Национализация интернета продолжается
Среда, 23 июля 2003, 13:00
В Украине активными темпами продолжается процесс усиления государственного контроля над информационно-коммуникационными технологиями и интернет-пространством. 22 июля украинское правительство приняло распоряжение №447 "Про администрирование домена .UA", в котором предусмотрены мероприятия по переделегированию прав администрирования домена верхнего уровня .UA"
Как говорится в официальном сообщении, таким образом Кабинет министров Украины поддержал инициативу создания объединения предприятий "Украинский сетевой информационный центр" для администрирования адресного пространства украинского сегмента Интернета и обслуживания системного реестра и системы доменных имен домена верхнего уровня ".UA".
Для того чтобы в полной степени оценить суть происходящего процесса, необходима некоторая историческая ремарка (подробнее история домена .UA и развитие ситуации вокруг него описана в материале Домен UA – Зона Политики.
Домен .UA был зарегистрирован 1 декабря 1992 года.
16 ноября 2000 года в Киеве "по инициативе группы ведущих компаний интернет-сервис-провайдеров Украины и Департамента специальных телекоммуникационных систем и защиты информации Службы Безопасности Украины" был подписан Меморандум "Об объединении усилий уполномоченных государственных органов и интернет-сервис-провайдеров Украины при создании Национального Регистра доменных имен в зоне UA".
Основным политическим положением этого Меморандума является признание домена .UA национальным достоянием Украины. Принцип же мировой системы доменных имен, которую администрирует американская Интернет-корпорация по присвоению доменных имен (ICANN) в интересах интернет-сообщества, таков, что домен вообще не может быть чьей-то собственностью, не говоря уже о достоянии. К домену .UA это относится также.
Этот генеральный тезис вынудил группу частных лиц организовать в противовес этим процессам собственную кампанию.
Так в начале 2001 года появилось общество с ограниченной ответственностью "Хостмастер". 12 апреля 2001 года Украинская группа координации Сети (UA NGG) под руководством действующих администраторов домена .UA Дмитрия Кохманюка и Игоря Свиридова в полном составе входит в состав участников ООО "Хостмастер". В этот же момент происходит передача ООО "Хостмастер" административных полномочий в домене .UA.
Весной-летом 2001 года вокруг домена .UA разгорелись первые серьезные баталии и споры. В какой-то степени катализатором страстей стал процесс изменения правил домена .UA, который в июне 2001 года инициировало ООО "Хостмастер".
25 июня 2001 года началось публичное обсуждение проекта новых правил домена UA, разработанных и предложенных для обсуждения интернет-общественностью "хостмастерами". С 15 сентября 2001 года новые правила домена UA были введены в действие.
Новые правила домена .UA предоставили возможность регистрации доменных имен второго уровня (типа name.ua) для владельцев торговых марок. Также в соответствии с новыми правилами различные сообщества получили возможность регистрировать публичные имена второго уровня для общественного пользования.
Новыми правилами также были определены права, полномочия и обязанности в общей системе администрирования доменных имен компаний-регистраторов, которые де-факто уже занимались этой деятельностью, но их положение в этой сфере не было каким-либо образом формализовано.
Единственным слабым местом ООО "Хостмастер" до некоторого времени был статус этого предприятия, которое фактически стало управлять общественным ресурсом, т.е. доменом .UA.
Каким образом кто-либо вообще может влиять на какое-либо частное предприятие? Такой вопрос задавали и задают оппоненты нынешней администрации домена .UA. Ответ на него однозначный: как бы ни был открыт, доступен и публичен директор ООО "Хостмастер" Борис Мостовой, оказать какое-либо стороннее влияние на его решения де-юре теоретически не возможно.
И этот нюанс прекрасно понимали и в самом ООО. В марте 2002 года состоялось учредительное собрание общественной организации "Украинское интернет-сообщество". У истоков создания этой организации стоят и "хостмастера". Не удивительно, что в первых документах УИСа присутствовали пункты, которые провозглашают желание этой организации принимать определенное участие и оказывать необходимое влияние на процесс администрирования домена .UA.
Можно напомнить, что такие же декларации присутствуют и в документах многих других общественных организаций, отраслевых интернет-ассоциаций, которых за последние три года появилось несколько десятков.
Практически через год после создания УИСа, 21 февраля 2003 года, было официально объявлено о подписании многостороннего соглашения о создании Общественного наблюдательного совета по вопросам администрирования домена .UA. Инициаторами создания этого наблюдательного совета являются все те же "Хостмастера", которые таким образом продолжили процесс усиления "общественной надстройки" над администрацией домена .UA.
Следует отметить, что в Общественный наблюдательный совет по вопросам администрирования домена .UA входят представители общественной организации (УИС), отраслевой бизнес-ассоциации (ИнАУ).
Этот наблюдательный совет открыт для вхождения новых "наблюдателей", в том числе и со стороны государства, которые не очень-то спешат присоединяться к процессу контроля над администрированием домена .UA в формате данного наблюдательного совета. Тем не менее, казалось бы, проблемная ситуация вокруг домена .UA, накалявшаяся с 2000 года, решена.
Не стоит забывать и о параллельных процессах, которые по субъективным причинам вызывают больше вдохновения и получают большую поддержку со стороны государства. Так 11 ноября 2002 года было создано некоммерческое объединение "Украинский сетевой информационный центр (UANIC), о котором идет речь в свежем распоряжении Кабмина. Высшим органом управления в этом объединении определен под названием Координационный совет домена .UA.
Состав этого совета в части представителей госорганов озадачивает: два представителя Службы безопасности Украины – Герсимов А.П., заместитель председателя СБУ и первый заместитель начальника Департамента специальных телекоммуникационных систем и защиты информации (ДСТСЗИ) СБУ Барлабанов В.В. Бывший председатель Госкомсвязи – Станислав Довгий, который зарекомендовал себя как ярый защитник интересов Укртелекома от конкуренции со стороны частных операторов связи, еще один бывший председатель Госкомсвязи – Николай Гончар.
Есть в этом координационном совете и представители "интернет-сообщества" в виде представителей Интернет Ассоциации Украины (www.inau.org.ua), Украинской Национальной Интернет Ассоциации (www.unia.org.ua), Ассоциации участников рынка Интернет в Украине (www.auriu.org) и Ассоциации операторов связи "ТЕЛАС" (www.telas.kiev.ua).
Тут стоит отметить один примечательный факт. В официальном пресс-релизе о создании Украинского сетевого информационного центра упоминается как участник Координационного совета домена UA член правления Интернет Ассоциации Украины. Однако в официальном заявлении ИнАУ говорится об отказе этой организации в участии в созданном Координационном совете и объединении "Украинский сетевой информационный центр".
Причины такого решения называются следующие. "Первоначальные принципы создания такого объединения, процедуры принятия и выполнения решений его руководящего органа, порядок участия государственных органов в его работе - были полностью проигнорированы или неудачно трансформированы, в связи с чем созданное объединение "Украинский сетевой информационный центр", по мнению ИнАУ, не обеспечит надлежащего выполнения поставленных перед ним задач.
Первоначальный состав Координационного Совета объединения не соответствует изначально принятым принципам его формирования, в связи с чем не соблюдается паритет интересов общественности, Интернет-промышленности и государственных органов.
При создании "Украинского сетевого информационного центра" был нарушен заранее оговоренный основополагающий принцип: администрирование домена .UA должно было стать исключительным видом бесприбыльной деятельности объединения. В предложенном к подписанию варианте уставных документов объединения "Украинский сетевой информационный центр" зафиксировано большое многообразие видов прибыльной хозяйственной деятельности, не имеющих отношения к администрированию домена .UA, что приведет к невыполнению объединением своей главной задачи".
По мнению многих наблюдателей, несмотря на распределение сил в этом координационном совете 50 на 50 (4 представителя государства, 4 представителя рынка), есть определенные опасения, что его деятельность и работа самого объединения будет фактически подчинена Службе безопасности Украины.
По крайней мере, очевидна та роль, которую украинские спецслужбы уже сыграли в процессе обсуждения проблемной темы администрирования домена UA. И, если вспомнить, что в некоторых заявлениях по этому поводу звучат ссылки на интересы национальной безопасности, то не сложно спрогнозировать, что именно этими интересами и будет руководствоваться в своей деятельности "Украинский сетевой информационный центр".
Собственно, в самом тезисе о защите государственных и национальных интересов, в принципе, ничего плохого и неадекватного нет. Однако, в условиях, когда эти самые государственные интересы нередко переплетаются и путаются с частными, надеяться на позитивное восприятие отдельных процессов в этом направлении просто не приходится.
Некоторые яркие тезисы в продолжающемся споре вокруг домена .UA проявились на прошедшем 1 июля 2003 года круглом столе "Пути развития домена .UA". Представители Ассоциации участников рынка Интернет в Украине (которые являются инициаторами создания "Украинского сетевого информационного центра") среди прочего обратили внимание на несоответствие действующего законодательства нынешней ситуации с администрированием домена .UA. В то же время представители ИнАУ и УИС отметили, что в контексте "доменного вопроса" очень часто употребляется термин "государственное регулирование".
"Если доменная система Украины сегодня функционирует стабильно, то есть ли необходимость в таких революционных преобразованиях?" - задается вполне справедливый вопрос.
На протяжении более 10 лет своего существования система доменных имен в Украине работала надежно и стабильно, включая те 2 года, как ООО "Хостмастер" обеспечивает процесс администрирования домена .UA. Всего на 1 июля 2003 года в домене .UA зарегистрировано почти 100 тысяч доменных имен. Ежемесячно регистрируется более 1000 доменов
Эта статистика и факт стабильности многолетней работы является еще одним "козырем" в руках ООО "Хостмастер" и тех общественных организаций, которые не совсем понимают, почему государственные органы вместо того, чтобы присоединиться к уже работающей системе, пытаются создавать свой велосипед.
Если все работает и нормально развивается, то зачем нужна реорганизация? Может, это надуманная или же искусственно созданная необходимость, чтобы "притянуть за уши" к управлению доменом .UA разные государственные структуры, в том числе и спецслужбы?
Естественно, эта недосказанность не может не влиять на отношение отдельных (многих) представителей украинского интернет-сообщества, да и всего сообщества в целом, на попытки фактически национализировать домен .UA, который пока еще остается общественным ресурсом и вряд ли когда-нибудь станет национальным достоянием Украины.
Подведем промежуточный итог. Появившееся распоряжение Кабмина еще не означает факт однозначного решения ситуации. Как уже упоминалось, мировая система доменных имен администрируется американской Интернет-корпорацией по присвоению доменных имен ICANN в интересах интернет-сообщества. Только эта организация принимает решения о переделегировании доменов верхнего уровня и всё будет зависеть от её решения.
Какое решение может принять ICANN? Спрогнозировать результат достаточно сложно, но есть два главных определяющих фактора: насколько весомыми будут признаны аргументы и претензии на домен UA "Украинского сетевого информационного центра" под патронатом украинского правительства, и насколько активно представители украинского интернет-сообщества смогут донести свои аргументы против такого вторжения государственных органов в управление общественным ресурсом.
Чем бы ни закончился этот спор, можно в очередной раз отметить прискорбный факт наличия определенного противопоставления, конфронтации Государства и Общества. Ситуация с доменом UA наглядно показывает, что Государство в Украине это не мы, а они. И национальные с государственными интересами не всегда совпадают с интересами Общества. Правда, если с тем, что скрывается за формулировкой "Государство" более-менее понятно, то термин "Общество" достаточно размыт и прикрываться этим знаменем или фиговым листком может каждый.
Но прежде всего, ситуацию с попыткой переделегировать права администрирования домена .UA стоит рассматривать в политической плоскости.
Контроль за доменным ресурсом, безусловно, важен с точки зрения национальных интересов и политики. Это хоть и не позволяет в случае необходимости прекращать функционирование "вредных" и "вражеских" интернет-ресурсов, но значительно ограничивает к ним доступ.
Если пользователь интернета хочет почитать полюбившийся интернет-ресурс, он пользуется доменным именем, а не ip-адресом (уникальным набором цифр, к которому впоследствии "привязываются" доменные имена). И, в случае необходимости, произведя несложные технические действия, можно сделать так, чтобы по домену pravda.com.ua пользователю не была доступна информация, размещенная по ip-адресу 212.109.32.222. Практические прецеденты по отключению доменов "вредных" интернет-ресурсов в мировой практике уже были. Например, в Белоруссии. Повторится ли это в Украине?
Не исключено. Ведь выборы президента приближаются, а информационное пространство в интернете так и не урегулировано, существует и развивается без контроля со стороны каких-либо политических сил. Кажется, именно это сейчас и пытаются исправить…
Как говорится в официальном сообщении, таким образом Кабинет министров Украины поддержал инициативу создания объединения предприятий "Украинский сетевой информационный центр" для администрирования адресного пространства украинского сегмента Интернета и обслуживания системного реестра и системы доменных имен домена верхнего уровня ".UA".
Для того чтобы в полной степени оценить суть происходящего процесса, необходима некоторая историческая ремарка (подробнее история домена .UA и развитие ситуации вокруг него описана в материале Домен UA – Зона Политики.
Домен .UA был зарегистрирован 1 декабря 1992 года.
16 ноября 2000 года в Киеве "по инициативе группы ведущих компаний интернет-сервис-провайдеров Украины и Департамента специальных телекоммуникационных систем и защиты информации Службы Безопасности Украины" был подписан Меморандум "Об объединении усилий уполномоченных государственных органов и интернет-сервис-провайдеров Украины при создании Национального Регистра доменных имен в зоне UA".
Основным политическим положением этого Меморандума является признание домена .UA национальным достоянием Украины. Принцип же мировой системы доменных имен, которую администрирует американская Интернет-корпорация по присвоению доменных имен (ICANN) в интересах интернет-сообщества, таков, что домен вообще не может быть чьей-то собственностью, не говоря уже о достоянии. К домену .UA это относится также.
Этот генеральный тезис вынудил группу частных лиц организовать в противовес этим процессам собственную кампанию.
Так в начале 2001 года появилось общество с ограниченной ответственностью "Хостмастер". 12 апреля 2001 года Украинская группа координации Сети (UA NGG) под руководством действующих администраторов домена .UA Дмитрия Кохманюка и Игоря Свиридова в полном составе входит в состав участников ООО "Хостмастер". В этот же момент происходит передача ООО "Хостмастер" административных полномочий в домене .UA.
Весной-летом 2001 года вокруг домена .UA разгорелись первые серьезные баталии и споры. В какой-то степени катализатором страстей стал процесс изменения правил домена .UA, который в июне 2001 года инициировало ООО "Хостмастер".
25 июня 2001 года началось публичное обсуждение проекта новых правил домена UA, разработанных и предложенных для обсуждения интернет-общественностью "хостмастерами". С 15 сентября 2001 года новые правила домена UA были введены в действие.
Новые правила домена .UA предоставили возможность регистрации доменных имен второго уровня (типа name.ua) для владельцев торговых марок. Также в соответствии с новыми правилами различные сообщества получили возможность регистрировать публичные имена второго уровня для общественного пользования.
Новыми правилами также были определены права, полномочия и обязанности в общей системе администрирования доменных имен компаний-регистраторов, которые де-факто уже занимались этой деятельностью, но их положение в этой сфере не было каким-либо образом формализовано.
Единственным слабым местом ООО "Хостмастер" до некоторого времени был статус этого предприятия, которое фактически стало управлять общественным ресурсом, т.е. доменом .UA.
Каким образом кто-либо вообще может влиять на какое-либо частное предприятие? Такой вопрос задавали и задают оппоненты нынешней администрации домена .UA. Ответ на него однозначный: как бы ни был открыт, доступен и публичен директор ООО "Хостмастер" Борис Мостовой, оказать какое-либо стороннее влияние на его решения де-юре теоретически не возможно.
И этот нюанс прекрасно понимали и в самом ООО. В марте 2002 года состоялось учредительное собрание общественной организации "Украинское интернет-сообщество". У истоков создания этой организации стоят и "хостмастера". Не удивительно, что в первых документах УИСа присутствовали пункты, которые провозглашают желание этой организации принимать определенное участие и оказывать необходимое влияние на процесс администрирования домена .UA.
Можно напомнить, что такие же декларации присутствуют и в документах многих других общественных организаций, отраслевых интернет-ассоциаций, которых за последние три года появилось несколько десятков.
Практически через год после создания УИСа, 21 февраля 2003 года, было официально объявлено о подписании многостороннего соглашения о создании Общественного наблюдательного совета по вопросам администрирования домена .UA. Инициаторами создания этого наблюдательного совета являются все те же "Хостмастера", которые таким образом продолжили процесс усиления "общественной надстройки" над администрацией домена .UA.
Следует отметить, что в Общественный наблюдательный совет по вопросам администрирования домена .UA входят представители общественной организации (УИС), отраслевой бизнес-ассоциации (ИнАУ).
Этот наблюдательный совет открыт для вхождения новых "наблюдателей", в том числе и со стороны государства, которые не очень-то спешат присоединяться к процессу контроля над администрированием домена .UA в формате данного наблюдательного совета. Тем не менее, казалось бы, проблемная ситуация вокруг домена .UA, накалявшаяся с 2000 года, решена.
Не стоит забывать и о параллельных процессах, которые по субъективным причинам вызывают больше вдохновения и получают большую поддержку со стороны государства. Так 11 ноября 2002 года было создано некоммерческое объединение "Украинский сетевой информационный центр (UANIC), о котором идет речь в свежем распоряжении Кабмина. Высшим органом управления в этом объединении определен под названием Координационный совет домена .UA.
Состав этого совета в части представителей госорганов озадачивает: два представителя Службы безопасности Украины – Герсимов А.П., заместитель председателя СБУ и первый заместитель начальника Департамента специальных телекоммуникационных систем и защиты информации (ДСТСЗИ) СБУ Барлабанов В.В. Бывший председатель Госкомсвязи – Станислав Довгий, который зарекомендовал себя как ярый защитник интересов Укртелекома от конкуренции со стороны частных операторов связи, еще один бывший председатель Госкомсвязи – Николай Гончар.
Есть в этом координационном совете и представители "интернет-сообщества" в виде представителей Интернет Ассоциации Украины (www.inau.org.ua), Украинской Национальной Интернет Ассоциации (www.unia.org.ua), Ассоциации участников рынка Интернет в Украине (www.auriu.org) и Ассоциации операторов связи "ТЕЛАС" (www.telas.kiev.ua).
Тут стоит отметить один примечательный факт. В официальном пресс-релизе о создании Украинского сетевого информационного центра упоминается как участник Координационного совета домена UA член правления Интернет Ассоциации Украины. Однако в официальном заявлении ИнАУ говорится об отказе этой организации в участии в созданном Координационном совете и объединении "Украинский сетевой информационный центр".
Причины такого решения называются следующие. "Первоначальные принципы создания такого объединения, процедуры принятия и выполнения решений его руководящего органа, порядок участия государственных органов в его работе - были полностью проигнорированы или неудачно трансформированы, в связи с чем созданное объединение "Украинский сетевой информационный центр", по мнению ИнАУ, не обеспечит надлежащего выполнения поставленных перед ним задач.
Первоначальный состав Координационного Совета объединения не соответствует изначально принятым принципам его формирования, в связи с чем не соблюдается паритет интересов общественности, Интернет-промышленности и государственных органов.
При создании "Украинского сетевого информационного центра" был нарушен заранее оговоренный основополагающий принцип: администрирование домена .UA должно было стать исключительным видом бесприбыльной деятельности объединения. В предложенном к подписанию варианте уставных документов объединения "Украинский сетевой информационный центр" зафиксировано большое многообразие видов прибыльной хозяйственной деятельности, не имеющих отношения к администрированию домена .UA, что приведет к невыполнению объединением своей главной задачи".
По мнению многих наблюдателей, несмотря на распределение сил в этом координационном совете 50 на 50 (4 представителя государства, 4 представителя рынка), есть определенные опасения, что его деятельность и работа самого объединения будет фактически подчинена Службе безопасности Украины.
По крайней мере, очевидна та роль, которую украинские спецслужбы уже сыграли в процессе обсуждения проблемной темы администрирования домена UA. И, если вспомнить, что в некоторых заявлениях по этому поводу звучат ссылки на интересы национальной безопасности, то не сложно спрогнозировать, что именно этими интересами и будет руководствоваться в своей деятельности "Украинский сетевой информационный центр".
Собственно, в самом тезисе о защите государственных и национальных интересов, в принципе, ничего плохого и неадекватного нет. Однако, в условиях, когда эти самые государственные интересы нередко переплетаются и путаются с частными, надеяться на позитивное восприятие отдельных процессов в этом направлении просто не приходится.
Некоторые яркие тезисы в продолжающемся споре вокруг домена .UA проявились на прошедшем 1 июля 2003 года круглом столе "Пути развития домена .UA". Представители Ассоциации участников рынка Интернет в Украине (которые являются инициаторами создания "Украинского сетевого информационного центра") среди прочего обратили внимание на несоответствие действующего законодательства нынешней ситуации с администрированием домена .UA. В то же время представители ИнАУ и УИС отметили, что в контексте "доменного вопроса" очень часто употребляется термин "государственное регулирование".
"Если доменная система Украины сегодня функционирует стабильно, то есть ли необходимость в таких революционных преобразованиях?" - задается вполне справедливый вопрос.
На протяжении более 10 лет своего существования система доменных имен в Украине работала надежно и стабильно, включая те 2 года, как ООО "Хостмастер" обеспечивает процесс администрирования домена .UA. Всего на 1 июля 2003 года в домене .UA зарегистрировано почти 100 тысяч доменных имен. Ежемесячно регистрируется более 1000 доменов
Эта статистика и факт стабильности многолетней работы является еще одним "козырем" в руках ООО "Хостмастер" и тех общественных организаций, которые не совсем понимают, почему государственные органы вместо того, чтобы присоединиться к уже работающей системе, пытаются создавать свой велосипед.
Если все работает и нормально развивается, то зачем нужна реорганизация? Может, это надуманная или же искусственно созданная необходимость, чтобы "притянуть за уши" к управлению доменом .UA разные государственные структуры, в том числе и спецслужбы?
Естественно, эта недосказанность не может не влиять на отношение отдельных (многих) представителей украинского интернет-сообщества, да и всего сообщества в целом, на попытки фактически национализировать домен .UA, который пока еще остается общественным ресурсом и вряд ли когда-нибудь станет национальным достоянием Украины.
Подведем промежуточный итог. Появившееся распоряжение Кабмина еще не означает факт однозначного решения ситуации. Как уже упоминалось, мировая система доменных имен администрируется американской Интернет-корпорацией по присвоению доменных имен ICANN в интересах интернет-сообщества. Только эта организация принимает решения о переделегировании доменов верхнего уровня и всё будет зависеть от её решения.
Какое решение может принять ICANN? Спрогнозировать результат достаточно сложно, но есть два главных определяющих фактора: насколько весомыми будут признаны аргументы и претензии на домен UA "Украинского сетевого информационного центра" под патронатом украинского правительства, и насколько активно представители украинского интернет-сообщества смогут донести свои аргументы против такого вторжения государственных органов в управление общественным ресурсом.
Чем бы ни закончился этот спор, можно в очередной раз отметить прискорбный факт наличия определенного противопоставления, конфронтации Государства и Общества. Ситуация с доменом UA наглядно показывает, что Государство в Украине это не мы, а они. И национальные с государственными интересами не всегда совпадают с интересами Общества. Правда, если с тем, что скрывается за формулировкой "Государство" более-менее понятно, то термин "Общество" достаточно размыт и прикрываться этим знаменем или фиговым листком может каждый.
Но прежде всего, ситуацию с попыткой переделегировать права администрирования домена .UA стоит рассматривать в политической плоскости.
Контроль за доменным ресурсом, безусловно, важен с точки зрения национальных интересов и политики. Это хоть и не позволяет в случае необходимости прекращать функционирование "вредных" и "вражеских" интернет-ресурсов, но значительно ограничивает к ним доступ.
Если пользователь интернета хочет почитать полюбившийся интернет-ресурс, он пользуется доменным именем, а не ip-адресом (уникальным набором цифр, к которому впоследствии "привязываются" доменные имена). И, в случае необходимости, произведя несложные технические действия, можно сделать так, чтобы по домену pravda.com.ua пользователю не была доступна информация, размещенная по ip-адресу 212.109.32.222. Практические прецеденты по отключению доменов "вредных" интернет-ресурсов в мировой практике уже были. Например, в Белоруссии. Повторится ли это в Украине?
Не исключено. Ведь выборы президента приближаются, а информационное пространство в интернете так и не урегулировано, существует и развивается без контроля со стороны каких-либо политических сил. Кажется, именно это сейчас и пытаются исправить…