Верховная Рада примет Закон о борьбе с интернет-СМИ
Понедельник, 30 июня 2003, 15:26
Следующая неделя войдет в историю Украины как неделя охоты на интернет-СМИ. К рассмотрению парламентариев предложен законопроект "Про деятельность в сфере информатизации" (регистр. № 3038 от 30.01.2003 р.). Судя по всему, замысел авторов законопроекта заключается в том, чтобы раз и навсегда уничтожить интернет-СМИ, не больше и не меньше.
Это сенсационное заключение можно сделать на основании анализа текста законопроекта. Во-первых, законопроект упраздняет сам термин "средство массовой информации в Интернете" как таковой. Отныне мы больше не интернет-журналисты, как имели наглость думать. Теперь мы – информатизаторы, а точнее "лица, связанные с созданием, распространением, использованием, хранением и обработкой объектов сферы информатизации". Соответственно, наши издания – это больше никакие не издания, а "объекты сферы информатизации".
Дальше все просто. Это газеты, радио и телевидение нельзя подвергать цензуре и закрывать. Потому что они – средства массовой информации и в них работают журналисты (в крайнем случае, творческие сотрудники). Интернет-издания, то есть теперь уже "объекты информатизации", закрывать будет не только можно, но и нужно, например за несоблюдение принципа "достоверности", или принципа "полноты и своевременности информации".
Все это конечно же противоречит и правам человека, закрепленным в Конституции Украины и Указу президента Украины "О мерах по развитию украинского сегмента глобальной сети "Интернет" от 2000 г. Это также никоим боком не согласуется с европейской Декларацией о свободе коммуникации в Интернет, утвержденной Комитетом Министров ЕС (Страсбург, 28.05.2003).
Однако это почему-то не смутило ни Министерство экономики и европейской интеграции в лице г-на Першина, ни министерство юстиции в лице Лавриновича. Все они поставили свои подписи в листе согласования законопроекта, вместе с министром образования и науки Кремнем, и.о. главы СБУ Землянским и главой госкомпредпринимательства Кужель, а также главой Академии наук Патоном.
Однако этими фамилиями список врагов украинских интернет-СМИ не ограничился. Эстафету подхватили народные депутаты. Комитет ВР по вопросам науки и образования 7 мая 2003 года рассмотрел этот беспрецедентно чудовищный "Закон о борьбе с интернет-СМИ" и предложил ВР принять его за основу. 19 марта 2003 года законопроект рассмотрел Комитет по вопросам свободы слова и информации (председатель – Томенко, фракция "НУ") и, как указывается в тексте представления, "не имеет замечаний и предложений к этому законопроекту (письмо от 25.02.2003 г. № 06-22/17-65)". Правда, Главное научно-экспертное управление ВР все же обнаружило подвох и внесло некоторые замечания, содержание которых пока неизвестно.
Кто же автор документа? На сервере ВР указано, что законопроект предложен Кабинетом Министров и подписан премьером Януковичем. Но понятно, что писал законопроект не Янукович. Относительно истинного авторства может быть несколько версий. Согласно одной из них, законопроект вызрел в недрах СБУ, в частности, ДСТЗИ. В ползу такого предположения говорит сам дух документа, родственный целому ряду документов, продуцируемых этой мрачноватой "конторой".
Согласно другой версии, законопроект принадлежит перу связистов, не даром сопроводительную записку подписал глава Госкомсвязи Гончар. Эта версия выглядит тем более убедительной, что известны попытки связистов взять под контроль выдачу лицензий на вещание телекомпаний. Еще две фамилии – глава парламентского комитета по науке и образованию Николаенко и народный депутат Родионов. Николаенко – социалист, а Родионов – член фракции КПУ. Любопытно, что против интернет-СМИ ополчились представители именно тех фракций, которые в последнее время больше всех призывают к защите свободы слова. В частности, у многих на памяти выступления Николаенко в поддержку расследования дела Гонгадзе…
Можно предположить, что, как это у нас часто бывает, подписавшие и поддержавшие законопроект чиновники и депутаты просто не удосужились заглянуть в текст документа и разобраться, что лежит за термином "информатизация". Ведь, по большому счету, законопроект может быть применен не только против интернет-СМИ. Его жертвами могут стать и обычные газеты, радио и телевидение, поскольку они тоже создают "информационный продукт – цифровые данные, предназначенные для удовлетворения информационных потребностей пользователя". При некоторой доле фантазии их тоже можно объявить "объектами информатизации" и вывести из-под действия международных норм, касающихся защиты журналистов.
Более того, подобный "информационный продукт" создают и многие государственные деятели, например, президент Украины Леонид Кучма на своем интернет-сайте. Если законопроект будет утвержден, Леониду Кучме придется отвечать по всей строгости закона за "полноту и своевременность информации, которая предоставляется пользователю". А если какое-нибудь выступление Кучмы будет изложено неполно, или несвоевременно, то это повлечет за собой "ограничение деятельности субъектов в сфере информатизации". То есть ограничат всенародно избранного в высказываниях. Абсурд? А с Минюстом согласовано. И парламентский комитет по вопросам свободы слова поддержал.
Читайте также:
Кабминовские попытки законодательного регулирования украинского Интернета
Это сенсационное заключение можно сделать на основании анализа текста законопроекта. Во-первых, законопроект упраздняет сам термин "средство массовой информации в Интернете" как таковой. Отныне мы больше не интернет-журналисты, как имели наглость думать. Теперь мы – информатизаторы, а точнее "лица, связанные с созданием, распространением, использованием, хранением и обработкой объектов сферы информатизации". Соответственно, наши издания – это больше никакие не издания, а "объекты сферы информатизации".
Дальше все просто. Это газеты, радио и телевидение нельзя подвергать цензуре и закрывать. Потому что они – средства массовой информации и в них работают журналисты (в крайнем случае, творческие сотрудники). Интернет-издания, то есть теперь уже "объекты информатизации", закрывать будет не только можно, но и нужно, например за несоблюдение принципа "достоверности", или принципа "полноты и своевременности информации".
Все это конечно же противоречит и правам человека, закрепленным в Конституции Украины и Указу президента Украины "О мерах по развитию украинского сегмента глобальной сети "Интернет" от 2000 г. Это также никоим боком не согласуется с европейской Декларацией о свободе коммуникации в Интернет, утвержденной Комитетом Министров ЕС (Страсбург, 28.05.2003).
Однако это почему-то не смутило ни Министерство экономики и европейской интеграции в лице г-на Першина, ни министерство юстиции в лице Лавриновича. Все они поставили свои подписи в листе согласования законопроекта, вместе с министром образования и науки Кремнем, и.о. главы СБУ Землянским и главой госкомпредпринимательства Кужель, а также главой Академии наук Патоном.
Однако этими фамилиями список врагов украинских интернет-СМИ не ограничился. Эстафету подхватили народные депутаты. Комитет ВР по вопросам науки и образования 7 мая 2003 года рассмотрел этот беспрецедентно чудовищный "Закон о борьбе с интернет-СМИ" и предложил ВР принять его за основу. 19 марта 2003 года законопроект рассмотрел Комитет по вопросам свободы слова и информации (председатель – Томенко, фракция "НУ") и, как указывается в тексте представления, "не имеет замечаний и предложений к этому законопроекту (письмо от 25.02.2003 г. № 06-22/17-65)". Правда, Главное научно-экспертное управление ВР все же обнаружило подвох и внесло некоторые замечания, содержание которых пока неизвестно.
Кто же автор документа? На сервере ВР указано, что законопроект предложен Кабинетом Министров и подписан премьером Януковичем. Но понятно, что писал законопроект не Янукович. Относительно истинного авторства может быть несколько версий. Согласно одной из них, законопроект вызрел в недрах СБУ, в частности, ДСТЗИ. В ползу такого предположения говорит сам дух документа, родственный целому ряду документов, продуцируемых этой мрачноватой "конторой".
Согласно другой версии, законопроект принадлежит перу связистов, не даром сопроводительную записку подписал глава Госкомсвязи Гончар. Эта версия выглядит тем более убедительной, что известны попытки связистов взять под контроль выдачу лицензий на вещание телекомпаний. Еще две фамилии – глава парламентского комитета по науке и образованию Николаенко и народный депутат Родионов. Николаенко – социалист, а Родионов – член фракции КПУ. Любопытно, что против интернет-СМИ ополчились представители именно тех фракций, которые в последнее время больше всех призывают к защите свободы слова. В частности, у многих на памяти выступления Николаенко в поддержку расследования дела Гонгадзе…
Можно предположить, что, как это у нас часто бывает, подписавшие и поддержавшие законопроект чиновники и депутаты просто не удосужились заглянуть в текст документа и разобраться, что лежит за термином "информатизация". Ведь, по большому счету, законопроект может быть применен не только против интернет-СМИ. Его жертвами могут стать и обычные газеты, радио и телевидение, поскольку они тоже создают "информационный продукт – цифровые данные, предназначенные для удовлетворения информационных потребностей пользователя". При некоторой доле фантазии их тоже можно объявить "объектами информатизации" и вывести из-под действия международных норм, касающихся защиты журналистов.
Более того, подобный "информационный продукт" создают и многие государственные деятели, например, президент Украины Леонид Кучма на своем интернет-сайте. Если законопроект будет утвержден, Леониду Кучме придется отвечать по всей строгости закона за "полноту и своевременность информации, которая предоставляется пользователю". А если какое-нибудь выступление Кучмы будет изложено неполно, или несвоевременно, то это повлечет за собой "ограничение деятельности субъектов в сфере информатизации". То есть ограничат всенародно избранного в высказываниях. Абсурд? А с Минюстом согласовано. И парламентский комитет по вопросам свободы слова поддержал.
Читайте также:
Кабминовские попытки законодательного регулирования украинского Интернета