Немецкие инвесторы боятся Кравченко и ждут Ющенко
Понедельник, 7 июля 2003, 12:15
Недавние забастовки в автомобильной промышленности Германии возобновили дискуссию о миграции производства дальше на Восток. Немцы уже давно сотрудничают со странами Центральной Европы, куда их привела дешевая рабочая сила. Может ли теперь и Украина надеяться на приток капиталов из ФРГ? Эксперты призывают не спешить с выводами.
Во второй половине июня ведущие немецкие автоконцерны - "БМВ", "Даймлер-Крайслер" и "Фольксваген" - страдали от забастовок. Требуя уравнять условия работы в восточных и западных землях, профсоюзы заблокировали работу многочисленных заводов, которые поставляли компоненты к автомобилям. Противостояние завершилось поражением защитников прав трудящихся, но забастовка нанесла ущерб имиджу восточной Германии, где производственные затраты в промышленности остаются несколько ниже, чем на западе страны. Через 13 лет после объединения ФРГ и ГДР восточные немцы, как правило, до сих пор получают зарплату ниже, чем их западные соотечественники, и при этом нередко дольше работают.
Еще во время забастовки в Германии стали звучать опасения, что следствием акции может стать миграция некоторых фирм в страны Центральной и Восточной Европы. Как утверждают отдельные эксперты, речь идет даже об ускорении процесса, который уже начался. Например, за последние 5 лет почти две трети поставщиков для немецкой автоиндустрии инвестировали в Польше, Чехии или Венгрии, а не у себя на родине. Впрочем большинство обозревателей не ожидают в ближайшее время свертывания производства на востоке Германии и перенесения его в Восточную Европу. Рассказывает наш корреспондент в Лейпциге Виктор Тимченко:
"Забастовочная активность на востоке Германии вряд ли принесет экономические дивиденды Польше или Украине. Заявления спикеров некоторых больших немецких концернов, таких как автопроизводитель "БМВ", о том, что забастовка металлистов дает возможность задуматься над перспективами дочерних предприятий на востоке страны, были сделаны в пылу антизабастовочной борьбы. По крайней мере, так считает спикер торгово-промышленной палаты Лейпцига Гаральд Леман. Он рассказал, что ни "БМВ", ни "Порше" или "Сименс", которые имеют свои предприятия в Лейпциге, не намерены свертывать здесь производство и переносить его куда-то дальше на восток. По крайней мере, пока что нет никаких признаков такой новой политики - ни в действиях, ни в заявлениях руководителей больших фирм.
Похожего мнения придерживается и председатель палаты Вольфганг Топф, который считает, что время для забастовки было избрано неудачно - именно в разгаре экономического кризиса, когда вся общественность была настроена против забастовщиков, и что "для многих рабочих их рабочее место значительно важнее, чем уравниловка, которой занимаются профсоюзы". Забастовка проходила с требованием введения 35-часовой рабочей недели на востоке страны, которую уже давно имеют немецкие металлисты в западных землях.
Профсоюзы, однако, имеют другую позицию. Так председатель Союза немецких профсоюзов Саксонии Гайо Лукассен говорит, что сокращение рабочего времени дало бы возможность лучше распределить работу, а затем снизить уровень безработицы. После провала забастовки рабочим придется работать интенсивнее, дольше и сверх нормы. "Восток страны так и останется "вторым сортом" в Германии", - подчеркнул Лукассен. Но как часто бывает, именно эта "второсортность", то есть более дешевая, чем на западе, рабочая сила, и является именно тем, что до сих пор привлекало и будет привлекать концерны в восточные земли".
В начале 1990-х, когда в Европе активно происходили трансформационные процессы, Польша и Чехия были странами, в которые поступало чуть ли не наибольшее число инвестиций из ФРГ. В последнее время все больше компаний смотрят дальше на Восток, в том числе и на Украину.
Маттиас Кляйнерт, сопредседатель Немецко-украинского форума, принадлежит к тем, кто скептически относится к тезису о быстрой миграции немецкого бизнеса в Восточную Европу. Вместе с тем Кляйнерт, который возглавляет отдел внешнеполитических отношений немецко-американского автоконцерна "ДаймлерКрайслер", положительно оценивает шансы Украины стать более привлекательной для иностранных инвесторов:
"По моему мнению, решающее значение имеет то, что в следующем году к ЕС присоединятся 10 новых стран, и что теперь предприятия немецкой промышленности готовятся к такому расширению. В плановых отделах длится разработка новой стратегии. Что касается концерна, интересы которого я представляю, - "ДаймлерКрайслер" стремится влиять на ситуацию всюду, где формируется определенный рынок. Это не обязательно должны быть инвестиции. Начать можно с системы распространения товаров, которую мы в Украине уже имеем. Как председатель Немецко-украинского форума хотел бы сказать, что Украина имеет очень большой потенциал. Хотя по собственному опыту замечу, что западная экономика сдержанно реагирует на новые рынки, пока она не убедится, что там безопасные отношения в правовой системе, в банковской системе, политическая стабильность и так далее. В таком аспекте Украина движется по правильному пути, и поэтому я думаю, что на среднюю и длинную перспективу вполне существует шанс, что Украина может рассчитывать на увеличение активности западной промышленности".
Говоря о механизмах привлечения немецких инвесторов в украинскую экономику, Маттиас Кляйнерт обратил внимание на информационный аспект:
"По моему мнению, немцы еще слишком мало знают об Украине. Поэтому надо активизировать информационную кампанию об Украине за границей".
В Восточном комитете немецкой экономики, который год назад призывал бизнесменов с ФРГ увеличить объемы инвестирования в странах Восточной Европы, давно следят за Украиной. Зафиксированный там экономический рост уже повлиял на объем немецких инвестиций, говорит сотрудник берлинского учреждения Мартин Хоффманн:
"В прошлом году мы зафиксировали рост немецких инвестиций в Украину, а также увеличение объемов экспорта. Торговый оборот между двумя странами в прошлом году составлял свыше трех миллиардов евро. Это увеличение на 5,5 процентов по сравнению с 2001 годом".
Несмотря на позитив, продолжает Мартин Хоффманн, в Украине все-таки пробуксовывают реформы, поэтому сегодня нельзя сказать, что экономический климат в Украине оптимален для западного бизнеса:
"Сложности состоят прежде всего в правовом поле. Это касается не только дырок в законодательстве об инвестициях, а и проблем с непосредственным выполнением законов. Не следует забывать и о своеволии определенных государственных органов, в частности, налоговой службы. Иногда возникает такое впечатление, что экономические реформы стоят не на первом месте в повестке дня правящей элиты в Украине".
Когда говорят о немецких инвестициях в Украине, чаще всего вспоминают фирму "Леони" - одного из мировых лидеров в производстве кабелей для автомобильной промышленности. Концерн из Нюрнберга построил в городе Стрый Львовской области завод, официальное открытие которого запланировано на 15 июля этого года. Общий объем инвестиций концерна в Украине - до 40 миллионов евро. Очень немного западных компаний идут на риск таких больших капиталовложений в украинскую экономику. Решающую роль играют низкие производственные затраты, объяснил "Немецкой волне" генеральный директор завода "Леони" в Украине Вернер Гайлингер. Он уже имел возможность на практике ознакомиться с ведением бизнеса в Украине и оптимистически оценивает ситуацию. Впрочем, говорить о полном удовлетворении предприниматель не стал:
"По моему мнению, инвестиционный климат здесь очень интересный, но и очень сложный. Сложность состоит в бюрократии, для всего требуется разрешение и договор, без них вообще ничего не функционирует. Это самое сложное. В конце концов, по моему мнению, Украина имеет во многих областях большой потенциал, люди хотят работать, они стремятся к изменениям".
Немало западных обозревателей жалуются, что в Украине невозможно заниматься бизнесом без поддержки власти. Помощь киевских вельмож нередко играет решающую роль в противостоянии иностранных инвесторов с украинскими чиновниками. Вернер Гайлингер:
"Мы имеем большую поддержку на уровне руководства области и региональных учреждений. Нам также помогают на высочайшем уровне в Киеве, поскольку мы - один из наибольших инвесторов в Украине. Президент Кучма лично опекается нашим проектом. Намного сложнее мелким инвесторам, которые не имеют такой поддержки". Вернер Гайлингер не верит в быстрый приток немецких инвестиций в Украину после недавних забастовок на востоке ФРГ. Он говорит, что об изменении тенденции можно говорить лишь в средне-и долгосрочной перспективе, то есть не раньше чем через 3-5 лет. Хотя, как заверил руководитель "Леони" в Украине, ему известно о немалом количестве немецких фирм, которые готовы вкладывать деньги в Украине, но ждут благоприятного момента. На вопрос, какие факторы будут влиять на стратегические планы западных инвесторов в Украине, предприниматель ответил так:
"Очень важную роль будут играть результаты президентских выборов, которые запланированы на следующий год. Это будет решающим фактором, а также то, как будут идти дела у "Леони" и других инвесторов, которые пришли в Украину ради низких производственных затрат".
В заключение - еще одна деталь относительно дешевой рабочей силы. Расширение Евросоюза означает дополнительные гарантии для немецких инвестиций. Но с другой стороны, с присоединением к ЕС восточноевропейских стран, уровень производственных затрат там постепенно будет возрастать, приближаясь к западноевропейскому. Сколько будет длиться этот процесс - не может сказать никто. Но эксперты видят это как аргумент в пользу активизации сотрудничества Германии с Украиной.
Во второй половине июня ведущие немецкие автоконцерны - "БМВ", "Даймлер-Крайслер" и "Фольксваген" - страдали от забастовок. Требуя уравнять условия работы в восточных и западных землях, профсоюзы заблокировали работу многочисленных заводов, которые поставляли компоненты к автомобилям. Противостояние завершилось поражением защитников прав трудящихся, но забастовка нанесла ущерб имиджу восточной Германии, где производственные затраты в промышленности остаются несколько ниже, чем на западе страны. Через 13 лет после объединения ФРГ и ГДР восточные немцы, как правило, до сих пор получают зарплату ниже, чем их западные соотечественники, и при этом нередко дольше работают.
Еще во время забастовки в Германии стали звучать опасения, что следствием акции может стать миграция некоторых фирм в страны Центральной и Восточной Европы. Как утверждают отдельные эксперты, речь идет даже об ускорении процесса, который уже начался. Например, за последние 5 лет почти две трети поставщиков для немецкой автоиндустрии инвестировали в Польше, Чехии или Венгрии, а не у себя на родине. Впрочем большинство обозревателей не ожидают в ближайшее время свертывания производства на востоке Германии и перенесения его в Восточную Европу. Рассказывает наш корреспондент в Лейпциге Виктор Тимченко:
"Забастовочная активность на востоке Германии вряд ли принесет экономические дивиденды Польше или Украине. Заявления спикеров некоторых больших немецких концернов, таких как автопроизводитель "БМВ", о том, что забастовка металлистов дает возможность задуматься над перспективами дочерних предприятий на востоке страны, были сделаны в пылу антизабастовочной борьбы. По крайней мере, так считает спикер торгово-промышленной палаты Лейпцига Гаральд Леман. Он рассказал, что ни "БМВ", ни "Порше" или "Сименс", которые имеют свои предприятия в Лейпциге, не намерены свертывать здесь производство и переносить его куда-то дальше на восток. По крайней мере, пока что нет никаких признаков такой новой политики - ни в действиях, ни в заявлениях руководителей больших фирм.
Похожего мнения придерживается и председатель палаты Вольфганг Топф, который считает, что время для забастовки было избрано неудачно - именно в разгаре экономического кризиса, когда вся общественность была настроена против забастовщиков, и что "для многих рабочих их рабочее место значительно важнее, чем уравниловка, которой занимаются профсоюзы". Забастовка проходила с требованием введения 35-часовой рабочей недели на востоке страны, которую уже давно имеют немецкие металлисты в западных землях.
Профсоюзы, однако, имеют другую позицию. Так председатель Союза немецких профсоюзов Саксонии Гайо Лукассен говорит, что сокращение рабочего времени дало бы возможность лучше распределить работу, а затем снизить уровень безработицы. После провала забастовки рабочим придется работать интенсивнее, дольше и сверх нормы. "Восток страны так и останется "вторым сортом" в Германии", - подчеркнул Лукассен. Но как часто бывает, именно эта "второсортность", то есть более дешевая, чем на западе, рабочая сила, и является именно тем, что до сих пор привлекало и будет привлекать концерны в восточные земли".
В начале 1990-х, когда в Европе активно происходили трансформационные процессы, Польша и Чехия были странами, в которые поступало чуть ли не наибольшее число инвестиций из ФРГ. В последнее время все больше компаний смотрят дальше на Восток, в том числе и на Украину.
Маттиас Кляйнерт, сопредседатель Немецко-украинского форума, принадлежит к тем, кто скептически относится к тезису о быстрой миграции немецкого бизнеса в Восточную Европу. Вместе с тем Кляйнерт, который возглавляет отдел внешнеполитических отношений немецко-американского автоконцерна "ДаймлерКрайслер", положительно оценивает шансы Украины стать более привлекательной для иностранных инвесторов:
"По моему мнению, решающее значение имеет то, что в следующем году к ЕС присоединятся 10 новых стран, и что теперь предприятия немецкой промышленности готовятся к такому расширению. В плановых отделах длится разработка новой стратегии. Что касается концерна, интересы которого я представляю, - "ДаймлерКрайслер" стремится влиять на ситуацию всюду, где формируется определенный рынок. Это не обязательно должны быть инвестиции. Начать можно с системы распространения товаров, которую мы в Украине уже имеем. Как председатель Немецко-украинского форума хотел бы сказать, что Украина имеет очень большой потенциал. Хотя по собственному опыту замечу, что западная экономика сдержанно реагирует на новые рынки, пока она не убедится, что там безопасные отношения в правовой системе, в банковской системе, политическая стабильность и так далее. В таком аспекте Украина движется по правильному пути, и поэтому я думаю, что на среднюю и длинную перспективу вполне существует шанс, что Украина может рассчитывать на увеличение активности западной промышленности".
Говоря о механизмах привлечения немецких инвесторов в украинскую экономику, Маттиас Кляйнерт обратил внимание на информационный аспект:
"По моему мнению, немцы еще слишком мало знают об Украине. Поэтому надо активизировать информационную кампанию об Украине за границей".
В Восточном комитете немецкой экономики, который год назад призывал бизнесменов с ФРГ увеличить объемы инвестирования в странах Восточной Европы, давно следят за Украиной. Зафиксированный там экономический рост уже повлиял на объем немецких инвестиций, говорит сотрудник берлинского учреждения Мартин Хоффманн:
"В прошлом году мы зафиксировали рост немецких инвестиций в Украину, а также увеличение объемов экспорта. Торговый оборот между двумя странами в прошлом году составлял свыше трех миллиардов евро. Это увеличение на 5,5 процентов по сравнению с 2001 годом".
Несмотря на позитив, продолжает Мартин Хоффманн, в Украине все-таки пробуксовывают реформы, поэтому сегодня нельзя сказать, что экономический климат в Украине оптимален для западного бизнеса:
"Сложности состоят прежде всего в правовом поле. Это касается не только дырок в законодательстве об инвестициях, а и проблем с непосредственным выполнением законов. Не следует забывать и о своеволии определенных государственных органов, в частности, налоговой службы. Иногда возникает такое впечатление, что экономические реформы стоят не на первом месте в повестке дня правящей элиты в Украине".
Когда говорят о немецких инвестициях в Украине, чаще всего вспоминают фирму "Леони" - одного из мировых лидеров в производстве кабелей для автомобильной промышленности. Концерн из Нюрнберга построил в городе Стрый Львовской области завод, официальное открытие которого запланировано на 15 июля этого года. Общий объем инвестиций концерна в Украине - до 40 миллионов евро. Очень немного западных компаний идут на риск таких больших капиталовложений в украинскую экономику. Решающую роль играют низкие производственные затраты, объяснил "Немецкой волне" генеральный директор завода "Леони" в Украине Вернер Гайлингер. Он уже имел возможность на практике ознакомиться с ведением бизнеса в Украине и оптимистически оценивает ситуацию. Впрочем, говорить о полном удовлетворении предприниматель не стал:
"По моему мнению, инвестиционный климат здесь очень интересный, но и очень сложный. Сложность состоит в бюрократии, для всего требуется разрешение и договор, без них вообще ничего не функционирует. Это самое сложное. В конце концов, по моему мнению, Украина имеет во многих областях большой потенциал, люди хотят работать, они стремятся к изменениям".
Немало западных обозревателей жалуются, что в Украине невозможно заниматься бизнесом без поддержки власти. Помощь киевских вельмож нередко играет решающую роль в противостоянии иностранных инвесторов с украинскими чиновниками. Вернер Гайлингер:
"Мы имеем большую поддержку на уровне руководства области и региональных учреждений. Нам также помогают на высочайшем уровне в Киеве, поскольку мы - один из наибольших инвесторов в Украине. Президент Кучма лично опекается нашим проектом. Намного сложнее мелким инвесторам, которые не имеют такой поддержки". Вернер Гайлингер не верит в быстрый приток немецких инвестиций в Украину после недавних забастовок на востоке ФРГ. Он говорит, что об изменении тенденции можно говорить лишь в средне-и долгосрочной перспективе, то есть не раньше чем через 3-5 лет. Хотя, как заверил руководитель "Леони" в Украине, ему известно о немалом количестве немецких фирм, которые готовы вкладывать деньги в Украине, но ждут благоприятного момента. На вопрос, какие факторы будут влиять на стратегические планы западных инвесторов в Украине, предприниматель ответил так:
"Очень важную роль будут играть результаты президентских выборов, которые запланированы на следующий год. Это будет решающим фактором, а также то, как будут идти дела у "Леони" и других инвесторов, которые пришли в Украину ради низких производственных затрат".
В заключение - еще одна деталь относительно дешевой рабочей силы. Расширение Евросоюза означает дополнительные гарантии для немецких инвестиций. Но с другой стороны, с присоединением к ЕС восточноевропейских стран, уровень производственных затрат там постепенно будет возрастать, приближаясь к западноевропейскому. Сколько будет длиться этот процесс - не может сказать никто. Но эксперты видят это как аргумент в пользу активизации сотрудничества Германии с Украиной.