Пинчук и Ахметов предъявляют претензии российским бизнесменам?
Четверг, 26 июня 2003, 13:04
Украинские ФПГ, возможно, пытаются войти в алюминиевый бизнес. Но для этого им придется "подвинуть" работающие в этом сегменте российские компании. Первые попытки уже предприняты. Фонд госимущества Украины заявил о намерении разорвать договоры купли-продажи акций Николаевского глиноземного завода и Запорожского алюминиевого комбината из-за невыполнения покупателями инвестиционных обязательств.
Ряд экспертов считают, что инициатива Фонда исходит от украинских финансово-промышленных групп. Среди заинтересованных лиц называют Виктора Пинчука и Рината Ахметова и даже тесно сотрудничающего с россиянами Александра Ярославского.
Не исключено, что представителям российского бизнеса на украинском рынке придется потесниться. 24 июня глава Фонда государственного имущества Украины Михаил Чечетов обнародовал намерение ФГИ расторгнуть договоры купли-продажи 30% акций Николаевского глиноземного завода (покупатель - "Украинский Алюминий") и 68% акций "Запорожского алюминиевого завода" (компания "АвтоВАЗ-Инвест").
Интересно, что упомянутые предприятия, принадлежащие разным российским компаниям, фактически являются звеньями одной производственной цепочки: НГЗ производит глинозем – сырье для производства первичного алюминия, который выпускает ЗАлК.
За "АвтоВАЗ-Инвестом" стоит Борис Березовский, а за "Русским алюминием" - алюминиевый магнат Олег Дерипаска. При этом Березовский утверждает, что владеет достаточным пакетом акций "РусАла", чтобы участвовать в принятии решений.
Напомним, перед продажей Николаевского глиноземного вокруг предприятия разгорелся скандал. До прихода на НГЗ "Русского алюминия" хозяином на предприятии была компания TransWourldGroup, подконтрольная братьям Черным, о неоднозначном прошлом которых много писали СМИ. Однако заинтересованность "Сибирского алюминия", который затем вошел в холдинг "Русский алюминий" привела к тому, что TWG покинула предприятие, а новым хозяином стал "РусАл".
В марте 2000 года дочерняя компания "СибАла" "Украинский алюминий" победила на приватизационном конкурсе и приобрела 30% акций НГЗ за $100,4 млн. По фиксированным условиям конкурса, покупатель должен был обеспечить строительство в Украине завода по производству первичного алюминия мощностью не менее 100 тыс. тонн в год, способного потреблять не менее 200 тыс. тонн глинозема, произведенного НГЗ.
Покупатель должен был начать строительство завода не позднее 2002 года. Кроме того, обладатель 30% НГЗ обязался обеспечить увеличение производства глинозема до 1,3 млн. тонн в течение двух лет с момента подписания договора купли-продажи акций. На сегодняшний день "Русский алюминий" через "УкрАл" и контролируемую россиянами компанию "Трудовой коллектив НГЗ" фактически управляет 95% акций завода.
Приватизация Запорожского алюминиевого завода также была связана с громким скандалом. В конце 2000 года ФГИ объявил конкурс по продаже 68% акций "ЗАлКа". Вначале участие в конкурсе принимали компании "Сибирский алюминий", "АвтоВАЗ-инвест", БРАЗ, Николаевский глиноземный завод, консорциум "Металлургия", Сумское НПО им. Фрунзе.
Однако затем "СибАл", БРАЗ и НГЗ отозвали свои заявки, объясняя свое решение большой кредиторской задолженностью запорожского предприятия. При этом в игру вступила внешнеторговая компания "КрАЗ", связанная, по некоторой информации, с группой "Финансы и Кредит" (Алексей Кучеренко и Константин Жеваго).
В феврале-2001 "АвтоВАЗ-Инвест" заняла в конкурсе второе место, предложив за акции "ЗАлКа" $68 млн.; "КрАЗ" предложил $101,5 млн. Тем не менее, ФГИ определил победителем "АвтоВАЗ-Инвест", поскольку "КрАЗ" не предоставил банковских гарантий и разрешения на покупку от Антимонопольного комитета. Против позиции Фонда выступило правительство, а занимавший тогда пост премьер-министра Виктор Ющенко говорил о необходимости подписания договора купли-продажи с претендентом, который предложил большую цену. Но, несмотря на позицию правительства, "АвтоВАЗ-Инвест" приобрел "ЗАлК".
Возвращаясь к сегодняшним событиям, следует отметить, что формально намерение ФГИ вернуть государству пакеты двух предприятий объясняется невыполнением российскими собственниками их инвестиционных обязательств, взятых при приватизации НГЗ и "ЗАлКа". Поводом для расторжения договора с "УкрАлом" послужило невыполнение обязательств по строительству алюминиевого завода в Харьковской области. Как отметил Чечетов, Фонд готовит соответствующее обращение в суд.
Однако в компании "Украинский алюминий" не согласны с главой Фонда госимущества и заявляют, что "УкрАл" в полном объеме выполняет инвестиционные обязательства, взятые при покупке 30% Николаевского глиноземного. По сообщению пресс-службы "УкрАла", факт выполнения обязательств компании был подтвержден в мае этого года официальным документом ФГИ. "УкрАл" заявляет, что в 2002 году приступил к строительству завода, которое оценивается более чем в $300 млн.
Комментируя выполнение других инвестиционных обязательств, в компании отмечают, что николаевский завод наращивает производство продукции: в 2002 году при проектной мощности 1 млн. тонн глинозема в год НГЗ произвел 1 млн. 126 тыс. тонн. Сегодня НГЗ фактически обеспечивает 20% потребностей "Русского Алюминия" в сырье, и потеря предприятия, по словам некоторых экспертов, будет иметь негативные последствия для россиян.
Что касается планов ФГИ расторгнуть договор с собственником Запорожского алюминиевого комбината, то, по словам Михаила Чечетова, и "АвтоВАЗ-Инвест" не выполнил ряд взятых на себя при покупке 68% комбината инвестобязательств. Тем не менее, "АвтоВАЗ-Инвест", как отметил агентству "Интерфакс-Украина" заместитель гендиректора этой компании Сергей Петров, убежден, что отношения с Фондом удастся нормализовать.
При этом Петров заверил, что "АвтоВАЗ-Инвест" выполняет свои обязательства по "ЗАлКу", отметив наличие "небольших разногласий" с ФГИ, которые, по словам россиянина, непринципиальны. Противоречия возникли вследствие обращения в суды третьих лиц еще в процессе приватизации предприятия. Судебные запреты, наложенные в результате исков, отмечает Петров, препятствуют выполнению некоторых пунктов обязательств.
Учитывая, что в украинской приватизации мало что происходит "просто так", без наличия интереса сильных бизнес-игроков, располагающих возможностями влияния на власть, вряд ли само по себе невыполнение российскими компаниями инвестиционных обязательств стало причиной резких заявлений главы ФГИ. Представитель одной из ведущих финансовых компаний Украины отметил "Контексту", что заявления Чечетова связаны в первую очередь с возрастанием силы отечественных финансово-промышленных групп, пытающихся перераспределить часть собственности.
Косвенным подтверждением этому, отметил эксперт, может послужить и то, что Верховная Рада рассматривает проект закона о реприватизации. Принятие этого документа, по мнению аналитика, выгодно группам, которые "в свое время что-то не получили". Так что ситуация с НГЗ и "ЗАлКом", говорит эксперт, вызвана интересом украинских ФПГ к этим предприятиям. Стоит учесть, что украинская власть довольно избирательно рассматривает те или иные конкретные ситуации, решая вопрос: когда стоит требовать выполнения инвестобязательств, а когда – нет.
Существует несколько версий относительно того, кто именно может претендовать на предприятия. Как отметил "Контексту" директор Центра исследований общественных процессов "Эксперт" Константин Бондаренко, не исключено (хотя и маловероятно) что группа "УкрСиббанка" ушла в самостоятельное плавание и прекратила отношения со своими российскими партнерами в лице "Сибирского алюминия", а затем "Русского алюминия" и решила сама заняться алюминиевым бизнесом в Украине.
Напомним, "УкрСиббанк" выступает соучредителем "Украинского алюминия", где ему принадлежит, по некоторой информации 25%. При этом не исключено, что в составе собственников "УкрАла" произошли изменения. Учитывая то, что за "УкрСиббанком" фактически стоит новоизбранный народный депутат Александр Ярославский, по некоторым данным, близкий к представителям ближайшего окружения президента Кучмы, группа имеет потенциал для успешного лоббирования своих интересов.
Есть и иные мнения относительно возможного инициатора попытки возвращения в госсобственность НГЗ и "ЗАлКа". Эксперт одной из киевских финансовых компаний предположил, что оба эти предприятия попали в сферу интересов влиятельного парламентария, контролирующего группу "Интерпайп", Виктора Пинчука. Специалисты утверждают, что структуры Пинчука ранее уже интересовались НГЗ.
Еще одной версией является заинтересованность в предприятиях "Индустриального союза Донбасса" и Рината Ахметова, которые проявляют интерес к алюминиевому бизнесу.
О том, что предположения о возможном отношении "дончан" к попытке передела собственности могут оказаться недалекими от истины, свидетельствует, в частности, сегодняшнее заявление вице-премьер-министра Виталия Гайдука.
Курирующий ТЭК вице-премьер, являющийся одним из основателей "Индустриального Союза Донбасса", сегодня поддержал намерения ФГИ расторгнуть с компанией "Украинский алюминий" договор купли-продажи государственных 30% акций Николаевского глиноземного завода.
Учитывая неплохие позиции донецкой группы в правительстве, группа может добиться изменений в сфере собственности алюминиевых предприятий. Тем более, что собственник "АвтоВАЗ-Инвеста" и один из акционеров "Русского Алюминия" Борис Березовский попал в опалу в России и живет сейчас в Великобритании.
Впрочем, вряд ли другие акционеры "РусАла" во главе с Олегом Дерипаской без боя согласятся с заявленной попыткой передела "украинского пирога"…
Ряд экспертов считают, что инициатива Фонда исходит от украинских финансово-промышленных групп. Среди заинтересованных лиц называют Виктора Пинчука и Рината Ахметова и даже тесно сотрудничающего с россиянами Александра Ярославского.
Не исключено, что представителям российского бизнеса на украинском рынке придется потесниться. 24 июня глава Фонда государственного имущества Украины Михаил Чечетов обнародовал намерение ФГИ расторгнуть договоры купли-продажи 30% акций Николаевского глиноземного завода (покупатель - "Украинский Алюминий") и 68% акций "Запорожского алюминиевого завода" (компания "АвтоВАЗ-Инвест").
Интересно, что упомянутые предприятия, принадлежащие разным российским компаниям, фактически являются звеньями одной производственной цепочки: НГЗ производит глинозем – сырье для производства первичного алюминия, который выпускает ЗАлК.
За "АвтоВАЗ-Инвестом" стоит Борис Березовский, а за "Русским алюминием" - алюминиевый магнат Олег Дерипаска. При этом Березовский утверждает, что владеет достаточным пакетом акций "РусАла", чтобы участвовать в принятии решений.
Напомним, перед продажей Николаевского глиноземного вокруг предприятия разгорелся скандал. До прихода на НГЗ "Русского алюминия" хозяином на предприятии была компания TransWourldGroup, подконтрольная братьям Черным, о неоднозначном прошлом которых много писали СМИ. Однако заинтересованность "Сибирского алюминия", который затем вошел в холдинг "Русский алюминий" привела к тому, что TWG покинула предприятие, а новым хозяином стал "РусАл".
В марте 2000 года дочерняя компания "СибАла" "Украинский алюминий" победила на приватизационном конкурсе и приобрела 30% акций НГЗ за $100,4 млн. По фиксированным условиям конкурса, покупатель должен был обеспечить строительство в Украине завода по производству первичного алюминия мощностью не менее 100 тыс. тонн в год, способного потреблять не менее 200 тыс. тонн глинозема, произведенного НГЗ.
Покупатель должен был начать строительство завода не позднее 2002 года. Кроме того, обладатель 30% НГЗ обязался обеспечить увеличение производства глинозема до 1,3 млн. тонн в течение двух лет с момента подписания договора купли-продажи акций. На сегодняшний день "Русский алюминий" через "УкрАл" и контролируемую россиянами компанию "Трудовой коллектив НГЗ" фактически управляет 95% акций завода.
Приватизация Запорожского алюминиевого завода также была связана с громким скандалом. В конце 2000 года ФГИ объявил конкурс по продаже 68% акций "ЗАлКа". Вначале участие в конкурсе принимали компании "Сибирский алюминий", "АвтоВАЗ-инвест", БРАЗ, Николаевский глиноземный завод, консорциум "Металлургия", Сумское НПО им. Фрунзе.
Однако затем "СибАл", БРАЗ и НГЗ отозвали свои заявки, объясняя свое решение большой кредиторской задолженностью запорожского предприятия. При этом в игру вступила внешнеторговая компания "КрАЗ", связанная, по некоторой информации, с группой "Финансы и Кредит" (Алексей Кучеренко и Константин Жеваго).
В феврале-2001 "АвтоВАЗ-Инвест" заняла в конкурсе второе место, предложив за акции "ЗАлКа" $68 млн.; "КрАЗ" предложил $101,5 млн. Тем не менее, ФГИ определил победителем "АвтоВАЗ-Инвест", поскольку "КрАЗ" не предоставил банковских гарантий и разрешения на покупку от Антимонопольного комитета. Против позиции Фонда выступило правительство, а занимавший тогда пост премьер-министра Виктор Ющенко говорил о необходимости подписания договора купли-продажи с претендентом, который предложил большую цену. Но, несмотря на позицию правительства, "АвтоВАЗ-Инвест" приобрел "ЗАлК".
Возвращаясь к сегодняшним событиям, следует отметить, что формально намерение ФГИ вернуть государству пакеты двух предприятий объясняется невыполнением российскими собственниками их инвестиционных обязательств, взятых при приватизации НГЗ и "ЗАлКа". Поводом для расторжения договора с "УкрАлом" послужило невыполнение обязательств по строительству алюминиевого завода в Харьковской области. Как отметил Чечетов, Фонд готовит соответствующее обращение в суд.
Однако в компании "Украинский алюминий" не согласны с главой Фонда госимущества и заявляют, что "УкрАл" в полном объеме выполняет инвестиционные обязательства, взятые при покупке 30% Николаевского глиноземного. По сообщению пресс-службы "УкрАла", факт выполнения обязательств компании был подтвержден в мае этого года официальным документом ФГИ. "УкрАл" заявляет, что в 2002 году приступил к строительству завода, которое оценивается более чем в $300 млн.
Комментируя выполнение других инвестиционных обязательств, в компании отмечают, что николаевский завод наращивает производство продукции: в 2002 году при проектной мощности 1 млн. тонн глинозема в год НГЗ произвел 1 млн. 126 тыс. тонн. Сегодня НГЗ фактически обеспечивает 20% потребностей "Русского Алюминия" в сырье, и потеря предприятия, по словам некоторых экспертов, будет иметь негативные последствия для россиян.
Что касается планов ФГИ расторгнуть договор с собственником Запорожского алюминиевого комбината, то, по словам Михаила Чечетова, и "АвтоВАЗ-Инвест" не выполнил ряд взятых на себя при покупке 68% комбината инвестобязательств. Тем не менее, "АвтоВАЗ-Инвест", как отметил агентству "Интерфакс-Украина" заместитель гендиректора этой компании Сергей Петров, убежден, что отношения с Фондом удастся нормализовать.
При этом Петров заверил, что "АвтоВАЗ-Инвест" выполняет свои обязательства по "ЗАлКу", отметив наличие "небольших разногласий" с ФГИ, которые, по словам россиянина, непринципиальны. Противоречия возникли вследствие обращения в суды третьих лиц еще в процессе приватизации предприятия. Судебные запреты, наложенные в результате исков, отмечает Петров, препятствуют выполнению некоторых пунктов обязательств.
Учитывая, что в украинской приватизации мало что происходит "просто так", без наличия интереса сильных бизнес-игроков, располагающих возможностями влияния на власть, вряд ли само по себе невыполнение российскими компаниями инвестиционных обязательств стало причиной резких заявлений главы ФГИ. Представитель одной из ведущих финансовых компаний Украины отметил "Контексту", что заявления Чечетова связаны в первую очередь с возрастанием силы отечественных финансово-промышленных групп, пытающихся перераспределить часть собственности.
Косвенным подтверждением этому, отметил эксперт, может послужить и то, что Верховная Рада рассматривает проект закона о реприватизации. Принятие этого документа, по мнению аналитика, выгодно группам, которые "в свое время что-то не получили". Так что ситуация с НГЗ и "ЗАлКом", говорит эксперт, вызвана интересом украинских ФПГ к этим предприятиям. Стоит учесть, что украинская власть довольно избирательно рассматривает те или иные конкретные ситуации, решая вопрос: когда стоит требовать выполнения инвестобязательств, а когда – нет.
Существует несколько версий относительно того, кто именно может претендовать на предприятия. Как отметил "Контексту" директор Центра исследований общественных процессов "Эксперт" Константин Бондаренко, не исключено (хотя и маловероятно) что группа "УкрСиббанка" ушла в самостоятельное плавание и прекратила отношения со своими российскими партнерами в лице "Сибирского алюминия", а затем "Русского алюминия" и решила сама заняться алюминиевым бизнесом в Украине.
Напомним, "УкрСиббанк" выступает соучредителем "Украинского алюминия", где ему принадлежит, по некоторой информации 25%. При этом не исключено, что в составе собственников "УкрАла" произошли изменения. Учитывая то, что за "УкрСиббанком" фактически стоит новоизбранный народный депутат Александр Ярославский, по некоторым данным, близкий к представителям ближайшего окружения президента Кучмы, группа имеет потенциал для успешного лоббирования своих интересов.
Есть и иные мнения относительно возможного инициатора попытки возвращения в госсобственность НГЗ и "ЗАлКа". Эксперт одной из киевских финансовых компаний предположил, что оба эти предприятия попали в сферу интересов влиятельного парламентария, контролирующего группу "Интерпайп", Виктора Пинчука. Специалисты утверждают, что структуры Пинчука ранее уже интересовались НГЗ.
Еще одной версией является заинтересованность в предприятиях "Индустриального союза Донбасса" и Рината Ахметова, которые проявляют интерес к алюминиевому бизнесу.
О том, что предположения о возможном отношении "дончан" к попытке передела собственности могут оказаться недалекими от истины, свидетельствует, в частности, сегодняшнее заявление вице-премьер-министра Виталия Гайдука.
Курирующий ТЭК вице-премьер, являющийся одним из основателей "Индустриального Союза Донбасса", сегодня поддержал намерения ФГИ расторгнуть с компанией "Украинский алюминий" договор купли-продажи государственных 30% акций Николаевского глиноземного завода.
Учитывая неплохие позиции донецкой группы в правительстве, группа может добиться изменений в сфере собственности алюминиевых предприятий. Тем более, что собственник "АвтоВАЗ-Инвеста" и один из акционеров "Русского Алюминия" Борис Березовский попал в опалу в России и живет сейчас в Великобритании.
Впрочем, вряд ли другие акционеры "РусАла" во главе с Олегом Дерипаской без боя согласятся с заявленной попыткой передела "украинского пирога"…