоговиков вспомнил о тайне следствия и отказался подробнее комментировать это дело.
Интересные аргументы Медведчук привел в доказательство непричастности налоговой к свертыванию польского бизнеса во Львове. По его мнению, банк просто является убыточным, в чем сам Медведчук убедился, поскольку налоговая "уже год" расследует его деятельность. Может ли в Украине оставаться прибыльным финансовое учреждение, которое в течение года "трясут" налоговики – вопрос риторический.
В свою очередь, председатель Львовского облсовета Михаил Сендак не смог аргументировано возразить против обвинений в недемократизме и объяснить, как согласовывается с идеалами демократии срочное увольнение нескольких председателей комиссий облсовета, которые выступили против принятия обращения с критикой Единого экономического пространства. "Это было коллективное решение, и оно готовилось давно", - кратко прокомментировал Сендак.
В то же время он активно раскритиковал другое увольнение – четырех председателей райадминистраций, которые, будучи одновременно депутатами облсовета, выступили против ЕЭП. Интересно, что господин Сендак абсолютно не склонен обвинять в этом президента, который и подписал соответствующие указы. По его мнению, Кучме необходимо просто "сообщить правду, а не искривленную информацию, которую дают ему Медведчуки". С этой целью, утверждает Сендак, он будет добиваться встречи с "гарантом". Пока что это ему не удалось – как уверен глава Львовского облсовета, из-за интриг все того же Медведчука (старшего).
Не подлежит сомнению, что "Львовское противостояние" будет иметь продолжение, в том числе и на общенациональном уровне. Вряд ли Медведчуку-младшему "светит" отставка – это было бы не в правилах нынешней власти (кстати, глава львовских налоговиков – "рекордсмен" Галичины по удержанию кресла среди чиновников такого ранга, только губернаторов он "пережил" уже четырех). Однако даже перевод его в другую область (как это обычно практикуется), безусловно, будет расценен его соперниками как победа.
В то же время, каждый день конфликта наносит ущерб имиджу "Нашей Украины", да и самого Ющенко – учитывая тональность, с которой эти события подаются в большинстве центральных СМИ, контролируемых тем же Медведчуком (естественно, старшим). И, возможно, уже скоро "нашеукраинцам" придется думать не о победе, а о том, чтобы она не стала пирровой.