В преддверие 18 сентября: Цена слова президента

Среда, 10 сентября 2003, 20:17
Может ли кто-то подсчитать, сколько раз со времени своего первого избрания президент Леонид Кучма употребил словосочетание "европейская интеграция"? Однако, все это многословие может быть перечеркнуто одной подписью президента 18 сентября этого года под Соглашением о создании Единого экономического пространства.

10 сентября Кабмин единогласно решил направить на доработку текст Соглашения создания ЕЭП. Решение, конечно, показательное. Очевидно, кое-кто в Кабмине, в частности в трех министерствах, которые занимались ЕЭП – Минэкономики, МИДе и Минюсте – все еще понимает, что такое национальный интерес.

Интересно, что при таком раскладе будет делать главный лоббист ЕЭП, первый вице-премьер Николай Азаров? Во время принятия этого промежуточного решения Кабмина он как раз обсуждал в Мексике перспективы вступления Украины в ВТО.

Во время своей агитации за ЕЭП первый вице-премьер остроумно сравнивал эту структуру с Европейским союзом.

Однако, если бы в ЕС какая-то из его стран-членов контролировала бы хотя бы 20% в какой-то из видных структур ЕС, Европейского союза не существовало бы: сработал бы инстинкт самосохранения других членов организации.

В случае ЕЭП Россия будет иметь контрольный пакет голосов в его ключевом органе – "регулирующем органе" ЕЭП, который "будет координировать" экономические усилия государств-членов – свыше 80%, и это даже без голосов зависимых от Москвы Беларуси и Казахстана.

Особенность этого органа в том, что голоса в нем будут распределяться в соответствии с экономическими показателями стран-членов. Это интересное положение, если учитывать, что российская экономика почти в шесть раз больше украинской. Экономики Беларуси и Казахстана по сравнению с экономикой России – сущая мелочь. Таким образом, Россия полностью будет контролировать этот наднациональный орган, со всеми вытекающими последствиями для экономик стран-членов ЕЭП.

Как аргумент в пользу присоединения к ЕЭП Азаров заявил, что на ЕС приходится 16% торговли Украины, а на СНГ – 20%, поэтому, мол, надо определяться, что важнее. Такие подсчеты являются очевидной спекуляцией. Продолжительность существования доказательств Азарова – меньше девяти месяцев. Кто, как не вице-премьер должен был бы знать, что менее чем через девять месяцев к ЕС присоединятся 10 государств Восточной и Центральной Европы. И, таким образом, доля торговли Украины с ЕС увеличится почти вдвое.

И при этом из уст Азарова прозвучало предупреждение "задуматься, какими будут последствия неподписания соглашения". Удивительно наблюдать, как чиновник вместо того, чтобы отстаивать интересы государства, предлагает капитуляцию.

Что же будет на самом деле, если Украина не подпишет соглашение о ЕЭП?

А ничего не будет. Солнце как светило, так и будет светить.

Россия имеет рычаги давления на Украину, и не в ее интересах их применять в современной геополитической ситуации. Тем более, что Украина тоже имеет свои рычаги.

Наоборот, подписание Украиной соглашения о ЕЭП закладывает мину под российско-украинские отношения. Любое нормальное правительство Украины не сможет мириться с соглашением, которое противоречит национальным интересам страны, и потому выход из настоящего соглашения будет очередным острым раздражителем украино-российских отношений.

Как в ЕЭП попали Казахстан и Беларусь – понятно. Европейцы, возможно, еще и заплатили бы, чтобы такая страна, как сегодняшняя Беларусь, совсем не стремилась интегрироваться в Европу. Экономика Казахстана почти полностью зависит от транспортных возможностей России.

Но что в ЕЭП будет делать Украина? Государство, которое имеет прямой выход к Европе с ее исполинским, по сравнению с российским, рынком. Кстати, от транспортных возможностей Украины наоборот, прямо зависит экономика России.

Как в этих условиях может действовать Украина? На самом деле, все очень просто – делать то, что наша дипломатия уже десятки раз делала с 1991 года: вежливо, не раздражая излишне Россию, "съехать" с очередных интеграционных инициатив Кремля.

"Мы "с пониманием" наблюдаем за интеграционными процессами, и, возможно, если они будут отвечать интересам Украины, не исключаем, рассмотрение в будущем возможности постановки вопроса о присоединение к некоторым из инициатив..." Украинская гостеприимность в Ялте...

Популярнее: "Вы интегрируйтесь, а мы посмотрим".

Наблюдать, кстати, есть за чем. Только что бывший "главный интегратор СНГ" Александр Лукашенко окончательно снял тему внедрения единой валюты с Россией. Теперь "Газпром" грозит Беларуси мировыми ценами на газ. Эти шаги Белоруссии, наверное, будут одной из интереснейших тем на саммите в Ялте. Страна "бацьки" не хочет умирать, демонстрируя конвульсии, которые могут, при определенных обстоятельствах, быть интерпретированы как возвращение к жизни.

И вернемся к нашим вице-премьерам. Украине следует продолжать стараться работать с Россией исключительно на равных, а не так, как предусмотрено в ЕЭП. По единодушному мнению абсолютного большинства экспертов, Украине, в отличие от ЕЭП, выгодно заключить новое соглашение о зоне свободной торговли, минимизируя исключения из действия этой зоны относительно энергоносителей.

Теоретически, можно даже представить возможность присоединения к той части документа о создании ЕЭП, которая не противоречит интересам Украины, даже не внося изменений в проект, лоббируемый Россией.

Главный вывод из этой ситуации следующий: внешняя сила (в данном случае – Россия) намерена в очередной раз использовать слабость украинского президента в своих целях. Эта слабость уже стала проблемой национальной безопасности Украины.

Из этой же истории и заявление Кучмы о том, что решение относительно прямого или реверсного использования нефтепровода "Одесса-Броды" должно быть "исключительно в сфере экономики, а не политики".

Законный вопрос – а где же тогда должен быть интерес национальной безопасности – диверсификация источников энергоснабжения? Германия получает из России меньше 30% своих газа и нефти и считает, что такая зависимость – великовата. Украина получает 100% нефти и немного меньше газа из России, и нам хорошо?

Такая позиция вызывает закономерную аналогию. Вам дают 100 гривен, но взамен получают право прийти и забрать в любой момент (а такой момент наступает, как правило, очень скоро!) вашу квартиру, машину, дачу и те же 100 гривен. Нужны ли вам такие сто гривен? Может, ну их? Может, эти деньги мы и сами заработаем или даже еще больше?

Кучма должен был бы думать о том, как не нанести своей подписью еще большего вреда украинской экономике, которая еле стоит на ногах. Экономические достижения Украины приходят в тяжелой работе украинского народа, под бременем взяточнической грабительской системы экономических отношений, созданной в том числе и Кучмой. Эти достижения – результат сверхтяжелых усилий миллионов украинцев. Поэтому цена подписи Кучмы очень большая.

Подпись президента под документом, который прямо вредит национальным интересам Украины, не допустима. Хотя президент будет делать вид, что не знает об этом. Такое поведение у россиян называется "лоховским". Никакого авторитета ни Украине, ни ее президенту оно не добавит, а совсем наоборот.

И наконец о самом главном. Президент 18 сентября должен помнить не только те слова, которые он говорил европейцам или Путину. Но президент однозначно должен помнить слова присяги Украинскому народу о защите его интересов. А также – слова о том выборе, который дает надежду украинскому народу – тот выбор, о котором президент говорит вот уже почти десятилетие.


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования