Ликвидация "проблемы Ющенко": модернизированный сценарий
Пятница, 19 сентября 2003, 09:00
У фракций большинства неожиданное обострение старой болезни - новые, уже четвертые изменения в Конституцию. Изменения очень минимальные - но очень важные. А давайте выберем президента в парламенте не в 2006, а в 2004? А давайте перейдем на пропорциональные выборы не в марте 2006, а в октябре 2007?
Такие новации предложено внести в переходные положения законопроекта, который в августе Медведчук согласовывал с Морозом и Симоненко, и который в сентябре направили в Конституционный суд за подписями большевиков и коммунистов.
Инициатором изменений в законопроекте стал такой организм, как "координационный совет парламентского большинства". "Он состоялся еще три недели назад, когда был первый вариант реформы. Эти предложения тогда не нашли поддержки", - рассказал Степан Гавриш. И продолжил о неожиданном изменении настроения: "После этого мы пришли к выводу, что такое предложение нужно внести, чтобы удовлетворить позицию многих членов парламентского большинства".
Во вторник состоялся координационный совет большинства, где новые правки в законопроекте "поддержали все фракции", рассказал лидер фракции "Трудовая Украина-ПППУ" Игорь Шаров. Хотя, что значит "поддержали все фракции", непонятно. Корреспондент "УП" подошел в парламенте к лидерам "Регионов Украины" Раисе Богатыревой и аграриев Екатерине Ващук. И та, и другая сказали, что в глаза ничего еще не видели.
"Мы сообщили об этих предложениях президенту по телефону, и он никаких предостережений не высказал", - заявил также Гавриш.
По мнению Шарова, после правок новый законопроект изменений в Конституцию – "это более реальный вариант, который поддерживают и мажоритарные депутаты".
Шаров имел в виду, что отсрочка партийных выборов на полтора года должна быть передышкой для тех непроворных большевиков, которые до сих пор так и не пристроились ни к одной партии. В принципе, "донецкие" или, например, тот же Гавриш готовы были бы зарыть поглубже идею о партийных выборах. Но эту норму требует СДПУ(О). И это является условием переговоров с КПУ и СПУ в поддержку изменений Конституции.
Хотя, лидер коммунистов Петр Симоненко сразу заявил: "Мы категорически против продолжения полномочий действующей Верховной Рады до 2007 года". Против пролонгации нынешних депутатов и социалисты.
Второе нововведение – идея с выборами президента в парламенте уже в 2004 – вообще пришита белыми нитками. А прикрывает эта заплатка огромную боязнь прихода Ющенко уже через год.
Что интересно, и второе новое предложение – избирать президента в 2004 в парламенте – также не воспринимается социалистами и коммунистами.
"Сомнение вызывает то, что эта Верховная Рада, с учетом мажоритарной части, которая входит в пропрезидентское большинство, не отвечает интересам народа", - заявил Симоненко. "Старые изменения Конституции, инициированные властью – это был переход от трагедии к комедии. Эти новые изменения – это уже фарс", - сказал Юрий Луценко из СПУ.
После этого сложно понять, с какой целью вносятся эти изменения в законопроект. Без СПУ и КПУ большевики могут рассчитывать на свои 241 плюс/минус 10. При необходимом минимуме в 300 голосов.
Хотя политолог Константин Бондаренко видит у измененного законопроекта лучшие перспективы.
"90% большевиков и до половины меньшинства могут протянуть голосование этого переработанного проекта. Он соответствует парламентской республике, которую декларировали социалисты и коммунисты.
Кроме того, этот сценарий содержит замечательные возможности для обогащения депутатов. Предположим, в следующем году проходят президентские выборы в парламенте. В Верховную Раду бросаются огромные деньги. Кроме того, депутаты продолжают свои полномочия на 1,5 года. Это тоже существенный момент.
Дале, в 2007 году, проходят выборы по пропорциональной системе, к которой больше всего готовы СДПУ(О), КПУ, Партия регионов. А если будет решено допустить к выборам только партии, а не блоки, то возникают серьезные проблемы на правом фланге, перегруппировка, перерегистрация... И можно только представить, каким будет новый парламент.
Даже если президентом в 2004 станет Ющенко, то по этому сценарию очень проблематично, что он будет в парламенте в 2007. Зато у Леонида Кучмы есть шанс претендовать на какую-то должность".
Сам Виктор Ющенко понимает, что игра направляется против него. "Новая инициатива – это те же яйца, только вид сбоку. Ситуация, которая возникает даже по третьему законопроекту, все равно делает призрачным для нынешней власти избрание своего президента в парламенте в 2006 году. Поэтому разработали сценарий, где раздают морковки приверженцам этой концепции – и потому появляется норма, что полномочия тех депутатов, которые будут голосовать за такие решения, продолжатся до 2007 года. Четыре года мало для депутатов, чтобы раскрыть свои программы!".
"Проект направлен персонально против Ющенко", - также считает политолог Виктор Небоженко. "Очевидно, в правящем блоке считают, что если Ющенко дать даже два года передышки, то за эти два года он успеет переломить общее мнение и привлечь сегодняшнее большинство, которое не имеет своего мнения и будет переходить от одного президента к другому".
"Вторая цель –тщательно скрываемая борьба за кресло сильного премьера, а не за место президента. Если мы избираем президента парламентом в октябре 2004 года, то мы должны переизбрать премьер-министра – по Конституции. Таким образом, "эсдеки" планируют избавиться от Януковича, ведь ему предложат пройти процедуру переизбрания. А он ее не пройдет.
"Эсдеки" в конце концов, должны решить, или они борются с Ющенко, не пуская его в президенты, или с донецкими, стараясь снять Януковича. Но одновременно двух целей достичь нельзя.
Донецким следует принять участие в том, чтобы оставить Ющенко президентом, а на втором этапе помочь остаться Януковичу. Не забывайте, что Верховная Рада только два раза действовала, как парламент – 14 декабря, когда разблокировала работу, и второй раз в июле, когда решила направить 2 законопроекта в Конституционный суд. При чем в обоих случаях оживление парламента произошло потому, что надругались над "эсдеками".
Те, кто это придумал, и передал Гавришу на обнародование этот законопроект, могут сами серьезно пострадать. Потому что, несмотря на хитрые планы "эсдеков", снова может организоваться одноразовое большинство из "Нашей Украины" и донецких, без "эсдеков". Хотя это очень маловероятно".
В общем же, по мнению Небоженко, ситуация может привести к "эскалации законопроектов" – по одному новому в месяц. Но будет длиться это не долго: "Может, будет еще один проект, а потом страна начнет готовиться к праздникам, и ей будет не до реформы".
Такие новации предложено внести в переходные положения законопроекта, который в августе Медведчук согласовывал с Морозом и Симоненко, и который в сентябре направили в Конституционный суд за подписями большевиков и коммунистов.
Инициатором изменений в законопроекте стал такой организм, как "координационный совет парламентского большинства". "Он состоялся еще три недели назад, когда был первый вариант реформы. Эти предложения тогда не нашли поддержки", - рассказал Степан Гавриш. И продолжил о неожиданном изменении настроения: "После этого мы пришли к выводу, что такое предложение нужно внести, чтобы удовлетворить позицию многих членов парламентского большинства".
Во вторник состоялся координационный совет большинства, где новые правки в законопроекте "поддержали все фракции", рассказал лидер фракции "Трудовая Украина-ПППУ" Игорь Шаров. Хотя, что значит "поддержали все фракции", непонятно. Корреспондент "УП" подошел в парламенте к лидерам "Регионов Украины" Раисе Богатыревой и аграриев Екатерине Ващук. И та, и другая сказали, что в глаза ничего еще не видели.
"Мы сообщили об этих предложениях президенту по телефону, и он никаких предостережений не высказал", - заявил также Гавриш.
По мнению Шарова, после правок новый законопроект изменений в Конституцию – "это более реальный вариант, который поддерживают и мажоритарные депутаты".
Шаров имел в виду, что отсрочка партийных выборов на полтора года должна быть передышкой для тех непроворных большевиков, которые до сих пор так и не пристроились ни к одной партии. В принципе, "донецкие" или, например, тот же Гавриш готовы были бы зарыть поглубже идею о партийных выборах. Но эту норму требует СДПУ(О). И это является условием переговоров с КПУ и СПУ в поддержку изменений Конституции.
Хотя, лидер коммунистов Петр Симоненко сразу заявил: "Мы категорически против продолжения полномочий действующей Верховной Рады до 2007 года". Против пролонгации нынешних депутатов и социалисты.
Второе нововведение – идея с выборами президента в парламенте уже в 2004 – вообще пришита белыми нитками. А прикрывает эта заплатка огромную боязнь прихода Ющенко уже через год.
Что интересно, и второе новое предложение – избирать президента в 2004 в парламенте – также не воспринимается социалистами и коммунистами.
"Сомнение вызывает то, что эта Верховная Рада, с учетом мажоритарной части, которая входит в пропрезидентское большинство, не отвечает интересам народа", - заявил Симоненко. "Старые изменения Конституции, инициированные властью – это был переход от трагедии к комедии. Эти новые изменения – это уже фарс", - сказал Юрий Луценко из СПУ.
После этого сложно понять, с какой целью вносятся эти изменения в законопроект. Без СПУ и КПУ большевики могут рассчитывать на свои 241 плюс/минус 10. При необходимом минимуме в 300 голосов.
Хотя политолог Константин Бондаренко видит у измененного законопроекта лучшие перспективы.
"90% большевиков и до половины меньшинства могут протянуть голосование этого переработанного проекта. Он соответствует парламентской республике, которую декларировали социалисты и коммунисты.
Кроме того, этот сценарий содержит замечательные возможности для обогащения депутатов. Предположим, в следующем году проходят президентские выборы в парламенте. В Верховную Раду бросаются огромные деньги. Кроме того, депутаты продолжают свои полномочия на 1,5 года. Это тоже существенный момент.
Дале, в 2007 году, проходят выборы по пропорциональной системе, к которой больше всего готовы СДПУ(О), КПУ, Партия регионов. А если будет решено допустить к выборам только партии, а не блоки, то возникают серьезные проблемы на правом фланге, перегруппировка, перерегистрация... И можно только представить, каким будет новый парламент.
Даже если президентом в 2004 станет Ющенко, то по этому сценарию очень проблематично, что он будет в парламенте в 2007. Зато у Леонида Кучмы есть шанс претендовать на какую-то должность".
Сам Виктор Ющенко понимает, что игра направляется против него. "Новая инициатива – это те же яйца, только вид сбоку. Ситуация, которая возникает даже по третьему законопроекту, все равно делает призрачным для нынешней власти избрание своего президента в парламенте в 2006 году. Поэтому разработали сценарий, где раздают морковки приверженцам этой концепции – и потому появляется норма, что полномочия тех депутатов, которые будут голосовать за такие решения, продолжатся до 2007 года. Четыре года мало для депутатов, чтобы раскрыть свои программы!".
"Проект направлен персонально против Ющенко", - также считает политолог Виктор Небоженко. "Очевидно, в правящем блоке считают, что если Ющенко дать даже два года передышки, то за эти два года он успеет переломить общее мнение и привлечь сегодняшнее большинство, которое не имеет своего мнения и будет переходить от одного президента к другому".
"Вторая цель –тщательно скрываемая борьба за кресло сильного премьера, а не за место президента. Если мы избираем президента парламентом в октябре 2004 года, то мы должны переизбрать премьер-министра – по Конституции. Таким образом, "эсдеки" планируют избавиться от Януковича, ведь ему предложат пройти процедуру переизбрания. А он ее не пройдет.
"Эсдеки" в конце концов, должны решить, или они борются с Ющенко, не пуская его в президенты, или с донецкими, стараясь снять Януковича. Но одновременно двух целей достичь нельзя.
Донецким следует принять участие в том, чтобы оставить Ющенко президентом, а на втором этапе помочь остаться Януковичу. Не забывайте, что Верховная Рада только два раза действовала, как парламент – 14 декабря, когда разблокировала работу, и второй раз в июле, когда решила направить 2 законопроекта в Конституционный суд. При чем в обоих случаях оживление парламента произошло потому, что надругались над "эсдеками".
Те, кто это придумал, и передал Гавришу на обнародование этот законопроект, могут сами серьезно пострадать. Потому что, несмотря на хитрые планы "эсдеков", снова может организоваться одноразовое большинство из "Нашей Украины" и донецких, без "эсдеков". Хотя это очень маловероятно".
В общем же, по мнению Небоженко, ситуация может привести к "эскалации законопроектов" – по одному новому в месяц. Но будет длиться это не долго: "Может, будет еще один проект, а потом страна начнет готовиться к праздникам, и ей будет не до реформы".