Мельниченко продолжает разоблачения. Теперь в Лондоне

Вторник, 18 февраля 2003, 12:29
Мыкола Мельниченко выполняет свое обещание довести дело против Кучмы до суда. Причем в этом направлении он активно работает не только на территории страны, которая предоставила ему политическое убежище – США - но и в Европе.

В прошлом году Мельниченко испортил Кучме "ужин в ресторане" с Романо Проди, приехав в Брюссель как раз накануне рабочего и крайне краткого визита украинского президента в столицу ЕС. Это был первый открытый визит майора в Европу.

В понедельник о проблеме Украины узнала интересующаяся общественность в Лондоне. Как передает корреспондент УП, зал, где проходила встреча, был переполнен. Чтобы послушать опального майора, собрались журналисты, ученые, представители министерства иностранных дел, активисты свободы слова, студенты и члены украинской громады.

Мельниченко чувствовал себя непринужденно в костюме и галстуке, общался с переполненной аудиторией через переводчика. Больше часа после своего выступления ему пришлось отвечать на вопросы. После этого Мельниченко продолжал общаться с участниками встречи в неформальной обстановке.

Прежде всего Мельниченко сообщил, что вместе с Мирославой Гонгадзе и Александром Ельяшкевичем они решили начать процесс в США против подозреваемых в убийстве Гонгадзе.

Как сообщает корреспондент ВВС, в расследовании убийства Гонгадзе есть определенные трудности в связи с тем, что парламентский комитет Верховной Рады по этом делу не может получить от Александра Жира вещественные доказательства. Жир по-прежнему не отдает магнитофон и электронный чип, на котором были записаны голоса украинского руководства о Гонгадзе.

"К сожалению, на сегодняшний день рассмотрение дела по факту исчезновения и убийства Георгия Гонгадзе тормозится в связи с проблемой в контексте судебного рассмотрения в США. Это связано с тем, что активный участник блока "Наша Украина" не выполняет просьбы Мирославы и Леси Гонгадзе, а также решение временной следственной комиссии. Лидер этого блока Виктор Ющенко, находясь в Вашингтоне, пообещал Мирославе Гонгадзе, что он лично решит эту проблему в ближайшее время", цитирует Мельниченко ВВС.

Бывший депутат Александр Ельяшкевич, который тоже получил политическое убежище в США, выразил уверенность в том, что время Кучмы истекло и единственный вопрос состоит в том, когда он предстанет перед судом.

Он заявил, что несмотря на задержку расследования дела Гонгадзе, он собирается подать в американский суд на президента Кучму по обвинению в заказе покушения на его жизнь в феврале 2000 года, что отражено на пленках майора Мельниченко. Ельяшкевич отметил, что кроме Леонида Кучмы в судебном иске должны фигурировать также главные руководители силовых ведомств Леонид Деркач и Юрий Кравченко, а также бывший руководитель президентской администрации, а ныне спикер парламента Владимир Литвин.

"Целью этой группировки было сохранение власти любой ценой, самообогащение и, безусловно, физическое уничтожение оппозиционных деятелей, государственных деятелей, журналистов, которые мешали этой преступной группировке делать свое дело и решать главную цель этой преступной группировки. Поэтому я считаю, что рассмотрение дела против меня поможет раскрыть сложное с юридической точки зрения дело о гибели Георгия Гонгадзе. Потому что в суде уже не будет возникать сомнений о том, что имеется в виду под тем или иным голосом на записи или на записях", сказал Ельяшкевич.

Мельниченко считает, что Украина выйдет сильной после кассетного скандала. Он отвергает предположение, что убийство Гонгадзе могли устроить злоумышленники из числа политических оппонентов, чтобы скомпрометировать высшее украинское руководство и так сказать "подставить" президента Кучму:

"Должен быть судебный процесс. Кучму ли пытались "подставить"? А с Ельяшкевичем - тоже хотели "подставить"? Извините, у меня есть доказательства, которые следует передать в министерство юстиции США. Но мафия боится этого и каким-то образом влияет, чтобы это не случилось. Я планирую выступить свидетелем в суде, чтобы суд состоялся, и чтобы решение было принято".

Главные вопросы, которые интересовали публику на встрече, - почему не обнародованы все пленки и как Мельниченко пришел к решению записывать Кучму.

Мельниченко заявил, что все пленки будут предоставлены только в суде. Он переживает, что если он сделает достоянием гласности все, что у него есть на пленках, вещественные доказательства могут быть уничтожены, а свидетелей заставят замолчать, как это было уже с Валерием Малевым. (Бывший глава "Укрспецэкспорта", который погиб в автокатастрофе после того, как Кучме сообщили о наличии пленки, на которой записан его разговор с Малевым о продаже "Кольчуг" в Ирак –УП).

Майор также сказал, что боится, чтобы пленки не попали в руки людей, которые будут использовать их в своих личных политических или других интересах. Он добавил, что лишь небольшой объем записанной им информации содержит государственную тайну. "Надо начать судебный процесс. Каждый вопрос должен быть рассмотрен в суде", сказал он.

Мельниченко задали вопрос, почему он принял решение "вывести на чистую воду" Кучму и его соратников. Ответ был таков: "Вы бы сделали тоже самое на моем месте. Большинство людей, если бы они стали свидетелями такой лжи и преступлений, которые видел я, захотели бы это сделать достоянием гласности".

Мельниченко заявил, что нынешнее украинское общество "больно", поэтому обнародование скандальных записей стало символическим хирургическим болезненным вскрытием, но оно необходимо для того, чтобы сделать операцию и чтобы потом все было хорошо. Аналогию "больного" общества продолжил Александр Ельяшкевич: "Болеет страна. Она выздоровеет. Насколько быстро? Это зависит от всех, и в первую очередь от тех, кто должен делать свое дело - от политиков, от журналистов. Если молчать, то это будет продолжаться".

Один из группы молодых украинцев в ответ бросил реплику, что действия Мельниченко стали "вспышкой", которая вынудила людей активнее бороться за демократию в Украине.

Еще один любопытный факт – Мельниченко явился на пресс-конференцию в сопровождении двух людей. Первый из них – диссидент Владимир Буковский, который провел 12 лет в советских тюрьмах и психиатрических больницах при Хрущеве и Брежневе.

Буковский живет в Лондоне, с тех пор как в 1976 году его изгнали из СССР. Он выступал на английском. По его мнению, в советские времена диссиденты могли положиться на поддержку запада, в постсоветское время на западе решили, что демократия уже победила и такая поддержка больше не нужна.

Еще одна опасность состоит в том, что многие постсоветские государства стали союзниками в войне против терроризма, считает Буковский.

Владимир Буковский назвал проблему, перед которой стоит Украина, свойственной целому постсоветскому пространству за исключением балтийских государств: "Я думаю, мы имеем уникальный случай в истории, когда кто-то сделал то, что сделал майор Мельниченко. Он, собственно, записывал разговоры в президентском кабинете на протяжении двух лет, и после поэтому мы имеем уникальную возможность видеть структуру власти в посткоммунистическом государстве через десять лет после падения коммунизма...

Я не сомневаюсь в аутентичности записей, поскольку никто не может сфальсифицировать два года записей. Мы имеем модель становления нового государства, руководит которой преступная клика. В большинстве новых государств бывшего СССР, за исключением балтийских государств, одинаковая ситуация, когда происходит слияние преступного мира со спецслужбами и бизнесом. Такая амальгама делает эти режимы бесконтрольными, поскольку они могут делать что угодно, контролируя суды, выборы, финансы. Это очень опасная ситуация, которая одинаково свойственна как России, так и Украине".

На встрече Мельниченко представил и своего "близкого друга", бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, который "пережил похожую судьбу".

Подполковник ФСБ России Александр Литвиненко по собственному признанию работал руководителем подразделения по уничтожению политических оппонентов российского руководства, сообщает ВВС.

Александра Литвиненко уже пятый раз будут судить заочно в России за то, что он отказался выполнять внесудебные казни и обнародовал сам факт заказа таких убийств. Александр Литвиненко заверил, что его не удивляет ситуация, когда майору Мельниченко пришлось рисковать жизнью, чтобы разоблачить злоупотребления высшего руководства Украины.

"Я служил заместителем начальника отдела спецподразделения ФСБ в звании подполковника. Наше подразделение было создано для осуществления внесудебных расправ, т.е. для убийства политических деятелей и бизнесменов. Я и мои подчиненные отказались выполнять приказы убивать людей. Меня неоднократно задерживали, чтобы я отказался от своих показаний. Я хочу сказать, что ситуация в Украине такая же, как и в России. Я знаю российского президента лично, и единственная разница состоит в том, что его еще до сих пор не записали на магнитофон", сказал Литвиненко.

Литвиненко заявил, что бывшие советские режимы управляются криминалами, "которые боятся только одного – журналистов, которые пишут о них правду". Он приветствовал усилия западной общественности в поддержку расследования дела Гонгадзе, как ключевой проблемы для построения гражданского общества в бывшем СССР.

Национальный профсоюз журналистов Британии уже давно занимается поддержкой украинских журналистов и общественных деятелей, которые работают над раскрытием убийства журналиста Георгия Гонгадзе, констатирует ВВС. Кроме кампании сбора подписей под письмом премьер-министру Тони Блеру за международное расследование убийства Гонгадзе, на этот раз профсоюз журналистов провел встречу с Мыколой Мельниченко и Александром Ельяшкевичем.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования