Несколько непредвзятых столичностью мыслей о рейтингах, выборах и всенародных обсуждениях

Вторник, 20 мая 2003, 17:27
Очень уважая социологию как науку вместе с ее специальными технологиями и несомненными практическими приобретениями, обитатели города N довольно скептически относятся ко всяческим рейтингам, опросам, референдумам и изучениям общественных мнений. Однако именно эта информация в последнее время становится как в Киеве, так и в провинции едва ли не самым главным инструментом политической аргументации. Ведь почти все исследования сделаны по принципу "В Китае произошло землетрясение. Человеческих жертв, грубо говоря, нет".

В городе N давно уже не выписывают прессу, а новости смотрят вынужденно - в том случае, когда они идут в перерыве футбольного матча. Здесь определяют целесообразность того или иного политического шага Киева, исходя исключительно из того, насколько этот шаг практически значимый и полезный непосредственно для каждого из горожан лично.

Ныне завершилась очередная акция: извлечение ответов на вопросы, а как же, собственно и, главное, - зачем делать политическую реформу? Активная часть провинциальной элиты на пороге президентских гонок ждет более четких ориентиров из Киева. После выступления президента со своим вариантом ответов на вопросы, которые до этого никто перед собой и не ставил, наступила тишина.

Впоследствии жителям старшего и среднего возраста почему-то показалось, что не будет ничего подобного "всенародному" обсуждению приснопамятной Конституции 1977 г. Тогда, по словам Председателя Конституционной Комиссии, Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Верховной Рады Союза ССР товарища Леонида Ильича Брежнева, в Конституцию было внесено больше 400 тыс. предложений и поправок.

Но сработала заведенная машина, создались уважаемые комиссии, и дело пошло, как в те добрые времена. "Всенародное обсуждение" принесли президенту в зубах, несмотря на то, что подавляющее большинство обитателей проигнорировала его. Несмотря на такую дерзкую обструкцию показатель 1977 года перекрыт по-видимому вдвое...

Вместе с приказом активно обсудить президентские предложения, поступили и очередные команды касаемо оппозиции. Ее начали искать даже там, где ее не было никогда, и быть не могло.

В очередной раз сцепились областная госадминистрация и городской глава (древний как Камасутра конфликт амбиций назначенных и избранных); Ющенко и Тимошенко персонально обсудили даже на школьных уроках (что кстати, вызвало значительное оживление даже среди учеников, поскольку никаким иным способом конкретной информации о деятельности этих политиков практически не получишь); начались рефлекторные содрогания в местных ячейках политических партий; местные масс-медиа, четко разделенные на "про" и "контра", начали разминаться перед очередной агитационной кампанией, что, как правило, предшествует очередной киевской решающей битве.

Обитатели города N, вместо этого, еще больше внимания стали уделять средствам борьбы с неожиданной жарой и перспективами распространения азиатской пневмонии в каждом отдельном микрорайоне. В конечном итоге, даже заинтересовались итогами иракской войны, исходя из местных интересов. И все это - без каких-либо рейтингов и пропагандистского шума.

Чем, собственно, отличается общественно-политическая ситуация времен обсуждения необходимости конституционных изменений в городе N от ситуации в столице? Разница - как между фактором и последствиями. В городе N нет ежедневного верчения в водовороте антагонистических сил. Политическая лава, которая выливается из столичного жерла, достигает города N исподволь, постепенно.

Местные партийные лидеры - люди хорошо знакомые друг с другом не один год. Во внепартийной жизни ничего друг против друга не имеют. Только тогда, когда в столице либо происходят выборы, либо очередной киевский "начальник партии" вляпается в скандал, начинаются драки и в городе.

Но сегодня - через полтора года после парламентских выборов, на политической карте области и города N напоминают о себе аж 4-5 политических группировок. Остальные пока не подают признаков жизни. Не сезон. Но знакомые до боли лица, в тех же самых галстуках осенью опять появятся на фотографиях местных газет и экранах местного телевидения. С кем они будут на этот раз?

Идя по городу после прошлогодних парламентских выборов, обращаешь внимание на такое. По улице катится, гонимый ветром цветной плакат бывшего Кандидата в Депутаты, в дорогом наряде с люксовым галстуком. С мобильным телефоном, вставленным в ухо, в позе "отца нации", на фоне исторического здания.

Рядом медленно шла старая бабушка, только что ковырявшаяся в мусорнике на углу ул. С. Бандеры и Коммунистической. Следом бежал небольшой, голодный щенок, который отгрызывал на ходу кусочки плаката.

Несмотря на все необходимые сейчас атрибуты для настоящих выборов, этот Кандидат гонку проиграл. Неужели он рассчитывал победить, одев для фото - на осмотр общества костюм стоимостью 600 долларов? Наверное, думал, что за такого солидного мужчину в таком дорогом наряде просто не могут не проголосовать. На самом деле он скорее убеждал себя, а не тех, кого все-таки нужно было убеждать.

Так и здесь - вместо того, чтобы убеждать обитателей города N хотя бы последние лет пять, путем проведения последовательной в интересах этих самых обитателей политики, организаторы "всенародного обсуждения" убедили в наличии его существования только самих себя.

Владимир Килинич, городской филиал Института Политического Моделирования вне пределов г. Киева

Примечание Ученого Совета ИПМ. Некоторые провинциалы все-таки думали, что "всенародное обсуждение" рассчитано на киевлян, поскольку им, провинциалам оно глубоко в носу. Как киевляне, уверяем, что и на нас эта кампания не рассчитана.


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования