Террариум единомышленников. Все разговоры о Януковиче как преемнике призваны сделать из него громоотвод

Пятница, 28 февраля 2003, 19:24
Борьба становится все более и более драматичной, и, кажется, на протяжении последних недель пропрезидентские политики куда громче ссорятся между собою, чем с оппозицией. Пропрезидентское большинство – это настоящий "террариум единомышленников".

Сколько же бухается денег на то, чтобы поссорить Ющенко с Тимошенко и Морозом (программа-максимум) или создать, по крайней мере, у части электората впечатление антагонизма между лидерами умеренной и непримиримой оппозиции!

Однако, вопреки усилиям провластных (очевидно, с московским акцентом) политических технологов, отношения в этом треугольнике пока что больше напоминают миролюбивое социалистическое соревнование, чем жесткую капиталистическую конкуренцию.

Чего не скажешь о противоположном лагере. Там приблизительно одинаковые рейтинговые позиции имеют Медведчук и Янукович. Тигипко, хотя и отстает от двух первых, их лидерства не признает и разворачивает мощную пиар-кампанию, резво эксплуатируя свою нацбанковою стартовую площадку. Эти трое богатеют мысленным взором занять место Кучмы. Но, кроме СДПУ(о), Партии регионов и "Трудовой Украины", в составе так называемого большинства есть еще шестерка фракций и групп, которые мечтают о хлебном и уютном будущем в послекучмовской Украине.

Об основных конфликтах пресса более или менее детально писала, но только их систематизация разрешает надлежащим образом оценить масштабы распрей. В большинстве конфликтов, конечно же, просматриваются следы социал-демократов, но далеко не все линии напряжения ведут к Медведчуку и Януковичу.

Последний за сто дней правления сделал два важных политических заявления – о готовности возглавить Партию регионов и "ответить на вызов судьбы" во время выборов президента. Впрочем, есть люди, которые стараются, чтобы судьба обошла Виктора Федоровича таким щедрым подарком.

Янукович, правда, "первым начал": не учел надлежащим образом интересы эсдеков и их конфронтационный задор, договорился с частью оппозиции о поддержке бюджета, и сорвал план устранения оппозиционеров от руля парламентских комитетов. Неприятности не заставили себя ждать. Президент вдруг раскрыл секрет Полишинеля и обозвал донецкие внутренние офшоры "полукриминальными зонами".

Не успел Янукович признать критику Кучмы справедливой, то есть покаяться, как глава государства перечеркнул планы реформы в угольной области. Отменено постановление правительства о передаче Минтопэнерго корпоративных прав на управление "Нефтегазом". А еще премьер не смог предотвратить повышение железнодорожных тарифов, лоббируемых министром транспорта Георгием Кирпой, который в правительство вошел по квоте СДПУ(о).

Тем временем Генеральная прокуратура начала копать под главу Государственной налоговой администрации Юрия Кравченко. Трудно сказать, насколько серьезно ГПУ разрабатывает версию про его след в деле Георгия Гонгадзе, главное – заявлено об этом вполне резонансно. Кто же стоит за этим конфликтом? Искать ответ, нужно принимая во внимание, во-первых, то, что до назначения на должность Генпрокурора Пискун работал в команде настоящего первого вице-премьера Николая Азарова, который якобы без энтузиазма воспринял назначение Кравченко. Во-вторых, фамилия Пискуна, по крайней мере на протяжении некоторого времени значилась среди друзей СДПУ(о), хотя пока и неизвестно, помирились ли они после недавней потасовки, когда эсдеки начали собирать подписи за его отставку, или нет. В-третьих, за политическими кулисами еще года где-то с 1998 сплетничают о достаточно прохладных отношениях между Кравченко и видными лицами социал-демократического политического холдинга.

Есть основания считать, что элементом антикравченковской кампании стало и анонимное письмо группы милиционеров с серьезными обвинениями в адрес Кравченко. Не удивительно, что его широко осветили оппозиционные СМИ. Не удивительно, что на сигнал оперативно отреагировал Григорий Омельченко, который молниеносно организовал соответствующий депутатский запрос. Удивительно же, что в вечернем ТСН на "1+1", вопреки тому, что Омельченко довольно табуированная персона для нашего ТВ, новость о запросе прозвучала второй – после сообщения о трагедии в метро в Южной Корее, но даже перед сюжетом о поездке Леонида Кучмы на Луганщину! Значит, новость кого-то очень интересовала. Если вспомнить ряд заявлений относительно влияния СДПУ(о) на информационную политику канала, то понятно, кого именно.

Кстати, внимательные наблюдатели недавно вдруг заметили, что, имея якобы собственное телевидение, эсдеки "большую нужду" стали справлять на другом общенациональном канале. "Тем не менее" причину этого явления объясняют слухом о проблемах в отношениях между Виктором Медведчуком и Александром Зинченко. Во всяком случае, Зинченко потребовал от журналистов объективного освещения политических событий в Украине, и анализ выпусков новостей на "Интере" свидетельствует, что к советам основателя канала прислушались.

Куда сложнее судить об обоснованности еще одной слуха, связанного с эсдеками – о напряжении на линии Медведчук-Суркис. Однако, что написано на официальном сервере Верховной Рады, того топором не вырубишь. А написано там, что 6 февраля 2003 года Григорий Суркис, единственный из всей фракции, проголосовал за "включение в повестку дня проекта "Постановления о создании Временной следственной комиссии Верховной Рады Украины по проверке противозаконной деятельности Председателя ГНА во Львовской области Сергея Медведчука". Интересно, что "за" голоснул и Владимир Рыбак – не просто депутат фракции Партии регионов, а еще и представитель Кабмина (то есть Януковича) в Верховной Раде.

Медведчук-младший – крепкий орешек, не ровня некоторым другим руководителям областных налоговых, которых Кравченко потихоньку меняет на своих людей. Кадровые перетасовки являются еще одним выразительным проявлением споров в пропрезидентском лагере. В Генпрокуратуре, например, разогнав команду Потебенько, вообще понабирали "бездельников, пьянчужек и нарушителей", по словам самого Потебенько.

Знаковым можно считать голосование за преодоление вето президента на закон об отмене платы за входные телефонные звонки. Закон больно бьет по коммерческим интересам Семьи, и поэтому вся "Трудовая Украина" как один выступила против, ее поддержали эсдеки, в то время, как за убыточный для Елены Леонидовны Франчук закон голосовали аграрии, "Регионы" и НДП.

Лидера Народно-Демократической партии Валерия Пустовойтенко как экс-премьера и бывшего министра транспорта обвинили в "казнокрадстве и коррупции". А "раз передача шла по "1+1" – значит этот заказ", - сделал вывод главнейший эндепист, впрочем, чей именно – не уточнил, но догадаться можно, в особенности припомнив, как недавно Пустовойтенко подвергал критике администрацию президента.

Ситуацию еще больше запутало "ЧП районного масштаба" в Днепропетровской области, где группа чиновников непонятно по чьей инициативе начала педалировать тему третьего срока Кучмы. Однако отпор усердным бюрократам сразу дал народный депутат Сергей Кивалов, о котором злые парламентские языки болтают, что он дружит, извините, опять же с эсдеками. Кивалов предусмотрел наименьшие детали и, очевидно подозревая Кучму в утаивании доходов и имущества, включил в проект даже норму про персональную налоговую амнистию.

Интересно, как вся эта кайдашева семья сможет согласовать единую кандидатуру в президенты, когда настанет час Х.? Рассчитывать они могут лишь на то, что Кучма безоговорочным тоном сам предложит преемника и в дальнейшем жестко будет обрезать домогательства всех других претендентов. Вожди же кланов очень хорошо знают друг друга, а потому, не исключено, что прихода к власти кого-то из собственных рядов они боятся больше, чем триумфа Ющенко.

Понятно, что, вопреки ноябрьским (когда премьера назначали) прогнозам, Янукович не стал фаворитом Кучмы, а все разговоры о том, что именно он уже и есть неофициальным преемником призваны сделать из него громоотвод и отвлечь внимание оппозиции от настоящего кандидата, которым могут быть Тигипко, Литвин или Медведчук – вопреки тому, что сам Кучма уверяет общественность об отсутствии у Медведчука намерений баллотироваться.

Пока что нет поводов считать, что с приходом Януковича позиции Медведчука весьма покачнулись. Как и раньше, В.В. остается политиком, наиболее приближенным к Кучме, и значительно чаще, чем кто-либо – все же сидит рядом – нашептывает ему нужную информацию, в том числе и на тему будущих президентских выборов.

В конце января Кучма, нарушив протокольные нормы, поручил именно Медведчуку встречать Путина в Борисполе. На прошлой неделе он брал Медведчука с собой в Москву. То есть, президент старается обеспечить В.В. по возможности самые интенсивные контакты с Путиным, и благодаря этому среди возможных преемников именно Медведчук лидирует в соревновании по кремлевскому челобитию. И разве это не является косвенным признаком того, что Виктор Владимирович на сегодня и является основным претендентом на наследство?

Именно такой мысли, похоже, придерживается часть нашеукраинцев, которые так не любят Медведчука, так не любят, что готовы предоставить любую помощь Януковичу, забывая, что премьер все же остается серьезным потенциальным конкурентом Ющенко и игроком, который пока что большей мерой принадлежит Кучме, чем себе. Отмеченная готовность доходит до намерения НУ поддержать правительственную программу, которая будет голосоваться где-то в конце марта.

Сложно согласиться с тем, что "Ющенко заинтересован в сохранении Януковича на должности, лишь бы было кому конкурировать в одной и той же нише с тем самым Медведчуком, при этом взаимоослабляясь". В борьбе можно и взаимоусиливаться. Укрепляя позиции Януковича, Виктор Андреевич рискует стать ступенью лестницы, по которой на Олимп будет подниматься Виктор Федорович.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования