Заткнуть рот

Пятница, 23 мая 2003, 14:18
Власть в Киеве усиливает давление на средства массовой информации

Украинская Конституция не предусматривает цензуры - особый закон, который вступил в действие в конце апреля, запрещает совершать давление на журналистов, влияя на содержание репортажей. А премьер-министр Украины Виктор Янукович сказал недавно нашей газете, что он считает конструктивным, то есть полезным, если бы за рубежом приложили усилия, чтобы в его стране выполнялись высокие принципы свободы слова и прессы. Это пока что теория.

Практика выглядит несколько иначе. До сих пор совершаются попытки заткнуть рот независимым СМИ и журналистам. В целом, как сообщили Киевский институт средств массовой информации и организация "Репортеры без границ", в прошлом году было зарегистрировано два десятка попыток "повлиять" на журналистов путем угроз.

Реальная цифра, по данным главы парламентского комитета по вопросам свободы слова и информации Николая Томенко, на порядок выше. И не заметно, чтобы эта практика изменилась после принятия хорошего закона. Хотя для тех, кому угрожают, это все-таки лучше, нежели погибнуть - как те трое журналистов, с которыми это случилось в прошлые годы, или оказаться за решеткой.

Теперь взяли за горло независимый киевский еженедельник "Зеркало недели" и его главного редактора Владимира Мостового. За репрессиями, вероятно, скрывается администрация главы государства Кучмы, а именно главное управление, ответственное за средства массовой информации.

Не так давно Фонд поддержки СМИ Лейпцигского банка "Шпаркассе" присудил Мостовому премию. В обосновании отмечалось: Мостовой выступает за свободу прессы и обеспечивает в своей стране тыл "неудобным" журналистам. Мостовой является образцом для целого поколения журналистов, которые в Украине ежедневно борются за свободное изложение событий. Поэтому он и заслуживает "премии за свободу и будущее средств массовой информации 2003 года".

Вот здесь и наступил счастливый час лицемеров: Кучма, только что выдав распоряжение об уголовном преследовании тех средств массовой информации в украинской глубинке, которые якобы подрывают авторитет президента, теперь - ну чисто тебе заботливый отец и защитник свободы прессы - дает указание министру внутренних дел, Службе безопасности и Генеральной прокуратуре расследовать, преследовали ли Мостового.

Следствием для него стали допросы, допросы и еще раз допросы. Потом на днях грянул управляемый хор некоторых СМИ, которые с самого начала состоят на службе Кучминой власти, его голос: Мостовой якобы не обратился за помощью к власти и своими недоказанными упреками незаслуженно домогался Лейпцигской премии.

Он должен ее теперь вернуть, написали "Киевские ведомости", принадлежащие главе администрации президента Виктору Медведчуку, печально известному как рыцарь-крестоносец в борьбе с независимостью журналистов в Украине, и его партнеру Григорию Суркису. Умело был использован эффект зависти, и Мостового, как морально неполноценную особу, которая своим лжесвидетельством против Родины заслужила десять тысяч евро премии, отдали на растерзание. Даже в советские времена нельзя было с большим коварством организовать уничтожение репутации какого-то диссидента.

Мостовой ответил на это, что "Зеркало недели" не страдает больше, чем другие украинские средства массовой информации, которые стремятся к независимости, и поэтому подвергаются давлению. Поэтому он удивлен особой заботой президента о "Зеркале недели", которое и само может позаботиться о собственной шкуре.

Кроме того, более важной была бы помощь журналистам в провинции, которые подвергаются значительным ущемлениям. Лейпцигские члены фонда, которые благодаря своему социалистическому прошлому, хорошо осведомлены в отношениях между властью и прессой, поддержали Мостового.

Упрекать его, что он не обратился за помощью к государственной власти, было все равно, что упрекать в свое время бывшего гражданина НДР из-за того, что он не заявил в народную полицию о прослушивании своего телефона.

Больше добавить нечего.

Читайте также:

Премия "Зеркалу недели", как предлог для расследования Кучмы

Ничто не помешает светлому образу гаранта. Даже неискренняя забота

АТИПИЧНАЯ ДЕМОКРАТИЯ