Шелковый занавес для "новых-близких" соседей ЕС
Пятница, 21 февраля 2003, 15:17
Неофициальные предложения польского МИД для Евросоюза по поводу восточного вектора внешней политики ЕС уже с месяц "ходили по рукам", вызывая в Варшаве неофициальные дискуссии. Но 20 февраля "non-paper" стали предметом публичного обсуждения.
На международной конференции "Политика расширенного Европейского Союза в отношении его новых соседей", организованной Фондом им. Стефана Батория (Сороса) и МИД, их озвучил министр иностранных дел Влодзимеж Цимошевич.
В польских предложениях, которые учитывают необходимость "индивидуального подхода" к новым восточным соседям ЕС, прежде всего изложено видение будущих отношений с Украиной: "Наша задача, в интересах расширенного ЕС, признать европейский выбор этой страны, очень важной для стабилизации и безопасности в восточной части континента.
Вместе с тем в интересах Евросоюза – оценить направленность политики Украины на членство этого государства в ЕС. И хотя поступь этой страны в проведении реформ и некоторых аспектах ее внутренней и внешней политики вызывает разочарование, самой результативной и подходящей, по нашему мнению, была бы политика критического сотрудничества, диалога и развития сотрудничества в объединении с предоставлением помощи. Иначе возрастет риск ослабления реформаторских и проевропейских сил в Украине".
Что касается Беларуси, то пока тамошняя власть не инициирует демократические реформы, говорится в польских "non-paper", Евросоюзу следует предоставлять помощь в развитии в этой стране гражданского общества. В Молдове следует оказывать содействие созданию проекта интеграции с ЕС, разработку которого пообещало молдовское правительство.
"В перспективе эти страны, - сказано в частности в предложениях, - если они захотят и смогут приблизиться по всем критериям членства, должны иметь возможность присоединиться к Европейскому Союзу, хотя процесс их интеграции очевидно может быть значительно более сложным и более продолжительным, чем процесс интеграции нынешних кандидатов в ЕС. Перспектива вступления в ЕС, даже отдаленная, была бы сильным стимулом для проведения там демократических и экономических реформ".
Впрочем, никакого намека на вероятное членство в ЕС, даже в весьма отдаленном будущем, нет в "non-paper" для России. "В отношениях с Россией, - говорится в документе, - существующие формы сотрудничества хорошо развиты и должны действовать эффективно".
"Документ, созданный МИД – многообещающий для Украины", - так прокомментировал польские "советы" в своем выступлении Борис Тарасюк.
Собственно на том, что "соседский" статус не самый лучший для Украины, которая могла бы быть государством-партнером, глава евроинтеграционной комиссии ВР Украины особо акцентировал внимание: "Мы хотим быть не объектом, а субъектом этого процесса".
Список государств, которые претендуют на членство в ЕС, не закрывается, считает Тарасюк. Он высказал надежду, что в Евросоюзе не будут звучать больше реплики типа сказанной Романо Проди о невозможности евроинтеграции Украины.
"Если Украина будет членом Евросоюза, а Россия нет, то это только передвинет линию разделения Европы", - критиковал отсутствие интеграционной стратегии как со стороны ЕС, так и Кремля профессор Сергей Рогов из Москвы. "Россия не является для Европы проблемой, - считает экс-министр польского МИД Бронислав Геремек, - и является мощной страной. Размер этого государства в случае ее вхождения в ЕС таков, что не было бы понятно, кто к кому присоединился". Задача Польши, по словам Геремека, состоит как раз в том, чтобы помочь ЕС выработать стратегию в отношении России.
Призвав соотечественников не страдать патернализмом в отношении Восточной Европы, так как это было в отношении Польши со стороны Запада, представитель польского госкомитета евроинтеграции Яцек Сариуш-Вольски остановился на том, в чем, по его мнению, может состоять "новое соседство". Отношения ЕС с близлежащими с востока государствами – это что-то больше чем соседство, считает он. В противоположность он привел в пример африканскую страну Марокко, которая также является соседом. Поэтому нужна максимально благоприятная политика по отношению к "близким соседям".
Главная угроза, которая нависла над таким подходам в отношениях между ЕС и восточноевропейскими странами – недостаток средств и политической воли. "Мы должны помочь восточным соседям ЕС, - подытожил Сариуш-Вольски, - а это, заверяю, непростое дело".
Депутат польского парламента Геновефа Грабовска считает реальной наработку новых правовых механизмов, которые бы сделали возможными привилегированные отношения "близких соседей" с Европейским Союзом.
О восточном, в частности украинском, векторе внешней политики ЕС на запад от Польши, говорилось на конференции, в которой приняли участие министры из Германии, Испании, Португалии и Финляндии. "Важно, что вопрос членства Украины в Европейском Союзе, - подчеркнул вице-министр МИД Финляндии Аннти Сатули, - стал в ЕС предметом дебатов. Общей работой мы могли бы ввести Украину в Евросоюз. Опыт Польши, которая, как никто другой в ЕС, знает специфику Украины в этом деле очень ценен".
Согласился со своим финским коллегой уполномоченный премьер-министра Брандербургии по отношениям с Польшей Герман фон Рихтгофен. "С открытыми объятиями приветствуем взаимопонимание Польши и Украины, - сказал он. - Это - мост для отношений Украины с ЕС". "Лично я не имею сомнений в том, что Украина должна получить предложение вступить в ЕС", - высказал свое мнение Виктор Мартинс, который был министром евроинтеграции в трех португальских правительствах.
"С точки зрения ЕС было бы очень плохо утратить такой шанс, - подчеркнул португальский политик. – Членство Украины в ЕС – это очередной вопрос, который возникает из пан-европейской перспективы. Другой вопрос, что будущие члены ЕС лучше приготовлены к тому, чтобы вступить в Евросоюз, чем Евросоюз к тому, чтобы их принять. И было бы ошибкой утратить такую перспективу, как принятие в ЕС Украины".
Мартинс убеждал участников конференции в том, что если бы перед еще не так давно тоталитарными Португалией и Испанией не было европейских перспектив, демократические перемены в этих государствах происходили бы значительно медленнее. Поэтому, считает он, ЕС не должен отворачиваться даже от проблемных сейчас в смысле демократии стран Восточной Европы.
Ушат холодной воды на головы "новых соседей", а вместе с тем и евросоюзных украино- и других восточноевропейских "-филов" вылил глава еврокомисии действующего польского парламента Юзеф Олексы. "Темой нынешней конференции, - сказал он под занавес первой сессии форума, - не было то, как ввести Россию, Украину, Беларусь в Европейский Союз, если честно... Наша тема – новые механизмы строительства отношений с восточными соседями".
А президент Польши Александр Квасневский, который лучше, чем его западные партнеры знает украинские "нюансы", выразился метафорически: "На востоке Польши возникает новый занавес, пусть даже бархатный, и все же занавес. Украина опасается, что мы повернемся к ней спиной. Понимаем это и стараемся пойти ей навстречу".
О перспективах присоединения Украины к ЕС читайте также:
Украина станет членом Евросоюза. Раньше чем Ирак
На международной конференции "Политика расширенного Европейского Союза в отношении его новых соседей", организованной Фондом им. Стефана Батория (Сороса) и МИД, их озвучил министр иностранных дел Влодзимеж Цимошевич.
В польских предложениях, которые учитывают необходимость "индивидуального подхода" к новым восточным соседям ЕС, прежде всего изложено видение будущих отношений с Украиной: "Наша задача, в интересах расширенного ЕС, признать европейский выбор этой страны, очень важной для стабилизации и безопасности в восточной части континента.
Вместе с тем в интересах Евросоюза – оценить направленность политики Украины на членство этого государства в ЕС. И хотя поступь этой страны в проведении реформ и некоторых аспектах ее внутренней и внешней политики вызывает разочарование, самой результативной и подходящей, по нашему мнению, была бы политика критического сотрудничества, диалога и развития сотрудничества в объединении с предоставлением помощи. Иначе возрастет риск ослабления реформаторских и проевропейских сил в Украине".
Что касается Беларуси, то пока тамошняя власть не инициирует демократические реформы, говорится в польских "non-paper", Евросоюзу следует предоставлять помощь в развитии в этой стране гражданского общества. В Молдове следует оказывать содействие созданию проекта интеграции с ЕС, разработку которого пообещало молдовское правительство.
"В перспективе эти страны, - сказано в частности в предложениях, - если они захотят и смогут приблизиться по всем критериям членства, должны иметь возможность присоединиться к Европейскому Союзу, хотя процесс их интеграции очевидно может быть значительно более сложным и более продолжительным, чем процесс интеграции нынешних кандидатов в ЕС. Перспектива вступления в ЕС, даже отдаленная, была бы сильным стимулом для проведения там демократических и экономических реформ".
Впрочем, никакого намека на вероятное членство в ЕС, даже в весьма отдаленном будущем, нет в "non-paper" для России. "В отношениях с Россией, - говорится в документе, - существующие формы сотрудничества хорошо развиты и должны действовать эффективно".
"Документ, созданный МИД – многообещающий для Украины", - так прокомментировал польские "советы" в своем выступлении Борис Тарасюк.
Собственно на том, что "соседский" статус не самый лучший для Украины, которая могла бы быть государством-партнером, глава евроинтеграционной комиссии ВР Украины особо акцентировал внимание: "Мы хотим быть не объектом, а субъектом этого процесса".
Список государств, которые претендуют на членство в ЕС, не закрывается, считает Тарасюк. Он высказал надежду, что в Евросоюзе не будут звучать больше реплики типа сказанной Романо Проди о невозможности евроинтеграции Украины.
"Если Украина будет членом Евросоюза, а Россия нет, то это только передвинет линию разделения Европы", - критиковал отсутствие интеграционной стратегии как со стороны ЕС, так и Кремля профессор Сергей Рогов из Москвы. "Россия не является для Европы проблемой, - считает экс-министр польского МИД Бронислав Геремек, - и является мощной страной. Размер этого государства в случае ее вхождения в ЕС таков, что не было бы понятно, кто к кому присоединился". Задача Польши, по словам Геремека, состоит как раз в том, чтобы помочь ЕС выработать стратегию в отношении России.
Призвав соотечественников не страдать патернализмом в отношении Восточной Европы, так как это было в отношении Польши со стороны Запада, представитель польского госкомитета евроинтеграции Яцек Сариуш-Вольски остановился на том, в чем, по его мнению, может состоять "новое соседство". Отношения ЕС с близлежащими с востока государствами – это что-то больше чем соседство, считает он. В противоположность он привел в пример африканскую страну Марокко, которая также является соседом. Поэтому нужна максимально благоприятная политика по отношению к "близким соседям".
Главная угроза, которая нависла над таким подходам в отношениях между ЕС и восточноевропейскими странами – недостаток средств и политической воли. "Мы должны помочь восточным соседям ЕС, - подытожил Сариуш-Вольски, - а это, заверяю, непростое дело".
Депутат польского парламента Геновефа Грабовска считает реальной наработку новых правовых механизмов, которые бы сделали возможными привилегированные отношения "близких соседей" с Европейским Союзом.
О восточном, в частности украинском, векторе внешней политики ЕС на запад от Польши, говорилось на конференции, в которой приняли участие министры из Германии, Испании, Португалии и Финляндии. "Важно, что вопрос членства Украины в Европейском Союзе, - подчеркнул вице-министр МИД Финляндии Аннти Сатули, - стал в ЕС предметом дебатов. Общей работой мы могли бы ввести Украину в Евросоюз. Опыт Польши, которая, как никто другой в ЕС, знает специфику Украины в этом деле очень ценен".
Согласился со своим финским коллегой уполномоченный премьер-министра Брандербургии по отношениям с Польшей Герман фон Рихтгофен. "С открытыми объятиями приветствуем взаимопонимание Польши и Украины, - сказал он. - Это - мост для отношений Украины с ЕС". "Лично я не имею сомнений в том, что Украина должна получить предложение вступить в ЕС", - высказал свое мнение Виктор Мартинс, который был министром евроинтеграции в трех португальских правительствах.
"С точки зрения ЕС было бы очень плохо утратить такой шанс, - подчеркнул португальский политик. – Членство Украины в ЕС – это очередной вопрос, который возникает из пан-европейской перспективы. Другой вопрос, что будущие члены ЕС лучше приготовлены к тому, чтобы вступить в Евросоюз, чем Евросоюз к тому, чтобы их принять. И было бы ошибкой утратить такую перспективу, как принятие в ЕС Украины".
Мартинс убеждал участников конференции в том, что если бы перед еще не так давно тоталитарными Португалией и Испанией не было европейских перспектив, демократические перемены в этих государствах происходили бы значительно медленнее. Поэтому, считает он, ЕС не должен отворачиваться даже от проблемных сейчас в смысле демократии стран Восточной Европы.
Ушат холодной воды на головы "новых соседей", а вместе с тем и евросоюзных украино- и других восточноевропейских "-филов" вылил глава еврокомисии действующего польского парламента Юзеф Олексы. "Темой нынешней конференции, - сказал он под занавес первой сессии форума, - не было то, как ввести Россию, Украину, Беларусь в Европейский Союз, если честно... Наша тема – новые механизмы строительства отношений с восточными соседями".
А президент Польши Александр Квасневский, который лучше, чем его западные партнеры знает украинские "нюансы", выразился метафорически: "На востоке Польши возникает новый занавес, пусть даже бархатный, и все же занавес. Украина опасается, что мы повернемся к ней спиной. Понимаем это и стараемся пойти ей навстречу".
О перспективах присоединения Украины к ЕС читайте также:
Украина станет членом Евросоюза. Раньше чем Ирак