Гуманисты

Понедельник, 24 марта 2003, 12:05
Минареты похожи на боеголовки. Может, для кого-то это и хороший повод, чтобы начать войну, но недостаточный для тех, кто размышляет над тем, следует ли подтягиваться поближе к такой войне.

В Украине искали повод, чтобы оправдать будущего победителя. И нашли самый простой: он – победитель. Два человека, которые хотят иметь самую большую украинскую булаву - Надежда Нации и Позор Нации, "сын" и "отец", владелец самого высокого рейтинга популярности и самого низкого, плюс и минус батарейки, которую надо менять, - размышляли в данный момент одинаково, они стали похожи.

И один из них ошибся. Думаю, что Виктор Ющенко.

Со стыдливостью из разряда той, которую изведал Понтий Пилат, умывая руки, и которая чаще всего оставляет шанс если не на прощение проступка, то хотя бы на определенное сочувствие у людей сердобольных, оба политика отправили украинский батальон в зону войны.

Мотивы и проявления этого неуютного чувства были разные. Виктор Андреевич во втором голосовании – по поводу отправки батальона – участия не принимал, а Леонид Данилович под купол Верховной Рады вообще не явился; у кого простой расчет, у кого совесть – не совесть, а что-то этакое мятущееся скребло душу под рубашкой – ведь аргументировать этот поступок не чем.

Мне всегда казалось драматичным то, что в большой политике морально-этический аспект второсортен. Пока не видно и четко мотивированного тактического прагматизма. Да, украинский президент на определенное время помирится с Вашингтоном, послав ему вместе с серебристым Илом, который понесет полтысячи наших военных в Персидский залив, и свой воздушный поцелуй. А какую пользу получит или хотя бы может получить государство Украина?

Сегодня, скажу вам по секрету, ни один политик в стране этого не знает. Самое путнее, что вы услышите, - это геостратегические фантазии о необходимости присутствия Украине в той точке, где ломается старый мир и рождается новый, непредсказуемый и неконтролируемый.

И Кучма, и Ющенко затем неубедительно доказывали, что батальон едет не воевать, а вычищать авгиевы конюшни войны, а это почетно, и даже очень, так как есть в этом украинском гуманизме что-то щемящее – то ли от толстовщины, то ли от Матери Терезы или какого-то другого покойного крупного гуманиста.

И люд наш, который в ближайшем будущем будет переименован в электорат, - не юродивый из глухого хутора, где отключили радиоточку сразу после объявления войны с Гитлером. И он, избиратель, соображает, что батальон командируется в первые дни войны, а не после объявления капитуляции сатрапа, чтобы одеть респираторы на кувейтцев, потерявших сознание; что в пустыне сейчас грохочут танки, а Саддам с испугу забыл, где прячет колбы со смертоносными микробами, а значит – что наши едут таки на войну, и придется им или нет получать дозиметры, но они "при войне", и командуют ими не люди в фуражках приятного голубого цвета, а американские генералы, то есть батальон наш едет на чужую войну, развязанную исключительно Соединенными Штатами, и что нужны там наши "химики" только для "галочки" в списке интернациональной поддержки этой войны.

А что украинское общество думает примерно так, доказывают свеженькие исследования Фонда "Демократические инициативы": 82,3% опрошенных решительно выступают против войны, еще 10,2% могли бы ее поддержать, если бы в Багдаде было найдено оружие массового уничтожения, то есть реально 92,5 процента украинцев – против войны в Ираке.

Неосмотрительно пренебрегать такими данными, в особенности если в "золотом фонде" кандидата в президенты не "танки" административного и финансового ресурса, а именно он (а, по большому счету – только он) - рейтинг общественного доверия. Президент наш среди народных любимчиков не значится, поэтому уверенно разыграл другую карту, которая находилась у него не на внутренней, а на внешней стороне рукава, – американскую, и уже получил заверения от такого важного в Украине человека, как Карлос Паскуаль, в том, что командировка батальона окажет содействие налаживанию отношений между Киевом и Вашингтоном.

И подсобил Леониду Даниловичу в этом Виктор Андреевич. Четырех десятков мандатов "Нашей Украины" хватило, чтобы подсадить президента на коня и сделать копеечный украинский вклад в историю военного конфликта, который многие считают началом Третьей мировой. А в добавок этих голосов хватило еще и на то, чтобы забить дополнительный гвоздь в такое довольно условное понятие, как единство оппозиции.

Интересно в данный момент не то, что повлияло на Ющенко больше всего – утренний разговор с президентом накануне голосования или ходатайство американцев, которые, понятное дело, направились не только в сторону улицы Банковой, но ясно, что Виктор Андреевич не сыграл так, как мог бы – на антитезе с Кучмой: Ющенко - голубь мира, президент – приспешник войны.

В таком случае, конечно, американско-ющенковская дружба пострадала бы, но, думается, эта потеря не стала бы значительной и непоправимой. Ведь американцы не списали еще на макулатуру стопы бумаг, посвященных "Кольчугам" и другим подозрительным президентским деяниям Леонида Кучмы, они не доверяют Кучме и не собираются его поддерживать, да и просто не любят они его, как Христос – неплодоносящую смоковницу.

Вместе с тем, пока выборы-2004 еще не превратились окончательно в призрак и пропрезидентский блок не представил достойного наследника, Ющенко остается интересным Вашингтону. Едва ли этот интерес стерло бы на нет голосование "Нашей Украины" о отправке батальона в массовку антииракской коалиции.

Но дело сделано, "Аннушка уже разлила масло...", и уже прозвучал голос нации, то есть визг нации. Нация, которая не хочет войны, откомандировала в пылающую пустыню свой батальон за свои же деньги, так и не поняв наверное, ради чего и зачем.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования