О летних вакациях, швырянии мобилок, прошлогоднем урожае и "совковом" синдроме

Вторник, 15 июля 2003, 18:53
"Ничто так не снимает сонливость, как чашечка крепкого, сладкого, горячего кофе, выплеснутого на живот" – говорят в городе N, если хотят подчеркнуть непредвиденность бытия. Так называемый "продовольственный взрыв" стал именно такой чашечкой кофе.

Наобещав разобраться, парламент, да и президент, разъехались по разным, с точки зрения понимания патриотизма, курортам, оставив правительство наедине с обозленным электоратом. Мол, хирург, который загнал в морг 200 больных, 201-го возможно вылечит. Но ведь, как давно подмечено в стране "У", правительственное решение проблемы временами хуже самой проблемы.

Сержант ГАИ пан Василий родом из пригорода обычного украинского города N, был таким придурком, что не мог даже одновременно идти и жевать жвачку. На его лице, отягощенном чрезвычайной ответственностью службы, никогда не ночевала демократия. Но он резал колбасу с хладнокровием опытного раввина, так как только наш человек знает различие между пищей и закуской.

Мы покупаем продукты, идентичные натуральным, потому что получаем зарплату, идентичную натуральной. Поэтому, а не из-за неуместной у нас европейской моды на качество жизни, бросились все, как белогвардейцы к последнему пароходу на Стамбул, на заготовку самых необходимых продуктов питания. "За ЕдУ!", как говорится.

Реакция людей на продовольственные аферы – это их реакция на существующую власть, это мера доверия к ней. Так вот - никакой. Власти не доверяют так же, как и наперсточникам, которых теперь сторонятся даже жители гор, которые спускаются в город N дважды в год: купить сахара, соли и спичек.

Запоздалые вояжи высочайших чиновников по провинциальным продовольственным базарам и их "громы и молнии" перед телекамерами в адрес потусторонних сил, которые послужили причиной паники с продовольствием – или лицемерие высочайшего качества, или полная беспомощность. А скорее всего – и то, и другое.

Реформы в стране "У" находятся на таком этапе, что их не видно. При действительно рыночной экономике правительство не должно вмешиваться в любую регуляцию любых цен. Разобраться с недобросовестными бизнесменами – это полностью дело органов, которые в народе за неожиданность их появления нарекли компетентными.

Те же хорошо известные "придворные", старательно пролоббированные депутатами бизнесмены, которые спрятали зерно и солгали при подсчете прошлогоднего урожая, теперь будут патриотически и безакцизно "ввозить" его в страну "У".

Как бы поддержать отечественного производителя, чтобы при этом ничего у него не покупать? Засуха натолкнула их на мысль проверить на прочность правительство Януковича. Экономическая проблема приобрела жестокий политический смысл.

Хотя правительство "неприкосновенно" до выборов, шансы премьера как кандидата в президенты, как говорится, желают быть лучшими. Ошибается чтимый в городе N умеренно бородатый столичный политолог пан Погребинский – не будет ждать начало борьбы за высочайшее кресло до весны, очень хочется.

Тем не менее, самое смешное происходит на местах. Местные чиновники, конечно, получили из столицы указание любыми средствами успокоить людей. Потому что, как говорит тот же провинциальный гаишник пан Василий, который на самом деле не такой уже и оболтус, - автоавария требует абсолютно синхронных действий двух или более водителей.

Но это выглядит просто смешно. В особенности, когда облгосадминистрации не придумали ничего умнее, чем публично предъявлять обвинение в "продовольственном взрыве" центральным средствам массовой информации, которые будто бы искусственно раздули эту проблему в провинции. Неужто нельзя было чиновничий люд гибче проинструктировать?

Большинство опрошенных работников торговли в городе N считают, что власть в который раз старается ответственность за свои просчеты перебросить на плечи предпринимателей и потребителей среднего и ниже благосостояния. Только на повышении цен на хлеб, муку и крупы у граждан забрали, по некоторым подсчетам, 5 миллиардов гривен.

Действия правительства относительно стабилизации ситуации квалифицируются даже бабушками – пенсионерками, которым местная власть предъявила обвинение в "совковом" синдроме, популистскими - у нас страна огромных возможностей не только для воров, но и для государства. Что значит стабилизация цен? Это же их фактическая фиксация на сегодня!

Симптоматично, что большинство опрошенных работников торговли города N, остерегаясь последствий со стороны тех же компетентных органов, просили подать их мнение анонимно.

Прогноз от предвидения, как известно, отличается тем, что ошибки в нем научно обоснованы. Не прибегая таким образом к прогнозу, не трудно все же предусмотреть, что ситуация отбросит и без того, мягко говоря, не очень успешный аграрный сектор страны "У" на несколько лет назад. Пройдут образцово-показательные проверки, в каждом регионе определят по "стрелочнику" или по два, может, найдут часть прошлогоднего урожая, ну и хватит.

Когда в городе N слышно жалобы на трудную жизнь, то того, кто жалуется, спрашивают: "Сравнительно с чем?".

Сейчас сравнивать не с чем, так как в 1913 году было лучше. Вот когда вместо соревнований по швырянию мобилок по всей признательной стране "У" в честь 10-летия UMC, мы будем весело швыряться дешевым сахаром – рафинадом или макаронами, тогда будет с чем сравнивать.

Владимир Килинич, Институт политического моделирования, украинский город "N"