В Москве не верят в договоренность Путина, Кучмы и Ко

Вторник, 25 февраля 2003, 13:58
Российская пресса, очнувшись от выходных после праздника 23 февраля, кинулась комментировать московские договоренности Путина, Кучмы, Лукашенко и Назарбаева. В отличии от Киева, где все заявленное приняли за чистую монету, россияне в реализацию планов не верят. А если и чувствуют оптимизм, то считают это отдаленной перспективой.

"Создание очередной структуры, призванной стимулировать сотрудничество бывших республик СССР, конечно, вызывает скепсис", - пишет в редакционном комментарии деловая газета "Ведомости".

"Действующие организации такого рода доказали свою малую эффективность. "Все дело в тарифах и торговле, - объяснил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев причины их неуспеха и добавил: - Дай бог, чтобы у нас на этот раз все красиво получилось".

По мнению "Ведомостей", сложно говорить об искренней дружбе, например, России с Украиной, если уже третий год страны ведут торговую войну с помощью квот и высоких пошлин. В ответ на ограничения Москвой импорта украинских труб Киев ввел санкции в отношении российских автомобилей, электролампочек, железной руды.

"А российской экономике необходимо, чтобы процесс шел в обратную сторону. Снятие торговых барьеров позволит расширить рынок сбыта нашей продукции и тем самым обеспечит стране новые источники роста. Этот шаг также будет выгоден потребителям, так как позволит им получать товары по наименьшей цене".

"Ведомости" ожидают "шумное недовольство" из лагеря тех, кто пострадает от снятия ограничений. Газета говорит о необходимости расчетов, в каких моментах приобретет или проиграет Россия от вступления в новую зону.

"Пока таких расчетов нет, заявление, сделанное четырьмя президентами - которые собрались в Москве, чтобы отметить общий праздник, - останется их политической декларацией, пропитанной ностальгией по советскому прошлому", - отмечается в комментарии "Ведомостей".

Без энтузиазма описывают московские договоренности "Ведомости" и потому, что россияне раньше сами хоронили инициативы, вновь озвученные в прошлые выходные. "Идея создания наднационального органа выдвигалась не раз, но блокировалась именно правительством России, поскольку премьер Михаил Касьянов не хотел выпускать такой мощный рычаг, как контроль над тарифами", - отмечает газета со ссылкой на источник в аппарате ЕврАзЭС.

Как сказали "Ведомостям" в российском правительстве, предусмотренный московскими договоренностями наднациональный орган позволит Украине вступить в единую структуру не теряя лица - "поскольку Кучма не раз заявлял, что Украина в ЕврАзЭС не вступит".

Руководитель управления по внешней политике администрации Кучмы Анатолий Орел считает, что "реализация этой идеи принесет самые большие выгоды именно Украине".

Однако ни в Киеве, ни в Кремле и правительстве России не смогли сказать, когда Украина получит свой главный дивиденд от России - взимание НДС с поставок нефти и газа по месту назначения, то есть в украинский бюджет. Месяц назад Владимир Путин заявил в Киеве, что решение этого вопроса, чувствительного для российского бюджета (свыше $600 млн. в год), может занять несколько лет.

Наблюдатели призывают Россию не огорчаться из-за возможных потерь – компенсировать это россияне смогут позднее, играя "доминирующую роль в объединении". Как Германия в Европейском союзе.

"Коммерсант" больше останавливается на эмоциональном восприятии московских переговоров: "Президенты России, Украины, Белоруссии и Казахстана задумали Беловежскую пущу наоборот".

"Собравшиеся в Москве четыре президента сделали хорошую мину при практически не изменившейся игре и заявили о новом этапе интеграции". По мнению "Коммерсанта", договоренности можно даже считать шагом назад по сравнению с таможенным союзом, который существовал как предтеча ЕврАзЭС: "Президенты анонсировали лишь создание общей зоны свободного перемещения товаров и капиталов, а таможенный союз предполагает, что эта цель уже достигнута и речь идет о создании общей системы внешнеэкономического регулирования".

Газета отмечает новые расстановки среди желающих объединяться: "Во-первых, среди главных интеграторов оказалась Украина, чего раньше никогда не было. Во-вторых, Александр Лукашенко, оказавшись не ближе к Владимиру Путину, чем Леонид Кучма и Нурсултан Назарбаев, наказан за свое понимание союзничества с Россией – газ он стремится покупать по внутрироссийским ценам, а рубли намерен эмитировать наравне с российским ЦБ. В-третьих, у господ Кучмы и Лукашенко полно и политических, и экономических проблем, оба оказались в глубокой международной изоляции, что проявляется в анекдотической, если не сказать оскорбительной, форме, когда и тому, и другому уже отказывают в визах. Оба ищут политической и экономической опоры в России. Получается, что интеграционный центр в "четверке" может сместиться. Хотя по мере приближения выборов у господина Назарбаева, возможно, добавится политических проблем, пока Казахстан – самый благополучный, в том числе и экономически, союзник России. Значит, главным в рамках "четверки" может оказаться союз Москвы и Астаны".

Другая газета, "Время новостей" вообще считает московские договоренности публичным издевательством над белорусским батькой. Как известно, в воскресенье четыре президента решили создать "единую регулирующую межгосударственную независимую Комиссию по торговле и тарифам". "Комиссия должна стать наднациональным органом, решения которого обязательны к исполнению правительствами каждой из стран. Что это может означать, скажем, для такого "несгибаемого" лидера, как г-н Лукашенко, можно только догадываться", - отмечает "Время новостей".

"Возникает ощущение, что все произошедшее в Москве в прошлые выходные есть не что иное, как попытка "разбавить" трудно осуществляемые, с точки зрения Москвы, реалии российско-белорусского государства в перспективах нового, уже "чисто конкретно" экономического союза. Было заметно, что белорусский батька выглядел в Кремле не слишком веселым. Он ни разу, против обычного, не упомянул о Союзе России и Белоруссии, как образце для подражания всего СНГ. Лукашенко лишь горестно заметил, что "мы нигде не нужны, кроме своих стран". Даже, если в отношении России и Казахстана с их нефтью и газом это кажется некоторым преувеличением, то, по сути, г-н Лукашенко прав. Но вот смогут ли в Минске успеть к сентябрю изменить свое законодательство для образования ОРИ, как торжественно обещали президенты "четверки", большой вопрос. И кто тогда уже окажется "крайним", догадывайтесь сами".

В отличии от "Времени новостей", "Известия" приводит несколько причин договоренностей в Москве. Первая - политическая. "Кремль вот уже больше года исповедует принцип прагматизма и экономической выгоды. Никаких имперских замашек, никакой демонстрации силы. Вам нужны деньги и развитая экономика? Вот и пускайте российский бизнес на свои предприятия. Вам нужны эффективные транспортные системы? Давайте вместе создавать консорциумы. Вам нужны рынки сбыта? Не мудрите с пошлинами для российских товаров".

Причина вторая – экономическая. "В частности, маячащая перед всеми странами (кроме Белоруссии) перспектива вступления во Всемирную торговую организацию. Разговоры о синхронном вступлении в ряды ВТО Россия, Украина и Казахстан ведут постоянно. Правда, отмечает газета, Киев вел переговоры самостоятельно, "и ряд позиций, по которым они предварительно договорились, подписав примерно 8 протоколов, очень серьезно противоречат нашей позиции".

Еще один фактор "ускорения" экономических процессов связан с таможенной границей. Либо ее нужно строить по госгранице России, а из нее вытекает все остальное типа пограничного и паспортного контроля. Это огромные затраты, нести которые у России сейчас нет ни сил, ни желания, ни времени.

"Известия" тоже не ждут от нового "союза четырех" срочного воплощения наработок в жизнь: "Проблема в том, что экономическая гармонизация снова может разбиться о политические амбиции президентов".

"Чтобы новая структура заработала, необходимо, например, чтобы Лукашенко перебанкротил от 30 до 50 процентов своей экономики, а Кучма перестал ждать немецких или американских денег, согласившись на российский капитал".

Кроме этого, страны должны перейти на синхронную бюджетную, фискальную, налоговую политику и близкие макроэкономические показатели (по итогам прошлого года инфляция в России была 15%, а в Белоруссии - как минимум, 30).

"Экономисты считают, что наиболее легко процесс унификации пройдет с Казахстаном, который по некоторым сферам даже обгоняет Россию. С Украиной сложно, но можно. Тяжелее всего будет с Белоруссией. Правда, источники, близкие к Кремлю, на это говорят: если к сентябрю кто-то не захочет подписывать соглашение или окажется не готов, - значит подпишет 2 или 3 страны".

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования