Яцубу на Толстоухова: маленькая победа Януковича?

Пятница, 1 августа 2003, 12:11
Вопреки разгару лета, приятной компании артековских пионеров и президента Шустера, Леонид Кучма продолжает чистить кадры команды власти.

Убрав из правительства неприемлемого для Януковича министра Кабинета министров Владимира Яцубу, Кучма поставил присматривать за премьером другого своего проверенного кадра, Анатолия Толстоухова.

Толстоухов является первым заместителем НДП, он уже работал два с половиной года министром Кабинета министров - в правительстве Пустовойтенко. Валерию Павловичу, в отличии от Януковича, тогда позволили привести своего человека на этот пост.

В горячем для Кучмы 1999 Толстоухов состоял в одном из неформальных блоков, отвечавших за переизбрание президента - он был членом совета "Злагоды". Поэтому имел имидж человека как Пустовойтенко, так и Кучмы.

Это видно и по тому, как после отставки правительства Пустовойтенко сложилась их судьба. Если экс-премьера Кучма трудоустроил только в июне 2001 министром транспорта, то Толстоухов практически сразу после увольнения стал заместителем главы Киевской горадминистрации.

А месяц назад некоторые оппозиционеры даже называли Толстоухова в списке претендентов на пост главы АП. То есть определенные симпатии к нему Кучма испытывает.

Однако даже то, что Толстоухов чужой для Януковича человек, и что Янукович получил врага на Днепропетровщине, аналитики считают эти назначения определенной победой премьера. В первую очередь благодаря тому, что Янукович избавился от Яцубы.

"Янукович выиграл сейчас, потому что получил более слабого, чем был Яцуба", - прокомментировал последние кадровые перестановке политолог Виктор Небоженко в интервью "Украинской правде".

По его мнению, Яцуба был "очень сильный профессионал, бюрократ". "Он выполнял свою роль контролера Кабмина очень четко. Янукович избавился от человека, который мог бы действительно видеть больше, чем Янукович хотел бы".

"Кабмин, на самом деле, состоит из трех секторов. Это никому не подконтрольные силовики, которые живут своей собственной жизнью. Второй, это гражданский Кабмин, украинский Совнархоз. И, наконец, есть третий сектор – это управление делами всего огромного Кабмина, это как раз и есть должность министра Кабинета Министров".

По мнению Небоженко, от этого человека "зависит не меньше, чем от пяти или десяти министров".

"С человеком, который должен технически и оперативно обобщать работу, очень трудно что-либо сделать. Он, как правило, оформляет весь документопоток, главный бюрократ Кабинета министров, от него зависит как будет формироваться реальная повестка дня. Он один из немногих, который видит все", - отметил Небоженко.

"Яцуба был все-таки самостоятельным человеком. И для него Янукович был одним из перспективных губернаторов, одним из премьер-министров, на которого можно сделать ставку на будущее. А вот Толстоухову надо будет решать, что делать", - добавил Небоженко.

Небоженко отметил, что для Януковича "очень важно", чтобы на посту министра Кабинета министров "был свой человек". "В данном случае трудно назвать Толстоухова своим", - сказал политолог.

При этом Небоженко считает Толстоухова "хитрым, умным и близким к президенту человеком".

Кость Бондаренко видит в назначении Толстоухова повторение пройденного:

"Анатолий Толстоухов, когда уже работал на должности министра Кабинета министров в 1999 году, много сделал для преобразования правительства на своеобразный предвыборный штаб президента Кучмы. Он опытный администратор, умеет вести кулуарную политику и проводить необходимые решения. И сейчас его нагрузили теми же задачами, которые стояли перед ним в 1999 году", - сказал Бондаренко в интервью "Громадському радіо".

В то же время политолог Дмитрий Выдрин в комментарии "Украинской правде" увидел за назначением за заменой Яцубы на Толстоухова кадровые проблемы Леонида Кучмы:

"По-прежнему маленькая скамейка доверенных лиц, на которых можно положится. И одни и те же люди которую ходку делают в Кабмин. То есть сложно найти людей, которым доверяют. Скамья кадровых запасных очень короткая.

Второе. Худо-бедно мы втягиваемся в президентские выборы. Доверенные лица, в готовности которых не сомневаются, они востребуются властью во время избирательного периода. Такие достоинства, как услужливость, преданность только в избирательный период становятся более востребованными, чем профессионализм.

Третье. По-прежнему профессионализм не в цене. Людей так легко перебрасывают с место на место, не считаясь с их готовностью выполнять тот или иной участок работы, с их профессиональными качествами!"