Очень невыгодная трагедия

Четверг, 15 мая 2003, 15:34
Инцидент с украинским Ил-76 в конголезском небе может вытеснить Украину и Россию с африканского рынка авиаперевозок.

Информационный туман, окутавший ЧП, которое случилось 8 мая в небе Демократической Республики Конго (ДРК) с самолетом Ил-76, принадлежащим авиатранспортной компании Минобороны Украины, не развеялся и по сей день. Ясно одно: у взлетевшего из аэропорта Киншасы самолета с техникой и людьми на борту на высоте свыше 2000 метров (по другим данным - около 7000) открылся (или приоткрылся) грузовой люк, и экипаж вынужден был вернуться на столичный аэродром. Что случилось дальше, разные источники подают по-разному.

Произошла трагедия, число жертв которой может колебаться от 7 до 250 человек, сообщает со ссылкой на Ассошиэйтед Пресс корпорация Би-би-си. Мощнейший вихрь, ворвавшийся в отсек, выбрасывал людей из самолета, словно букашек. Шокированные пассажиры, в том числе женщины и дети, хватались за все, что могло удержать их, но повезло не всем.

Полные ужаса сцены обрисовали журналистам Ассошиэйтед Пресс выжившие участники этого кошмарного рейса - офицер конголезской полиции Иланга Мамбаза и сержант Кабмба Кашала. Мамбаза спасся лишь потому, что его завалило коробками. По его словам, в Лумумбаши (второй по величине город ДРК), куда направлялся транспортный самолет, летело около 350 человек, а после вынужденной посадки из самолета вышли не более 100.

Сержант Кашала поведал журналистам, что самолет взлетал с неплотно закрытой рампой, в воздухе она распахнулась, и экипаж трижды пытался ее закрыть, но безуспешно.

Украинская сторона утверждает, что разгерметизация имела место, но ни люди, ни груз не пострадали. Вот сокращенная запись беседы корреспондента "НГ" с руководителем пресс-службы Минобороны Украины Константином Хивренко.

К.Х. : У меня на руках письменный доклад командира экипажа этого самого Ил-76, - это господин Волченко, - который докладывает, что среди членов экипажа и военнослужащих ДРК, которые следовали для участия в праздничных мероприятиях по поводу Дня революции, погибших и пострадавших нет. Груз, который перевозился, не поврежден, претензий со стороны заказчика не было предъявлено.

Корр. : Но это совершенно не стыкуется с сообщениями Би-би-си и данными западных информагентств.

К.Х. : Если бы такая катастрофа имела место, ее бы запечатлели на видео. Но обратите внимание: видеодоказательств нет.

Корр. : Заснять непредвиденное удается крайне редко.

К.Х. : Засняли бы последствия. Но на сегодняшний день ни Си-эн-эн, ни Рейтер, ни Би-би-си, ни другие мировые агентства ни единого видеокадра из Киншасы или ее окрестностей не представили.

Корр. : Вы упрекаете журналистов Би-би-си в недобросовестности?

К.Х. : Я просто констатирую факт. Скажу больше: получен ответ на наш запрос исполняющего обязанности командующего ВВС ДРК полковника Нумба, который письменно подтвердил, что во время полета никто не пострадал. Это официальное лицо, представитель власти.

Получается, инцидент исчерпан? Но другой представитель власти, министр информации ДРК Кикая бин Каруби заявил украинской службе Би-би-си, что доподлинно можно говорить о гибели 14 пассажиров, однако число жертв может быть значительно большим.

А министры иностранных дел Украины и ДРК Анатолий Зленко и Леонард Ше Окитунду начали переговоры по щепетильной теме. Конголезская сторона уведомила украинскую, что создана правительственная комиссия для расследования ЧП. При этом Окитунду заявил, что "обнародование детальной информации было бы преждевременным".

Нет никаких сомнений в том, что украинская и конголезская стороны заинтересованы в сокрытии истинных масштабов ЧП. Если гибель сотен людей имела место, встанет вопрос о судьбе дальнейшего сотрудничества ДРК с украинскими военными. Но небогатой африканской стране менять авиаперевозчика невыгодно.

По неофициальным данным, час работы украинского Ил-76 властям ДРК обходится в сумму около 5 тыс. долл., в то время как фрахт сопоставимых по грузоподъемности самолетов западных авиакомпаний стоит около 20 тыс. долл. Украина тоже не хочет терять позиции на африканском рынке.

Обеспокоены произошедшим и в России. Кровно заинтересованы разобраться в причинах происшествия специалисты Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина - ведь речь идет о репутации весьма известной на мировом рынке грузовых авиаперевозок машины. "За все время эксплуатации Ил-76 не было ни одного случая самопроизвольного открытия грузового люка в воздухе, - заявил корреспонденту "НГ" начальник отдела Владимир Агапов. - Здесь явно сработал не технический, а человеческий фактор".

Специалисты авиакомплекса отмечают массу нарушений, которые допустил экипаж. "Грубейшее из них - присутствие на борту сотен людей, - сказал корреспонденту "НГ" один из собеседников. - Никакого пассажирского варианта на самолете быть не может. Полетное руководство разрешает перевозку только шести человек, сопровождающих груз".

Грузовой люк, по его словам, мог открыться только из-за нарушений - либо неправильно проведена загрузка, либо люк закрывали неспециалисты. Мог ли самолет взлететь с неплотно закрытой рампой? "Мог, - подтвердил наш эксперт. - Но на пульте у командира об этом имелась бы информация, и он не имел права взлетать, не устранив неполадку".

Есть и еще одна версия, на которую осторожно намекают как в Киеве, так и в Москве. Не исключено, что ЧП подстроено теми, кто стремится выжить с африканского рынка авиаперевозчиков из стран бывшего СССР.

"Дискредитировать нашу технику в глазах делового мира - главная их задача, - это мнение одного из специалистов АК им. С.В. Ильюшина. - Любое ЧП подобного рода работает на наших конкурентов".

Читайте также:

Ужас в грузовом отсеке

Трагедия украинского самолета в Конго: количество жертв до сих пор неизвестно


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама: