Киев, июнь и антикризисные менеджеры, которые жить не могут без заранее запланированных кризисов

Среда, 25 июня 2003, 11:44
20 июня "УП" обнародовала полный текст законопроекта 3207 "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Украины", внесенного в тот день главой государства в Верховную Раду. Ничего более странного с политико-правовой точки зрения отечественная теория не видела со времен "Закона о временном государственном устройстве и порядке законодательства в УНР", подписанного известным украинским эсдеком Петлюрой за неделю до окончательного краха его режима.

Представленный президентом законопроект лежит за рамками существующих в цивилизованном мире конституционных традиций. Любая Конституция призвана прежде всего обеспечивать государственную, социальную, политическую стабильность государства и общества, а также обеспечивать эволюционный, ненасильственный, ПРАВОВОЙ выход из кризисов, которые непременно возникают. Законопроект 3207, в случае его принятия, программирует коллапс системы государственного устройства, созданного в Украине после провозглашения государственной независимости.

Остановимся лишь на нескольких, наиболее вопиющих, с нашей точки зрения, предложениях главы государства.

Первое по порядку представления предложение президента звучит так: "конституционный состав Верховной Рады Украины - четыреста пятьдесят народных депутатов Украины, которые избираются в соответствии с законом на пропорциональной основе". И дальше: "Верховная Рада полномочна при условии избрания не менее чем двух третей ее конституционного состава".

Спрашиваем у всех юристов Украины: каким образом при пропорциональном избирательном законе можно избрать меньше 100% депутатов? Персонально у одного из самых талантливых из них – Медведчука – спрашиваем: что именно юристы администрации президента имеют ввиду под пропорциональной системой, если при ее применении можно избрать МЕНЬШЕ 2/3 парламента?

Второе. Еще более странный вид имеет ст.90. Она, в частности, предусматривает, что президент имеет право распустить ВР, если "на протяжении шестидесяти дней после отставки Кабинета Министров Украины не сформирован персональный состав Кабинета министров Украины, который в соответствии с Конституцией Украины назначается Верховной Радой Украины".

Сама по себе – в отрыве от других статей – звучит как бы нейтрально. Но фокус состоит в том, что ст. 115 проекта предусматривает: "Кабинет Министров Украины, отставка которого принята, продолжает выполнять свои полномочия до начала работы вновь сформированного в соответствии с конституцией Украины Кабинета Министров Украины, но не больше чем шестьдесят дней".

То есть в случае применения обеих статей, получаем следующее.

Первое: Кабинет отправляют в отставку.
Второе: в течение 60 дней ВР не может сформировать новое правительство.
Третье: "старый" Кабинет прекращает выполнять даже временные обязанности.
Четвертое: ВР распускается.
Пятое: назначаются новые выборы.
Шестое: по крайней мере 150 дней страна живет без правительства, в т.ч. без силовиков, которых так любит назначать президент.
Седьмое: в случае избрания новой ВР, ситуация повторяется автоматически.

Спрашиваем у всех юристов, а также народных депутатов и госслужащих всех уровней: как полгода страна будет жить БЕЗ правительства?

Третье и последнее на сегодня. Президент предлагает исключить из действующей 104 статьи Основного Закона три простых слова "Верховной рады Украины".

Получаем: "Вновь избранный президент Украины вступает на пост не позднее чем через 30 дней после официального объявления результатов выборов, с момента принятия присяги народу на торжественном заседании".

Спрашиваем у всех юристов Украины: следует ли толковать такой текст как намек на отсутствие парламента на момент принятия присяги? Более того: можно ли фразу "торжественное собрание" толковать как "торжественное собрание", например, юристов СДПУ(о) или личных друзей новоизбранного главы государства?

Данило Яневский, Константин Малеев, Институт политического моделирования


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования