Джеймс Шерр: ЕЭП – очередной этап российского давления на Украину

Понедельник, 15 сентября 2003, 19:53
На XIII экономическом форуме в Крынице британский эксперт Джеймс Шерр проявлял особую заинтересованность в насущных делах украинских.

Например, Шерр был замечен на панели "Украина политическая, год до выборов" при участии Ющенко, Матвиенко, Мостовой. Правда, сидевший в первых рядах, Шерр покинул собрание уже после 30 минут, и потом разочарованно признался, что ничего нового и особенного там не услышал.

На панели о вопросе европейской интеграции Украины Шерру, как старшему сотруднику Центра исследований конфликтов при Военной академии Великобритании, пришлось также объяснять, почему случилось так, что Украина и ЕС до сих пор не смогли найти общего языка.

И на пресс-конференции в последний день Форума Шерр опять говорил об Украине. Четыре журналиста, двое из которых были из Украины, допрашивали эксперта по вопросам внутренней и внешней политики Украины. Но даже после закрытия Форума, случайно или нет, светлый пиджак британца можно было наблюдать в кафе, облюбованном членами украинской делегации.

Интервью журналистам Шерр согласился дать без заминки, тщательно расспросив о месте работы. Он, медленно, чеканя каждое слово, рассказывал, какими видятся проблемы Украины с Туманного Альбиона.


- Господин Шерр, как вы расцениваете намерения Украины подписать соглашение о Едином экономическом пространстве с Россией, Беларусью и Казахстаном?

- Это - очередной этап российского давления на Украину. Это давление уже стало неотъемлемой частью экономики Украины из-за ее зависимости от российской энергии и мощи российского энергетического комплекса и его союзников внутри Украины.

Все это направление развития – с любой точки зрения – находится в противоречии к тем шагам, которые Украина должна делать, чтобы продвигаться в Европу, наполняя широко поддерживаемые в Украине планы европейской интеграции практическим содержанием.

Во-первых, вся деловая культура и вся юридическая и финансовая система бывшего СССР не совпадают или просто противоречат современной европейской и американской деловой культуре. Только компании вроде British Petroleum могут иметь дело с русскими концернами на равных.

Экономика ЕС - это экономика, почти исключительно состоящая из маленьких и средних компаний. Они не будут играть по этим правилам, потому что у них на это не хватит времени и ресурсов. Поэтому они не станут инвестировать или торговать с Украиной, если она будет продолжать интегрироваться со странами бывшего СССР.

Вторая проблема - это то, что другие страны ЕЭП не разделяет целей Украины по интеграции в ЕС. Две из этих стран - вообще не европейские, а Россия - евроазиатская страна, и имеет полностью отличный набор задач.

В третьих - подобная интеграция не принесет, в конечном счете, пользы ни одной из этих стран, потому что ее потенциал для роста и развития состоит только в энергетике, очень нестабильной индустрии. Но даже и эта сфера для роста нуждается в крупных западных инвестициях, потому что российские трубопроводы устарели и изношены.

Поэтому эти страны, обрекают себя на промышленный спад. Экономики каждой из этих стран, включая Россию, должна быть более открытыми, чтобы привлекать внимание и капитал из основных экономических центров мира. А ведущие экономические центры находятся не в бывшем Советском Союзе.

- Каким образом это повлияет на интеграцию Украины в Европу, которую она декларирует?

- Никак не повлияет. Поскольку Европа объединяется очень стремительно и этот процесс уже захватывает не только Польшу, Венгрию, Чехию, Балтийские государства, но также и Болгарию и Румынию. Я также не исключаю, что Хорватия, и, конечно, Словения, станут частью этого процесса. Эти связи развиваются очень быстро.

Даже если Украина решит не присоединяться к Евразийскому пространству, теперь ей будет намного труднее интегрироваться с Европой. Поскольку эти две интеграции весьма различны по темпам и динамике.

В течение долгого времени ЕС и Украина обменивались декларациями о важности интеграции Украины в Европу, в то время как всем было ясно, что Европа движется, и очень решительно, в одном направлении, а Украина в лучшем случае стагнирует.

А теперь Украина решила сделать шаг назад. В сущности, новая граница пройдет по западной границе Украины и восточной границе балтийских республик. Возникнет очень нестабильное и искривленное так называемое содружество к востоку от этой линии, и будет иметься другое, энергичное и жизнеспособное сообщество интеграции на западе.

- В Украине почти через год - президентские выборы. Как вы считаете, есть ли у оппозиции шансы победить?

- Лично я мало верю, что может произойти смена власти. Мне кажется, оппозиция продолжает недооценивать смекалку, мастерство, гибкость и хитрость тех, кто обладает политической и финансовой властью в Украине сегодня.

Мне кажется, есть немало сценариев, по которым нынешняя партия власти может продлить свое существование сначала до 2006, а потом передать ее дальше. Следовательно, не факт что оппозиция придет к власти. Если же оппозиция все-таки победит, причем без значительных компромиссов, тогда нужно давить на Запад.

Запад упустил исторический шанс, когда Ющенко был премьер-министром. Даже президент Кучма тогда рискнул бы поддержать Ющенко, если бы Запад изменил политику в отношении Украины, если бы Украина получила тот же статус, который имели даже Болгария и Румыния.

Это создало бы ощутимые стимулы и помогло изменить соотношение сил внутри Украины. Дело Запада - помочь добиться таких изменений. Так что я надеюсь, что у нас и у Украины будет второй шанс.

- Господин Шерр, а как вы расцениваете тот факт, что Украина послала своих миротворцев в Ирак? Действительно ли это было сделано с целью реанимировать себя в глазах США?

- Все, что Украина делает в своей оборонной и внешней политике, чтобы продемонстрировать собственную стратегию, собственный голос, положительно воспринимается соседними странами, и в особенности в США. Я бы, однако, не преуменьшал трудности.

Ирак стал центром борьбы против, главным образом, фанатического исламистского экстремизма. Естественно, каждая страна, которая участвует в этой борьбе, становится уязвимой по отношению к этим силам. Так что это - серьезное решение для Украины. Думаю, что если Украина как-то пострадает от радикального исламского терроризма (хотя никто не желал бы этого), это повысит роль Украины в глазах Запада и усилит его попытки поддержать Украину.

Я, конечно, не хотел бы, чтобы это случилось. Но страны, испытавшие этот терроризм на себе, особенно США, должны видеть, что другие нации разделяют их цели, и они были бы очень благодарны.

- Сейчас активно обсуждается тема реверсного использования нефтепровода "Одесса-Броды". По вашему мнению, должна ли Украина отстаивать позицию прямой транспортировки нефти в Европу?

- Разумеется. Потому что для Украины жизненно важно, по моему мнению, стать энергетически независимой от России. Конечно, Украина будет, и должна быть, близким партнером России в энергетической сфере, но только партнером. У Украины есть свои источники независимости.

Транспортная сеть Украины, включая нефтепровод "Одесса-Броды", становится фундаментальной частью решения растущих энергетических проблем Европы. Она поможет в разработке не только иракских нефтяных ресурсов, но также и ресурсов каспийского и черноморского регионов.

Использование этой инфраструктуры для противоположных целей стало бы самым сильным ударом по независимости Украины за последние десять лет.

- Украина и Россия работают над созданием газотранспортного консорциума. Предварительно было заявлено, что третьей стороной будет Германия, однако она до сих не была привлечена к разработке проекта. Как вы думаете, Германия все-таки станет третьим полноценным партнером консорциума?

- Я все еще не уверен, что это случится. "Рургаз" был неоднократно удивлен и разочарован поведением своего российского партнера. Добавьте сюда скандал с "Юкосом", который, хоть и не имеет прямого отношения к делу, может вызвать серьезные сомнения относительно того, может ли Россия стать долговременным партнером в этом очень дорогом бизнесе.

Я надеюсь, хотя и не уверен, что у немецкого правительства хватит ума не вступать в договоренности, ущемляющие энергетическую независимость Украины.

Поездка журналистов на экономический Форум в Крыницу состоялась при поддержке фонда "Відродження"