После Ялты Украина может стать второй Финляндией при Российской империи
Пятница, 26 сентября 2003, 18:34
19 сентября президенты России, Украины, Казахстана и Белоруссии, собравшись в Ливадийском дворце в Ялте на ежегодный саммит СНГ, подписали учредительные документы о создании Единого экономического пространства. Украинский президент Кучма подписал документ с оговоркой, что соглашение не должно нарушать Конституцию Украины.
Несмотря на сильную изначальную оппозицию, основанную на утверждениях, что создание ЕЭП нарушало бы Конституцию, позволяя наднациональному органу формировать политику Украины, и что Украина, подписывая соглашение, усложняла бы для себя возможность присоединения к Европейскому Союзу и ВТО, президентская администрация довольно быстро "убедила" противников, что в ее и нации интересах присоединиться к ЕЭП.
15 сентября Кучма, активный сторонник ЕЭП, заявил, что "Украина никогда не станет предпринимать никаких шагов, которые противоречили бы ее евро-интеграционной стратегии". "ЕЭП должен рассматриваться как структура для ускорения экономического сотрудничества, первым шагом которой будет создание зоны свободной торговли…" Однако, выступая в Ялте в день подписания, Кучма сменил акценты, заявив, что "Европа не хочет нас" и поэтому Украина полностью права, присоединяясь к ЕЭП.
17 сентября парламент условно одобрил ЕЭП, заявив, что Кучма может подписываться при условии, что соглашение не будет нарушать Конституцию. Блоки Ющенко и Тимошенко покинули зал заседаний в знак протеста еще до голосования. Предложение было поддержано традиционно оппозиционными коммунистами и Социалистической партией во главе с Александром Морозом, а также пропрезидентским большинством.
ЕЭП можно рассматривать как пасынка Содружества Независимых Государств – союза, никогда не пользовавшегося большой поддержкой ни одного из его членов со времени его основания в декабре 1991. Решения СНГ не воплощались в жизнь, до 2003 года оно существовало главным образом на бумаге, и его военный квазисоюз был в значительной степени мифом.
В начале 2002 стало очевидно, что в российской внешней политике произошел поворот. Причиной стала стратегическая потребность России взять под контроль маршруты транспортирования нефти и газа на Запад, для обеспечения ее долгосрочного экономического роста и установления контроля над Каспийскими нефтяными резервами.
В феврале 2002 Владимир Путин предложил "единственный экспортный канал" для экспорта газа из Центральной Азии, немедленно вступив в противоречие со стратегией американцев, предпочитающих диверсифицировать каналы экспорта.
И хотя имелись другие региональные экономические проблемы типа квот на стальные трубы, сахар и зерно, энергоносители оказались общим знаменателем, который привел к созданию ЕЭП. Ключ к успеху этой стратегии лежит в способности русских заполучить Украину. Два других партнера, Белоруссия и Казахстан, оказались неспособными сопротивляться планам России.
Формированию ЕЭП предшествовало избрание в начале 2003 Леонида Кучмы главой СНГ, инициированное Путиным. При том, что Украина не была полноправным членом Содружества, этот тактический ход не вызвал больших возражений в Киеве и рассматривался скорее как жест солидарности Путина с Кучмой, находившимся тогда под огнем Запада за его намерения продать радарную систему в Ирак.
С избранием Кучмы главой СНГ Украина была вовлечена в руководство Содружества, что в глазах Москвы стало серьезной проверкой решимости Украины. Больших проблем не возникло, и Россия перешла к дальнейшим действиям.
Когда "Газпром" в конце 2002 резко вытеснил "Итеру", независимую газовую компанию, занимавшуюся транспортировкой туркменского газа в Украину и другие бывшие советские республики, стало ясно, что новая стратегия начинает воплощаться в жизнь.
6 декабря 2002 Итера потеряла контракт на транспортировку туркменского газа в Украину в пользу "Eural Trans Gaz", теневой компании, которую "Газпром" и "Нафтогаз Украины" в союзе с одним московским мафиози зарегистрировали в деревенском доме близ Будапешта.
Фактически, "Eural Trans Gaz" никакого газа не транспортировала, этим занимался "Газпром", а "Eural Trans Gaz" служила для отмывания денег и ухода от налогов. "Итера" же мешала "Газпрому" брать трубопроводы под контроль и должна была быть нейтрализована. Несмотря на возражения США, "Газпром" продолжал давить. "Итере" отдали небольшой контракт на поставку газа в Саратовскую область по российским внутренним ценам и приказали не соваться на рынки СНГ.
Чтобы далее управлять потоками газа в Украину, "Газпром" в апреле 2003 подписал контракт с "Туркменнефтегазом", получив фактически исключительные права на поставку туркменского газа в течение 25 лет, начиная с 2006.
Действующий украинский контракт с Туркменией истекает в 2005, после чего Украина вынуждена будет обратиться к "Газпрому", чтобы покупать 36 миллиардов кубометров газа из Туркмении. Туркмения сейчас не в состоянии одновременно продать и Украине, и "Газпрому" такое количество газа из-за ограниченной пропускной способности Центрального азиатского трубопровода "Центр".
Глава государственной украинской газовой монополии, "Нафтогаз Украины" Юрий Бойко прилетел в Ашгабат 15 сентября, за четыре дня до подписания соглашения по ЕЭП, чтобы заключить новый 25-летний контракт на закупки газа, но вернулся домой ни с чем. Эту информацию скрыли от украинских СМИ, так как это могло повредить подписанию соглашения в Ялте Украиной. Сам Бойко заявил, согласно "Коммерсанту" от 16 сентября, что это было лишь "заминкой" и что контракт будет подписан во время визита Кучмы в Ашгабат в октябре.
Украинский трубопровод, по которому "Газпром" гонит газ в Западную Европу, давно являлся стратегической целью для России. В прошлом, украинское руководство "Нафтогаза" часто обвиняли в выкачивании огромных количеств российского газа и незаконной его продаже собственным клиентам в Польше и Словакии. В какой-то момент "Газпром" угрожал принять ответные меры и построить очень дорогой новый трубопровод в обход Украины. Это означало бы серьезные финансовые потери для Украины, которой "Газпром" платил за транзит. Но идея нового трубопровода увяла и, по-видимому, из-за огромных затрат была в значительной мере блефом. Поэтому был разработан альтернативный план – международный консорциум, который будет управлять стареющим трубопроводом и модернизировать его.
Членами этого консорциума должны были быть Россия, Украина и Германия. Немецкий партнер, "Рургаз", однако, так к консорциуму и не присоединился (то ли они так решили, то ли "Газпром" пообещал уступить им значительную долю своих акций). Украинская сторона, несмотря на риторическую приверженность идее консорциума, так и не предприняла серьезных шагов к ее осуществлению. К лету 2003 идея консорциума оказалась подвешенной.
Следующим важным фактором был транспорт нефти.
Нефтепровод "Одесса-Броды" был построен в 1990-х, чтобы транспортировать нефть от Каспийского моря на запад. Сначала Россия была оппозиционно настроена в отношении этого маршрута, но когда "British Petroleum" и "Тюменская нефтяная компания" стали формировать гигантскую объединенную нефтяную компанию, Россия изменила мнение относительно "Одесса-Броды".
Необходимость транспортировать нефть "BP-TНK" сделала трубопровод "Одесса-Броды" идеальным решением. Это означало, что она будет качать нефть на юг, от Бродов до Одессы на танкеры, направляющиеся в Средиземное море через узкий и перегруженный Босфор. Кучма, к вящей тревоге Америки и несмотря на возражения министров–энергетиков, стал активно лоббировать интересы "BP-TНK". Окончательное решение еще не принято, но Кучма (и "BP-TНK", а также Путин), сделали ставку на реверсный маршрут.
Одним из ключевых моментов в создании ЕЭП была потребность Казахстана найти способ транспортировать свои нефть и газ от Каспийских месторождений на запад. Это совпало с желанием России нейтрализовать США, поддерживавших нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзрум как часть диверсификации маршрутов поставок каспийских энергоносителей на Запад.
Эта политика была краеугольным камнем американской стратегии в регионе, направленной на предотвращение возможного энергетического шантажа со стороны России. Подписание Казахстаном соглашения о ЕЭП 19 сентября нанесло серьезный удар по американским планам.
В 2003 Россия начала организованное давление на Грузию, чтобы вновь соединить ее трубопровод с российским. В результате Россия получила право транспортировать почти всю добываемую сейчас и предполагаемую нефть Казахстана через российские трубопроводы.
Но для этого нефть, чтобы добраться до Западной Европы, должна пройти через трубопроводы, контролируемые не российской "Транснефтью", но Украиной и Белоруссией. Загнав партнеров в общую экономическую зону, Россия получила бы законные основания установить сначала контроль над этими трубопроводами, а потом и оспаривать их принадлежность.
В случае Белоруссии русские использовали менее тонкую тактику. Накануне церемонии подписания договора о ЕЭП, "Газпром" объявил, что в свете отказа Белоруссии позволить "Газпрому" контролировать ее газопровод, "Газпром" вынужден установить СНГовские цены на газ, а не внутренние российские, как сейчас. Это создало бы огромный долг и опасность, что газовые поставки вообще прекратятся.
За несколько дней до подписания спикер Госдумы Геннадий Селезнев сказал прессе, что Россия могла бы пересмотреть недавно установленный тариф на российский газ, если украинцы присоединятся к ЕЭП. Это не было обещанием - Селезнев не был уполномочен его давать - а скорее виртуальной морковкой.
Недавно наложенный тариф создал бы новые финансовые проблемы для Украины, но в то же самое время, объявил Газпром, Украине будут теперь позволять зарабатывать деньги, продавая российский и ее собственный газ непосредственно в Западную Европу, если будут это делать через офисы "Газэкспорта" – филиала, полностью принадлежащего "Газпрому". Это, в теории, компенсировало бы украинцам потери от новых тарифов и даже позволило бы заработать немного денег.
К 19 сентября основа для подписания ЕЭП была готова. Это был только первый шаг на долгом и, возможно, нелегком пути. Следующая стадия ЕЭП наступит после думских и президентских выборов.
Чтобы функционировать и достичь поставленных целей, ЕЭП нужен исполнительный орган и его полномочия принимать и проводить в жизнь новые законодательные акты в пределах экономической зоны.
Идея общей валюты, рубля, уже была запущена, чтобы оценить степень сопротивления. Исполнительный орган ЕЭП, юридически правомочный издавать законы и воплощать экономическую стратегию, требовал бы пересмотра украинской Конституции. Учитывая природу пропрезидентского большинства в украинском парламенте, это не стало бы проблемой, но создало бы глубокий раскол в стране.
С президентскими выборами, намеченными на 2004, предложение Кучмы позволить парламенту выбирать президента и дает ему большее пространство для маневра, чтобы продлить статус-кво и предотвратить любые будущие попытки пересмотреть членство в ЕЭП.
Идея Путина о Едином экономическом пространстве была задумана, чтобы установить более сильный российский контроль, чем он был в бывшем СЭВ – Совете экономической взаимопомощи, сформированном в 1949 году СССР, чтобы усилить контроль над социалистическим блоком.
Если СЭВ проводил правило "одно государство, один голос", несмотря на экономическую мощь или потенциал своих членов, то версия Путина провозглашает в статье 4, параграфе 6: количество голосов, которые имеет каждая страна, пропорционально их "экономическому потенциалу". С этой точки зрения, России сейчас принадлежит 80% акций ЕЭП.
И если СЭВ никогда не требовал, чтобы страны отказывались от части своих суверенных прав в пользу исполнительного регулирующего органа, то ЕЭП, это "СЭВ младшее", делает прямо противоположное в статье 4.
Не исключено, что в будущем исполнительный орган ЕЭП может взять под контроль украинский и белорусский трубопроводы через "Транснефть" или какую-нибудь многонациональную компанию, контролируемую ЕЭП, которая будет гарантировать интересы заинтересованных сторон, соразмерно их экономической мощи и вкладу.
Учитывая, что большая часть нефти и газа, проходящей по этим трубопроводам, была бы российской и казахской, "финляндизированные" украинцы и белорусы могут остаться ни с чем.
Что касается вхождения Украины в ЕС или ВТО, несмотря на оптимизм, высказанный некоторыми украинскими должностными лицами, утверждавшими, что одно не противоречит другому, действительность не так радужна. Активно принимая сторону России в "большая игре" с каспийской нефтью, украинцы переоценивают свои шансы на членство на этой стадии. Что случится по мере развития ЕЭП - увидим.
Автор: Роман Купчинский, экс-руководитель украинской службы радио "Свобода", редактор рубрики "Обзор организованной преступности и терроризма" сайта корпорации "Радио Свободна Европа/Радио Свобода"
Несмотря на сильную изначальную оппозицию, основанную на утверждениях, что создание ЕЭП нарушало бы Конституцию, позволяя наднациональному органу формировать политику Украины, и что Украина, подписывая соглашение, усложняла бы для себя возможность присоединения к Европейскому Союзу и ВТО, президентская администрация довольно быстро "убедила" противников, что в ее и нации интересах присоединиться к ЕЭП.
15 сентября Кучма, активный сторонник ЕЭП, заявил, что "Украина никогда не станет предпринимать никаких шагов, которые противоречили бы ее евро-интеграционной стратегии". "ЕЭП должен рассматриваться как структура для ускорения экономического сотрудничества, первым шагом которой будет создание зоны свободной торговли…" Однако, выступая в Ялте в день подписания, Кучма сменил акценты, заявив, что "Европа не хочет нас" и поэтому Украина полностью права, присоединяясь к ЕЭП.
17 сентября парламент условно одобрил ЕЭП, заявив, что Кучма может подписываться при условии, что соглашение не будет нарушать Конституцию. Блоки Ющенко и Тимошенко покинули зал заседаний в знак протеста еще до голосования. Предложение было поддержано традиционно оппозиционными коммунистами и Социалистической партией во главе с Александром Морозом, а также пропрезидентским большинством.
ЕЭП можно рассматривать как пасынка Содружества Независимых Государств – союза, никогда не пользовавшегося большой поддержкой ни одного из его членов со времени его основания в декабре 1991. Решения СНГ не воплощались в жизнь, до 2003 года оно существовало главным образом на бумаге, и его военный квазисоюз был в значительной степени мифом.
В начале 2002 стало очевидно, что в российской внешней политике произошел поворот. Причиной стала стратегическая потребность России взять под контроль маршруты транспортирования нефти и газа на Запад, для обеспечения ее долгосрочного экономического роста и установления контроля над Каспийскими нефтяными резервами.
В феврале 2002 Владимир Путин предложил "единственный экспортный канал" для экспорта газа из Центральной Азии, немедленно вступив в противоречие со стратегией американцев, предпочитающих диверсифицировать каналы экспорта.
И хотя имелись другие региональные экономические проблемы типа квот на стальные трубы, сахар и зерно, энергоносители оказались общим знаменателем, который привел к созданию ЕЭП. Ключ к успеху этой стратегии лежит в способности русских заполучить Украину. Два других партнера, Белоруссия и Казахстан, оказались неспособными сопротивляться планам России.
Формированию ЕЭП предшествовало избрание в начале 2003 Леонида Кучмы главой СНГ, инициированное Путиным. При том, что Украина не была полноправным членом Содружества, этот тактический ход не вызвал больших возражений в Киеве и рассматривался скорее как жест солидарности Путина с Кучмой, находившимся тогда под огнем Запада за его намерения продать радарную систему в Ирак.
С избранием Кучмы главой СНГ Украина была вовлечена в руководство Содружества, что в глазах Москвы стало серьезной проверкой решимости Украины. Больших проблем не возникло, и Россия перешла к дальнейшим действиям.
Когда "Газпром" в конце 2002 резко вытеснил "Итеру", независимую газовую компанию, занимавшуюся транспортировкой туркменского газа в Украину и другие бывшие советские республики, стало ясно, что новая стратегия начинает воплощаться в жизнь.
6 декабря 2002 Итера потеряла контракт на транспортировку туркменского газа в Украину в пользу "Eural Trans Gaz", теневой компании, которую "Газпром" и "Нафтогаз Украины" в союзе с одним московским мафиози зарегистрировали в деревенском доме близ Будапешта.
Фактически, "Eural Trans Gaz" никакого газа не транспортировала, этим занимался "Газпром", а "Eural Trans Gaz" служила для отмывания денег и ухода от налогов. "Итера" же мешала "Газпрому" брать трубопроводы под контроль и должна была быть нейтрализована. Несмотря на возражения США, "Газпром" продолжал давить. "Итере" отдали небольшой контракт на поставку газа в Саратовскую область по российским внутренним ценам и приказали не соваться на рынки СНГ.
Чтобы далее управлять потоками газа в Украину, "Газпром" в апреле 2003 подписал контракт с "Туркменнефтегазом", получив фактически исключительные права на поставку туркменского газа в течение 25 лет, начиная с 2006.
Действующий украинский контракт с Туркменией истекает в 2005, после чего Украина вынуждена будет обратиться к "Газпрому", чтобы покупать 36 миллиардов кубометров газа из Туркмении. Туркмения сейчас не в состоянии одновременно продать и Украине, и "Газпрому" такое количество газа из-за ограниченной пропускной способности Центрального азиатского трубопровода "Центр".
Глава государственной украинской газовой монополии, "Нафтогаз Украины" Юрий Бойко прилетел в Ашгабат 15 сентября, за четыре дня до подписания соглашения по ЕЭП, чтобы заключить новый 25-летний контракт на закупки газа, но вернулся домой ни с чем. Эту информацию скрыли от украинских СМИ, так как это могло повредить подписанию соглашения в Ялте Украиной. Сам Бойко заявил, согласно "Коммерсанту" от 16 сентября, что это было лишь "заминкой" и что контракт будет подписан во время визита Кучмы в Ашгабат в октябре.
Украинский трубопровод, по которому "Газпром" гонит газ в Западную Европу, давно являлся стратегической целью для России. В прошлом, украинское руководство "Нафтогаза" часто обвиняли в выкачивании огромных количеств российского газа и незаконной его продаже собственным клиентам в Польше и Словакии. В какой-то момент "Газпром" угрожал принять ответные меры и построить очень дорогой новый трубопровод в обход Украины. Это означало бы серьезные финансовые потери для Украины, которой "Газпром" платил за транзит. Но идея нового трубопровода увяла и, по-видимому, из-за огромных затрат была в значительной мере блефом. Поэтому был разработан альтернативный план – международный консорциум, который будет управлять стареющим трубопроводом и модернизировать его.
Членами этого консорциума должны были быть Россия, Украина и Германия. Немецкий партнер, "Рургаз", однако, так к консорциуму и не присоединился (то ли они так решили, то ли "Газпром" пообещал уступить им значительную долю своих акций). Украинская сторона, несмотря на риторическую приверженность идее консорциума, так и не предприняла серьезных шагов к ее осуществлению. К лету 2003 идея консорциума оказалась подвешенной.
Следующим важным фактором был транспорт нефти.
Нефтепровод "Одесса-Броды" был построен в 1990-х, чтобы транспортировать нефть от Каспийского моря на запад. Сначала Россия была оппозиционно настроена в отношении этого маршрута, но когда "British Petroleum" и "Тюменская нефтяная компания" стали формировать гигантскую объединенную нефтяную компанию, Россия изменила мнение относительно "Одесса-Броды".
Необходимость транспортировать нефть "BP-TНK" сделала трубопровод "Одесса-Броды" идеальным решением. Это означало, что она будет качать нефть на юг, от Бродов до Одессы на танкеры, направляющиеся в Средиземное море через узкий и перегруженный Босфор. Кучма, к вящей тревоге Америки и несмотря на возражения министров–энергетиков, стал активно лоббировать интересы "BP-TНK". Окончательное решение еще не принято, но Кучма (и "BP-TНK", а также Путин), сделали ставку на реверсный маршрут.
Одним из ключевых моментов в создании ЕЭП была потребность Казахстана найти способ транспортировать свои нефть и газ от Каспийских месторождений на запад. Это совпало с желанием России нейтрализовать США, поддерживавших нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзрум как часть диверсификации маршрутов поставок каспийских энергоносителей на Запад.
Эта политика была краеугольным камнем американской стратегии в регионе, направленной на предотвращение возможного энергетического шантажа со стороны России. Подписание Казахстаном соглашения о ЕЭП 19 сентября нанесло серьезный удар по американским планам.
В 2003 Россия начала организованное давление на Грузию, чтобы вновь соединить ее трубопровод с российским. В результате Россия получила право транспортировать почти всю добываемую сейчас и предполагаемую нефть Казахстана через российские трубопроводы.
Но для этого нефть, чтобы добраться до Западной Европы, должна пройти через трубопроводы, контролируемые не российской "Транснефтью", но Украиной и Белоруссией. Загнав партнеров в общую экономическую зону, Россия получила бы законные основания установить сначала контроль над этими трубопроводами, а потом и оспаривать их принадлежность.
В случае Белоруссии русские использовали менее тонкую тактику. Накануне церемонии подписания договора о ЕЭП, "Газпром" объявил, что в свете отказа Белоруссии позволить "Газпрому" контролировать ее газопровод, "Газпром" вынужден установить СНГовские цены на газ, а не внутренние российские, как сейчас. Это создало бы огромный долг и опасность, что газовые поставки вообще прекратятся.
За несколько дней до подписания спикер Госдумы Геннадий Селезнев сказал прессе, что Россия могла бы пересмотреть недавно установленный тариф на российский газ, если украинцы присоединятся к ЕЭП. Это не было обещанием - Селезнев не был уполномочен его давать - а скорее виртуальной морковкой.
Недавно наложенный тариф создал бы новые финансовые проблемы для Украины, но в то же самое время, объявил Газпром, Украине будут теперь позволять зарабатывать деньги, продавая российский и ее собственный газ непосредственно в Западную Европу, если будут это делать через офисы "Газэкспорта" – филиала, полностью принадлежащего "Газпрому". Это, в теории, компенсировало бы украинцам потери от новых тарифов и даже позволило бы заработать немного денег.
К 19 сентября основа для подписания ЕЭП была готова. Это был только первый шаг на долгом и, возможно, нелегком пути. Следующая стадия ЕЭП наступит после думских и президентских выборов.
Чтобы функционировать и достичь поставленных целей, ЕЭП нужен исполнительный орган и его полномочия принимать и проводить в жизнь новые законодательные акты в пределах экономической зоны.
Идея общей валюты, рубля, уже была запущена, чтобы оценить степень сопротивления. Исполнительный орган ЕЭП, юридически правомочный издавать законы и воплощать экономическую стратегию, требовал бы пересмотра украинской Конституции. Учитывая природу пропрезидентского большинства в украинском парламенте, это не стало бы проблемой, но создало бы глубокий раскол в стране.
С президентскими выборами, намеченными на 2004, предложение Кучмы позволить парламенту выбирать президента и дает ему большее пространство для маневра, чтобы продлить статус-кво и предотвратить любые будущие попытки пересмотреть членство в ЕЭП.
Идея Путина о Едином экономическом пространстве была задумана, чтобы установить более сильный российский контроль, чем он был в бывшем СЭВ – Совете экономической взаимопомощи, сформированном в 1949 году СССР, чтобы усилить контроль над социалистическим блоком.
Если СЭВ проводил правило "одно государство, один голос", несмотря на экономическую мощь или потенциал своих членов, то версия Путина провозглашает в статье 4, параграфе 6: количество голосов, которые имеет каждая страна, пропорционально их "экономическому потенциалу". С этой точки зрения, России сейчас принадлежит 80% акций ЕЭП.
И если СЭВ никогда не требовал, чтобы страны отказывались от части своих суверенных прав в пользу исполнительного регулирующего органа, то ЕЭП, это "СЭВ младшее", делает прямо противоположное в статье 4.
Не исключено, что в будущем исполнительный орган ЕЭП может взять под контроль украинский и белорусский трубопроводы через "Транснефть" или какую-нибудь многонациональную компанию, контролируемую ЕЭП, которая будет гарантировать интересы заинтересованных сторон, соразмерно их экономической мощи и вкладу.
Учитывая, что большая часть нефти и газа, проходящей по этим трубопроводам, была бы российской и казахской, "финляндизированные" украинцы и белорусы могут остаться ни с чем.
Что касается вхождения Украины в ЕС или ВТО, несмотря на оптимизм, высказанный некоторыми украинскими должностными лицами, утверждавшими, что одно не противоречит другому, действительность не так радужна. Активно принимая сторону России в "большая игре" с каспийской нефтью, украинцы переоценивают свои шансы на членство на этой стадии. Что случится по мере развития ЕЭП - увидим.
Автор: Роман Купчинский, экс-руководитель украинской службы радио "Свобода", редактор рубрики "Обзор организованной преступности и терроризма" сайта корпорации "Радио Свободна Европа/Радио Свобода"