ЕЭП: экономический призрак, геополитическое фиаско
Понедельник, 8 сентября 2003, 16:04
Разновекторные упражнения Главы украинского государства, как и следовало ожидать, завели его в тупик – в ближайшее время он может утратить львиную долю полученных от народа полномочий, а сам народ – утратить целый пласт в тяжелых потугах добытого суверенитета.
Речь идет о запланированном на 18 сентября в Ялте подписании Договора об образовании Единого экономического пространства между Украиной, РФ, Казахстаном и Беларусью.
На сегодняшний день соглашение уже парафировано руководителями рабочих групп стран-участниц, и о нем можно говорить как о согласованном конечном документе.
Среди прочего, соглашением предусмотрены образование наднационального органа с практически неограниченными полномочиями в области регулирования внешнеэкономической деятельности стран - участниц, их макроэкономической, валютно-кредитной, фискальной политики, которая будет означать лишение этих функций конституционных органов и фактическую потерю ими возможности самостоятельного принятия решений по принципиальным вопросам экономической стратегии.
А это не только вступает в противоречие с Конституцией страны, которая содержит не только исчерпывающий перечень органов государственной исполнительной власти и их компетенцию, но и прямо запрещает президенту Украины делегировать свои полномочия кому-либо, тем более за границы Украины.
К тому же, кардинально изменяется десятилетний курс на европейскую интеграцию, закрепленный в десятках национальных и международно-правовых документов. Очевидно слишком трудной оказалась для президента Украины шапка Мономаха. То ли шапка тяжела, то ли голова не держит...
Статья первая Соглашения, которая дает определение Единого экономического пространства, говорит, что это объединение государств для осуществления единой внешнеэкономической, налоговой, кредитно-финансовой и валютной политики. Это - не зона свободной торговли, как декларируется в официальных заявлениях для замыливания глаз.
Это даже не таможенный союз, который обеспечивает проведение единой таможенно-тарифной политики. Соглашение о создании ЕЭП – это фактически Соглашение о создании общего рынка, который предусматривает свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, - за исключением, разве что, единой валюты.
Много сомнений вызовет заложенный в Соглашении механизм принятия решений в Едином регулирующем наднациональном органе: "Решения принимаются не путем консенсуса, а путем "взвешенного голосования". Количество голосов каждой из сторон определяется в зависимости от его экономического потенциала. Решения же Единого наднационального органа (ст. 4 п.5) являются обязательными для выполнениями всеми государствами - членами ЕЭП.
Заложенные в Соглашении механизмы предусматривают практически монопольное право России при принятии стратегических и оперативных решений. Остальным отводится роль статистов. Цифры говорят сами за себя:
Россия, имея ВВП около 427 млрд. долл. будет иметь 82,6 % голосов в наднациональном регулирующем органе.
Таким образом, Украине с ВВП 48 млрд. долл. останется 9,43% голосов.
Казахстан с ВВП 28.26 млрд. долл. получит 5,6%
Беларусь с ВВП – 12,81 млрд. долл.. – 2,47% голосов.
Российская сторона настаивала именно на таких основах формирования механизма принятия решений, мотивируя это тем, что он апробирован практикой Европейского союза. Но ведь когда в 1992 году подписывался Маахстрихтский Договор о создании ЕС, ни одно из государств-участниц не имело больше 20% общего количества голосов, что давало бы ей монопольное право при формировании политики Союза. Таким образом, подобная аналогия не совсем корректна и позиция российской дипломатии по этому вопросу еще раз подтверждает отношение к Украине как к банановой республике, а не как к суверенному государству.
Занесение в Соглашение пункта о разноуровневой и разноскоростной интеграции исключает гарантии снятия экспортной таможенной пошлины на энергоносители РФ в ближайшем будущем.
Теоретически, если бы Соглашение вступило в действие, при сохранении упомянутых ограничений, это сделало бы 90% украинских товаров неконкурентоспособными на рынке ЕЭП. Так как цена на газ в России – 20 долл. за 1 тыс. куб., в Украине – 60. И 67% российской электроэнергии вырабатывается из дешевого газа.
По опыту Таможенного союза трех - России, Казахстана и Беларуси, видно, что товарооборот между ними действительно увеличился, но исключительно за счет роста экспорта России в Белоруссию и Казахстан, при сокращении объемов их экспорта в Россию. А это еще раз подтверждает что в союзе четырех Украина нужна как рынок для товаров российских производителей, не более того.
Еще больший вред Украине данное Соглашение нанесет в геополитическом плане. Для создания Таможенного Союза необходимо заключить еще около 50-ти дополнительных межправительственных и межведомственных Соглашений. Но подписание рамочного Соглашения с самого начала сделает невозможным движение Украины в направлении интеграции в ЕС.
Интеграция одновременно в два экономических объединения не возможна, в особенности если они имеют разную систему стандартов, на чем настаивает Россия. Кроме того, гармонизация законодательства Украины с ЕС, которая проводилась последние годы, фактически будет приостановлена.
Подписание соглашения четырех сделает невозможным получение Украиной ассоциированного членства в ЕС, и подписание Договора о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС, которое является необходимым промежуточным этапом для вступления в Европейский Союз.
Подписание Соглашения о создании ЕЭП, не исключено, приведет к денонсации протоколов о взаимном доступе к рынкам товаров и услуг, подписанных с рядом стран – членов ВТО и с ЕС в рамках мероприятий по вступлению Украины в эту организацию.
На практике это будет означать присоединение Украины к уже существующему Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана, а также автоматическое членство в Союзе Киргизии и Таджикистана, которые имеют общие таможенные тарифы с упомянутыми государствами в рамках ЕврАзЭс.
При обсуждении этого вопроса на заседании Кабмина все его члены, за исключением господина Азарова – руководителя рабочей группы по подготовке данного Соглашения со стороны Украины, выступали категорически против подписания настоящего Соглашения.
Интересно, что именно господин Азаров от Кабмина Украины является уполномоченным по вопросам европейской интеграции. И, очевидно, только ему истинно известно как можно одновременно двигаться в противоположных направлениях.
Автор: Николай Рудьковский, народный депутат, член фракции Соцпартии
Речь идет о запланированном на 18 сентября в Ялте подписании Договора об образовании Единого экономического пространства между Украиной, РФ, Казахстаном и Беларусью.
На сегодняшний день соглашение уже парафировано руководителями рабочих групп стран-участниц, и о нем можно говорить как о согласованном конечном документе.
Среди прочего, соглашением предусмотрены образование наднационального органа с практически неограниченными полномочиями в области регулирования внешнеэкономической деятельности стран - участниц, их макроэкономической, валютно-кредитной, фискальной политики, которая будет означать лишение этих функций конституционных органов и фактическую потерю ими возможности самостоятельного принятия решений по принципиальным вопросам экономической стратегии.
А это не только вступает в противоречие с Конституцией страны, которая содержит не только исчерпывающий перечень органов государственной исполнительной власти и их компетенцию, но и прямо запрещает президенту Украины делегировать свои полномочия кому-либо, тем более за границы Украины.
К тому же, кардинально изменяется десятилетний курс на европейскую интеграцию, закрепленный в десятках национальных и международно-правовых документов. Очевидно слишком трудной оказалась для президента Украины шапка Мономаха. То ли шапка тяжела, то ли голова не держит...
Статья первая Соглашения, которая дает определение Единого экономического пространства, говорит, что это объединение государств для осуществления единой внешнеэкономической, налоговой, кредитно-финансовой и валютной политики. Это - не зона свободной торговли, как декларируется в официальных заявлениях для замыливания глаз.
Это даже не таможенный союз, который обеспечивает проведение единой таможенно-тарифной политики. Соглашение о создании ЕЭП – это фактически Соглашение о создании общего рынка, который предусматривает свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, - за исключением, разве что, единой валюты.
Много сомнений вызовет заложенный в Соглашении механизм принятия решений в Едином регулирующем наднациональном органе: "Решения принимаются не путем консенсуса, а путем "взвешенного голосования". Количество голосов каждой из сторон определяется в зависимости от его экономического потенциала. Решения же Единого наднационального органа (ст. 4 п.5) являются обязательными для выполнениями всеми государствами - членами ЕЭП.
Заложенные в Соглашении механизмы предусматривают практически монопольное право России при принятии стратегических и оперативных решений. Остальным отводится роль статистов. Цифры говорят сами за себя:
Россия, имея ВВП около 427 млрд. долл. будет иметь 82,6 % голосов в наднациональном регулирующем органе.
Таким образом, Украине с ВВП 48 млрд. долл. останется 9,43% голосов.
Казахстан с ВВП 28.26 млрд. долл. получит 5,6%
Беларусь с ВВП – 12,81 млрд. долл.. – 2,47% голосов.
Российская сторона настаивала именно на таких основах формирования механизма принятия решений, мотивируя это тем, что он апробирован практикой Европейского союза. Но ведь когда в 1992 году подписывался Маахстрихтский Договор о создании ЕС, ни одно из государств-участниц не имело больше 20% общего количества голосов, что давало бы ей монопольное право при формировании политики Союза. Таким образом, подобная аналогия не совсем корректна и позиция российской дипломатии по этому вопросу еще раз подтверждает отношение к Украине как к банановой республике, а не как к суверенному государству.
Занесение в Соглашение пункта о разноуровневой и разноскоростной интеграции исключает гарантии снятия экспортной таможенной пошлины на энергоносители РФ в ближайшем будущем.
Теоретически, если бы Соглашение вступило в действие, при сохранении упомянутых ограничений, это сделало бы 90% украинских товаров неконкурентоспособными на рынке ЕЭП. Так как цена на газ в России – 20 долл. за 1 тыс. куб., в Украине – 60. И 67% российской электроэнергии вырабатывается из дешевого газа.
По опыту Таможенного союза трех - России, Казахстана и Беларуси, видно, что товарооборот между ними действительно увеличился, но исключительно за счет роста экспорта России в Белоруссию и Казахстан, при сокращении объемов их экспорта в Россию. А это еще раз подтверждает что в союзе четырех Украина нужна как рынок для товаров российских производителей, не более того.
Еще больший вред Украине данное Соглашение нанесет в геополитическом плане. Для создания Таможенного Союза необходимо заключить еще около 50-ти дополнительных межправительственных и межведомственных Соглашений. Но подписание рамочного Соглашения с самого начала сделает невозможным движение Украины в направлении интеграции в ЕС.
Интеграция одновременно в два экономических объединения не возможна, в особенности если они имеют разную систему стандартов, на чем настаивает Россия. Кроме того, гармонизация законодательства Украины с ЕС, которая проводилась последние годы, фактически будет приостановлена.
Подписание соглашения четырех сделает невозможным получение Украиной ассоциированного членства в ЕС, и подписание Договора о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС, которое является необходимым промежуточным этапом для вступления в Европейский Союз.
Подписание Соглашения о создании ЕЭП, не исключено, приведет к денонсации протоколов о взаимном доступе к рынкам товаров и услуг, подписанных с рядом стран – членов ВТО и с ЕС в рамках мероприятий по вступлению Украины в эту организацию.
На практике это будет означать присоединение Украины к уже существующему Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана, а также автоматическое членство в Союзе Киргизии и Таджикистана, которые имеют общие таможенные тарифы с упомянутыми государствами в рамках ЕврАзЭс.
При обсуждении этого вопроса на заседании Кабмина все его члены, за исключением господина Азарова – руководителя рабочей группы по подготовке данного Соглашения со стороны Украины, выступали категорически против подписания настоящего Соглашения.
Интересно, что именно господин Азаров от Кабмина Украины является уполномоченным по вопросам европейской интеграции. И, очевидно, только ему истинно известно как можно одновременно двигаться в противоположных направлениях.
Автор: Николай Рудьковский, народный депутат, член фракции Соцпартии