Киев, июнь и антикризисные менеджеры, которые жить не могут без заранее запланированных кризисов
Среда, 25 июня 2003, 11:44
20 июня "УП" обнародовала полный текст законопроекта 3207 "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Украины", внесенного в тот день главой государства в Верховную Раду. Ничего более странного с политико-правовой точки зрения отечественная теория не видела со времен "Закона о временном государственном устройстве и порядке законодательства в УНР", подписанного известным украинским эсдеком Петлюрой за неделю до окончательного краха его режима.
Представленный президентом законопроект лежит за рамками существующих в цивилизованном мире конституционных традиций. Любая Конституция призвана прежде всего обеспечивать государственную, социальную, политическую стабильность государства и общества, а также обеспечивать эволюционный, ненасильственный, ПРАВОВОЙ выход из кризисов, которые непременно возникают. Законопроект 3207, в случае его принятия, программирует коллапс системы государственного устройства, созданного в Украине после провозглашения государственной независимости.
Остановимся лишь на нескольких, наиболее вопиющих, с нашей точки зрения, предложениях главы государства.
Первое по порядку представления предложение президента звучит так: "конституционный состав Верховной Рады Украины - четыреста пятьдесят народных депутатов Украины, которые избираются в соответствии с законом на пропорциональной основе". И дальше: "Верховная Рада полномочна при условии избрания не менее чем двух третей ее конституционного состава".
Спрашиваем у всех юристов Украины: каким образом при пропорциональном избирательном законе можно избрать меньше 100% депутатов? Персонально у одного из самых талантливых из них – Медведчука – спрашиваем: что именно юристы администрации президента имеют ввиду под пропорциональной системой, если при ее применении можно избрать МЕНЬШЕ 2/3 парламента?
Второе. Еще более странный вид имеет ст.90. Она, в частности, предусматривает, что президент имеет право распустить ВР, если "на протяжении шестидесяти дней после отставки Кабинета Министров Украины не сформирован персональный состав Кабинета министров Украины, который в соответствии с Конституцией Украины назначается Верховной Радой Украины".
Сама по себе – в отрыве от других статей – звучит как бы нейтрально. Но фокус состоит в том, что ст. 115 проекта предусматривает: "Кабинет Министров Украины, отставка которого принята, продолжает выполнять свои полномочия до начала работы вновь сформированного в соответствии с конституцией Украины Кабинета Министров Украины, но не больше чем шестьдесят дней".
То есть в случае применения обеих статей, получаем следующее.
Первое: Кабинет отправляют в отставку.
Второе: в течение 60 дней ВР не может сформировать новое правительство.
Третье: "старый" Кабинет прекращает выполнять даже временные обязанности.
Четвертое: ВР распускается.
Пятое: назначаются новые выборы.
Шестое: по крайней мере 150 дней страна живет без правительства, в т.ч. без силовиков, которых так любит назначать президент.
Седьмое: в случае избрания новой ВР, ситуация повторяется автоматически.
Спрашиваем у всех юристов, а также народных депутатов и госслужащих всех уровней: как полгода страна будет жить БЕЗ правительства?
Третье и последнее на сегодня. Президент предлагает исключить из действующей 104 статьи Основного Закона три простых слова "Верховной рады Украины".
Получаем: "Вновь избранный президент Украины вступает на пост не позднее чем через 30 дней после официального объявления результатов выборов, с момента принятия присяги народу на торжественном заседании".
Спрашиваем у всех юристов Украины: следует ли толковать такой текст как намек на отсутствие парламента на момент принятия присяги? Более того: можно ли фразу "торжественное собрание" толковать как "торжественное собрание", например, юристов СДПУ(о) или личных друзей новоизбранного главы государства?
Данило Яневский, Константин Малеев, Институт политического моделирования
Представленный президентом законопроект лежит за рамками существующих в цивилизованном мире конституционных традиций. Любая Конституция призвана прежде всего обеспечивать государственную, социальную, политическую стабильность государства и общества, а также обеспечивать эволюционный, ненасильственный, ПРАВОВОЙ выход из кризисов, которые непременно возникают. Законопроект 3207, в случае его принятия, программирует коллапс системы государственного устройства, созданного в Украине после провозглашения государственной независимости.
Остановимся лишь на нескольких, наиболее вопиющих, с нашей точки зрения, предложениях главы государства.
Первое по порядку представления предложение президента звучит так: "конституционный состав Верховной Рады Украины - четыреста пятьдесят народных депутатов Украины, которые избираются в соответствии с законом на пропорциональной основе". И дальше: "Верховная Рада полномочна при условии избрания не менее чем двух третей ее конституционного состава".
Спрашиваем у всех юристов Украины: каким образом при пропорциональном избирательном законе можно избрать меньше 100% депутатов? Персонально у одного из самых талантливых из них – Медведчука – спрашиваем: что именно юристы администрации президента имеют ввиду под пропорциональной системой, если при ее применении можно избрать МЕНЬШЕ 2/3 парламента?
Второе. Еще более странный вид имеет ст.90. Она, в частности, предусматривает, что президент имеет право распустить ВР, если "на протяжении шестидесяти дней после отставки Кабинета Министров Украины не сформирован персональный состав Кабинета министров Украины, который в соответствии с Конституцией Украины назначается Верховной Радой Украины".
Сама по себе – в отрыве от других статей – звучит как бы нейтрально. Но фокус состоит в том, что ст. 115 проекта предусматривает: "Кабинет Министров Украины, отставка которого принята, продолжает выполнять свои полномочия до начала работы вновь сформированного в соответствии с конституцией Украины Кабинета Министров Украины, но не больше чем шестьдесят дней".
То есть в случае применения обеих статей, получаем следующее.
Первое: Кабинет отправляют в отставку.
Второе: в течение 60 дней ВР не может сформировать новое правительство.
Третье: "старый" Кабинет прекращает выполнять даже временные обязанности.
Четвертое: ВР распускается.
Пятое: назначаются новые выборы.
Шестое: по крайней мере 150 дней страна живет без правительства, в т.ч. без силовиков, которых так любит назначать президент.
Седьмое: в случае избрания новой ВР, ситуация повторяется автоматически.
Спрашиваем у всех юристов, а также народных депутатов и госслужащих всех уровней: как полгода страна будет жить БЕЗ правительства?
Третье и последнее на сегодня. Президент предлагает исключить из действующей 104 статьи Основного Закона три простых слова "Верховной рады Украины".
Получаем: "Вновь избранный президент Украины вступает на пост не позднее чем через 30 дней после официального объявления результатов выборов, с момента принятия присяги народу на торжественном заседании".
Спрашиваем у всех юристов Украины: следует ли толковать такой текст как намек на отсутствие парламента на момент принятия присяги? Более того: можно ли фразу "торжественное собрание" толковать как "торжественное собрание", например, юристов СДПУ(о) или личных друзей новоизбранного главы государства?
Данило Яневский, Константин Малеев, Институт политического моделирования