Тарас Шевченко как лидер оппозиции?
Понедельник, 10 марта 2003, 16:10
О ходе акции "Восстань, Украина!" 9 марта, читайте здесь:
АКЦИЯ "ВОССТАНЬ, УКРАИНА!" Митинг возле памятника Шевченко
9 марта 2003 года по многим признакам можно назвать вехой в политической жизни постсоветской Украины.
День рождения Тараса Шевченко - знаменательный день в жизни украинства. Фигура гениального Шевченко является, без сомнения, объединительным фактором разных слоев украинства - в культуре, обществе, политике - уже более ста лет.
Шевченко стал восприниматься уже не только как гениальный поэт и выдающийся общественный деятель, а как главный идеолог консолидации украинской идентичности, формирования и самоопределения украинской нации. Он вдохновлял лидеров разнообразных политических течений и сил Украины и стал политическим стягом и символом украинства в процессе национально-освободительных движений разных политических сил и течений, политиков и общественных деятелей разных времен и разных форматов, начиная от "правого националиста" Михновского до "коммуниста-националиста" Скрипника.
В советские тоталитарные времена Шевченко был единственной легитимной фигурой, к которой можно было апеллировать, обращаться, цитировать и получать духовную и интеллектуальную поддержку. А памятник поэту в Киеве был едва ли не единственным местом, где с риском для собственной карьеры, и даже для жизни традиционно собирался цвет украинской нации - поэты, писатели, художники, научные работники, студенты, которые таким образом удостоверяли свое сопротивление тогдашнему коммунистическому режиму.
В начале обретения Украиной Независимости День 9 марта стал терять свое традиционное содержание. Фактически он превратился в обычный День рождения Кобзаря, и вдобавок официально приватизирован как и другие символы украинской нации постсоветской номенклатурой ради собственной идеологической легитимизации.
Первая попытка реанимации традиции или "реприватизация" Шевченко состоялась в начале нынешнего столетия – 9 марта 2001 года.
Кассетный скандал, смерть журналиста Георгия Гонгадзе и прочие события стали ниспровергающим фактором нынешнего политического режима, в результате чего в Украине начала формироваться системная политическая оппозиция.
По сути два года назад 9 марта стал переломным днем политического развития Украины. Именно возле памятника Тарасу состоялась первая публичная и жестокая стычка между представителями власти и оппозиции, жертвами которой стали десятки людей, часть которых оказалась за решеткой.
К Шевченко снова начали апеллировать как к духовному освободителю и защитнику. Драматические события 2001 года, которые стали началом системного кризиса нынешнего политического режима в Украине, имели широкий резонанс в мире, и отделили в общественном сознании власть от Тараса Шевченко, который снова стал восприниматься как олицетворение оппозиционности и дисидентства.
Отметим, что в этом году президент Кучма "проигнорировал" День рождения Кобзаря, и предпочел возложение цветов символам нации словацкой.
Вместе с тем 9 марта 2003 года стал определенным импульсом институциализации оппозиции, лидеры которой в полном составе –Юлия Тимошенко, Виктор Ющенко, Александр Мороз, Петр Симоненко и их приверженцы из всех регионов Украины заняли место у подножия Шевченко.
По разным данным в воскресном митинге возле памятника Кобзарю принимало участие от 60 до 150 тысяч граждан.
По свидетельствам экспертов и очевидцев, со времен "Горбачевской перестройки" украинская столица впервые собрала такое количество людей.
Но дело не только в беспрецедентном количестве участников митинга, хотя этот момент всегда является элементом спекуляций со стороны власти, которая всегда старается преуменьшить уровень сопротивления относительно себя через государственные и олигархические масс-медиа.
И дело даже не в текстах выступлений, которые могут быть чувствительны для критики, чем, кстати, воспользовались некоторые провластные СМИ. (Интересно, что многотысячный митинг 9 марта подавался подавляющим большинством телевизионщиков как второстепенное событие, большей частью в конце программ. Главными сюжетами продолжало быть телеобращение Кучмы по поводу политической реформы).
Симптоматичным и беспрецедентным для политической Украины стало то, что первый раз за период Независимости Кобзарю "удалось собрать" представителей широчайшего политико-идеологического спектра политической оппозиции – от коммунистов до правых национал-демократов. Цвет флагов на этом митинге для его участников не имел существенного значения. А стихи Шевченко с одинаковым энтузиазмом цитировали и лидер "Нашей Украины" и лидер украинских коммунистов. При чем последний в своем пафосе, похоже, старался превзойти первого.
Некоторые же участники митинга, слушая ораторов, проводили даже определенные ассоциативные параллели между политиками нынешними и политиками прошлыми: Ющенко-Грушевский, Мороз-Винниченко, Тимошенко-Петлюра, Симоненко-Скрипник...
Характерным был и тот факт, что колона коммунистов, шествуя по Крещатику к парку Шевченко, даже не остановилась возле памятника своего идеологического кумира, "вождя мирового пролетариата В.И.Ленина".
Духовным лидером для коммунистов в этот день был Тарас Шевченко.
Опасность торжества номенклатурно-олигархического режима и политическая реформа а ля Кучма - как было указано в принятой митингом резолюции - оказалась более весомой, чем идеологические расхождения.
Идея объединения идеологически разновекторных оппозиционных сил была определяющей и среди рядовых участников митинга, которые в своих записках и репликах к лидерам требовали реальной консолидации и конкретных действий в этом направлении.
Идеологическая толерантность и неагрессивность десятков тысяч людей разных ориентаций и политических культур, по мнению многих, в определенной степени опровергают миф об обреченности украинцев на полнейшую разобщенность и раздор нации.
Однако сказанное выше - одна сторона медали. В политических буднях тяготение к сакральности политических явлений и событий, к появлению новых идолов и кумиров является естественным и отчасти конъюнктурным, как и радикальный нигилизм относительно развенчанных старых. Такая черта присуща многим сообществам, но, похоже, в особенности украинцам. На самом деле институциализация истины не происходит в быстротечном беге политического времени, тем более во время митингов.
За кулисами настоящих намерений изменить что-то к лучшему временами может скрываться что-то призрачное и меркантильное.
Митинг и место его проведения лишь артикулирует желаемое или кажущееся, конфронтационное или нигилистическое (Кучму геть!). Временами, что самое худшее, митинг является элементом манипулирования ловких политиков общественным сознанием ради достижения личного политического успеха. В этом случае это так же можно квалифицировать как политический беспредел и обман людей.
Вместе с тем, и это наверное важно, такие собрания как митинги дают возможность "подсмотреть" зарождение нового общественного идеала, ощутить изменение общественного расположения духа в пользу более рационального чем сейчас обустройства общей жизни. И в этом случае возможен консенсус между организаторами-вождями и рядовыми участниками митинга. При этом громкие апелляции к кумирам могут стать двигателем политических изменений, а сами митинги - формой и публичным средством декларирования общих намерений "вождей" и масс.
Поэтому массы, и в частности участники митинга, поддержкой которых заручились политики, имеют право на главный вопрос: с какими намерениями нас "собрали"?
Итак, станут ли лидеры украинской оппозиции выразителями новых общественных настроений, реализуют ли они демократические ожидания общества ради лучшего обустройства жизни? В конце концов, способны ли они (лидеры) реально объединить свои усилия именно на оппозиционных началах, поступившись собственными амбициями и расчетами, для преодоления преступного, по их определению нынешнего политического режима, и построить Украину, о которой мечтал Шевченко, и которому они исповедовались и поклонялись на митинге как своему национальному кумиру и лидеру?
АКЦИЯ "ВОССТАНЬ, УКРАИНА!" Митинг возле памятника Шевченко
9 марта 2003 года по многим признакам можно назвать вехой в политической жизни постсоветской Украины.
День рождения Тараса Шевченко - знаменательный день в жизни украинства. Фигура гениального Шевченко является, без сомнения, объединительным фактором разных слоев украинства - в культуре, обществе, политике - уже более ста лет.
Шевченко стал восприниматься уже не только как гениальный поэт и выдающийся общественный деятель, а как главный идеолог консолидации украинской идентичности, формирования и самоопределения украинской нации. Он вдохновлял лидеров разнообразных политических течений и сил Украины и стал политическим стягом и символом украинства в процессе национально-освободительных движений разных политических сил и течений, политиков и общественных деятелей разных времен и разных форматов, начиная от "правого националиста" Михновского до "коммуниста-националиста" Скрипника.
В советские тоталитарные времена Шевченко был единственной легитимной фигурой, к которой можно было апеллировать, обращаться, цитировать и получать духовную и интеллектуальную поддержку. А памятник поэту в Киеве был едва ли не единственным местом, где с риском для собственной карьеры, и даже для жизни традиционно собирался цвет украинской нации - поэты, писатели, художники, научные работники, студенты, которые таким образом удостоверяли свое сопротивление тогдашнему коммунистическому режиму.
В начале обретения Украиной Независимости День 9 марта стал терять свое традиционное содержание. Фактически он превратился в обычный День рождения Кобзаря, и вдобавок официально приватизирован как и другие символы украинской нации постсоветской номенклатурой ради собственной идеологической легитимизации.
Первая попытка реанимации традиции или "реприватизация" Шевченко состоялась в начале нынешнего столетия – 9 марта 2001 года.
Кассетный скандал, смерть журналиста Георгия Гонгадзе и прочие события стали ниспровергающим фактором нынешнего политического режима, в результате чего в Украине начала формироваться системная политическая оппозиция.
По сути два года назад 9 марта стал переломным днем политического развития Украины. Именно возле памятника Тарасу состоялась первая публичная и жестокая стычка между представителями власти и оппозиции, жертвами которой стали десятки людей, часть которых оказалась за решеткой.
К Шевченко снова начали апеллировать как к духовному освободителю и защитнику. Драматические события 2001 года, которые стали началом системного кризиса нынешнего политического режима в Украине, имели широкий резонанс в мире, и отделили в общественном сознании власть от Тараса Шевченко, который снова стал восприниматься как олицетворение оппозиционности и дисидентства.
Отметим, что в этом году президент Кучма "проигнорировал" День рождения Кобзаря, и предпочел возложение цветов символам нации словацкой.
Вместе с тем 9 марта 2003 года стал определенным импульсом институциализации оппозиции, лидеры которой в полном составе –Юлия Тимошенко, Виктор Ющенко, Александр Мороз, Петр Симоненко и их приверженцы из всех регионов Украины заняли место у подножия Шевченко.
По разным данным в воскресном митинге возле памятника Кобзарю принимало участие от 60 до 150 тысяч граждан.
По свидетельствам экспертов и очевидцев, со времен "Горбачевской перестройки" украинская столица впервые собрала такое количество людей.
Но дело не только в беспрецедентном количестве участников митинга, хотя этот момент всегда является элементом спекуляций со стороны власти, которая всегда старается преуменьшить уровень сопротивления относительно себя через государственные и олигархические масс-медиа.
И дело даже не в текстах выступлений, которые могут быть чувствительны для критики, чем, кстати, воспользовались некоторые провластные СМИ. (Интересно, что многотысячный митинг 9 марта подавался подавляющим большинством телевизионщиков как второстепенное событие, большей частью в конце программ. Главными сюжетами продолжало быть телеобращение Кучмы по поводу политической реформы).
Симптоматичным и беспрецедентным для политической Украины стало то, что первый раз за период Независимости Кобзарю "удалось собрать" представителей широчайшего политико-идеологического спектра политической оппозиции – от коммунистов до правых национал-демократов. Цвет флагов на этом митинге для его участников не имел существенного значения. А стихи Шевченко с одинаковым энтузиазмом цитировали и лидер "Нашей Украины" и лидер украинских коммунистов. При чем последний в своем пафосе, похоже, старался превзойти первого.
Некоторые же участники митинга, слушая ораторов, проводили даже определенные ассоциативные параллели между политиками нынешними и политиками прошлыми: Ющенко-Грушевский, Мороз-Винниченко, Тимошенко-Петлюра, Симоненко-Скрипник...
Характерным был и тот факт, что колона коммунистов, шествуя по Крещатику к парку Шевченко, даже не остановилась возле памятника своего идеологического кумира, "вождя мирового пролетариата В.И.Ленина".
Духовным лидером для коммунистов в этот день был Тарас Шевченко.
Опасность торжества номенклатурно-олигархического режима и политическая реформа а ля Кучма - как было указано в принятой митингом резолюции - оказалась более весомой, чем идеологические расхождения.
Идея объединения идеологически разновекторных оппозиционных сил была определяющей и среди рядовых участников митинга, которые в своих записках и репликах к лидерам требовали реальной консолидации и конкретных действий в этом направлении.
Идеологическая толерантность и неагрессивность десятков тысяч людей разных ориентаций и политических культур, по мнению многих, в определенной степени опровергают миф об обреченности украинцев на полнейшую разобщенность и раздор нации.
Однако сказанное выше - одна сторона медали. В политических буднях тяготение к сакральности политических явлений и событий, к появлению новых идолов и кумиров является естественным и отчасти конъюнктурным, как и радикальный нигилизм относительно развенчанных старых. Такая черта присуща многим сообществам, но, похоже, в особенности украинцам. На самом деле институциализация истины не происходит в быстротечном беге политического времени, тем более во время митингов.
За кулисами настоящих намерений изменить что-то к лучшему временами может скрываться что-то призрачное и меркантильное.
Митинг и место его проведения лишь артикулирует желаемое или кажущееся, конфронтационное или нигилистическое (Кучму геть!). Временами, что самое худшее, митинг является элементом манипулирования ловких политиков общественным сознанием ради достижения личного политического успеха. В этом случае это так же можно квалифицировать как политический беспредел и обман людей.
Вместе с тем, и это наверное важно, такие собрания как митинги дают возможность "подсмотреть" зарождение нового общественного идеала, ощутить изменение общественного расположения духа в пользу более рационального чем сейчас обустройства общей жизни. И в этом случае возможен консенсус между организаторами-вождями и рядовыми участниками митинга. При этом громкие апелляции к кумирам могут стать двигателем политических изменений, а сами митинги - формой и публичным средством декларирования общих намерений "вождей" и масс.
Поэтому массы, и в частности участники митинга, поддержкой которых заручились политики, имеют право на главный вопрос: с какими намерениями нас "собрали"?
Итак, станут ли лидеры украинской оппозиции выразителями новых общественных настроений, реализуют ли они демократические ожидания общества ради лучшего обустройства жизни? В конце концов, способны ли они (лидеры) реально объединить свои усилия именно на оппозиционных началах, поступившись собственными амбициями и расчетами, для преодоления преступного, по их определению нынешнего политического режима, и построить Украину, о которой мечтал Шевченко, и которому они исповедовались и поклонялись на митинге как своему национальному кумиру и лидеру?