В ожидании войны и воли парламента

Вторник, 18 марта 2003, 10:57
В то время как украинские парламентарии не слишком спешат относительно рассмотрения указа президента о направлении наших военных в район возможных боевых действий около Ирака, 19-ый отдельный батальон радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Украины заявляет о полной готовности к своей дислокации на Ближний Восток в случае возникновения такой потребности.

Чтобы продемонстрировать это не на словах, а на деле, руководство Западного оперативного командования решило организовать массовую экскурсию для журналистов на полигон полка армейской авиации в городке Новый Калынив, что возле Самбора (место постоянной дислокации батальона). В Новом Калынове вот уже четыре месяца со дня своего создания проводит подготовку 19-й батальон. Представители СМИ имели возможность увидеть не показательное выступление, а реальную плановую тренировку всего батальона, которая проходит раз в месяц. Отдельными ротами военные тренируются ежедневно.

Во время тренировки они показали, что умеют не только справляться со своими прямыми обязанностями - определять и ликвидировать последствия применения радиационного, биологического и химического оружия, но и обороняться от нападений диверсионных групп. Для осуществления последней цели каждый военнослужащий имеет штатное оружие, а также на вооружении батальона находится машина БТР-80, которая кроме спецоборудования, имеет пулеметы.

Несмотря на возможность необходимости применения последних, военные заявляют, что не боятся ехать на войну. По словам первого заместителя командующего Западного оперативного командования генерал-лейтенанта Валерия Фролова, для 19-го батальона нет особой разницы между ликвидацией последствий применения биологического, радиационного и химического оружия в Персидском заливе или, например, техногенной катастрофы на атомной станции в Украине. Единственной разницей он считает возможное возникновение преград со стороны террористических групп.

Из 531 военного личного состава 19-го батальона РХБ защиты (65 офицеров, 35 прапорщиков, остальные солдаты и сержанты срочной службы по контракту) пятеро были задействованы в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, 15% - участвовали в военных действиях, 6% - выполняли миротворческие миссии под эгидой международных организаций в Косово, Ливане, Югославии. Ни одного военнослужащего срочной службы в батальоне нет, а зачисление в его личный состав осуществлялось исключительно на добровольной основе. Средний возраст батальона тридцать лет.

То, что выбор американцев пал именно на Самборский батальон перед аналогичными батальонами других государств, военнослужащие восприняли абсолютно спокойно. Заместитель командующего западного оперативного командования Валерий Фролов не отрицает возможности, что в некоторой степени это было политическое решение, но, как бы там ни было, он считает батальон высоквалифицированным.

"Мы лучшие среди других, по-видимому, потому что укомплектованы современной техникой, которая может выполнять поставленные перед нами задания. Других способов выполнения этих заданий никто еще не придумал", - заявил командир батальона подполковник Юрий Онищук. В то же время, он несколько нелогично заметил: "Нашу современную технику знают еще со времен Советского Союза".

Действительно, в основном батальон укомплектован военной техникой советского производства, но военнослужащие убеждают, что она абсолютно соответствует современным требованиям. Владеет личный состав и отечественной продукцией, в частности, приборами радиационного контроля, разработанными львовскими специалистами.

Свою пригодность военные доказали и тем иностранным атташе, которые присутствовали на учениях батальона в конце прошлого года. Ими была дана позитивная оценка выучке личного состава и соответствии современным требованиям батальона.

В общем 19-й отдельный батальон РХБ-защиты способен выполнять задания относительно ведения радиационной и химической разведки, выявления случаев применения биологических (бактериологических) средств, осуществлять сбор и обработку информации о радиационной, химической и биологической обстановке, вести дозиметрический и химический контроль, проводить анализ и определение типов ядовитых веществ, проводить полную специальную обработку вооружения, техники материальных средств, дезинфекцию зараженных участков местности, объектов и экипировки. Кроме того, способен оказывать помощь населению во время техногенных катастроф.

Однако, как сообщил Валерий Фролов, батальон готов к борьбе со всеми разновидностями химического оружия, а вот относительно биологического - не ко всем. Как рассказал Юрий Онищук, есть определенные виды микробов, специфику которых они не могут определить, т.е., какое это бактериологическое оружие. "Мы только можем относительно них провести специфическую разведку. Можем обнаружить, но конкретно не можем сказать, что это. Этим уже медики занимаются, но на это им нужно определенное время. А так в целом мы обеспечены всеми средствами защиты от биологического оружия", - объяснил командир.

Кроме опасности пострадать от действий террористических групп, для украинских спасателей на Ближнем Востоке существует еще опасность заражения одной из многочисленных, часто смертоносных, инфекций, распространенных в странах граничащих с Ираком. По рекомендации ООН, личному составу необходимо провести прививку от брюшного тифа, гепатита А, столбняка, дифтерии, желтой лихорадки. Данные вакцины даже в 30%-ом запасе есть в медицинском подразделении батальона. Однако вакцин против оспы и сибирской язвы, которые являются важными при применении биологического оружия, в Украине не зарегистрировано. Поэтому достигнуты договоренности, что в случае необходимости, вакцину предоставит американская сторона.

От вакцинации, в первую очередь, будет зависеть и длительность окончательного сбора батальона после того, как его все-таки официально отправят на Ближний Восток. Ведь организм человека вырабатывает иммунитет от брюшной тифа, гепатита А, столбняка, дифтерии, желтой лихорадки и оспы уже после одноразовой прививки, но в течение двух недель.

В то же время, вакцинация против сибирской язвы требует шести прививок в два этапа. Поэтому в случае принятия позитивного решения об отправке батальона, прививку против этой инфекции начнут делать еще в Украине, а продолжат уже на месте дислокации. Т.е., реально украинские военные могут поехать не полностью защищенными от "ближневосточных " инфекций.

Но и начать раньше вакцинацию батальон не может, поскольку до конца неизвестно, поедет ли он в зону военных действий, а главное - в какую именно страну. Ведь в каждой из них есть свои инфекции, от чего и будет зависеть количество и виды прививок.

Несмотря на то, что сейчас батальон должен находиться в состоянии особой готовности, принимая во внимание вероятную командировку на Ближний Восток, по словам его командира подполковника Юрия Онищука, батальон выполняет свою обычную и повседневную работу. "Ведь он всегда готов к выполнению своих заданий. Кроме того, батальон создавался не для того, чтобы его куда-то отправляли, а, в первую очередь, для ликвидации последствий техногенных катастроф, которые могут возникнуть в мирное время и в Украине, например, на атомных станциях. Поэтому мы всегда готовы к действиям", - рассказывает командир.

В то же время, военные воздерживаются от комментариев относительно целесообразности участия Украины в американо-иракском конфликте. "Как скажет Верховная Рада и президент, так и будем действовать. Свою точку зрения я оставлю при себе", - высказался заместитель командующего Западного оперативного командования Валерий Фролов.

В основном все военнослужащие сходятся на одном: "Нас политика не должна интересовать. Мы выполняем свой долг перед Конституцией". Правда, основной причиной желания личного состава батальона ехать на войну является финансовая выгода. Пребывая на территории иностранной страны в состоянии готовности, они будут получать от 600 до 1000 условных единиц в месяц. А в случае выполнения своих прямых заданий уровень денежного содержания может быть увеличен. Сейчас зарплата рядового сержанта составляет 400-500 гривен, а офицера - от 800. В общем, содержание батальона в состоянии постоянной готовности обходится государству в сорок тысяч гривен ежемесячно.

То, что военные не против поехать заработать денег, свидетельствует и то, что все они дали на это письменное согласие, а также это сделали их жены и матери.

А на вопросы о компенсациях семьям в случае смерти кого-то из личного состава батальона, Валерий Фролов ответил: "Мы не собираемся умирать".

Поэтому, сейчас основное слово за народными депутатами. Однако последние, похоже, воспринимают одобрение указа президента больше как вынос приговора военным 19-го батальона. Как сообщил 13 марта нардеп от "Нашей Украины" Игорь Осташ, его фракция еще не определилась со своей позицией по этому вопросу. По его словам, "НУ" только начинает активно дискутировать. Не имеет, по мнению Осташа, и единой позиции во многих фракциях парламентского большинства.

"Позиция "Нашей Украины" будет зависеть от многих факторов. В первую очередь, она будет исходить из гарантий, которые будут даваться батальону, потому что уровень бактериологической атаки может быть чрезвычайно серьезный. Поэтому хотелось бы, чтобы наши ребята вернулись не калеками или инвалидами", - разъясняет "нашеукраинец". Важным аргументом для депутатов является и статус, в котором батальон поедет на Близкий Восток, а именно миротворческий под эгидой ООН. Кроме того, по мнению Осташа, при голосовании должно быть обязательно учтено мнение народа о целесообразности отправления батальона.

Если все ответы на эти вопросы депутаты получат на днях, то, по прогнозам "нашеукраинца", дело батальона на голосование может быть поставлено на следующей неделе. "Кроме того, мы понимаем, что вот-вот могут начаться военные действия", - объясняет Игорь Осташ.

Однако остерегаются члены "Нашей Украинцы" этого голосования и потому, что, по их мнению, сам факт согласия на отправку украинского батальона является определенным освящением или молчаливым согласием на военные действия Америки без соответствующих резолюций Совета Безопасности и других.

В откладывании этого голосования вплоть до начала боевых действий или даже уже при неотложной помощи в ликвидации последствий Осташ видит позитив, ведь "миссия украинского батальона будет полностью оправдана, потому что он будет иметь уже дело с последствиями, и это будет спасательная миссия".

А в то время, когда военные находятся в постоянном ожидании войны и решения парламента, некоторые нардепы воспользовались этим случаем, чтобы подколоть украинское руководство.

Так 14 марта Зайчук и Бокий пытались зарегистрировать свои законопроекты по этому вопросу. Аппарат Верховной Рады отказал им в этом. Содержание законопроектов так и осталось неозвученным. Но не трудно догадаться, что оно касалось слов из выступления Бокия 7 января: "… В связи с этим (подписанием указа Кучмой - М. П.) группа народных депутатов Украины, проконсультировавшись со своими политическими силами, проконсультировавшись со многими избирателями, внесла законопроект, который призван поддержать этот Указ Президента. В частности этим проектом планируется направить в район возможных боевых действий миротворческий батальон Украины под командованием Верховного главнокомандующего Вооруженных сил Украины капитана запаса Кучму Леонида Даниловича. Комиссаром батальона назначить Табачника Дмитрия Владимировича. Командирами рот назначить Медведчука Виктора Владимировича, Смирнова Юрия Александровича, Пискуна Святослава Михайловича……"

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования