ЕЭП закрывает Украине дверь в Европу. С 18 сентября – только через кремлевскую калитку
Понедельник, 1 сентября 2003, 16:09
Во время Ялтинського саммита СНГ в середине сентября планируется подписание соглашения о создании Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана, Российской Федерации и Украины. Проект соглашения был парафирован группами высокого уровня 15 августа 2003 года в Астане.
Рассматривая данный документ как беспрецедентный для договорно-правовой практики Украины периода независимости, следовало бы инициировать широкую общественную экспертизу с привлечением как представителей органов власти, так и аналитических центров и независимых экспертов.
Рассмотрим подготовленные документы в контексте других международных и внутренних правовых актов Украины, а также с точки зрения прежде заявленных международных приоритетов Украины.
Концептуальное определение ЕЭП заложенное в статью 1:
Под Единым экономическим пространством Стороны понимают экономическое пространство, которое объединяет таможенные территории Сторон, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, которые обеспечивают свободное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы и проводится единая внешнеторговая и согласованная, в той мере и в том объеме, в которых это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержки макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика.
Авторы проекта сознательно избежали использования в определении ЕЭП общепринятой терминологии, которая употребляется в соглашениях о региональной интеграции.
Определение ЕЭП не содержит ссылки на конкретную стадию региональной интеграции (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, политический союз).
Единое экономическое пространство – это абстрактное с юридической точки зрения понятие, в которое можно вкладывать разные смыслы, что и делают представители России и Украины, вступая между собой в споры (пока что заочные).
Избежание четких определений сознательно создает поле для манипуляции терминами. Но содержание определения едва ли может ввести кого-то в заблуждение. Приведенная формулировка отвечает частично (пространство, которое объединяет таможенные территории Сторон, на котором... проводится единая внешнеторговая... политика) таможенному союзуи>, а частично (функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, которые обеспечивают свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы) –общему рынку.
Специальные обязательства сторон находятся в статье 2 проекта соглашения:
Поэтапное решение задач углубления интеграции будет обусловлено выполнением Сторонами обязательств и фактическим решением следующих задач:
- формирования зоны свободной торговли без исключений и ограничений, которое предусматривает неприменение во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер на базе проведения единой политики в области тарифного и нетарифного регулирования, единых правил конкуренции, применения субсидий и других форм государственной поддержки;
- гармонизация макроэкономической политики;
- гармонизация законодательств Сторон в той мере, в которой это необходимо для функционирования единого экономического пространства, включая торговую и конкурентную политику...
Из содержания статьи 2 вытекает, во-первых, весьма расширенное толкование понятия "зона свободной торговли", во-вторых, гармонизация макроэкономической политики, что имеет место исключительно на высших стадиях экономической интеграции, в-третьих, необходимость важных изменений в законодательстве в направлении их сближения ("гармонизация").
Итак, подписав данный документ, Украина возьмет на себя обязательства скорректировать собственное законодательство в направлении его унификации с другими членами ЕЭП. Такое обязательство противоречит многочисленным нормативным актам Украины и международным договорам, которые предусматривают адаптацию Украинского законодательства к законодательству Европейского Союза. Гармонизация законодательства сразу с двумя интеграционными объединениями невозможна, тем более, что в этих объединениях применяются разные регуляторные инструменты и введено принципиально отличное экономическое законодательство.
Статья 2 проекта Соглашения о создании Единого экономического пространства противоречит:
1. Статье 51 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейским содружеством и Украиной, где указано, что "Стороны признают, что важным условием для упрочения экономических связей между Украиной и Содружеством является сближение существующего и будущего законодательства Украины с законодательством Содружества. Украина примет меры для обеспечения того, чтобы ее законодательство постепенно было приведено в соответствие с законодательством Содружества";
2. Постановлению Кабинета министров Украины от 16.08.1999 г. О Концепции адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза;
3. Указу президента Украины от 30.08.2000 о Национальном совете по вопросам адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза;
4. Закону Украины от 21.11.2002 г. о Концепции Общегосударственной программы адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза.
Согласно логике и практике существования таможенных союзов и общих рынков, возможность участия отдельных субъектов таких союзов в других интеграционных проектах (даже в низшей форме зоны свободной торговли) исключена. Тем более исключена возможность установления или даже ведения переговоров о более глубоких ассоциируемых отношениях с другими союзами. Таким образом, проект соглашения о создании ЕЭП противоречит:
1. Соглашению о партнерстве и сотрудничестве между Европейским содружеством и Украиной от 14 июня 1994, статье 4, которая предусматривает перспективу создания зоны свободной торговли между Украиной и ЕС.
2. Стратегии интеграции Украины в Европейский Союз, утвержденной Указом президента Украины от 11 июня 1998 г (в целом).
3. Программе интеграции Украины в Европейский Союз, утвержденной Указом президента Украины от 14 сентября 2000 года (в целом).
4. Основным положениям Послания президента Украины в Верховную Раду Украины "Европейский выбор. Концептуальные основы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002-2011 годы" (май 2002 г).
5. Пунктам "б" и "в" раздела V Решения Государственного совета по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины №3 "О дальнейших мерах в сфере европейской и евроатлантической интеграции Украины" от 19 мая 2003 г.
6. Проекту "Плана действий" Украина-ЕС, поданному МИД Украины в Европейскую комиссию в августе 2003 г. (в целом).
7. Другим документам органов законодательной и исполнительной власти, которые определяют интеграцию в Европейский союз основной внешнеполитической целью Украины и очерчивают набор мероприятий, необходимых для реализации данной цели.
Очевидно, что в случае подписания и вступления в силу Соглашения о создании Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана, Российской Федерации и Украины, Украина потеряет возможность:
1. Инициировать и проводить переговоры о создании зоны свободной торговли с ЕС;
2. Пользоваться большинством преимуществ и инструментов, заложенных в концептуальном документе Европейской Комиссии "Расширенная Европа - соседство" от 11 марта 2003 г., в первую очередь, в части доступа к рынку Европейского Союза и обеспечению "четырех свобод";
3. Ставить вопрос о переходе к ассоциируемым отношениям в ЕС даже в перспективе;
4. Выступать самостоятельным субъектом в переговорах с отдельными странами мира, союзами и международными организациями относительно внешнеторговых режимов.
Исходя из вышеприведенного, по нашему мнению, целесообразным является отозвание подписи украинской стороны под проектом Соглашения о создании Единого экономического пространства и отказ от его подписания. Поскольку проект не соответствует законодательству Украины, подписанным международным договорам и задекларированным внешнеполитическим целям Украины.
Автор - директор Центра мира, конверсии и внешней политики Украины
Рассматривая данный документ как беспрецедентный для договорно-правовой практики Украины периода независимости, следовало бы инициировать широкую общественную экспертизу с привлечением как представителей органов власти, так и аналитических центров и независимых экспертов.
Рассмотрим подготовленные документы в контексте других международных и внутренних правовых актов Украины, а также с точки зрения прежде заявленных международных приоритетов Украины.
Концептуальное определение ЕЭП заложенное в статью 1:
Под Единым экономическим пространством Стороны понимают экономическое пространство, которое объединяет таможенные территории Сторон, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, которые обеспечивают свободное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы и проводится единая внешнеторговая и согласованная, в той мере и в том объеме, в которых это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержки макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика.
Авторы проекта сознательно избежали использования в определении ЕЭП общепринятой терминологии, которая употребляется в соглашениях о региональной интеграции.
Определение ЕЭП не содержит ссылки на конкретную стадию региональной интеграции (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, политический союз).
Единое экономическое пространство – это абстрактное с юридической точки зрения понятие, в которое можно вкладывать разные смыслы, что и делают представители России и Украины, вступая между собой в споры (пока что заочные).
Избежание четких определений сознательно создает поле для манипуляции терминами. Но содержание определения едва ли может ввести кого-то в заблуждение. Приведенная формулировка отвечает частично (пространство, которое объединяет таможенные территории Сторон, на котором... проводится единая внешнеторговая... политика) таможенному союзуи>, а частично (функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, которые обеспечивают свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы) –общему рынку.
Специальные обязательства сторон находятся в статье 2 проекта соглашения:
Поэтапное решение задач углубления интеграции будет обусловлено выполнением Сторонами обязательств и фактическим решением следующих задач:
- формирования зоны свободной торговли без исключений и ограничений, которое предусматривает неприменение во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер на базе проведения единой политики в области тарифного и нетарифного регулирования, единых правил конкуренции, применения субсидий и других форм государственной поддержки;
- гармонизация макроэкономической политики;
- гармонизация законодательств Сторон в той мере, в которой это необходимо для функционирования единого экономического пространства, включая торговую и конкурентную политику...
Из содержания статьи 2 вытекает, во-первых, весьма расширенное толкование понятия "зона свободной торговли", во-вторых, гармонизация макроэкономической политики, что имеет место исключительно на высших стадиях экономической интеграции, в-третьих, необходимость важных изменений в законодательстве в направлении их сближения ("гармонизация").
Итак, подписав данный документ, Украина возьмет на себя обязательства скорректировать собственное законодательство в направлении его унификации с другими членами ЕЭП. Такое обязательство противоречит многочисленным нормативным актам Украины и международным договорам, которые предусматривают адаптацию Украинского законодательства к законодательству Европейского Союза. Гармонизация законодательства сразу с двумя интеграционными объединениями невозможна, тем более, что в этих объединениях применяются разные регуляторные инструменты и введено принципиально отличное экономическое законодательство.
Статья 2 проекта Соглашения о создании Единого экономического пространства противоречит:
1. Статье 51 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейским содружеством и Украиной, где указано, что "Стороны признают, что важным условием для упрочения экономических связей между Украиной и Содружеством является сближение существующего и будущего законодательства Украины с законодательством Содружества. Украина примет меры для обеспечения того, чтобы ее законодательство постепенно было приведено в соответствие с законодательством Содружества";
2. Постановлению Кабинета министров Украины от 16.08.1999 г. О Концепции адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза;
3. Указу президента Украины от 30.08.2000 о Национальном совете по вопросам адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза;
4. Закону Украины от 21.11.2002 г. о Концепции Общегосударственной программы адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза.
Согласно логике и практике существования таможенных союзов и общих рынков, возможность участия отдельных субъектов таких союзов в других интеграционных проектах (даже в низшей форме зоны свободной торговли) исключена. Тем более исключена возможность установления или даже ведения переговоров о более глубоких ассоциируемых отношениях с другими союзами. Таким образом, проект соглашения о создании ЕЭП противоречит:
1. Соглашению о партнерстве и сотрудничестве между Европейским содружеством и Украиной от 14 июня 1994, статье 4, которая предусматривает перспективу создания зоны свободной торговли между Украиной и ЕС.
2. Стратегии интеграции Украины в Европейский Союз, утвержденной Указом президента Украины от 11 июня 1998 г (в целом).
3. Программе интеграции Украины в Европейский Союз, утвержденной Указом президента Украины от 14 сентября 2000 года (в целом).
4. Основным положениям Послания президента Украины в Верховную Раду Украины "Европейский выбор. Концептуальные основы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002-2011 годы" (май 2002 г).
5. Пунктам "б" и "в" раздела V Решения Государственного совета по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины №3 "О дальнейших мерах в сфере европейской и евроатлантической интеграции Украины" от 19 мая 2003 г.
6. Проекту "Плана действий" Украина-ЕС, поданному МИД Украины в Европейскую комиссию в августе 2003 г. (в целом).
7. Другим документам органов законодательной и исполнительной власти, которые определяют интеграцию в Европейский союз основной внешнеполитической целью Украины и очерчивают набор мероприятий, необходимых для реализации данной цели.
Очевидно, что в случае подписания и вступления в силу Соглашения о создании Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана, Российской Федерации и Украины, Украина потеряет возможность:
1. Инициировать и проводить переговоры о создании зоны свободной торговли с ЕС;
2. Пользоваться большинством преимуществ и инструментов, заложенных в концептуальном документе Европейской Комиссии "Расширенная Европа - соседство" от 11 марта 2003 г., в первую очередь, в части доступа к рынку Европейского Союза и обеспечению "четырех свобод";
3. Ставить вопрос о переходе к ассоциируемым отношениям в ЕС даже в перспективе;
4. Выступать самостоятельным субъектом в переговорах с отдельными странами мира, союзами и международными организациями относительно внешнеторговых режимов.
Исходя из вышеприведенного, по нашему мнению, целесообразным является отозвание подписи украинской стороны под проектом Соглашения о создании Единого экономического пространства и отказ от его подписания. Поскольку проект не соответствует законодательству Украины, подписанным международным договорам и задекларированным внешнеполитическим целям Украины.
Автор - директор Центра мира, конверсии и внешней политики Украины