Украина уже оказалась за "бумажной границей" Европы
Четверг, 27 февраля 2003, 14:06
Украина избрала неправильную тактику интеграционных переговоров с ЕС и уже даже начала надоедать в Европейских учреждениях.
"Чтобы добиться более близких отношений с Брюсселем и членами ЕС, украинские дипломаты работают интенсивно, но чаще безрезультатно. Главное последствие оказалось в том, что Евросоюз начал страдать, как они это называют, "усталостью от Украины". Методы сотрудничества, задействованные Киевом, были менее эффективны, чем, например, напористые методы Турции". Об этом говорится в совместном отчете четырех исследовательских институтов Европы, которые изучали тему скорого расширения Евросоюза. С новым документом, обнародованным в Брюсселе, ознакомился корреспондент международной службы радио "Свободная Европа/Свобода".
Больше об ошибках украинских международников в материале не упоминается. Аналитики, которые представлены как "четыре политических центра из Восточной и Западной Европы", изучали не причины, а следствия: Чем обернется для бывших советских республик вступление в ЕС новых членов?
Тема границы, где навсегда должно завершиться расширение ЕС, в исследовании не обсуждалась. Там просто отметили, что Украина, Молдова и Беларусь имеют только очень отдаленную перспективу членства в ЕС. Эксперты же акцентировали внимание на текущих проблемах и призывали ЕС отличать свое отношение к каждому отдельному постсоветскому соседу.
Сейчас Евросоюз тяготеет к тому, что отношения с будущими соседями видятся по большей части в негативных цветах. Как об этом говорит британский комментатор Хитер Грейбб: "Если вы посмотрите на сегодняшние конкретные проявления политики ЕС, которая касается стран вроде Украины, Молдовы, Беларуси, то все говорят о визах и пограничном контроле. Не скажешь, чтобы много говорили о чем-то позитивном. Все это касается защиты от этих стран, а не заинтересованности ими".
Наслушавшись критики, ЕС пообещал быть более внимательным к бедным соседям. Президент Еврокомиссии Романо Проди в прошлом месяце обнародовал свое видение того, что он назвал "круг друзей" вокруг расширенных границ ЕС. Он объявил о "новой политике соседства", которая должна создать крепкую связь со странами, "начиная от России с Украиной, Кавказских республик и Молдовы, и, заканчивая Марокко, Тунисом и тому подобное". (В другом источнике, интернет-издании EurActive.com, Проди даже говорит, что ЕС должен предложить своим соседям "больше чем партнерство, но меньше чем членство, не исключая последнее".)
Как отмечается в исследовании четырех аналитических центров, ЕС должен разработать долгосрочную политику, которая бы уменьшила негативные последствия расширения. По их мнению, отношения между ЕС и Украиной являются ключевыми, которые будут определять "уровень стабильности или нестабильности в Европе".
Подготовить политику относительно новых соседей Брюсселю следует не позже чем к маю 2004 – времени расширения ЕС. Сейчас же отношение к постсоветским соседям еще не выработано. "Многое растет, словно пузырьки, однако ничего конкретного до сих пор не появилось. Они работают над этим в ЕС-овских институциях, обсуждают эти документы и связи, но все это еще не закончено", - говорит Мариус Валь из брюссельского Центра исследований европейской политики.
Также европейские эксперты предлагают послать "ясный и позитивный сигнал" Украине накануне президентских выборов, которые состоятся осенью 2004.
Что касается Беларуси, то никаких значительных сдвигов в отношениях не ожидается до смены власти в стране.
Но пока новая политика ЕС только готовится, авторы отчета уже фиксируют проблемы, которые появились и еще будут появляться после вступления в ЕС бывших социалистических стран. Чтобы снизить потери Украины, Беларуси, Молдовы и России, исследователи просят ЕС больше помогать этим странам.
"Когда нынешние кандидаты станут полноправными членами ЕС, то правила контроля внешней границы приведут к новому разделу в Европе. Или, как записано в отчете, новой "бумажной завесе".
Аналитики говорят, что беспрепятственное передвижение людей между бывшим СССР и его сателлитами в начале 1990-х "было одним из достижений конца Холодной войны". Сейчас эти преимущества уже частично теряются". Дальше будет хуже.
Один из авторов отчета, Мариус Валь из брюссельского Центра исследований европейской политики, привел конкретные примеры: "Люди на западной Украине, которые ездили, например, в Словакию или Венгрию, сейчас, по практическим причинам, не могут ездить настолько часто из-за визовых требований. Они должны сначала ехать в Киев за визой, потом возвращаться домой, также вы должны платить за визу. То есть, в действительности, бумажная завеса уже протянулась на этой границе".
Один из путей, как можно попробовать нейтрализовать негативные моменты – концепция под названием "Европа регионов". В ЕС существует комитет, который занимается регионами, который призван привлекать региональные и местные администрации в процесс принятия решений на европейском уровне. Этот комитет имеет много комиссий, которые занимаются вопросами от региональной экономики до туризма, молодежных программ и спорта.
В соответствии с этой схемой отдельные города в Восточной Европе могут действовать независимо и тем самым усилить Европейскую интеграцию на микроуровне.
В докладе говорится: "Региональная политика ЕС должна стать инструментом для создания мягкой границы между новыми членами ЕС и их соседями, в первую очередь Украиной. На региональном уровне, либерализация визового и миграционного режима может быть представлена вдоль западной границы Украины".
Другой автор доклада Грегош Громацки, из фонда Стефана Батория в Варшаве, сказал, что масштаб регионального сотрудничества хорошо видно в Карпатском регионе: "Например, в случае Украины будущий Еврорегион – это Карпаты. Он охватывает не только Польшу и Украину, но и части Словакии, Венгрии и Румынии. Вместе они формируют Еврорегион, и я думаю, что такая форма сотрудничества на местном или региональном уровне должна развиваться".
В докладе говорится, что именно Западная Украина получит самый тяжелый удар во время расширения ЕС. Поэтому авторы документа призывают развивать межграничные проекты, которые могут создать плацдарм для инвестиционной активности в этом регионе.
P.S. Тем временем посол Украины в ЕС Роман Шпек на страницах EurActive.com так объясняет позицию государства: долгосрочная цель официального Киева заключается в получении полного членства, несмотря на то, что ЕС еще не предложил Украине такой перспективы. Украина надеется на то, что ее кандидатура будет рассмотрена, как только она достигнет уровня требований Копенгагенских критериев. Ключевым событием в этом процессе должен стать саммит Украина-ЕС, запланированный на конец 2003 года. Шпек подтверждает, что Украина пытается выйти на уровень соответствия стандартам, необходимым для вступления в ЕС, до 2011 года. Однако сейчас "соседская" инициатива – не совсем то, что отвечает ожиданиям Киева. Среди прочего, это опять же приведет к появлению новой разделительной линии в Европе.
"Чтобы добиться более близких отношений с Брюсселем и членами ЕС, украинские дипломаты работают интенсивно, но чаще безрезультатно. Главное последствие оказалось в том, что Евросоюз начал страдать, как они это называют, "усталостью от Украины". Методы сотрудничества, задействованные Киевом, были менее эффективны, чем, например, напористые методы Турции". Об этом говорится в совместном отчете четырех исследовательских институтов Европы, которые изучали тему скорого расширения Евросоюза. С новым документом, обнародованным в Брюсселе, ознакомился корреспондент международной службы радио "Свободная Европа/Свобода".
Больше об ошибках украинских международников в материале не упоминается. Аналитики, которые представлены как "четыре политических центра из Восточной и Западной Европы", изучали не причины, а следствия: Чем обернется для бывших советских республик вступление в ЕС новых членов?
Тема границы, где навсегда должно завершиться расширение ЕС, в исследовании не обсуждалась. Там просто отметили, что Украина, Молдова и Беларусь имеют только очень отдаленную перспективу членства в ЕС. Эксперты же акцентировали внимание на текущих проблемах и призывали ЕС отличать свое отношение к каждому отдельному постсоветскому соседу.
Сейчас Евросоюз тяготеет к тому, что отношения с будущими соседями видятся по большей части в негативных цветах. Как об этом говорит британский комментатор Хитер Грейбб: "Если вы посмотрите на сегодняшние конкретные проявления политики ЕС, которая касается стран вроде Украины, Молдовы, Беларуси, то все говорят о визах и пограничном контроле. Не скажешь, чтобы много говорили о чем-то позитивном. Все это касается защиты от этих стран, а не заинтересованности ими".
Наслушавшись критики, ЕС пообещал быть более внимательным к бедным соседям. Президент Еврокомиссии Романо Проди в прошлом месяце обнародовал свое видение того, что он назвал "круг друзей" вокруг расширенных границ ЕС. Он объявил о "новой политике соседства", которая должна создать крепкую связь со странами, "начиная от России с Украиной, Кавказских республик и Молдовы, и, заканчивая Марокко, Тунисом и тому подобное". (В другом источнике, интернет-издании EurActive.com, Проди даже говорит, что ЕС должен предложить своим соседям "больше чем партнерство, но меньше чем членство, не исключая последнее".)
Как отмечается в исследовании четырех аналитических центров, ЕС должен разработать долгосрочную политику, которая бы уменьшила негативные последствия расширения. По их мнению, отношения между ЕС и Украиной являются ключевыми, которые будут определять "уровень стабильности или нестабильности в Европе".
Подготовить политику относительно новых соседей Брюсселю следует не позже чем к маю 2004 – времени расширения ЕС. Сейчас же отношение к постсоветским соседям еще не выработано. "Многое растет, словно пузырьки, однако ничего конкретного до сих пор не появилось. Они работают над этим в ЕС-овских институциях, обсуждают эти документы и связи, но все это еще не закончено", - говорит Мариус Валь из брюссельского Центра исследований европейской политики.
Также европейские эксперты предлагают послать "ясный и позитивный сигнал" Украине накануне президентских выборов, которые состоятся осенью 2004.
Что касается Беларуси, то никаких значительных сдвигов в отношениях не ожидается до смены власти в стране.
Но пока новая политика ЕС только готовится, авторы отчета уже фиксируют проблемы, которые появились и еще будут появляться после вступления в ЕС бывших социалистических стран. Чтобы снизить потери Украины, Беларуси, Молдовы и России, исследователи просят ЕС больше помогать этим странам.
"Когда нынешние кандидаты станут полноправными членами ЕС, то правила контроля внешней границы приведут к новому разделу в Европе. Или, как записано в отчете, новой "бумажной завесе".
Аналитики говорят, что беспрепятственное передвижение людей между бывшим СССР и его сателлитами в начале 1990-х "было одним из достижений конца Холодной войны". Сейчас эти преимущества уже частично теряются". Дальше будет хуже.
Один из авторов отчета, Мариус Валь из брюссельского Центра исследований европейской политики, привел конкретные примеры: "Люди на западной Украине, которые ездили, например, в Словакию или Венгрию, сейчас, по практическим причинам, не могут ездить настолько часто из-за визовых требований. Они должны сначала ехать в Киев за визой, потом возвращаться домой, также вы должны платить за визу. То есть, в действительности, бумажная завеса уже протянулась на этой границе".
Один из путей, как можно попробовать нейтрализовать негативные моменты – концепция под названием "Европа регионов". В ЕС существует комитет, который занимается регионами, который призван привлекать региональные и местные администрации в процесс принятия решений на европейском уровне. Этот комитет имеет много комиссий, которые занимаются вопросами от региональной экономики до туризма, молодежных программ и спорта.
В соответствии с этой схемой отдельные города в Восточной Европе могут действовать независимо и тем самым усилить Европейскую интеграцию на микроуровне.
В докладе говорится: "Региональная политика ЕС должна стать инструментом для создания мягкой границы между новыми членами ЕС и их соседями, в первую очередь Украиной. На региональном уровне, либерализация визового и миграционного режима может быть представлена вдоль западной границы Украины".
Другой автор доклада Грегош Громацки, из фонда Стефана Батория в Варшаве, сказал, что масштаб регионального сотрудничества хорошо видно в Карпатском регионе: "Например, в случае Украины будущий Еврорегион – это Карпаты. Он охватывает не только Польшу и Украину, но и части Словакии, Венгрии и Румынии. Вместе они формируют Еврорегион, и я думаю, что такая форма сотрудничества на местном или региональном уровне должна развиваться".
В докладе говорится, что именно Западная Украина получит самый тяжелый удар во время расширения ЕС. Поэтому авторы документа призывают развивать межграничные проекты, которые могут создать плацдарм для инвестиционной активности в этом регионе.
P.S. Тем временем посол Украины в ЕС Роман Шпек на страницах EurActive.com так объясняет позицию государства: долгосрочная цель официального Киева заключается в получении полного членства, несмотря на то, что ЕС еще не предложил Украине такой перспективы. Украина надеется на то, что ее кандидатура будет рассмотрена, как только она достигнет уровня требований Копенгагенских критериев. Ключевым событием в этом процессе должен стать саммит Украина-ЕС, запланированный на конец 2003 года. Шпек подтверждает, что Украина пытается выйти на уровень соответствия стандартам, необходимым для вступления в ЕС, до 2011 года. Однако сейчас "соседская" инициатива – не совсем то, что отвечает ожиданиям Киева. Среди прочего, это опять же приведет к появлению новой разделительной линии в Европе.