Эхо торговой войны
Понедельник, 3 февраля 2003, 17:11
"Прагматизм" Украины и России привел к осложнению торговых отношений между странами
Украинско-российская "торговая война" длится уже более года. Ее начало было положено в 2001-м – с введением государствами налога на добавленную стоимость на импортируемые товары. Уже тогда эксперты говорили о зарождении негативных тенденций в торгово-экономических отношениях Киева и Москвы. И хотя и Банковая, и Кремль предпочитают избегать определения торговых отношений как "войны", 2002 год показал, что звучные определения были не напрасны. Введенные одно за другим взаимные ограничения на импорт повлекли заметное сокращение двустороннего товарооборота. Эксперты не исключают проведения в текущем году новых антидемпинговых расследований и введения очередных санкций, однако отмечают, что подписание соглашения о создании зоны свободной торговли поможет сторонам частично снять напряжение в отношениях.
Начало всех начал
По итогам 2002 года впервые за последние годы зафиксировано снижение товарооборота между Украиной и Россией. Причин, объясняющих негативную динамику, существует немало. Но все же главной из них, по мнению экспертов, является введение сторонами жестких мер по защите собственных рынков. Анализируя обстоятельства каждого конкретного антидемпингового расследования, следует признать, что многие из них проводились без должной аргументации, предвзято, порой "под заказ" того или иного национального производителя. Сказанное в равной степени касается и Украины, и России.
Напомним, обострение украинско-российских торговых отношений началось с июля 2001 года после введения Россией налога на добавленную стоимость на импортируемые украинские товары (этот режим действует до сих пор). Украинская сторона поступила адекватно и также ввела НДС на все российские товары. При этом, невзирая на явные проблемы, президент Украины заявил, что он исключает возможность разворачивания между странами торговой войны. Впрочем, Леонид Кучма вынужден был признать, что при существовавшем в 2001 году отрицательном сальдо торгового баланса Украины с Россией взимание НДС не пойдет на пользу, в первую очередь, нашей стране.
2002 год начался с обострения "трубной проблемы". Хотя специальные защитные пошлины на украинские трубы в размере 20-40% от их стоимости Россия ввела еще в апреле 2001-го, на деле они не взимались. Москва ограничивала импорт украинских труб в РФ путем квотирования поставок: украинская квота составляла 620 тыс. тонн в год. И хотя в 2001 году украинские производители труб из черных металлов использовали квоту на экспорт продукции в РФ лишь на 84,71%, экспортировав 350 тыс. тонн труб, на 2002 год было решено сохранить режим ограничения поставок.
Вслед за такими действиями Москвы Украина приняла аналогичные меры в отношении российского железорудного сырья и цемента. В марте 2002 года Кабмин решил квотировать поставки железорудного сырья из России, а в апреле по результатам антидемпингового расследования поставок в нашу страну цемента из РФ была установлена четырехмесячная 41%-ная предварительная антидемпинговая пошлина на его импорт (затем ее продлили до октября). "Боевые действия" разгорались.
Записки с поля битвы
Урегулировать вышедшую из-под контроля ситуацию попытались министерства экономики двух стран, в апреле 2002 года подписав мораторий на введение новых торговых санкций. Подписание документа должно было привести к "отрезвлению" сторон. Но этого не случилось. С наступлением лета "боевые действия" развернулись с новой силой.
Очередной виток "гонки ограничений" коснулся украинских металлургов: под давлением внутренних производителей Россия ввела предварительную 4-месячную антидемпинговую пошлину на импорт оцинкованного проката из Украины в размере 31,8%. Таким путем правительство РФ пыталось помочь российским металлургам, которые стремительно теряли доходы как из-за снижения мировых цен на сталь, так и из-за защитных мер, предпринятых на своих рынках крупными потребителями металлопродукции – США и Китаем. Ощутимый удар пришелся по Мариупольскому металлургическому комбинату им. Ильича, - единственному украинскому поставщику этой продукции в Россию.
Вслед за ограничением импорта украинской "оцинковки" глава правительства РФ Михаил Касьянов 10 июля прошлого года подписал постановление о введении на три года компенсационной пошлины в размере 21% на ввоз в Россию прутков для армирования железобетонных конструкций из Украины. Украинские эксперты в этой связи отмечали, что введение данной антисубсидиарной пошлины было обосновано фактически не действующим на тот момент законом "Об экономическом эксперименте в горно-металлургическом комплексе Украины". Напомним, этот закон был принят в январе-2002, а список "льготников" по нему утвердили в мае. Почти полгода предприятия не использовали якобы предоставленные им льготы и платили налоги в полном объеме. Ограничение ввоза в РФ прутков затронуло интересы Криворожского государственного горно-металлургического комбината "Криворожсталь" и Енакиевского металлургического завода.
Как утверждают эксперты, сразу после введения ограничений на эти два вида металлопродукции в июне-июле в России обозначился дефицит арматуры и оцинковки. Повышенный спрос на арматуру и оцинкованный прокат российские эксперты объясняли тем, что в разгаре был строительный сезон. Ситуацию прокомментировал "Контексту" замначальника отдела по вопросам металлургического комплекса "ДержЗовнишИнформа" Николай Метюк. Он отметил, что из-за введения пошлин многие российские трейдеры испытали сложности с закупками украинского проката, внутренние цены на который в РФ у производителей были выше, нежели у украинских металлургов.
Несмотря на неоднозначные оценки экспертов, в Москве готовились следующие подобные шаги. Правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле правительства РФ рекомендовала начать антидемпинговое расследование в отношении украинской карамели. Существовали планы повышения импортной пошлины на сливочное масло и маргарин на 5%: половина производимого в Украине масла экспортировалась в Россию.
Не бездействовала и Украина. В июле 2002 года в связи с введением четырехлетней квоты в 2,5 тыс. тонн оказался закрытым доступ на украинские прилавки для российской пищевой соды. Квотированию предшествовало введение 26%-й пошлины на импорт российской соды. Параллельно Киев определился с импортом из РФ стрелочных переводов, введя на 5 лет антидемпинговую пошлину в размере 59,4%.
Противостояние на колесах
Однако наибольший резонанс в российско-украинской торговой войне вызвало введение Украиной пошлины на российские автомобили. Как отмечало российское интернет-издание "Газета.ру", "Украине в сложившейся ситуации сложно было дать ответ, адекватный по силе российским действиям по стальной линии, и в конце концов в Киеве решили остановиться на автомобилях". В итоге с 1 августа четыре месяца действовала специальная ввозная пошлина на российские ВАЗы.
В российских СМИ можно встретить информацию о том, что украинское расследование по автомобилям проводилось с нарушениями юридических норм. Лоббистами ограничения импорта готовых автомобилей российские эксперты называли, в первую очередь, "АвтоЗАЗ-Daewoo" - основного украинского производителя автомобилей, аналогичных по цене ВАЗам, а также предприятия, занимающиеся крупноузловой сборкой ВАЗов: херсонское "АвтоРус" и Луцкий автомобильный завод (принадлежит концерну "Укрпроминвест").
Несмотря на попытки Москвы урегулировать "автомобильный вопрос", пошлина действовала с августа по декабрь. В этот период цены на российские авто в Украине выросли, их импорт стал неконкурентоспособным, что способствовало росту объема реализации продукции отечественных автопроизводителей, в частности автомобилей произведенных "АвтоЗАЗ-Daewoo". За период действия спецпошлины доля российского ВАЗа на украинском рынке снизилась с 54% в июле до 37% в ноябре.
С осени минувшего года залпы торговой войны утихли. Украина и Россия не вводили новых ограничений по стратегическим товарным группам. Лишь по инициативе Союза химических предприятий Украины в октябре было начато антидемпинговое расследование по импорту минеральных удобрений из России, а в январе уже 2003 года – объявлено расследование в отношении импорта в Украину российской трубной заготовки из легированной стали. Последние расследования восприняты экспертами как попытка напомнить России о существовании украинских экономических интересов. И Москва не замедлила с ответом: на нынешний год возобновлено действие ограничительных мер по ряду товарных групп, в частности – трубам, оцинкованному прокату и проч.
Топор торговой войны еще не зарыт
С наступлением 2003 года представители бизнес-кругов обеих стран связывали вероятный приход "оттепели" в торговых отношениях. Однако "теплее" пока не стало. Так, металлурги вступили в новый год с пошлинами на оцинкованный прокат и арматуру, хотя метпредприятия Украины ждали замены пошлин квотами. Как отметил начальник отдела внешнеэкономических сношений ММК им. Ильича Сергей Савчук, это позволило бы комбинату нормально планировать производство по данному виду проката. Такого же мнения отечественные эксперты, считающие замену пошлин квотами оптимальным решением для обеих сторон. Видимо, металлургам и их лобби не хватило жесткости в отстаивании своих интересов в переговорах с россиянами.
Однако в целом назвать критической ситуацию с экспортом украинской металлопродукции все же нельзя. После введения 31,8%-й пошлины украинские эксперты утверждали, что в связи с негативной конъюнктурой мирового рынка отечественным предприятиям будет сложно переориентироваться на другие рынки сбыта. Такое мнение высказал "Контексту", в частности, эксперт консалтинговой компании "Укрпромвнешэкспертиза" Сергей Поважнюк. Но, вопреки прогнозам, металлурги Украины практически безболезненно преодолели ограничительный барьер. В частности, ММК им. Ильича освоил производство новых видов проката, среди которых прокат с содержанием бора. Это позволило предприятию беспошлинно поставлять на российский рынок оцинкованную сталь, легированную ферробором.
Стремясь "в частном порядке" урегулировать отношения с Россией и снять обвинения в субсидировании производства металлопродукции, часть отечественных предприятий предпочли отказаться от льгот, предоставленных им законом "О дальнейшем развитии ГМК Украины". Россия отреагировала сразу же. По словам генерального директора "Криворожстали" Анатолия Сокуренко, достигнута предварительная договоренность с РФ о том, что с украинских меткомбинатов, которые не имеют налоговых льгот, не будет взиматься пошлина при экспорте арматуры в Россию.
Более пессимистичен прогноз развития ситуации на трубном рынке. На фоне утратившего, по мнению гендиректора объединения "Укртрубопром" Леонида Ксаверчука, актуальность режима квотирования поставок трубной продукции объемы импорта в Россию украинских труб сокращаются. На этот год прогнозы поставок продукции трубников неутешительны. Эксперт "ДержЗовнишИнформ" Виталий Гнатуш полагает, что в 2003 году присутствие украинских труб на российском рынке существенно сократится. Основной причиной сокращения поставок труб в Россию, по мнению наблюдателей, будет снижение их потребления нефте- и газодобывающей отраслями.
Что касается ограничений поставок в Украину российских авто, то, как известно, скоро в Украине вступит в силу решение о квотировании этого вида продукции. Российская квота на беспошлинные поставки ВАЗов составит 15777 машин. Однако, как отметил "Контексту", заместитель председателя правления "Укргазбанка" Дмитрий Чернобай (банк выступил финансовым консультантом по реализации проекта "Еврокар"), введение количественных ограничений совершенно не влияет на неэкономические факторы формирования спроса на российские автомобили в нашей стране. "Десятилетиями ВАЗ был одним из наиболее массовых и популярных автомобилей, и введением пошлин или квот изменить ситуацию невозможно. Покупатели, которые изначально ориентировались на покупку российских авто средней стоимости, останутся приверженцами ВАЗа до появления конкурентного и адекватного по цене зарубежного или отечественного автомобиля", - считает г-н Чернобай.
На вопрос "Контекста" о судьбе антидемпинговой пошлины на импорт украинской карамели в Россию генеральный директор корпорации "Рошен" Вячеслав Москалевский ответил, что, скорее всего, ограничения поставок сохранятся. "Если мы не можем договориться с Россией в вопросе торговли такими стратегическими товарами, как трубы и автомобили, то до решения "карамельного вопроса", вероятно, дойдет не скоро", - считает г-н Москалевский.
Любопытно, что на фоне многочисленных взаимных ограничений в торговле стороны тщательно избегают определения ситуации как "торговой войны".
2003: поиск компромиссов
Большое количество введенных Украиной и Россией ограничений взаимного импорта повлекло переориентацию производителей обеих стран на новые рынки сбыта. Разрыв прежних связей привел к ослаблению взаимозависимости государств. И хотя политические лидеры стран не теряют, судя по их заявлениям, надежд на подписание соглашения о создании зоны свободной торговли, вряд ли даже появление ЗСТ сможет коренным образом изменить ситуацию.
Впрочем, по мнению президента Центра антикризисных исследований Ярослава Жалило, в этом году наступит определенное улучшение торговых отношений и условий взаимной торговли. Хотя при этом г-н Жалило не исключает новых антидемпинговых расследований и введения соответствующих ограничений. "В условиях рыночной экономики нельзя зарекаться от возможного ограничения нечестной конкуренции на внутреннем рынке. Однако есть серьезные основания полагать, что в текущем году все же наступит улучшение украино-российских торговых отношений", - убежден эксперт.
Такой оптимизм, по мнению эксперта, обоснован как минимум двумя причинами. Это, во-первых, значительные подвижки в вопросе подписания соглашения о зоне свободной торговли. "Скорее всего, стороны придут к взаимному компромиссу. Возможно, Россия не будет столь настойчиво требовать вступления Украины в ЕврАзЭС. Хотя нельзя исключать, что Украина пойдет на компромисс, который позволит РФ достичь целей, которые она преследовала, вовлекая Украину в ЕврАзЭС", - отметил г-н Жалило.
Во-вторых, речь о подписании "пакта о ненападении", заключенного министрами экономики двух стран во время последнего экономического форума в швейцарском Давосе. Соглашение касается неприменения странами взаимных претензий после вступления одной из них в ВТО. "Подписание этого документа – декларация о политических намерениях, которые не влекут за собой никаких обязательств. Но это и признак того, что между Украиной и Россией устанавливается взаимопонимание", - полагает эксперт.
Впрочем, такой оптимизм разделяют не все аналитики. По мнению заведующего отделом Национального института проблем международной безопасности Бориса Парахонского, заметного прорыва в экономических отношениях Украины и России в этом году ожидать не стоит. Не сняты многочисленные экономические барьеры, что может стать камнем преткновения, мешающим государствам свободно торговать. Поэтому торговые споры между странами в текущем году продолжатся. Директор Института экономический исследований и политических консультаций Игорь Бураковский полагает: "Антидемпинговые расследования останутся инструментом, который и Россия, и Украина будут применять для защиты своих национальных интересов".
Украинско-российская "торговая война" длится уже более года. Ее начало было положено в 2001-м – с введением государствами налога на добавленную стоимость на импортируемые товары. Уже тогда эксперты говорили о зарождении негативных тенденций в торгово-экономических отношениях Киева и Москвы. И хотя и Банковая, и Кремль предпочитают избегать определения торговых отношений как "войны", 2002 год показал, что звучные определения были не напрасны. Введенные одно за другим взаимные ограничения на импорт повлекли заметное сокращение двустороннего товарооборота. Эксперты не исключают проведения в текущем году новых антидемпинговых расследований и введения очередных санкций, однако отмечают, что подписание соглашения о создании зоны свободной торговли поможет сторонам частично снять напряжение в отношениях.
Начало всех начал
По итогам 2002 года впервые за последние годы зафиксировано снижение товарооборота между Украиной и Россией. Причин, объясняющих негативную динамику, существует немало. Но все же главной из них, по мнению экспертов, является введение сторонами жестких мер по защите собственных рынков. Анализируя обстоятельства каждого конкретного антидемпингового расследования, следует признать, что многие из них проводились без должной аргументации, предвзято, порой "под заказ" того или иного национального производителя. Сказанное в равной степени касается и Украины, и России.
Напомним, обострение украинско-российских торговых отношений началось с июля 2001 года после введения Россией налога на добавленную стоимость на импортируемые украинские товары (этот режим действует до сих пор). Украинская сторона поступила адекватно и также ввела НДС на все российские товары. При этом, невзирая на явные проблемы, президент Украины заявил, что он исключает возможность разворачивания между странами торговой войны. Впрочем, Леонид Кучма вынужден был признать, что при существовавшем в 2001 году отрицательном сальдо торгового баланса Украины с Россией взимание НДС не пойдет на пользу, в первую очередь, нашей стране.
2002 год начался с обострения "трубной проблемы". Хотя специальные защитные пошлины на украинские трубы в размере 20-40% от их стоимости Россия ввела еще в апреле 2001-го, на деле они не взимались. Москва ограничивала импорт украинских труб в РФ путем квотирования поставок: украинская квота составляла 620 тыс. тонн в год. И хотя в 2001 году украинские производители труб из черных металлов использовали квоту на экспорт продукции в РФ лишь на 84,71%, экспортировав 350 тыс. тонн труб, на 2002 год было решено сохранить режим ограничения поставок.
Вслед за такими действиями Москвы Украина приняла аналогичные меры в отношении российского железорудного сырья и цемента. В марте 2002 года Кабмин решил квотировать поставки железорудного сырья из России, а в апреле по результатам антидемпингового расследования поставок в нашу страну цемента из РФ была установлена четырехмесячная 41%-ная предварительная антидемпинговая пошлина на его импорт (затем ее продлили до октября). "Боевые действия" разгорались.
Записки с поля битвы
Урегулировать вышедшую из-под контроля ситуацию попытались министерства экономики двух стран, в апреле 2002 года подписав мораторий на введение новых торговых санкций. Подписание документа должно было привести к "отрезвлению" сторон. Но этого не случилось. С наступлением лета "боевые действия" развернулись с новой силой.
Очередной виток "гонки ограничений" коснулся украинских металлургов: под давлением внутренних производителей Россия ввела предварительную 4-месячную антидемпинговую пошлину на импорт оцинкованного проката из Украины в размере 31,8%. Таким путем правительство РФ пыталось помочь российским металлургам, которые стремительно теряли доходы как из-за снижения мировых цен на сталь, так и из-за защитных мер, предпринятых на своих рынках крупными потребителями металлопродукции – США и Китаем. Ощутимый удар пришелся по Мариупольскому металлургическому комбинату им. Ильича, - единственному украинскому поставщику этой продукции в Россию.
Вслед за ограничением импорта украинской "оцинковки" глава правительства РФ Михаил Касьянов 10 июля прошлого года подписал постановление о введении на три года компенсационной пошлины в размере 21% на ввоз в Россию прутков для армирования железобетонных конструкций из Украины. Украинские эксперты в этой связи отмечали, что введение данной антисубсидиарной пошлины было обосновано фактически не действующим на тот момент законом "Об экономическом эксперименте в горно-металлургическом комплексе Украины". Напомним, этот закон был принят в январе-2002, а список "льготников" по нему утвердили в мае. Почти полгода предприятия не использовали якобы предоставленные им льготы и платили налоги в полном объеме. Ограничение ввоза в РФ прутков затронуло интересы Криворожского государственного горно-металлургического комбината "Криворожсталь" и Енакиевского металлургического завода.
Как утверждают эксперты, сразу после введения ограничений на эти два вида металлопродукции в июне-июле в России обозначился дефицит арматуры и оцинковки. Повышенный спрос на арматуру и оцинкованный прокат российские эксперты объясняли тем, что в разгаре был строительный сезон. Ситуацию прокомментировал "Контексту" замначальника отдела по вопросам металлургического комплекса "ДержЗовнишИнформа" Николай Метюк. Он отметил, что из-за введения пошлин многие российские трейдеры испытали сложности с закупками украинского проката, внутренние цены на который в РФ у производителей были выше, нежели у украинских металлургов.
Несмотря на неоднозначные оценки экспертов, в Москве готовились следующие подобные шаги. Правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле правительства РФ рекомендовала начать антидемпинговое расследование в отношении украинской карамели. Существовали планы повышения импортной пошлины на сливочное масло и маргарин на 5%: половина производимого в Украине масла экспортировалась в Россию.
Не бездействовала и Украина. В июле 2002 года в связи с введением четырехлетней квоты в 2,5 тыс. тонн оказался закрытым доступ на украинские прилавки для российской пищевой соды. Квотированию предшествовало введение 26%-й пошлины на импорт российской соды. Параллельно Киев определился с импортом из РФ стрелочных переводов, введя на 5 лет антидемпинговую пошлину в размере 59,4%.
Противостояние на колесах
Однако наибольший резонанс в российско-украинской торговой войне вызвало введение Украиной пошлины на российские автомобили. Как отмечало российское интернет-издание "Газета.ру", "Украине в сложившейся ситуации сложно было дать ответ, адекватный по силе российским действиям по стальной линии, и в конце концов в Киеве решили остановиться на автомобилях". В итоге с 1 августа четыре месяца действовала специальная ввозная пошлина на российские ВАЗы.
В российских СМИ можно встретить информацию о том, что украинское расследование по автомобилям проводилось с нарушениями юридических норм. Лоббистами ограничения импорта готовых автомобилей российские эксперты называли, в первую очередь, "АвтоЗАЗ-Daewoo" - основного украинского производителя автомобилей, аналогичных по цене ВАЗам, а также предприятия, занимающиеся крупноузловой сборкой ВАЗов: херсонское "АвтоРус" и Луцкий автомобильный завод (принадлежит концерну "Укрпроминвест").
Несмотря на попытки Москвы урегулировать "автомобильный вопрос", пошлина действовала с августа по декабрь. В этот период цены на российские авто в Украине выросли, их импорт стал неконкурентоспособным, что способствовало росту объема реализации продукции отечественных автопроизводителей, в частности автомобилей произведенных "АвтоЗАЗ-Daewoo". За период действия спецпошлины доля российского ВАЗа на украинском рынке снизилась с 54% в июле до 37% в ноябре.
С осени минувшего года залпы торговой войны утихли. Украина и Россия не вводили новых ограничений по стратегическим товарным группам. Лишь по инициативе Союза химических предприятий Украины в октябре было начато антидемпинговое расследование по импорту минеральных удобрений из России, а в январе уже 2003 года – объявлено расследование в отношении импорта в Украину российской трубной заготовки из легированной стали. Последние расследования восприняты экспертами как попытка напомнить России о существовании украинских экономических интересов. И Москва не замедлила с ответом: на нынешний год возобновлено действие ограничительных мер по ряду товарных групп, в частности – трубам, оцинкованному прокату и проч.
Топор торговой войны еще не зарыт
С наступлением 2003 года представители бизнес-кругов обеих стран связывали вероятный приход "оттепели" в торговых отношениях. Однако "теплее" пока не стало. Так, металлурги вступили в новый год с пошлинами на оцинкованный прокат и арматуру, хотя метпредприятия Украины ждали замены пошлин квотами. Как отметил начальник отдела внешнеэкономических сношений ММК им. Ильича Сергей Савчук, это позволило бы комбинату нормально планировать производство по данному виду проката. Такого же мнения отечественные эксперты, считающие замену пошлин квотами оптимальным решением для обеих сторон. Видимо, металлургам и их лобби не хватило жесткости в отстаивании своих интересов в переговорах с россиянами.
Однако в целом назвать критической ситуацию с экспортом украинской металлопродукции все же нельзя. После введения 31,8%-й пошлины украинские эксперты утверждали, что в связи с негативной конъюнктурой мирового рынка отечественным предприятиям будет сложно переориентироваться на другие рынки сбыта. Такое мнение высказал "Контексту", в частности, эксперт консалтинговой компании "Укрпромвнешэкспертиза" Сергей Поважнюк. Но, вопреки прогнозам, металлурги Украины практически безболезненно преодолели ограничительный барьер. В частности, ММК им. Ильича освоил производство новых видов проката, среди которых прокат с содержанием бора. Это позволило предприятию беспошлинно поставлять на российский рынок оцинкованную сталь, легированную ферробором.
Стремясь "в частном порядке" урегулировать отношения с Россией и снять обвинения в субсидировании производства металлопродукции, часть отечественных предприятий предпочли отказаться от льгот, предоставленных им законом "О дальнейшем развитии ГМК Украины". Россия отреагировала сразу же. По словам генерального директора "Криворожстали" Анатолия Сокуренко, достигнута предварительная договоренность с РФ о том, что с украинских меткомбинатов, которые не имеют налоговых льгот, не будет взиматься пошлина при экспорте арматуры в Россию.
Более пессимистичен прогноз развития ситуации на трубном рынке. На фоне утратившего, по мнению гендиректора объединения "Укртрубопром" Леонида Ксаверчука, актуальность режима квотирования поставок трубной продукции объемы импорта в Россию украинских труб сокращаются. На этот год прогнозы поставок продукции трубников неутешительны. Эксперт "ДержЗовнишИнформ" Виталий Гнатуш полагает, что в 2003 году присутствие украинских труб на российском рынке существенно сократится. Основной причиной сокращения поставок труб в Россию, по мнению наблюдателей, будет снижение их потребления нефте- и газодобывающей отраслями.
Что касается ограничений поставок в Украину российских авто, то, как известно, скоро в Украине вступит в силу решение о квотировании этого вида продукции. Российская квота на беспошлинные поставки ВАЗов составит 15777 машин. Однако, как отметил "Контексту", заместитель председателя правления "Укргазбанка" Дмитрий Чернобай (банк выступил финансовым консультантом по реализации проекта "Еврокар"), введение количественных ограничений совершенно не влияет на неэкономические факторы формирования спроса на российские автомобили в нашей стране. "Десятилетиями ВАЗ был одним из наиболее массовых и популярных автомобилей, и введением пошлин или квот изменить ситуацию невозможно. Покупатели, которые изначально ориентировались на покупку российских авто средней стоимости, останутся приверженцами ВАЗа до появления конкурентного и адекватного по цене зарубежного или отечественного автомобиля", - считает г-н Чернобай.
На вопрос "Контекста" о судьбе антидемпинговой пошлины на импорт украинской карамели в Россию генеральный директор корпорации "Рошен" Вячеслав Москалевский ответил, что, скорее всего, ограничения поставок сохранятся. "Если мы не можем договориться с Россией в вопросе торговли такими стратегическими товарами, как трубы и автомобили, то до решения "карамельного вопроса", вероятно, дойдет не скоро", - считает г-н Москалевский.
Любопытно, что на фоне многочисленных взаимных ограничений в торговле стороны тщательно избегают определения ситуации как "торговой войны".
2003: поиск компромиссов
Большое количество введенных Украиной и Россией ограничений взаимного импорта повлекло переориентацию производителей обеих стран на новые рынки сбыта. Разрыв прежних связей привел к ослаблению взаимозависимости государств. И хотя политические лидеры стран не теряют, судя по их заявлениям, надежд на подписание соглашения о создании зоны свободной торговли, вряд ли даже появление ЗСТ сможет коренным образом изменить ситуацию.
Впрочем, по мнению президента Центра антикризисных исследований Ярослава Жалило, в этом году наступит определенное улучшение торговых отношений и условий взаимной торговли. Хотя при этом г-н Жалило не исключает новых антидемпинговых расследований и введения соответствующих ограничений. "В условиях рыночной экономики нельзя зарекаться от возможного ограничения нечестной конкуренции на внутреннем рынке. Однако есть серьезные основания полагать, что в текущем году все же наступит улучшение украино-российских торговых отношений", - убежден эксперт.
Такой оптимизм, по мнению эксперта, обоснован как минимум двумя причинами. Это, во-первых, значительные подвижки в вопросе подписания соглашения о зоне свободной торговли. "Скорее всего, стороны придут к взаимному компромиссу. Возможно, Россия не будет столь настойчиво требовать вступления Украины в ЕврАзЭС. Хотя нельзя исключать, что Украина пойдет на компромисс, который позволит РФ достичь целей, которые она преследовала, вовлекая Украину в ЕврАзЭС", - отметил г-н Жалило.
Во-вторых, речь о подписании "пакта о ненападении", заключенного министрами экономики двух стран во время последнего экономического форума в швейцарском Давосе. Соглашение касается неприменения странами взаимных претензий после вступления одной из них в ВТО. "Подписание этого документа – декларация о политических намерениях, которые не влекут за собой никаких обязательств. Но это и признак того, что между Украиной и Россией устанавливается взаимопонимание", - полагает эксперт.
Впрочем, такой оптимизм разделяют не все аналитики. По мнению заведующего отделом Национального института проблем международной безопасности Бориса Парахонского, заметного прорыва в экономических отношениях Украины и России в этом году ожидать не стоит. Не сняты многочисленные экономические барьеры, что может стать камнем преткновения, мешающим государствам свободно торговать. Поэтому торговые споры между странами в текущем году продолжатся. Директор Института экономический исследований и политических консультаций Игорь Бураковский полагает: "Антидемпинговые расследования останутся инструментом, который и Россия, и Украина будут применять для защиты своих национальных интересов".