Весна, Чернигов, избирательный вокруг 206

Вторник, 20 мая 2003, 00:00
Разве что слепоглухонемой, но еще неизвестный нам украинец не знает, что президентская избирательная кампания началась по крайней мере за полтора года до октября 2004 г. Определяются кандидаты, формулируются идеологемы, концентрируются ресурсы, формируются штабы, возвращаются из теплых северных морей полные воодушевления технологи.

А в прошлое воскресенье в Сумах и Запорожье состоялась очередная проба сил – избирали мэров, хотя выборами в общепринятом значении этого слова назвать то, что происходило, невозможно. 8 июня испытания пройдут жители Чернигова – в 206 мажоритарном состоятся довыборы в Верховную Раду.

"Украинская правда" и Институт политического моделирования, который возглавляет Данила Яневский, начинают совместный проект, посвященный историческому украинскому Октябрю, "Октябрю 2004 г.".

Мы попробуем показать эти выборы в непривычном ракурсе, выборы "изнутри". Говорить будем о рейтингах, технологиях, результатах, интригах, "темных местах" и "светлых пробелах". Говорить будем как о делах киевских, так и об их отголосках в так называемой украинской "провинции" - итак, обо всем, что имеет прямое или косвенное отношение к "Октябрю 2004".

Сейчас мы предлагаем два материала: результаты социологического опроса, проведенного в контексте дорожных впечатлений его инициаторов в Чернигове, и эссе-рефлексию об отголосках конституционной инициативы президента в обычном украинском городе N.


В Чернигове 8 июня будут выбирать нового депутата. Пока что больших развлечений после Пасхальных праздников в городе нет. Едва ли не главное из развлечений – после созерцания знакомых с детства церквей, Десны и памятника Тарасу Шевченко, который в городе никогда и не бывал – осмотр магазинов. Среди них наибольшее внимание вызвали: "Водочные изделия", "Мебель", "Интернет" "Бар", "Факс", многочисленные "Мобилцентры" и центры "Продажа мобил","Все для обуви: ксерокопия" что на Пр. Мира, 26, и ювелирные магазины едва не в каждом квартале.

Привлекает внимание и объявление о гастролях цирка-шапито "Кураж" с наклеенными на него портретами актрисы Клары Новиковой, лозунг "Хорошее – возродим, новое – построим! А. Ярославский" (на домах, бордах, троллейбусах), объявления: "23 мая в 15 ч. состоится лекция "Я верну вам здоровье" и запись к врачу Кузбит Л. с наклеенным сверху предвыборным плакатом Натальи Витренко. Цена последнего удовольствия 1 гривна - ее все здесь упрямо и отчаянно называют "рубель".

Нельзя обойти и граффити-рекламу детских прокладок со слоганом "Теперь на встречах с избирателями я чувствую себя уверенно" с портретом неизвестного нам кандидата в народные депутаты по округу 206 по фамилии Иваненко, а также вездесущий автомобиль Таврия" (бортовой номер 540 43) синего цвета, украшенный партийным флагом Прогрессивно-социалистической партии и многочисленными изображениями ее лидера – милой и дорогой чуткому сердцу едва ли не каждого сознательного украинца, да и не только.

Натыканные по всему городу железные стенды предназначены для обклейки разнообразными печатными материалами. Они являются ярчайшим свидетельством, что мобилам, памперсам и ювелирным изделиям серьезную конкуренцию на рекламном рынке города начинают составлять соискатели на депутатский мандат в Верховную Раду в 206 мажоритарном округе. Таких здесь зарегистрировано не меньше 34, но и не больше 36.

И в этой рекламной кампании удалось зафиксировать промежуточные результаты. По результатам опроса, проведенного Институтом политического моделирования в городе Чернигове 17 мая среди 1000 граждан, которые подтвердили свою готовность прийти к избирательным урнам, бесспорным фаворитом стал 44-летний председатель правления "Укрсиббанка" Александр Ярославский с 21 процентом сторонников.

На втором месте - бессмертная Наталья Михайловна – у нее почти 17%.

Третья позиция принадлежит кандидату от "объединенной оппозиции", редактору чуть ли не самой популярной местной газеты Дмитрию Иванову – за ним почти 5% голосов. 4-х процентный барьер (который имеет значение разве что на выборах по партийным спискам) пока что имеет шанс преодолеть разве что загадочный Сергей Кнуренко – какие-либо материалы о нем на улицах любимого Михаилом Коцюбинским города нам найти не посчастливилось.

О существовании остальных кандидатов, среди которых еще две гражданки по фамилии Витренко – и обе Лидии, четыре Приходько (с разными именами) и др. знают разве что работники местной окружной избирательной комиссии. При этом 33 проценты черниговцев, которые высказали желание прийти на выборы, еще не определились со своими электоральными вкусами, а 5 % собираются проголосовать – как это давным-давно повелось в независимой Украине – против всех кандидатов.

Несмотря на качественный отрыв Ярославского и Витренко от остальных кандидатов, анализ политических вкусов черниговцев, проведенный за кружкой-второй одноименного пива, показал, что игра далека от своего фатального, но победного конца.

Так, на вопрос о том, поддержка какой политической силы может повлиять на окончательный выбор, черниговцы, временами честно вглядываясь в глаза, а временами отводя их вниз, отвечали: "Блока Виктора Ющенко" (25%), "Коммунистической партии" (17%), "СДПУ(о)" (15%), "президента Украины" (11 %), "Блока Юлии Тимошенко" (11%), "Социалистической партии" (больше 8,4%), "Партии Регионов" (7,7%) или "другой" (почти 5%). В последнем случае чаще всего называли ПСПУ и ПЗУ.

Смело, но уверенно можно прогнозировать: в течение дней, оставшихся до дня победоносного голосования, предназначенного на 8 июня, жителей античного украинского православного города ждет много новых и не очень, но всегда интересных, развлечений.

Не исключено при этом даже то, что природная склонность черниговчан к разнообразным ювелирным магазинам и "мобилцентрам" будет вытеснена на второй план хотя бы на эти три недели. Если все это посчастливится увидеть собственными глазами, мы и вам расскажем – если поймем.

Данила Яневский, директор Института политического моделирования
Константин Малеев, директор научных и всех других программ ИПМ