СБУ им... ЦРУ?
Пятница, 14 февраля 2003, 12:45
Благодаря последним законодательным инициативам главы государства, не сложно составить фоторобот современного украинского террориста: он если не финансист, то по крайней мере бизнесмен, инвестирует в украинскую экономику, держит средства на легальных счетах. Где-то между строками угадывается его политическая деятельность, которая не всегда совпадает с вектором "руководящей и направляющей" структуры.
На всем протяжении от Ближнего Востока до далекого Запада с его баскскими сепаратистами и Ирландской республиканской армией, - в Украине террористов меньше всего. Но именно здесь может начаться самая жестокая борьба с ними. Такой прогноз можно сделать, ознакомившись с проектом закона "О внесении изменений в законодательные акты Украины в связи с принятием закона Украины "О борьбе с терроризмом", который глава государства представил на рассмотрение ВР.
Хотя 11 сентября в Украине не было, но наши спецслужбы в скором времени начнут более активную антитеррористическую кампанию, чем ЦРУ и ФБР в США.
Под эгидой борьбы с терроризмом США "приручили" Афганистан и добираются до Ирака, Россия сокрушила Чечню, а Украина пытается "прополоть" оппозицию и остатки независимого бизнеса. Кто не верит, читайте законопроект "О внесении изменений...".
Я против терроризма и за сильные спецслужбы. И с Аль-Каидой в вышитой сорочке они должны бороться не тупым мечом правосудия, а современными спецсредствами. Поэтому я могу лишь поддержать правовую реставрацию могущества СБ и других спецслужб. Но президент своим законопроектом не увеличивает полномочия СБУ, а гиперболизирует их, превращая в такого себе бериевского клона образца 2003 года.
Вчерашних врагов народа завтра будут называть террористами.
Факты? Пожалуйста...
К закону "Об оперативно-розыскной деятельности" предлагается дописать часть 15, в которой глава государства предлагает:
"В случае угрозы совершения террористического акта неотложное осуществление оперативно-розыскных мероприятий, связанное с временным ограничением прав человека, может проводиться без открытия оперативно-розыскного дела".
Опытные оперативники, к которым автор обращался за консультацией, сразу же обратили внимание на размытую формулировку "в случае угрозы совершения террористического акта...". Юриспруденция требует четкости формулировок, иначе "угрозу совершения теракта" следствие может видеть даже в повреждении одним политиком коллекционного туфля другого или даже в дружеском пожатии руки.
Так называемые оперативно-розыскные подразделения смогут на собственное усмотрение задерживать кого угодно, нигде не документируя самого факта "временного ограничения прав человека" и не обращаясь ни к кому за санкциями. Формально минимум сутки (а на практике значительно больше) задержанный проведет в холодных стенах, без поддержки адвоката. За это время "террорист" может сознаться даже в полетах на Луну, признать себя латинским шпионом, или признаться в выращивании грибов с ядерными боеголовками в черниговских лесах. После этого появятся основания открыть дело за несанкционированные полеты в космос, шпионаж и т.д.
Интересно дополнена часть 1 ст.11: раньше только государственные органы имели право оказывать содействие оперативным подразделениям в решении задач оперативно-розыскной деятельности, тогда как сейчас на путь сексотства наставляют предприятия и учреждения, независимо от форм собственности.
Это, во-первых, серьезно ударит по бывшим тайным информаторам, которые потеряют серьезную статью доходов, поскольку будут вынуждены сотрудничать бесплатно.
Во-вторых, ударит по порядочным гражданам, которые не желают быть информаторами ни за деньги, ни бесплатно, но тем не менее закон вменяет в обязанность украинцев "всех форм собственности" стучать в принудительном порядке. Так Украина может стать самым информированным государством, так как все здесь будут информаторами.
Чтобы внести в весь этот антитеррористический кавардак еще одну ложку дегтя, следует добавить к праву служб прослушивание телефонных разговоров без санкции суда.
Если бы речь шла о предоставление таких полномочий какому-то одному антитеррористическому центру, то с "временным ограничением прав человека" можно было бы еще как-то смириться. Но сейчас на борьбу с терроризмом задействованы 15 разных структур. Кроме силовиков это МИД, Минохраны здоровья, Минтопливэнерго, Минпромполитики, Минтранс, Минфин и т.д. И практически невозможно разобраться, кто, что и где будет.
Хотя, безусловно, первую скрипку в этой кампании будет играть СБУ. Как она будет играть, и под кого будет играть, особо охочие могут узнать из поправок к закону "О Службе безопасности". В случае, сказано в проекте, проведения мероприятий "по борьбе с терроризмом и финансированием террористической деятельности" работники Службы безопасности Украины имеют также право:
- получать информацию и документы об операциях, состоянии счетов и движении средств на них за конкретный промежуток времени;
- подавать по материалам оперативно-розыскной деятельности и уголовных дел в суд заявления об отмене государственной регистрации и прекращении деятельности субъектов предпринимательской деятельности, а также иски о признании недействительными соглашений в порядке, установленном законодательством Украины;
- входить по служебным удостоверениям на территорию, в помещения, склады и хранилища предприятий, организаций и учреждений независимо от формы собственности, на пункты пропуска через государственную границу и таможен, а также в производственные помещения граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью;
- в неотложных случаях опечатывать на срок до 10 суток архивы, кассы, помещения (за исключением жилых) или другие хранилища, брать их под охрану, накладывать арест на средства, другие ценности физических и юридических лиц.
Полномочия на выполнение таких операций может выдавать руководитель любого подразделения. А подразделений в Службе не меньше, чем мерседесов на Крещатике и майоров в стране. Так как руководитель подразделения – должность майорская. Можем ли мы сказать, что при таком количестве майоров, подразделений и мерседесов нынешняя Служба безопасности Украины сможет использовать свои полномочия по назначению? Останется ли она вне политической игры во время избирательной кампании?
Думаю, что никто не может дать таких гарантий. Высокая концентрация полномочий, бесконтрольность в их использовании и широкий доступ к этим "антитеррористическим" отмычкам лишь усилят репрессивную функцию СБУ. И не только. Например, так и не ясно, почему большие полномочия получает Госкомграницы? Только потому, что эту структуру возглавляет брат украинского спикера? А если бы генерал Литвин "сел" на филармонию, то она тоже начала бы заниматься оперативно-розыскной деятельностью и получила суперполномочия?
Бросается в глаза, что сейчас СБУ и ее антитеррористические спутники уподобляются преступникам – они боятся и соответственно стремятся обойти суды. Они запрашивают для себя полномочия суда и, частично прокуратуры. Значит, что под маркой борьбы с терроризмом спецслужба сможет провести такое себе "комплексное обслуживание" по вопросам права. Еще адвокатских полномочий себе попросили бы, чего уж там!
"Для чего это делается?" – вопрос риторический. Этот закон в случае его принятия может стать большим испытанием для службы. Будет праздновать победу и часть СБ, которая никогда не попросится в отставку из-за таких понятий как "честь" или нежелание выполнять сомнительную работу. Из службы интеллектуальной, где еще умеют думать головой, "контора" после принятия такого закона превратится в оперативно-розыскную, где главные роли будут выполнять прослушивание, подглядывание и т.д. И тогда уже ничто не остановит ее от деградации и превращения в режимную политико-полицейскую структуру.
Законодательство о борьбе с терроризмом необходимо. Но оно должно четко прописывать полномочия антитеррористических подразделений и возможности их применения. Нынешний проект закона "О борьбе с терроризмом" и поправки к законам сопутствующим довольно слабы с точки зрения европейской практики и не содержат многих положений, прописанных в законодательстве многих европейских стран. У нас выходит свой закон. Да и "свои", очевидно, террористы.
Кстати, впервые террористов в Украине зафиксировали 9 марта 2001 года под памятником Шевченко. Их видел там нынешний автор "антитеррористических" законопроектов.
Р.S. Автор обращался за комментариями ко многим генералам СБУ действующего резерва, депутатам и специалистам по праву. Практически никто из них не знал о документе, который уже прошел процедуру первого чтения, а узнав – под разным "соусом" говорить отказывались. Одним все равно, другие просто не знают, третьи – не желают связываться. Это дает полную возможность пропрезидентскому большинству протянуть документ, которого так ждет глава государства... и, очевидно, новое руководство СБУ, которое обязательно придет ко власти под такие суперполномочия.
Прокомментировать законопроект "О внесении изменений в законодательные акты Украины в связи с принятием закона Украины "О борьбе с терроризмом" согласился Владимир Стретович, председатель Комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией.
Скажу откровенно – этот документ ужасен и во многих позициях нарушает Конституцию Украины. В свое время Комитет рассматривал законопроект "О борьбе с терроризмом", и члены Комитета рекомендовали сессии отклонить его по причине многократного нарушения требований Конституции.
Наверное поэтому законопроект "О внесении изменений..." на рассмотрение комитета не поступал вообще. Анализируя этот документ, приходится снова говорить о многочисленных нарушениях Конституции. С правовой точки зрения отсутствие оперативно-разыскного дела, как это предлагается записать в части 15-той закона "Об оперативно-розыскной деятельности", не даст возможность прокурору осуществлять надзор. Так как фактически нигде не будут фиксироваться действия правоохранителей. Мы же не зря записали в действующем законодательстве, что судья не ниже областного уровня должен давать санкцию на прослушивание, так как иначе сложно будет выяснить пути получения информации.
Посмотрите ст. 31 Конституции, она гарантирует каждому тайну переписки, телефонных разговоров. Исключения могут быть установлены лишь судом в случаях, предусмотренных законом, чтобы предотвратить преступление или выяснить истину во время расследования уголовного дела, если другими способами получить информацию невозможно. В нашем случае речь идет о том, чтобы расширить "случаи, предусмотренные в действующем законодательстве", закрыв глаза на необходимость санкции суда и на тезис "если другими способами получить информацию невозможно". По моему мнению, добросовестные "органы" не используют эти "иные способы", а только разыскные, агентурные данные, аналитические разработки.
В общем, из документа следует, что власть хочет всех назвать террористами и прослушивать их. Проект закона является реакционным по своей сути, так как он нивелирует права и свободы, определенные Конституцией.
На всем протяжении от Ближнего Востока до далекого Запада с его баскскими сепаратистами и Ирландской республиканской армией, - в Украине террористов меньше всего. Но именно здесь может начаться самая жестокая борьба с ними. Такой прогноз можно сделать, ознакомившись с проектом закона "О внесении изменений в законодательные акты Украины в связи с принятием закона Украины "О борьбе с терроризмом", который глава государства представил на рассмотрение ВР.
Хотя 11 сентября в Украине не было, но наши спецслужбы в скором времени начнут более активную антитеррористическую кампанию, чем ЦРУ и ФБР в США.
Под эгидой борьбы с терроризмом США "приручили" Афганистан и добираются до Ирака, Россия сокрушила Чечню, а Украина пытается "прополоть" оппозицию и остатки независимого бизнеса. Кто не верит, читайте законопроект "О внесении изменений...".
Я против терроризма и за сильные спецслужбы. И с Аль-Каидой в вышитой сорочке они должны бороться не тупым мечом правосудия, а современными спецсредствами. Поэтому я могу лишь поддержать правовую реставрацию могущества СБ и других спецслужб. Но президент своим законопроектом не увеличивает полномочия СБУ, а гиперболизирует их, превращая в такого себе бериевского клона образца 2003 года.
Вчерашних врагов народа завтра будут называть террористами.
Факты? Пожалуйста...
К закону "Об оперативно-розыскной деятельности" предлагается дописать часть 15, в которой глава государства предлагает:
"В случае угрозы совершения террористического акта неотложное осуществление оперативно-розыскных мероприятий, связанное с временным ограничением прав человека, может проводиться без открытия оперативно-розыскного дела".
Опытные оперативники, к которым автор обращался за консультацией, сразу же обратили внимание на размытую формулировку "в случае угрозы совершения террористического акта...". Юриспруденция требует четкости формулировок, иначе "угрозу совершения теракта" следствие может видеть даже в повреждении одним политиком коллекционного туфля другого или даже в дружеском пожатии руки.
Так называемые оперативно-розыскные подразделения смогут на собственное усмотрение задерживать кого угодно, нигде не документируя самого факта "временного ограничения прав человека" и не обращаясь ни к кому за санкциями. Формально минимум сутки (а на практике значительно больше) задержанный проведет в холодных стенах, без поддержки адвоката. За это время "террорист" может сознаться даже в полетах на Луну, признать себя латинским шпионом, или признаться в выращивании грибов с ядерными боеголовками в черниговских лесах. После этого появятся основания открыть дело за несанкционированные полеты в космос, шпионаж и т.д.
Интересно дополнена часть 1 ст.11: раньше только государственные органы имели право оказывать содействие оперативным подразделениям в решении задач оперативно-розыскной деятельности, тогда как сейчас на путь сексотства наставляют предприятия и учреждения, независимо от форм собственности.
Это, во-первых, серьезно ударит по бывшим тайным информаторам, которые потеряют серьезную статью доходов, поскольку будут вынуждены сотрудничать бесплатно.
Во-вторых, ударит по порядочным гражданам, которые не желают быть информаторами ни за деньги, ни бесплатно, но тем не менее закон вменяет в обязанность украинцев "всех форм собственности" стучать в принудительном порядке. Так Украина может стать самым информированным государством, так как все здесь будут информаторами.
Чтобы внести в весь этот антитеррористический кавардак еще одну ложку дегтя, следует добавить к праву служб прослушивание телефонных разговоров без санкции суда.
Если бы речь шла о предоставление таких полномочий какому-то одному антитеррористическому центру, то с "временным ограничением прав человека" можно было бы еще как-то смириться. Но сейчас на борьбу с терроризмом задействованы 15 разных структур. Кроме силовиков это МИД, Минохраны здоровья, Минтопливэнерго, Минпромполитики, Минтранс, Минфин и т.д. И практически невозможно разобраться, кто, что и где будет.
Хотя, безусловно, первую скрипку в этой кампании будет играть СБУ. Как она будет играть, и под кого будет играть, особо охочие могут узнать из поправок к закону "О Службе безопасности". В случае, сказано в проекте, проведения мероприятий "по борьбе с терроризмом и финансированием террористической деятельности" работники Службы безопасности Украины имеют также право:
- получать информацию и документы об операциях, состоянии счетов и движении средств на них за конкретный промежуток времени;
- подавать по материалам оперативно-розыскной деятельности и уголовных дел в суд заявления об отмене государственной регистрации и прекращении деятельности субъектов предпринимательской деятельности, а также иски о признании недействительными соглашений в порядке, установленном законодательством Украины;
- входить по служебным удостоверениям на территорию, в помещения, склады и хранилища предприятий, организаций и учреждений независимо от формы собственности, на пункты пропуска через государственную границу и таможен, а также в производственные помещения граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью;
- в неотложных случаях опечатывать на срок до 10 суток архивы, кассы, помещения (за исключением жилых) или другие хранилища, брать их под охрану, накладывать арест на средства, другие ценности физических и юридических лиц.
Полномочия на выполнение таких операций может выдавать руководитель любого подразделения. А подразделений в Службе не меньше, чем мерседесов на Крещатике и майоров в стране. Так как руководитель подразделения – должность майорская. Можем ли мы сказать, что при таком количестве майоров, подразделений и мерседесов нынешняя Служба безопасности Украины сможет использовать свои полномочия по назначению? Останется ли она вне политической игры во время избирательной кампании?
Думаю, что никто не может дать таких гарантий. Высокая концентрация полномочий, бесконтрольность в их использовании и широкий доступ к этим "антитеррористическим" отмычкам лишь усилят репрессивную функцию СБУ. И не только. Например, так и не ясно, почему большие полномочия получает Госкомграницы? Только потому, что эту структуру возглавляет брат украинского спикера? А если бы генерал Литвин "сел" на филармонию, то она тоже начала бы заниматься оперативно-розыскной деятельностью и получила суперполномочия?
Бросается в глаза, что сейчас СБУ и ее антитеррористические спутники уподобляются преступникам – они боятся и соответственно стремятся обойти суды. Они запрашивают для себя полномочия суда и, частично прокуратуры. Значит, что под маркой борьбы с терроризмом спецслужба сможет провести такое себе "комплексное обслуживание" по вопросам права. Еще адвокатских полномочий себе попросили бы, чего уж там!
"Для чего это делается?" – вопрос риторический. Этот закон в случае его принятия может стать большим испытанием для службы. Будет праздновать победу и часть СБ, которая никогда не попросится в отставку из-за таких понятий как "честь" или нежелание выполнять сомнительную работу. Из службы интеллектуальной, где еще умеют думать головой, "контора" после принятия такого закона превратится в оперативно-розыскную, где главные роли будут выполнять прослушивание, подглядывание и т.д. И тогда уже ничто не остановит ее от деградации и превращения в режимную политико-полицейскую структуру.
Законодательство о борьбе с терроризмом необходимо. Но оно должно четко прописывать полномочия антитеррористических подразделений и возможности их применения. Нынешний проект закона "О борьбе с терроризмом" и поправки к законам сопутствующим довольно слабы с точки зрения европейской практики и не содержат многих положений, прописанных в законодательстве многих европейских стран. У нас выходит свой закон. Да и "свои", очевидно, террористы.
Кстати, впервые террористов в Украине зафиксировали 9 марта 2001 года под памятником Шевченко. Их видел там нынешний автор "антитеррористических" законопроектов.
Р.S. Автор обращался за комментариями ко многим генералам СБУ действующего резерва, депутатам и специалистам по праву. Практически никто из них не знал о документе, который уже прошел процедуру первого чтения, а узнав – под разным "соусом" говорить отказывались. Одним все равно, другие просто не знают, третьи – не желают связываться. Это дает полную возможность пропрезидентскому большинству протянуть документ, которого так ждет глава государства... и, очевидно, новое руководство СБУ, которое обязательно придет ко власти под такие суперполномочия.
Прокомментировать законопроект "О внесении изменений в законодательные акты Украины в связи с принятием закона Украины "О борьбе с терроризмом" согласился Владимир Стретович, председатель Комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией.
Скажу откровенно – этот документ ужасен и во многих позициях нарушает Конституцию Украины. В свое время Комитет рассматривал законопроект "О борьбе с терроризмом", и члены Комитета рекомендовали сессии отклонить его по причине многократного нарушения требований Конституции.
Наверное поэтому законопроект "О внесении изменений..." на рассмотрение комитета не поступал вообще. Анализируя этот документ, приходится снова говорить о многочисленных нарушениях Конституции. С правовой точки зрения отсутствие оперативно-разыскного дела, как это предлагается записать в части 15-той закона "Об оперативно-розыскной деятельности", не даст возможность прокурору осуществлять надзор. Так как фактически нигде не будут фиксироваться действия правоохранителей. Мы же не зря записали в действующем законодательстве, что судья не ниже областного уровня должен давать санкцию на прослушивание, так как иначе сложно будет выяснить пути получения информации.
Посмотрите ст. 31 Конституции, она гарантирует каждому тайну переписки, телефонных разговоров. Исключения могут быть установлены лишь судом в случаях, предусмотренных законом, чтобы предотвратить преступление или выяснить истину во время расследования уголовного дела, если другими способами получить информацию невозможно. В нашем случае речь идет о том, чтобы расширить "случаи, предусмотренные в действующем законодательстве", закрыв глаза на необходимость санкции суда и на тезис "если другими способами получить информацию невозможно". По моему мнению, добросовестные "органы" не используют эти "иные способы", а только разыскные, агентурные данные, аналитические разработки.
В общем, из документа следует, что власть хочет всех назвать террористами и прослушивать их. Проект закона является реакционным по своей сути, так как он нивелирует права и свободы, определенные Конституцией.