Кто и для чего пиарит Кирпу?
Вторник, 17 июня 2003, 15:35
В печати снова заговорили о возможных претензиях Кирпы на президентскую должность. Связано это в том числе с назначением председателем Львовской облгосадминистрации Александра Сендеги, которого считают приближенным к другому экс-львовянину – министру транспорта Георгию Кирпе.
На протяжении последней недели появилось больше десятка комментариев (как блиц-характера, так и в более широких формах) о той сверхмощной роли, которую играет в принятии решений министр транспорта. Некоторые обозреватели чуть ли не связывают с ним все основные решения, принятые в последнее время. Кроме назначения Сендеги и увольнения министра экологии Василия Шевчука, - назначение еще одного экс-львовянина Василия Базива руководителем аналитического отдела администрации президента.
Апогеем всей этой кампании по нагнетанию значимости экс-руководителя Львовской железной дороги стала информация о том, что министр транспорта называет себя согласованным кандидатом в президенты. В прессе уже много писали о том, что якобы его в этом поддерживают российские политтехнологи, которые считают министра "очень перспективным", и даже готовы помочь ему в победе на следующих выборах.
Ажиотаж в СМИ по поводу усиления позиций Георгия Кирпы и его возможной роли в качестве наследника Кучмы, а затем – кандидата от власти, следует рассматривать в двух плоскостях. С одной стороны – сам факт "раскрутки" такой информации, с другой – реальность возможных претензий Кирпы и его нынешняя позиция в окружении Леонида Кучмы.
Эту чрезмерную информационную кампанию по поводу влиятельности Кирпы сложно расценивать иначе, чем попытки конкурентов дискредитировать его в глазах президента. Мол, Георгий Кирпа начинает играть слишком большую роль в принятии решений. А любое усиление, активизация и попытки играть свою игру со стороны кого угодно из окружения президент всегда воспринимал очень болезненно. И это, как правило, имело свои последствия. Вспомните хотя бы Дмитрия Табачника, Павла Лазаренко, Виктора Ющенко.
Итак, если трактовать информационную раскрутку Георгия Кирпы как спланированную кампанию, то она скорее всего имеет целью вбить клин между ним и президентом, чем является промоушеном его кандидатуры на перспективу.
Теперь другой аспект. Насколько реальны сами шансы Георгия Кирпы стать кандидатом, а затем победителем в президентской гонке? Если исходить из потенциала самого главного транспортника, то они достаточно существенные.
Во-первых, у него имидж человека, который последовательно, охватывая все новые сферы (сначала железнодорожный, а потом и другие виды транспорта), демонстрирует высокие способности менеджера. Человек, который знает, что надо сделать, знает как, и который это делает. Поэтому люди, лично знакомые с Георгием Николаевичем и стилем его работы еще со времен Львовской железной дороги, откликаются о нем, как о чрезвычайно целенаправленном человеке. Они знают и говорят о его способности мобилизовать вокруг себя силы и ресурсы, необходимые для участия и даже победы в президентской гонке.
Во-вторых, Кирпа - действительно человек Кучмы, а потому президент может рассчитывать на то, что министр транспорта будет блюсти свое слово по поводу гарантий для самого Леонида Даниловича в случае его избрания президентом. Георгия Кирпу большинство характеризуют как человека слова. Кроме того, как человека, чье профессионально-руководящее становление состоялось во Львове, хотя сам он выходец из Хмельнитчины, Кирпа имеет шансы получить поддержку электората как на западе, так и в центре Украины.
В этом отношении Георгий Кирпа выиграет у Виктора Януковича, с которым Кучму связывает ситуативное соглашение, где каждая из сторон может в любой момент нарушить договоренности. Чтобы Янукович стал согласованным кандидатом, ему нужно, кроме должности премьера, которую он получил в следствие политического маневрирования Кучмы, войти в личное доверие к президенту. Вместе с тем у Георгия Кирпы такое доверие уже есть – поскольку в правительстве он, вопреки формальной благодарности есдекам, занимает должность министра транспорта собственно как человек президента.
То есть, если исходить из личностного потенциала Георгия Кирпы, а также симпатий и частных интересов нынешнего президента, в данный момент возможным наследником он хотел бы видеть не Виктора Януковича, а действительно Георгия Кирпу. Или же - в случае невозможности раскрутки нынешнего министра транспорта до нужной высоты рейтинга - ныне оппозиционного, но тем не менее тоже во многом близкого к президенту, Виктора Ющенко (вспомните, хотя бы недавнюю персональную встречу Леонида Даниловича и лидера "Нашей Украины").
То, что Виктор Андреевич потенциально может стать официальным наследником нынешнего президента вытекает из основной цели Леонида Кучмы на будущих президентских выборах - в случае невозможности их перенесения или любого другого способа пролонгации своих полномочий получить гарантии неприкосновенности своей личности, или другими словами, сохранить статус-кво для себя и своей семьи в политическом смысле.
Затем, когда Кучма поймет, что реальной альтернативы Ющенко нет, вполне возможно негласное соглашение, вследствие которого каждый получит то, к чему будет стремиться: президент – гарантии, Ющенко – отсутствие административного противодействия. Тем не менее такой сценарий не устроит финансово-экономические группировки, которые находятся сейчас в выгодном политическом положении.
Хотя бы потому, что приход контрэлиты (или по-другому - оппозиции) к власти будет означать абсолютное перераспределение сфер влияния. Поэтому в данный момент на Банковой продолжается активный поиск "своих" наследников.
Итак, в контексте ответа на вопрос, кто и для чего "пиарит" Георгия Кирпу напрашивается вывод: нынешняя "раскрутка" министра транспорта выгодна в первую очередь его конкурентам, у которых есть своя кандидатура на наследника от "своих".
Поскольку с социал-демократами (объединенными) Георгий Николаевич сохраняет пока "негласный" пакт о ненападении, а формально продолжает оставаться их союзником, то такими конкурентами являются, очевидно, донецкие.
В их среде понимают, что главный железнодорожник в данный момент перевешивает Виктора Януковича по шансам получить благословение от Леонида Кучмы. Георгий Николаевич - личный друг президента, а Виктор Федорович - человек, который стал фигурой в сеансе любимой политической игры президента - "разделяй и властвуй". Поскольку в личностном отношении все еще остается чужим для Леонида Даниловича.
Понимая такие преимущества Георгия Кирпы по состоянию на сегодня, донецкие пытаются с одной стороны, дискредитировать министра транспорта в глазах гаранта, а с другой спровоцировать самого президента на публичную реакцию по поводу "президентских амбиций" Кирпы. Таким образом они пытаются выяснить, насколько серьезна "транспортная" проблема на их пути к самой высокой ступеньке в турнирной таблице украинской политики.
В свете такой ситуации, возможны такие сценарии развития событий. Первый вариант: донецким все ж таки удастся вытеснить Кирпу из окружения президента. Тогда у Януковича появятся все шансы занять место фаворита президента, а значит, и "официального" наследника.
Если министр транспорта окажется более шустрым и переиграет донецких (в том числе благодаря поддержке эсдеков), то по логике продвижения на высочайшую должность в Украине, Янукович должен был бы освободить место премьера для Кирпы. Оттуда тот пошел бы на президентские выборы уже в качестве главы правительства. Лучшее для этого время – весна будущего года.
И, в конце концов, еще один сценарий – если власти не удастся консолидироваться и найти достойного "наследника", или же таких окажется несколько, то Виктор Ющенко сможет почти беспрепятственно занять высшую должность (в поединке с протосоратником Петром Симоненко). А затем, де-факто демократическим путем он становится наследником, а правильнее – преемником Кучмы.
На протяжении последней недели появилось больше десятка комментариев (как блиц-характера, так и в более широких формах) о той сверхмощной роли, которую играет в принятии решений министр транспорта. Некоторые обозреватели чуть ли не связывают с ним все основные решения, принятые в последнее время. Кроме назначения Сендеги и увольнения министра экологии Василия Шевчука, - назначение еще одного экс-львовянина Василия Базива руководителем аналитического отдела администрации президента.
Апогеем всей этой кампании по нагнетанию значимости экс-руководителя Львовской железной дороги стала информация о том, что министр транспорта называет себя согласованным кандидатом в президенты. В прессе уже много писали о том, что якобы его в этом поддерживают российские политтехнологи, которые считают министра "очень перспективным", и даже готовы помочь ему в победе на следующих выборах.
Ажиотаж в СМИ по поводу усиления позиций Георгия Кирпы и его возможной роли в качестве наследника Кучмы, а затем – кандидата от власти, следует рассматривать в двух плоскостях. С одной стороны – сам факт "раскрутки" такой информации, с другой – реальность возможных претензий Кирпы и его нынешняя позиция в окружении Леонида Кучмы.
Эту чрезмерную информационную кампанию по поводу влиятельности Кирпы сложно расценивать иначе, чем попытки конкурентов дискредитировать его в глазах президента. Мол, Георгий Кирпа начинает играть слишком большую роль в принятии решений. А любое усиление, активизация и попытки играть свою игру со стороны кого угодно из окружения президент всегда воспринимал очень болезненно. И это, как правило, имело свои последствия. Вспомните хотя бы Дмитрия Табачника, Павла Лазаренко, Виктора Ющенко.
Итак, если трактовать информационную раскрутку Георгия Кирпы как спланированную кампанию, то она скорее всего имеет целью вбить клин между ним и президентом, чем является промоушеном его кандидатуры на перспективу.
Теперь другой аспект. Насколько реальны сами шансы Георгия Кирпы стать кандидатом, а затем победителем в президентской гонке? Если исходить из потенциала самого главного транспортника, то они достаточно существенные.
Во-первых, у него имидж человека, который последовательно, охватывая все новые сферы (сначала железнодорожный, а потом и другие виды транспорта), демонстрирует высокие способности менеджера. Человек, который знает, что надо сделать, знает как, и который это делает. Поэтому люди, лично знакомые с Георгием Николаевичем и стилем его работы еще со времен Львовской железной дороги, откликаются о нем, как о чрезвычайно целенаправленном человеке. Они знают и говорят о его способности мобилизовать вокруг себя силы и ресурсы, необходимые для участия и даже победы в президентской гонке.
Во-вторых, Кирпа - действительно человек Кучмы, а потому президент может рассчитывать на то, что министр транспорта будет блюсти свое слово по поводу гарантий для самого Леонида Даниловича в случае его избрания президентом. Георгия Кирпу большинство характеризуют как человека слова. Кроме того, как человека, чье профессионально-руководящее становление состоялось во Львове, хотя сам он выходец из Хмельнитчины, Кирпа имеет шансы получить поддержку электората как на западе, так и в центре Украины.
В этом отношении Георгий Кирпа выиграет у Виктора Януковича, с которым Кучму связывает ситуативное соглашение, где каждая из сторон может в любой момент нарушить договоренности. Чтобы Янукович стал согласованным кандидатом, ему нужно, кроме должности премьера, которую он получил в следствие политического маневрирования Кучмы, войти в личное доверие к президенту. Вместе с тем у Георгия Кирпы такое доверие уже есть – поскольку в правительстве он, вопреки формальной благодарности есдекам, занимает должность министра транспорта собственно как человек президента.
То есть, если исходить из личностного потенциала Георгия Кирпы, а также симпатий и частных интересов нынешнего президента, в данный момент возможным наследником он хотел бы видеть не Виктора Януковича, а действительно Георгия Кирпу. Или же - в случае невозможности раскрутки нынешнего министра транспорта до нужной высоты рейтинга - ныне оппозиционного, но тем не менее тоже во многом близкого к президенту, Виктора Ющенко (вспомните, хотя бы недавнюю персональную встречу Леонида Даниловича и лидера "Нашей Украины").
То, что Виктор Андреевич потенциально может стать официальным наследником нынешнего президента вытекает из основной цели Леонида Кучмы на будущих президентских выборах - в случае невозможности их перенесения или любого другого способа пролонгации своих полномочий получить гарантии неприкосновенности своей личности, или другими словами, сохранить статус-кво для себя и своей семьи в политическом смысле.
Затем, когда Кучма поймет, что реальной альтернативы Ющенко нет, вполне возможно негласное соглашение, вследствие которого каждый получит то, к чему будет стремиться: президент – гарантии, Ющенко – отсутствие административного противодействия. Тем не менее такой сценарий не устроит финансово-экономические группировки, которые находятся сейчас в выгодном политическом положении.
Хотя бы потому, что приход контрэлиты (или по-другому - оппозиции) к власти будет означать абсолютное перераспределение сфер влияния. Поэтому в данный момент на Банковой продолжается активный поиск "своих" наследников.
Итак, в контексте ответа на вопрос, кто и для чего "пиарит" Георгия Кирпу напрашивается вывод: нынешняя "раскрутка" министра транспорта выгодна в первую очередь его конкурентам, у которых есть своя кандидатура на наследника от "своих".
Поскольку с социал-демократами (объединенными) Георгий Николаевич сохраняет пока "негласный" пакт о ненападении, а формально продолжает оставаться их союзником, то такими конкурентами являются, очевидно, донецкие.
В их среде понимают, что главный железнодорожник в данный момент перевешивает Виктора Януковича по шансам получить благословение от Леонида Кучмы. Георгий Николаевич - личный друг президента, а Виктор Федорович - человек, который стал фигурой в сеансе любимой политической игры президента - "разделяй и властвуй". Поскольку в личностном отношении все еще остается чужим для Леонида Даниловича.
Понимая такие преимущества Георгия Кирпы по состоянию на сегодня, донецкие пытаются с одной стороны, дискредитировать министра транспорта в глазах гаранта, а с другой спровоцировать самого президента на публичную реакцию по поводу "президентских амбиций" Кирпы. Таким образом они пытаются выяснить, насколько серьезна "транспортная" проблема на их пути к самой высокой ступеньке в турнирной таблице украинской политики.
В свете такой ситуации, возможны такие сценарии развития событий. Первый вариант: донецким все ж таки удастся вытеснить Кирпу из окружения президента. Тогда у Януковича появятся все шансы занять место фаворита президента, а значит, и "официального" наследника.
Если министр транспорта окажется более шустрым и переиграет донецких (в том числе благодаря поддержке эсдеков), то по логике продвижения на высочайшую должность в Украине, Янукович должен был бы освободить место премьера для Кирпы. Оттуда тот пошел бы на президентские выборы уже в качестве главы правительства. Лучшее для этого время – весна будущего года.
И, в конце концов, еще один сценарий – если власти не удастся консолидироваться и найти достойного "наследника", или же таких окажется несколько, то Виктор Ющенко сможет почти беспрепятственно занять высшую должность (в поединке с протосоратником Петром Симоненко). А затем, де-факто демократическим путем он становится наследником, а правильнее – преемником Кучмы.