Праздник советской номенклатуры

Вторник, 18 февраля 2003, 14:10
17 февраля страна отметила весьма своеобразный юбилей – 85-летие главного коммуниста Украинской ССР Владимира Васильевича Щербицкого. Торжественное собрание в Киевской филармонии, документальный фильм, венки от правительства, в перспективе – строительство памятников, переименование улиц. Все в лучших (точнее – худших) советских традициях.

Впрочем, с некоторым даже перехлестом: 85 лет - ведь дата не юбилейная, далеко не все советские вожди удостаивались особой чести отмечать ее всенародно. А вот Щербицкий удостоился. За что? За какие такие подвиги?

Возможно, он был хорошим семьянином, и неплохо относился к своим подчиненным. Вот и отмечали бы они его "юбилей" в тесном семейном и товарищеском кругу. Но при чем здесь Украина? А при том, скажут мне, что Владимир Васильевич управлял Украинской республикой почти четверть века – сначала как глава правительства, а с 72-го как первый секретарь ЦК КПУ. Украина в эти годы жила и строилась. Вопрос в том, как жила. С точки зрения совпартгосноменклатуры, жила хорошо, а потому для них этот "юбилей" - действительно праздник.

Для них, возможно, это и так, но если Щербицкого чувствуют как бы от имени народа, значит пресловутая совпартгосноменклатура - по-прежнему хозяин в моей стране. И меня это пугает. Потому что мои исстрадавшиеся в условиях тяжелого экономического кризиса сограждане сегодня добром вспоминают советское прошлое и готовы простить этой самой номенклатуре все преступления застойных времен. А их было совсем не мало.

Приход Щербицкого к власти на Украине (по воле любивших его Брежнева и Суслова) сопровождался массовыми репрессиями против инакомыслящих. Во время погрома украинской интеллигенции в январе 72-го Петр Шелест формально еще сохранял пост первого секретаря ЦК КПУ, но участь его уже была решена. Шелеста заменили на Щербицкого отнюдь не случайно, а потому, что тот обещал расправиться с диссидентами и всегда слушаться приказов из Кремля.

И свое обещание Щербицкий выполнил. В лагеря на долгие годы отправили Васыля Стуса, Вячеслава Чорновила, Ивана и Надию Свитлычных, Ивана Дзюбу, Евгена Сверстюка, Семена Глузмана, … - всех тех, кто осмелился любить свой народ не по-советски и кто не хотел жить рабской жизнью. Так начался культурный застой на Украине, превративший нашу страну в глухую провинцию советской империи.

Да о чем это вы? - возмутятся те, кто празднует в эти дни "юбилей", - Щербицкий отремонтировал оперный театр, перестраивал стадионы, помогал выпускать книги по истории Украины (искажающие историческую правду!). Украинская культура ему многим обязана.

А вот что писал по этому поводу в своей лагерной тетради выдающийся украинский поэт, рыцарь без страха и упрека, Васыль Стус: "Только умалишенный может надеяться, что официальная форма национальной жизни может что-то дать. Все, созданное на Украине за последние десятилетия, источено бациллой недуга. Как может развиваться национальное дерево, если у него обрубили полкроны?

Что такое украинская история – без историков, когда нет ни казачьих летописей, ни "Истории Украины – Руси", ни Марковича, Бантыш-Каменского, Антоновича, Грушевского? Какая может быть литература, если в ней не достает доброй половины авторов – и авторов первоклассных?… Киев – это такая прекрасная флора, но уж фауна… - шутил Виктор Некрасов. И как с ним не согласиться, видя этот набор холуев от литературы, обозных маркитанток эстетики, что из национальной трагедии шьют себе размалеванные шаровары шутов-плясунов и на трупе Украины отплясывают удалого гопака". И это все о времени, когда Украиной правил Щербицкий.

Одних этих слов подлинного, а не увешенного "социалистическими звездочками" героя Украины, на мой взгляд, достаточно для того, чтобы обвинить Щербицкого в преступлении против своего народа. Но Васыль Стус погиб в лагере, Виктора Некрасова вытолкнули из страны, а те, кто должен нести за все это ответственность, помпезно отмечают "юбилей" своего бывшего шефа. "Маркитантки же эстетики", в большинстве своем, какими были, такими и остались: снимают, чтобы подзаработать, юбилейный фильм о том, кто их ни в грош не ставил, кто превращал писателей, режиссеров, художников, как они сами признаются, в винтики имперской пропагандисткой машины. Да и сам Щербицкий был одним из таких винтиков, пусть и покрупнее размером.

Успешной провинциализацией Украины заслуги Щербицкого, увы, не ограничиваются. Были еще и аресты членов Хельсинской группы и других диссидентов в конце 70-х. Был Чернобыль, от которого Щербицкий не сумел защитить украинский народ. Была первомайская демонстрация 86-го – в Киеве, под радиоактивным дождиком. Было сопротивление демократическим реформам при Горбачеве… Многое было, чего нельзя забыть и простить, если мы хотим жить в демократической Украине.

Боюсь только, что многие из тех, кто сегодня крутится при власти или ходит в лидерах оппозиции, вовсе не хотят демократии и раскаиваться в грехах советских времен не намерены. Они неплохо адоптировались к новым постсоветским условиям, из коммунистов и комсомольцев перекрасились в народных, национальных и социальных демократов, а теперь решили, что пора и реабилитировать свое номенклатурное прошлое. Убежден: празднование "юбилея" Владимира Васильевича Щербицкого – официальная попытка такой реабилитации. Для того случая и 85-летие – дата юбилейная. Вопрос в том, нужны ли Украине такие эксперименты. Если мы смолчим, мне будет стыдно за свою страну.

Владимир Малинкович, участник правозащитного движения во времена Щербицкого, председатель Комиссии содействия демократизации и развитию гражданского общества в Украине