Реформы Кучмы: Сам он планирует стать сенатором

Среда, 5 марта 2003, 17:51
Кучма кардинально перекраивает политическую карту страны. В новой схеме он нашел место и для себя. После 2004 года Кучма планирует стать… сенатором.

УП узнала детали конституционных инициатив президента, которые он собирается озвучить в среду вечером. В офисы западных информагентств уже поступили распечатки, в которых на английском языке излагается суть Кучминых реформ.

Кучма вносит законопроекты, которыми президент лишается части полномочий. Главный принцип реформы: парламент должен сформировать в своих рядах большинство и определить кандидата в премьеры. Его на утверждение законодательному органу вносит президент. Этот механизм уже был отработан во время назначения Януковича.

Президент хочет оставить за собой право назначать только четырех министров – обороны, внутренних дел, чрезвычайных ситуаций и иностранных дел. Здесь есть отличия от того, как формировался Кабмин Януковича. В конце 2002 Кучма согласился, чтобы большинство "выдвигало" министра чрезвычайных ситуаций, но сам определял кандидата в министры юстиции.

Согласно предложениям Кучмы, он отказывается от права назначать 34 руководителей органов власти. Министров будет определять парламент, глав госкомитетов – сам премьер.

Среди неизвестных нюансов: в законопроектах предполагается сокращение депутатского состава парламента. Но сам парламент будет двухпалатным. Верхняя палата будет называться Палата регионов. В нее будет входить по три представителя от каждой из 27 админ-территориальных единиц. Плюс членами Палаты регионов будут бывшие президенты Украины. Итого 82 сенатора (с Кравчуком), 83 (с Кравчуком и Кучмой) и так далее.

Стоит отметить великую хитрость составителей законопроекта. Таким образом Кучма решает для себя вопрос постпрезидентского иммунитета. И не нужны никакие законопроекты о специальных гарантиях…

Нижняя палата получит название Государственное собрание. Численность – 300 депутатов. Формироваться должна на пропорциональной основе.

Сам президент имеет "прямой мандат", то есть избирается на всеобщих выборах народом. Президент имеет право распускать законодательный орган, если большинства в парламенте нет. Еще одна причина для разгона – в сроки не принят бюджет.

У Кабмина появляется также такая форма шантажа парламента, как право самостоятельно инициировать вопрос о своей отставке. То есть правительство может выдвинуть требование депутатам – или голосуете за законопроект, или мы увольняемся.

Все описанное выше – только инициативы. Для того, чтобы они стали законом, надо как минимум полгода – изменения в Конституцию принимаются на двух сессиях Верховной Рады.

Предполагается, что идеи президента будут обсуждаться общественностью в течение двух месяцев. УП вняла призывам главы государства и обратилась за первой реакцией к политологам.

Некоторые из них знали о реформаторских инициативах Кучмы только в версии Задорожнего. То есть на момент "комментирования" еще не предполагали о новом месте, которое для себя нашел "гарант" на период после 2004 года.

 
 
Директор Института политики, народный депутат Николай Томенко в комментарии УП по поводу обращения Кучмы выделил две "принципиальных" вещи.

"Первое - команда президента действует таким образом: если нельзя выиграть президентские выборы, то нужно сделать должность президента малозначимой. Именно такой является идея реформы, против которой, напомню, выступал сам президент", отметил Томенко. По его мнению, "чтобы не делали в президентской команде, ни один из претендентов не имеет шансов победить на выборах". "Именно поэтому лучше сделать ключевой должность премьер-министра", отметил Томенко.

Вторым ключевым моментом политолог назвал "подмену понятий, когда политическая реформа заменяется на конституционную".

"Оппозиция выступает за политическую реформу, т.е. приведение в соответствие с Конституцией Украины деятельности власти. К сожалению, мы ни одного дня не жили по действующей Конституции, где записано, что администрация президента - это консультационный орган по подготовке деятельности президента, самый высокий орган исполнительной власти - Кабинет Министров, а Генпрокуратура выполняет совсем другие функции", отметил Томенко.

Он добавил также, что "для начала следует провести политическую реформу, т.е. - привести в соответствие с законом, что также не отрицает оптимизацию Конституции". Томенко также высказал мнение, что "нет оснований, чтобы не переписать за неделю другую Конституцию, для конкретного дела или под конкретное должностное лицо - Медведчука или Януковича".

Предложенная президентской командой конституционная реформа, "которая будет продолжаться до 2006 года", предусматривает, что до этого времени президентом будет Кучма, отмечает Томенко. Но, по его мнению, потом будет введена "другая формула – малозначимый президент и сильный премьер-министр, которым будет Кучма". "Это прямой обман президента, потому что его команда уже устала писать доклады, предложения для Кучмы но никто не знает, что он будет делать после 2004 года", сказал Томенко и добавил, что "Медведчук не позволит себе писать доклады для Кучмы после 2004".

Томенко также добавил, что "не верит в то, что 300 голосов депутатов поддержат законопроект на выживание Кучмы и его команды".

В интервью журналистам Томенко также сообщил, что "в радикальном варианте [обращение] предусматривается, что института президентства вообще не будет, в умеренном варианте предусматривается, что президента будет выбирать парламент, а ключевой фигурой исполнительной власти будет премьер-министр".

Томенко подчеркнул, что ошибочность этого подхода заключается в том, что "люди, которые писали этот документ, писали его под себя, даже не под президента Кучму".

 
 
По мнению шеф-редактора журнала "Політична думка" Владимира Полохало, главным неизвестным моментом предложенной реформы является то, "кто назначает премьер-министра, кто делает представление о его назначении и кто увольняет".

"Сегодня президент дает кандидатуру премьера, а Верховная Рада ее утверждает. Если парламент не утверждает кандидатуру, поданную президентом, тот может назначить его исполняющим обязанности. Сейчас президент может уволить премьера с любой формулировкой, даже с такой комичной "за формирование собственного имиджа". Например, предлогом для увольнения Кинаха стало его "невнимание к проблемам культуры", напомнил Полохало.

"Теперь эта инициатива имеет несколько измерений", - отметил политолог. "Первое измерение - перехватить политическую инициативу или удержать ее в руках. Формировать свои собственные правила игры в течение тех года-полтора, которые остались до президентских выборов, а также включить в дискуссию всех других игроков, которые будут вынуждены реагировать на его предложения", прокомментировал Полохало и добавил, что "уже в четверг утром Кучма будет с любопытством слушать, кто и как реагирует на его заявление".

"Центром общественного внимания и эпицентром массмедийного интереса становится действующий президент", - считает политолог. - "Он - игрок, он пытается переключить внимание общества и масс-медиа на те правила игры, которые он предлагает, и которые нельзя обойти вниманием, поскольку он является субъектом законодательной инициативы".

"Таким образом, Кучма превратился в политтехнолога - сам или с помощью главы его администрации, или советников, или своего коллеги Путина. Многие из украинских политиков являются одновременно и политиками и политтехнологами. Кучма выступает политтехноголом и пиарщиком. Это такой самопиар", прокомментировал Полохало.

"Второе измерение, - который определил политолог, "это - умалить влияние от событий оппозиции 9 марта. Президент может комментировать все это таким образом, что он предлагает реформы, а оппозиция заботится только о собственных амбициях и о том, кто будет президентом. Кстати, не все заметили, что на съезде оппозиции говорилось о политической реформе. Оппозиция поняла, что должна делать конкретные предложения реформирования по собственным правилам".

Третье измерение президентской инициативы - президентские фобии. "У президента сформировалась фобия перед собственным политическим, и просто будущим после 2004 года. И это - фобия неопределенности, негарантированности", считает Полохало. "Президент знает, что порожденные им актеры из среды финансово-политических группировок - это люди, которые могут пойти на все, и быстро забыть о бывшей приверженности со стороны президента. Он не уверен в своем окружении, не уверен в будущем не только с точки зрения оппозиции, которая, конечно же, будет пытаться выяснить все обстоятельства его деятельности", высказал мнение политолог.

По его мнению, "слабость президента" состоит в том, что "он уже второй раз после 24 августа наступает на горло собственной песне, вынужден предавать собственное понимание роли президентства, роли личности на постсоветском пространстве. И эта фобия президента - важный элемент его инициатив. И если это не только игра, это фобия не только перед тем, что может победить Тимошенко или Ющенко, но и неуверенность, что представитель от власти будет тем гарантом, которым был Путин для Ельцина. Фобия и против оппозиции, и против своих", - констатировал Полохало.

По его мнению, если кучмовский проект получит 300 голосов, то это не означает смену политической системы, а является "таким своеобразным способом сохранения статус-кво на политическом и экономическом поле. Основные группировки сохранят свои позиции, контроль над парламентом, над правительством. Такая реформа не задевает сущности политического режима и основных интересов групп - ни киевской, ни донецкой, они сохраняют свои ресурсы. И в третьем варианте президент выиграет", отметил Полохало.

 
 
Владимир Малинкович, председатель комиссии содействия демократизации и развитию гражданского общества, считает, что "сейчас мало что можно комментировать, поскольку предложения, озвученные Задорожним, расплывчаты". "По его тону я могу судить, что пока у команды Леонида Кучмы нет завершенного проекта реформ", предположил политолог.

Как отметил Малинкович, "хорошо, что президент предлагает обсуждать конституционную реформу. Только делать это нужно не по принципу всеобщего "одобрямс". Надо открыть электронные СМИ для диалога по этому поводу в кругу специалистов, в режиме "за-против".

Политолог также отметил, что его "радует, что от президента к парламенту должны перейти функции формирования Кабинета Министров". "Это конструктивно, но основное напряжение по созданию правительства перейдет на партийные фракции. И, к сожалению, в озвученных Задорожним инициативах я не услышал о новом избирательном законе на пропорциональной основе, хотя, надеюсь, в самом проекте реформ он будет", отметил он.

Малинкович также сказал, что в случае отсутствия избирательного закона, "у нас не будет конструктивно работающего парламента. А значит, и возможность формирования эффективно действующего правительства мало реальна. Поэтому крайне важно, чтобы закон о выборах был. Напомню: в обращении президента к народу от 24 августа такой пункт о партийных выборах был".

Он также отметил, что "абсолютно неправильно начинать конституционную реформу с формирования двухпалатного парламента. Он будет формироваться представителями регионов, а у нас еще даже не начата административно-территориальная реформа, реформа местного самоуправления".

"Раньше президент хотел иметь вторую палату, чтобы опираться на нее, держа в узде парламент. Но сейчас, когда президент будет слабый, то кому она послужит опорой? В России вторая палата эффективна, потому что сильный президент", напомнил Малинкович.

По его мнению, "первое, что необходимо сделать сейчас, - внести законопроект о пропорциональных выборах, и конституционно закрепить нормы, которые позволят партийным фракциям Верховной Рады формировать коалиционное правительство".

"Чтобы такое правительство работало, а не менялось по несколько раз на год, как в Италии, важно позаимствовать немецкий опыт", считает Малинкович. "Это вариант "конструктивного вотума недоверия". "Это значит, что парламентские партии могут отправить правительство в отставку только при условии, что готовы сразу же сформировать новый Кабинет министров. Эта норма способствовала тому, что за всю историю ФРГ только 1 раз правительство ушло в отставку в промежутке между парламентскими выборами", пояснил политолог и добавил, что "сейчас важно не углубляться в детали и растянуть реформу во времени".

Малинкович также высказал мнение, что на первом этапе нужно "провести закон о пропорциональных выборах, чтобы парламент избирался по партийным спискам, внести изменения в Конституцию, которые позволят парламентским партиям формировать правительство". Сделать это, по его мнению, надо до конца года, "и на этом пока поставить точку. Чтобы в 2004 г. граждане знали, за президента с какими полномочиями они будут голосовать".

Второй этап – "судебная реформа, после президентских выборов (2004 –2006 гг.). У нас суд все еще работает по-советски", отметил он.

И, наконец, третий этап – административно-территориальная реформа, реформа местного самоуправления. "Если появятся элементы федерализма, тогда имеет смысл создавать вторую палату. Тогда, партийные списки для выборов в парламент можно будет формировать в каждой федеральной земле. Но это только в случае, если в Украине будут созданы элементы федерализма", сказал Малинкович.

"Сейчас же самое главное – отказаться от сильной президентской системы власти и преодолеть наследие советско-сталинской системы с жесткой вертикалью власти, сведя к минимуму влияние админресурса", высказал мнение политолог.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Все новости...
Реклама: