Украина опять разрывается между Москвой и Западом
Среда, 23 июля 2003, 16:26
Страсти вокруг проекта "Одесса-Броды" обостряются. Государственная компания "Укртранснафта" продолжает искать поддержки европейского направления нефтепровода, и на текущей неделе ее представители ездили в Германию. В то же время все еще слышна резкая критика Кучмы министра ТЭК Ермилова, за обещание не использовать трубу в реверсе. А российское лобби усиливает свое давление через Касьянова.
Главным сторонником использования "Одесса-Броды" по направлению на Европу являются госкомпания "Укртранснафта". Главный лоббист реверса - ТНК-Украина, которая является ведущим инвестором в нефтяной отрасли государства и хозяином самым большого в Украине нефтеперерабатывающего завода в Лисичанске.
Россиянам удалось добиться поддержки на уровне премьера Касъянова. Он на недавних переговорах с Януковичем прямо сказал, что соглашение о транзите нефти из России по Украине может быть подписано после того, как решится вопрос транзита российской нефти нефтепроводом "Броды-Одесса". Название трубы из уст российского премьера прозвучало именно в таком реверсном варианте.
Кучма занимает выжидающую позицию. С одной стороны, он сказал, что определиться с использованием "Одесса-Броды" должно правительство. При этом он раскритиковал министра ТЭК Ермилова, который отрицал использование реверса. "А если у министра невоздержание, за такие вещи нужно отвечать. Должно быть только согласовано решение. Не ляпай перед... решениями, которые должны принимать не министры, а правительство", - подчеркнул Кучма на пресс-конференции, на прошлой неделе.
А на прошлой встрече с журналистами в мае Кучма выступал за временный реверс.
Объяснить такую его позицию можно и желанием создать ажиотаж вокруг "Одесса-Броды". Хотя, возможен и другой вариант - компания ТНК имеет своим главным акционером российскую "Альфа-групп", которая сейчас в Украине имеет мощного партнера в лице зятя президента Виктора Пинчука.
Использование нефтепровода "Одесса-Броды" в реверсном режиме, т.е. из Брод в Одессу, стало очередной PR-кампанией, которую российские промышленные гиганты проводят в украинском медиа-пространстве. Что-то подобное наблюдалось три с половиной года назад, накануне приватизации Николаевского глиноземного завода.
Сейчас газетные площади, как и тогда, скупаются оптом. Статьи пишутся по шаблону, меняются только эксперты, которые критикуют европейское направление "Одесса-Броды". Проплачивала кампанию корпорация ТНК.
Временный реверс - главная идея россиян. "Пока вы договариваетесь о поставке нефти из Каспия в Европу, мы бы могли попользоваться нефтепроводом в обратном направлении. А как договоримся, мы все отменим", - приблизительно так звучит позиция лоббистов реверса.
В то же время источник УП в "Укртранснафте" считает день запуска реверса смертью проекта "Одесса-Броды", который так и не станет европейской нефтемагисталью. "Сейчас происходят переговоры о поставке первой нефти из Каспия на нафтоперерабатывающие заводы на юге Германии. И если будет запущен реверс, то европейские партнеры получат соответствующий сигнал, все предыдущие договоренности будут свернуты, а судьбой "Одесса-Броды" уже будут распоряжаться россияне", - говорит проинформированный источник УП.
А поставки каспийской нефти в Европу будут реализованы через трубопровод с Черного моря через Румынию.
Источники УП уверены, что реверс в системе "Одесса-Броды" является только временным прикрытием для настоящих планов россиян. А состоят они в том, чтобы сломать самостоятельную игру Украины на нефтетранзите из Каспия в Европу. И когда после начала реверса западные компании откажутся от использования "Одесса-Броды", то россияне от обратной прокачки нефти также отойдут. И начнут качать нефть на запад, но уже на своих условиях. Украине же не останется ничего иного, чем соглашаться на них - поскольку альтернативы в лице Запада уже не будет.
У человека из "Укртранснафти" есть ряд аргументов, что использовать серьезно "Одесса-Броды" в обратном направлении, т.е. с севера на юг, невозможно. Во-первых, если все-таки будет реверс в этой трубе, то российская нефть, на самом деле, будет идти в обход: с востока в Броды на запад Украины, а потом опять на восток, в Одессу.
"Укртранснафта" предлагает россиянам пропускать нефть на юг Украины более прямо, через другую трубу, Приднепровский нефтепровод. Однако те отказываются. Что порождает подозрения, что им нужно не столько качать нефть, сколько зарезервировать под себя "Одесса-Броды".
Но еще один аргумент, что реверс - это только ширма, в проблеме проливов Босфор и Дарданеллы. Если россияне будут перегонять нефть в Одессу, то другого пути, как грузить ее на танкеры и везти через Черное море в Европу, нет. Но выйти из Черного моря в Середземное можно только через эти два пролива. Которые уже сейчас настолько загружены, что использование этого маршрута несет прямые убытки. По данным западных экспертов, танкеры вынуждены ждать до 10 дней и нести дополнительные расходы до 300 000 долларов на танкер.
Европейский маршрут "Одесса-Броды" вместе с "Укртранснафтой" реализует международная аудиторская компания "ПрайсвотерхаусКуперс".
Их аргумент в том, что Европа предопределена качать нефть из Каспия, а лучше всего это делать через "Одесса-Броды". "Более 60% сырой нефти Германия получает с Северного моря. Специалистами рассчитано, что ее будет достаточно еще на 10, 20 или 30 лет. Германия вынуждена искать альтернативу нефти с Северного моря, и нефть с Каспийского моря им подходит, потому что имеет высокое качество", - считает Альбрехт фон Блюменкорн, который в "ПрайсвотерхаусКуперс" занимается проектом "Одесса-Броды".
Уже сейчас Германия получает 7% нефти из Казахстана, хотя пять лет назад этот показатель был только 1%.
"Через 10 лет будет наблюдаться большой рост спроса на нефть из Каспийского региона, и "Одесса-Броды" будет очень важной магистралью для перевозки нефти. Особенность нефтепровода "Одесса-Броды" в том, что он уже построен, и в конце 2003-в начале 2004 уже первая нефть может пойти по нему. И наша задача в том, чтобы это было гарантировано", - заявил эксперт "ПрайсвотерхаусКуперс" во время презентации проекта на заседании Немецко-украинского форума.
Первая каспийская нефть по трубопроводу "Одесса-Броды" может пойти на заводы в южной Германии, Чехии, Словакии, Венгрии. На первом этапе, который будет длиться в 2004, по трубе может пройти 7 миллионов тон нефти, рассчитал "ПрайсвотерхаусКуперс".
Чтобы уже в конце 2003 пошла первая нефть, основные переговоры с этими предприятиями должны завершиться в ближайшие два месяца. И именно запуск реверса может сломать всю большую украинскую игру на западном направлении.
"ПрайсвотерхаусКуперс" также нарисовал следующие этапы развития "Одесса-Броды". Для большей загрузки этой украинской трубы нужно достроить отрезок от Братиславы к австрийскому городу Швехат, где находится большой нефтеперерабатывающий завод. "В результате под конец первой и второй фазы через Одесса-Броды будет поставляться 11 миллионов тонн нефти".
А по оценке источников УП в "Укратранснафте", проект становится рентабельным при условии прокачки 6 миллионов тонн.
Но есть еще и третий этап - более долговременный, поскольку нуждается в построении отрезка из Брод в польский Плоцк. Но он позволит соединить "Одесса-Броды" с нефтепроводами, которые выходят на северо-немецкий порт в Вильгельмсхафере. И уже оттуда нефть может экспортироваться.
Вообще отсутствие продолжения трубопровода в Польшу называется сторонниками реверса как один из главных аргументов для прокачки в обратном направлении. Однако первые два этапа - поставки нефти в южную Германию, Чехию, Словакию, Венгрию, а также в Австрию (при условии достройки отрезка Братислава-Швехат) не нуждается в построении трубы Плоцк. И уже на этих объемах "Одесса-Броды" станет рентабельным.
Относительно достройки отрезка Плоцк, то "Укртранснафтой" принято решение о создании совместного предприятия с польской компанией "Перм Пшиязм". Оно должно рассчитать вариант продолжения "Одесса-Броды" в Польше.
Ориентировочная стоимость этого участка - 300-350 миллионов евро, и срок возвращения инвестиций составляет 7-8 лет. Но поведение поляков в большой мере зависит от немцев - если последние начнут участвовать в проектах при участии "Одесса-Броды", то и Варшава сразу же правильно сориентируется на своего западного соседа.
Вопросы России "Укртранснафта" вместе с "ПрайсвотерхаусКуперс" предлагают решить полюбовно: пригласив Россию качать свою нефть через "Одесса-Броды" в Европу. При этом казахское и российское сырье не будут конкурентами, поскольку являются разными по своему качеству.
Такое предложение России является своеобразным проверочным моментом, который покажет, что же именно она стремится получить от проекта "Одесса-Броды".
Нефтепровод "Одесса-Броды" - новый экзамен для Украины по предмету международной политики. В одном сценарии, Украина может стать мощным самостоятельным игроком на европейском нефтетранспортном рынке. В другом, может прирасти к России еще одной пуповиной. Но при этом Киев может уже сейчас заполнить трубу и начать зарабатывать деньги, подвергшись давлению российского лобби и запустив реверс. Как альтернатива, Киев может ожидать окончания переговоров с Европой. И либо сорвать банк, либо, в случае их провала, вообще ничего не получить.
Главным сторонником использования "Одесса-Броды" по направлению на Европу являются госкомпания "Укртранснафта". Главный лоббист реверса - ТНК-Украина, которая является ведущим инвестором в нефтяной отрасли государства и хозяином самым большого в Украине нефтеперерабатывающего завода в Лисичанске.
Россиянам удалось добиться поддержки на уровне премьера Касъянова. Он на недавних переговорах с Януковичем прямо сказал, что соглашение о транзите нефти из России по Украине может быть подписано после того, как решится вопрос транзита российской нефти нефтепроводом "Броды-Одесса". Название трубы из уст российского премьера прозвучало именно в таком реверсном варианте.
А на прошлой встрече с журналистами в мае Кучма выступал за временный реверс.
Объяснить такую его позицию можно и желанием создать ажиотаж вокруг "Одесса-Броды". Хотя, возможен и другой вариант - компания ТНК имеет своим главным акционером российскую "Альфа-групп", которая сейчас в Украине имеет мощного партнера в лице зятя президента Виктора Пинчука.
Использование нефтепровода "Одесса-Броды" в реверсном режиме, т.е. из Брод в Одессу, стало очередной PR-кампанией, которую российские промышленные гиганты проводят в украинском медиа-пространстве. Что-то подобное наблюдалось три с половиной года назад, накануне приватизации Николаевского глиноземного завода.
Сейчас газетные площади, как и тогда, скупаются оптом. Статьи пишутся по шаблону, меняются только эксперты, которые критикуют европейское направление "Одесса-Броды". Проплачивала кампанию корпорация ТНК.
Временный реверс - главная идея россиян. "Пока вы договариваетесь о поставке нефти из Каспия в Европу, мы бы могли попользоваться нефтепроводом в обратном направлении. А как договоримся, мы все отменим", - приблизительно так звучит позиция лоббистов реверса.
В то же время источник УП в "Укртранснафте" считает день запуска реверса смертью проекта "Одесса-Броды", который так и не станет европейской нефтемагисталью. "Сейчас происходят переговоры о поставке первой нефти из Каспия на нафтоперерабатывающие заводы на юге Германии. И если будет запущен реверс, то европейские партнеры получат соответствующий сигнал, все предыдущие договоренности будут свернуты, а судьбой "Одесса-Броды" уже будут распоряжаться россияне", - говорит проинформированный источник УП.
А поставки каспийской нефти в Европу будут реализованы через трубопровод с Черного моря через Румынию.
Источники УП уверены, что реверс в системе "Одесса-Броды" является только временным прикрытием для настоящих планов россиян. А состоят они в том, чтобы сломать самостоятельную игру Украины на нефтетранзите из Каспия в Европу. И когда после начала реверса западные компании откажутся от использования "Одесса-Броды", то россияне от обратной прокачки нефти также отойдут. И начнут качать нефть на запад, но уже на своих условиях. Украине же не останется ничего иного, чем соглашаться на них - поскольку альтернативы в лице Запада уже не будет.
У человека из "Укртранснафти" есть ряд аргументов, что использовать серьезно "Одесса-Броды" в обратном направлении, т.е. с севера на юг, невозможно. Во-первых, если все-таки будет реверс в этой трубе, то российская нефть, на самом деле, будет идти в обход: с востока в Броды на запад Украины, а потом опять на восток, в Одессу.
"Укртранснафта" предлагает россиянам пропускать нефть на юг Украины более прямо, через другую трубу, Приднепровский нефтепровод. Однако те отказываются. Что порождает подозрения, что им нужно не столько качать нефть, сколько зарезервировать под себя "Одесса-Броды".
Но еще один аргумент, что реверс - это только ширма, в проблеме проливов Босфор и Дарданеллы. Если россияне будут перегонять нефть в Одессу, то другого пути, как грузить ее на танкеры и везти через Черное море в Европу, нет. Но выйти из Черного моря в Середземное можно только через эти два пролива. Которые уже сейчас настолько загружены, что использование этого маршрута несет прямые убытки. По данным западных экспертов, танкеры вынуждены ждать до 10 дней и нести дополнительные расходы до 300 000 долларов на танкер.
Европейский маршрут "Одесса-Броды" вместе с "Укртранснафтой" реализует международная аудиторская компания "ПрайсвотерхаусКуперс".
Их аргумент в том, что Европа предопределена качать нефть из Каспия, а лучше всего это делать через "Одесса-Броды". "Более 60% сырой нефти Германия получает с Северного моря. Специалистами рассчитано, что ее будет достаточно еще на 10, 20 или 30 лет. Германия вынуждена искать альтернативу нефти с Северного моря, и нефть с Каспийского моря им подходит, потому что имеет высокое качество", - считает Альбрехт фон Блюменкорн, который в "ПрайсвотерхаусКуперс" занимается проектом "Одесса-Броды".
"Через 10 лет будет наблюдаться большой рост спроса на нефть из Каспийского региона, и "Одесса-Броды" будет очень важной магистралью для перевозки нефти. Особенность нефтепровода "Одесса-Броды" в том, что он уже построен, и в конце 2003-в начале 2004 уже первая нефть может пойти по нему. И наша задача в том, чтобы это было гарантировано", - заявил эксперт "ПрайсвотерхаусКуперс" во время презентации проекта на заседании Немецко-украинского форума.
Первая каспийская нефть по трубопроводу "Одесса-Броды" может пойти на заводы в южной Германии, Чехии, Словакии, Венгрии. На первом этапе, который будет длиться в 2004, по трубе может пройти 7 миллионов тон нефти, рассчитал "ПрайсвотерхаусКуперс".
Чтобы уже в конце 2003 пошла первая нефть, основные переговоры с этими предприятиями должны завершиться в ближайшие два месяца. И именно запуск реверса может сломать всю большую украинскую игру на западном направлении.
"ПрайсвотерхаусКуперс" также нарисовал следующие этапы развития "Одесса-Броды". Для большей загрузки этой украинской трубы нужно достроить отрезок от Братиславы к австрийскому городу Швехат, где находится большой нефтеперерабатывающий завод. "В результате под конец первой и второй фазы через Одесса-Броды будет поставляться 11 миллионов тонн нефти".
А по оценке источников УП в "Укратранснафте", проект становится рентабельным при условии прокачки 6 миллионов тонн.
Но есть еще и третий этап - более долговременный, поскольку нуждается в построении отрезка из Брод в польский Плоцк. Но он позволит соединить "Одесса-Броды" с нефтепроводами, которые выходят на северо-немецкий порт в Вильгельмсхафере. И уже оттуда нефть может экспортироваться.
Вообще отсутствие продолжения трубопровода в Польшу называется сторонниками реверса как один из главных аргументов для прокачки в обратном направлении. Однако первые два этапа - поставки нефти в южную Германию, Чехию, Словакию, Венгрию, а также в Австрию (при условии достройки отрезка Братислава-Швехат) не нуждается в построении трубы Плоцк. И уже на этих объемах "Одесса-Броды" станет рентабельным.
Относительно достройки отрезка Плоцк, то "Укртранснафтой" принято решение о создании совместного предприятия с польской компанией "Перм Пшиязм". Оно должно рассчитать вариант продолжения "Одесса-Броды" в Польше.
Ориентировочная стоимость этого участка - 300-350 миллионов евро, и срок возвращения инвестиций составляет 7-8 лет. Но поведение поляков в большой мере зависит от немцев - если последние начнут участвовать в проектах при участии "Одесса-Броды", то и Варшава сразу же правильно сориентируется на своего западного соседа.
Вопросы России "Укртранснафта" вместе с "ПрайсвотерхаусКуперс" предлагают решить полюбовно: пригласив Россию качать свою нефть через "Одесса-Броды" в Европу. При этом казахское и российское сырье не будут конкурентами, поскольку являются разными по своему качеству.
Такое предложение России является своеобразным проверочным моментом, который покажет, что же именно она стремится получить от проекта "Одесса-Броды".
Нефтепровод "Одесса-Броды" - новый экзамен для Украины по предмету международной политики. В одном сценарии, Украина может стать мощным самостоятельным игроком на европейском нефтетранспортном рынке. В другом, может прирасти к России еще одной пуповиной. Но при этом Киев может уже сейчас заполнить трубу и начать зарабатывать деньги, подвергшись давлению российского лобби и запустив реверс. Как альтернатива, Киев может ожидать окончания переговоров с Европой. И либо сорвать банк, либо, в случае их провала, вообще ничего не получить.