Реформа власти в Украине: чего хочет президент?
Понедельник, 21 апреля 2003, 12:10
Подготовка к провозглашенной президентом Украины конституционной реформе набирает обороты. Выступая на прошлой неделе в Верховной Раде, Леонид Кучма заявил о желании сменить систему власти до окончания срока его полномочий, т.е. до конца 2004 года. Тем временем оппозиция продолжает критиковать главу государства и говорит об угрозе демократии.
"Конституционный процесс никогда нельзя считать завершенным... Наш Основной закон будет нуждаться - и уже нуждается сейчас - в определенных усовершенствованиях, приведении в соответствие к общественным запросам. Однако это совсем не значит, что его нужно поспешно и бессистемно перекраивать. Давайте сначала научимся уважать и неуклонно выполнять Конституцию, а уже потом будем начинать конституционную реформу".
Это слова президента Украины из его выступления в День Конституции 28 июня 2002 года. Как известно, уже через два месяца, обращаясь в прошлом году к народу в День Независимости, Леонид Кучма объявил о начале подготовки к изменению политической системы, которую он назвал "парламентско-президентской республикой".
В марте этого года глава государства инициировал широкое всенародное обсуждение проекта закона о внесении изменений в украинскую Конституцию. Обнародованный документ предусматривает целый ряд изменений, главным следствием которых должно стать перераспределение полномочий между президентом и парламентом. Чаще всего вспоминают введение двухпалатного парламента и как следствие - ограничение полномочий нижней палаты в пользу верхней. Именно этот момент президентской реформы чаще всего критикуют украинские политики, главным образом, оппозиционные.
"Большинство оппозиционеров, хотя и являются сторонниками реформы, но понимают ее - в значительной степени - примитивно. Как сугубо арифметическое перераспределение полномочий. Что-то вроде: отнять - и разделить", - говорится в мартовском обращении президента к украинцам. Можно допустить, что, говоря об оппозиции, Леонид Кучма имел в виду в первую очередь Александра Мороза.
В последнее время глава Социалистической партии и бывший спикер едва ли не больше всех среди оппозиционных политиков выступал с критикой президентских предложений. Мы обратились к Александру Мороза с просьбой дать оценку главной, по его мнению, идеи проекта конституционных изменений, за которые выступает Леонид Кучма.
"Нужно смотреть на то, что предлагается, с двух позиций. Первая - что на самом деле предлагает президент, и второе, что он хочет, чтобы общество восприняло из того, что он говорит. Иными словами, как истинные намерения замаскированы под формулировками. Поэтому именно в таком контексте следует рассматривать все то, что он предлагает. Его общая логика, или общая декларация его намерений, сводится к тому, чтобы власть была поставлена под контроль, была ответственна за свои действия.
Но, если внимательно проанализировать все предложения, которые он выносит на рассмотрение общества, то речь идет не об ответственности власти перед народом как основным источником власти, а об ответственности парламента перед президентом. Вот в этом и состоит принципиальное отличие того, что говорит президент, от того, что на самом деле есть в его предложениях", - отметил он.
Мороз также считает, что реализация предложений президента будет означать "юридическое утверждение диктатуры". В качестве примера лидер социалистов вспомнил желание Кучмы создать в Украине двухпалатный парламент.
"Это предложение, которое сводится к полной нейтрализации деятельности парламента, к ликвидации парламентаризма. Потому что верхняя палата, а в проекте не определено, каким способом она будет избираться или формироваться, или будут назначаться туда люди, или как-то иначе, нет никаких предостережений относительно ее деятельности, относительно ее роспуска ничего не сказано, а все сводится к нижней палате. И тогда, когда во всем мире верхняя палата имеет ограниченный круг полномочий, а собственно представителем народа выступает нижняя палата, в тех странах, где двухпалатный парламент есть, то здесь, наоборот - все сосредоточено в верхней палате.
Из 60 с лишним функций, предусмотренных в нынешней Конституции, за нижней палатой остаются только четыре. И то, две из них процедурные - или одобрение программы или назначение выборов президента. С такой нижней палатой парламент превращается в "контору" для одобрения тех проектов законов, которые будут готовиться в правовом комитете или отделе администрации президента", - прокомментировал Мороз.
Похожего мнения об инициативах украинского президента придерживается и кельнский политолог, эксперт по вопросам Восточной Европы Герхард Симон. В интервью "Немецкой волне" обозреватель поделился своими мыслями по поводу предложенного президентом Кучмой законопроекта.
"Под предлогом демократизации Украины на самом деле далее ограничивается дееспособность парламента. Создается только такое впечатление, что в Украине в будущем будет больше демократии, больше парламентаризма. На самом деле воплощение этой реформы в той форме, которую предлагает президент, приведет к ограничению парламентаризма в Украине...
Ответ на вопросы, почему Леонид Кучма пытается провести такую реформу, думаю, очевиден. Самая большая опасность для авторитарного президента - это сильный парламент. Мы имеем дело с попыткой путем конституционной реформы раз и навсегда уменьшить роль парламента. Это касается не только сокращения числа депутатов, это только внешнее проявление. Это попытка сделать парламент карманным. Если это случится, то авторитарная власть президента в Украине останется без конкурента и надолго. Думаю, это настоящая причина, почему сейчас пытаются провести эту реформу", - отметил немецкий политолог.
Аргументируя свою позицию, Герхард Симон вспомнил несколько важных, по его мнению, моментов: "Конституционная реформа, как ее предлагает президент, позволит лишать мандата депутата, который покидает свою фракцию или партию. Это момент, который противоречит элементарным представлениям о свободе и самостоятельности депутата, который на протяжении 4 лет абсолютно может сменить свою политическую позицию".
"Дальше. Предусматривается, что в будущем законы будут одобряться на референдуме. Это значит, что президент оставляет для себя возможность обходить парламент и предложить для принятия тот или другой закон непосредственно народу. Это большая угроза демократии, ведь, возможно, что исполнительная власть, президент может получить поддержку избирателей путем манипуляций, избегая парламента.
Таким образом, репрезентативная демократия в опасности.
Следующий момент. Предлагается ввести двухпалатную парламентскую систему. В принципе, против этого нечего возразить, но неясно, как будут выбирать представителей второй палаты, палаты регионов. На основании этого проекта конституционной реформы можно прийти к выводу, что палата регионов стоит на голову выше палаты представителей партий.
Таким образом, существует опасность, что президент, исполнительная власть, будет манипулировать палатой регионов, и будет злоупотреблять ею, чтобы ограничить или устранить от власти нижнюю палату, где сидят представители партий. Наконец, в проекте закона написано, что президент может распускать нижнюю палату в определенных случаях. Но нет механизма роспуска верхней палаты, палаты регионов. С точки зрения конституционного права, это очень непонятная конструкция", - прокомментировал Герхард Симон.
Как некоторые украинские, так и западные политические обозреватели обращают внимание на то, что президент, очевидно, спешит. Отведенный на обсуждение реформы в обществе срок истекает в середине мая. Кроме того, сам Леонид Кучма, выступая 15 апреля с ежегодным обращением к парламенту, призывал внести изменения в Конституцию страны на протяжении действий полномочий действующего главы государства, поскольку он был главным инициатором реформы властных структур.
О часовом аспекте говорит и немецкий политолог Симон, который сомневается в успешности запланированной президентом Украины конституционной реформы: "Поражение возможно хотя бы потому, что, во-первых, в нынешней Верховной Раде президент не получит необходимых для этого двух третей голосов народных депутатов. Ведь все лидеры оппозиции выступают против. Тогда остается путь референдума. Теоретически, президент мог бы предложить этот проект избирателям, этого нельзя исключать.
Но я не думаю, что Кучма за время, которое ему осталось на должности президента, может это осуществить. Времени мало. Кроме того, думаю, что потом и европейские институции укажут Украине, что изменение Конституции путем референдума противоречит элементарным основам репрезентативной демократии европейского образца".
Как стало известно "Немецкой волне", европейские институции скажут свое слово о предложенных изменениях в украинской Конституции уже в начале лета этого года. Сейчас президентский проект изучают юристы Венецианской комиссии - совещательного органа Совета Европы, в состав которого входят ведущие знатоки конституционного права. Три года назад именно эксперты Венецианский комиссии дали критическую оценку вопросов всеукраинского референдума, которые также предусматривали изменения в системе власти.
"Конституционный процесс никогда нельзя считать завершенным... Наш Основной закон будет нуждаться - и уже нуждается сейчас - в определенных усовершенствованиях, приведении в соответствие к общественным запросам. Однако это совсем не значит, что его нужно поспешно и бессистемно перекраивать. Давайте сначала научимся уважать и неуклонно выполнять Конституцию, а уже потом будем начинать конституционную реформу".
Это слова президента Украины из его выступления в День Конституции 28 июня 2002 года. Как известно, уже через два месяца, обращаясь в прошлом году к народу в День Независимости, Леонид Кучма объявил о начале подготовки к изменению политической системы, которую он назвал "парламентско-президентской республикой".
В марте этого года глава государства инициировал широкое всенародное обсуждение проекта закона о внесении изменений в украинскую Конституцию. Обнародованный документ предусматривает целый ряд изменений, главным следствием которых должно стать перераспределение полномочий между президентом и парламентом. Чаще всего вспоминают введение двухпалатного парламента и как следствие - ограничение полномочий нижней палаты в пользу верхней. Именно этот момент президентской реформы чаще всего критикуют украинские политики, главным образом, оппозиционные.
"Большинство оппозиционеров, хотя и являются сторонниками реформы, но понимают ее - в значительной степени - примитивно. Как сугубо арифметическое перераспределение полномочий. Что-то вроде: отнять - и разделить", - говорится в мартовском обращении президента к украинцам. Можно допустить, что, говоря об оппозиции, Леонид Кучма имел в виду в первую очередь Александра Мороза.
В последнее время глава Социалистической партии и бывший спикер едва ли не больше всех среди оппозиционных политиков выступал с критикой президентских предложений. Мы обратились к Александру Мороза с просьбой дать оценку главной, по его мнению, идеи проекта конституционных изменений, за которые выступает Леонид Кучма.
"Нужно смотреть на то, что предлагается, с двух позиций. Первая - что на самом деле предлагает президент, и второе, что он хочет, чтобы общество восприняло из того, что он говорит. Иными словами, как истинные намерения замаскированы под формулировками. Поэтому именно в таком контексте следует рассматривать все то, что он предлагает. Его общая логика, или общая декларация его намерений, сводится к тому, чтобы власть была поставлена под контроль, была ответственна за свои действия.
Но, если внимательно проанализировать все предложения, которые он выносит на рассмотрение общества, то речь идет не об ответственности власти перед народом как основным источником власти, а об ответственности парламента перед президентом. Вот в этом и состоит принципиальное отличие того, что говорит президент, от того, что на самом деле есть в его предложениях", - отметил он.
Мороз также считает, что реализация предложений президента будет означать "юридическое утверждение диктатуры". В качестве примера лидер социалистов вспомнил желание Кучмы создать в Украине двухпалатный парламент.
"Это предложение, которое сводится к полной нейтрализации деятельности парламента, к ликвидации парламентаризма. Потому что верхняя палата, а в проекте не определено, каким способом она будет избираться или формироваться, или будут назначаться туда люди, или как-то иначе, нет никаких предостережений относительно ее деятельности, относительно ее роспуска ничего не сказано, а все сводится к нижней палате. И тогда, когда во всем мире верхняя палата имеет ограниченный круг полномочий, а собственно представителем народа выступает нижняя палата, в тех странах, где двухпалатный парламент есть, то здесь, наоборот - все сосредоточено в верхней палате.
Из 60 с лишним функций, предусмотренных в нынешней Конституции, за нижней палатой остаются только четыре. И то, две из них процедурные - или одобрение программы или назначение выборов президента. С такой нижней палатой парламент превращается в "контору" для одобрения тех проектов законов, которые будут готовиться в правовом комитете или отделе администрации президента", - прокомментировал Мороз.
Похожего мнения об инициативах украинского президента придерживается и кельнский политолог, эксперт по вопросам Восточной Европы Герхард Симон. В интервью "Немецкой волне" обозреватель поделился своими мыслями по поводу предложенного президентом Кучмой законопроекта.
"Под предлогом демократизации Украины на самом деле далее ограничивается дееспособность парламента. Создается только такое впечатление, что в Украине в будущем будет больше демократии, больше парламентаризма. На самом деле воплощение этой реформы в той форме, которую предлагает президент, приведет к ограничению парламентаризма в Украине...
Ответ на вопросы, почему Леонид Кучма пытается провести такую реформу, думаю, очевиден. Самая большая опасность для авторитарного президента - это сильный парламент. Мы имеем дело с попыткой путем конституционной реформы раз и навсегда уменьшить роль парламента. Это касается не только сокращения числа депутатов, это только внешнее проявление. Это попытка сделать парламент карманным. Если это случится, то авторитарная власть президента в Украине останется без конкурента и надолго. Думаю, это настоящая причина, почему сейчас пытаются провести эту реформу", - отметил немецкий политолог.
Аргументируя свою позицию, Герхард Симон вспомнил несколько важных, по его мнению, моментов: "Конституционная реформа, как ее предлагает президент, позволит лишать мандата депутата, который покидает свою фракцию или партию. Это момент, который противоречит элементарным представлениям о свободе и самостоятельности депутата, который на протяжении 4 лет абсолютно может сменить свою политическую позицию".
"Дальше. Предусматривается, что в будущем законы будут одобряться на референдуме. Это значит, что президент оставляет для себя возможность обходить парламент и предложить для принятия тот или другой закон непосредственно народу. Это большая угроза демократии, ведь, возможно, что исполнительная власть, президент может получить поддержку избирателей путем манипуляций, избегая парламента.
Таким образом, репрезентативная демократия в опасности.
Следующий момент. Предлагается ввести двухпалатную парламентскую систему. В принципе, против этого нечего возразить, но неясно, как будут выбирать представителей второй палаты, палаты регионов. На основании этого проекта конституционной реформы можно прийти к выводу, что палата регионов стоит на голову выше палаты представителей партий.
Таким образом, существует опасность, что президент, исполнительная власть, будет манипулировать палатой регионов, и будет злоупотреблять ею, чтобы ограничить или устранить от власти нижнюю палату, где сидят представители партий. Наконец, в проекте закона написано, что президент может распускать нижнюю палату в определенных случаях. Но нет механизма роспуска верхней палаты, палаты регионов. С точки зрения конституционного права, это очень непонятная конструкция", - прокомментировал Герхард Симон.
Как некоторые украинские, так и западные политические обозреватели обращают внимание на то, что президент, очевидно, спешит. Отведенный на обсуждение реформы в обществе срок истекает в середине мая. Кроме того, сам Леонид Кучма, выступая 15 апреля с ежегодным обращением к парламенту, призывал внести изменения в Конституцию страны на протяжении действий полномочий действующего главы государства, поскольку он был главным инициатором реформы властных структур.
О часовом аспекте говорит и немецкий политолог Симон, который сомневается в успешности запланированной президентом Украины конституционной реформы: "Поражение возможно хотя бы потому, что, во-первых, в нынешней Верховной Раде президент не получит необходимых для этого двух третей голосов народных депутатов. Ведь все лидеры оппозиции выступают против. Тогда остается путь референдума. Теоретически, президент мог бы предложить этот проект избирателям, этого нельзя исключать.
Но я не думаю, что Кучма за время, которое ему осталось на должности президента, может это осуществить. Времени мало. Кроме того, думаю, что потом и европейские институции укажут Украине, что изменение Конституции путем референдума противоречит элементарным основам репрезентативной демократии европейского образца".
Как стало известно "Немецкой волне", европейские институции скажут свое слово о предложенных изменениях в украинской Конституции уже в начале лета этого года. Сейчас президентский проект изучают юристы Венецианской комиссии - совещательного органа Совета Европы, в состав которого входят ведущие знатоки конституционного права. Три года назад именно эксперты Венецианский комиссии дали критическую оценку вопросов всеукраинского референдума, которые также предусматривали изменения в системе власти.