Кого Кучма назовет преемником, того й буду поддерживать - Волков

Среда, 12 февраля 2003, 11:45
О Александре Волкове ходят легенды, сочиняются анекдоты и публикуются компроматы. В его карьере были мощные взлеты и болезненные падения. В 1994 году, став советником президента Кучмы, Александр Волков похвалился журналистам, что демонстративно въехал в администрацию президента на шестисотом "Мерседесе" и с золотыми часами "Ролекс".

После победы Леонида Кучмы в 1999 году Александра Волкова спросили, на какой пост он претендует. "Ну, не знаю... Премьер-министр, глава администрации... Все не то. Останусь просто Волковым – тоже неплохая должность", – ответил он. К тому времени его называли самым влиятельным человеком в окружении президента.

Но потом начались коррупционные скандалы при его участии. Бельгийские следователи из Брюсселя утверждают, что Волков "отмыл" 15 млн. долларов США. Группа "Антимафия" – Григорий Омельченко и Анатолий Ермак – обвинили Волкова в том, что он перевел на зарубежные счета не менее четырех миллионов долларов США.

С этого момента Александр Волков начинает терять свои позиции. Ему запретили въезд во многие страны. 20 января 2000 года влиятельная британская газета Financial Times сообщила, что США предложили Леониду Кучме отстранить Александра Волкова и других олигархов от возможности влияния на процесс принятия политических решений.

В действующий парламент Волков попал, выиграв выборы в мажоритарном округе. Сразу после выборов он объявил о желании создать свою фракцию. Впрочем, тогда обещание так и не удалось выполнить. Волков стал членом фракции СДПУ (О). Недавно Александр Волков вышел из рядов эсдеков и все-таки занялся созданием собственной фракции. О готовности вступить в эту фракцию уже заявили более 20 депутатов.


– Пане Александр, вы формируете собственную фракцию. Приведет ли это к изменению политической конфигурации сил в Верховной Раде? Продолжит ли свое существование "большинство" образца 2002 года?

– Большинства как такового не было и нет сегодня. Большинство было и есть только на "бумаге". Если мы выходили на конкретное голосование и фракция Ющенко не поддерживала, то более чем 218-220 голосов "большинство" не набирало. Я говорил: ребята, покажите мне голосование по политическим вопросам, а не "бумагу". Я оказался прав – есть только ситуативное большинство. После того, как социал-демократы пошли против большинства, а фракция Ющенко присоединилась к голосованию – работа пошла нормально.

– Во времена "комитетной войны" и блокады трибуны Верховной Рады прошлой осенью вы своими локтями защищали Литвина. Сейчас вы переиграли бы все по-иному?

– Я сделал бы тоже самое. Меня родители учили защищать слабого. Ну, если не "слабого", то защищать правду. Я не защищал персонально Литвина. Даже, если бы там был Ющенко, или даже "левый" – я бы все равно защищал "субъект" – председателя Верховной Рады. Нельзя позорить работу Верховной Рады. Пересмотрите видеозапись – "правые" вели себя пристойно, очень толерантно, а толкаться со мной начали коммунисты.

Мне было тогда очень обидно, так как правые и левые тогда ситуативно объединились и я этого не мог понять. Я неоднократно говорил Ющенко: "Витя, одумайся! Отойди от них – с ними тебе не по пути." С нами – центристами, договориться можно. У нас одинаковая идеология. Мы вместе – в европейский выбор. А коммунисты – они другие. Они хотят вернуть историю на 70 лет назад, однопартийность. Хотят, чтобы мы были, как быдло.

– Вы думаете, что снова будет разыгрываться сценарий "красного" реванша?

– Они так хотят. Поэтому у меня такая резкая реакция была. Я помню, как мы жили при коммунистах, и я так чисто по-мужски бросился защищать Верховную Раду и независимость Украины.

– Предыдущий парламентский кризис был инспирирован вмешательством администрации президента. О постоянных консультациях с Медведчуком по поводу действий в Раде рассказал и Леонид Кравчук, и еще один эсдек – Нестор Шуфрич. А каково сейчас влияние администрации на ход законотворчества депутатов?

– Ну, я бы не отводил такую роль главе аппарата администрации президента, а сделал бы другой акцент. Все мы понимаем, что и большинство было создано для поддержки действующего президента. И для реализации тех политических реформ, которые он предложил. Но сегодня нет той политической силы, которая не на словах, а на деле поддержала бы предложения президента. Поэтому я собираю такую группу боевых, нормальных депутатов, которые бы поддержали действующее правительство.

Еще правительство не отчиталось за свои 100 дней, еще не приняли программу деятельности, а социал-демократы уже говорят: мы ему не доверяем, не поддерживаем! Ребята, подождите! Что ж вы делаете? Вы шо, с ума сошли, шо ли? Дайте им поработать.

Пусть потом Янукович отчитается с трибуны, а мы посмотрим, как выполняется указ президента о минимальной заработной плате, как правительство найдет выход из этого сложного положения. Чтобы зарплата была 237 гривен, то я посчитал – нам надо 7 миллиардов гривен. Надо находить нестандартные решения. А вот отрывать бюджетные деньги то у пограничников, шахтеров, то у кого-то другого... Это не выход.

А что касается магического влияния Медведчука на решение президента, то я вам так скажу. Мои отношения с президентом начинаются с 1992 года, когда он был еще премьер-министром. Я работал у него советником. А с 1994-го, как вы знаете, я не отходил от него вплоть до сегодняшнего дня. Я очень хорошо знаю президента и говорю: это – не так! Может, кому-то так хочется. Определенные политические силы владеют СМИ и такое мнение хотят навязать. Нет, это – неправда.

– С приближением президентских выборов все больше политических фигур стараются отдалиться от действующего гаранта конституции или, по крайней мере, не отождествлять себя с его окружением. Вы и в дальнейшем будете оставаться с Леонидом Кучмой, вопреки президентскому заявлению о том, что он не будет выдвигаться на третий срок?

– Знаете, я - не политическая проститутка. Я – человек последовательный и останусь с президентом до последнего момента. Только когда мне лично он скажет: Александр, я не иду на третий срок, а надо поддержать того или другого человека". Кого он назовет, того и буду поддерживать. Буду поддерживать преемника.

– Из всех потенциальных кандидатов от власти на должность президента самую бурную деятельность развернул Владимир Литвин. Как вы оцениваете его шансы как самостоятельного политического игрока?

– Нет, он не играет сам. Я знаю отношения Кучмы с Литвином. Литвин абсолютно предан президенту. Это человек, которого воспитал президент, и он очень много взял у президента. Я абсолютно уверен, что Литвин его не предаст никогда. То, что президент продемонстрировал свое видение изменения политической системы, но после этого депутаты как-то вяло воспринимали его позицию. Я думаю, потому, что в каждой группе в парламенте есть свой кандидат в президенты. Те полномочия их полностью устраивают.

– Пане Александр, наблюдая за парламентскими баталиями создается впечатление о враждебности и противостоянии и в повседневной жизни между "большевиками" и "меньшевиками". Вы же на людях приветствуете непримиримую оппозиционерку Юлию Тимошенко. Поцелуйчик, шутки, милые беседы. Что это – игра на публику и телекамеры?

– Знаете, в политике нет вечных друзей и вечных врагов. В политике есть вечные интересы. Если ты – человек умный, если у тебя есть клепка в голове, как говорит президент, ты должен находить язык со всеми. Я не могу найти общий язык только с одной фракцией – или партией – коммунистами. Со всеми остальными – это политическое противостояние: сегодня оно есть, завтра – уже нет. У меня хорошие отношения с Юлей Тимошенко. И знаете, этот ореол оппозиционности не она сама себе создала. Жанной Д'арк ее сделала власть.

Если бы у власти хоть немножко в голове было, они бы не делали то, что делают по отношению к Юле. Вот сегодня - с трибуны заявляют, что есть представление о привлечении ее к уголовной ответственности, лишении депутатской неприкосновенности, а выступает Литвин – говорит, никакого представления нет. Вот это все и играет на имидж этой девочки. А так, в жизни она очень добрый и порядочный человек.

– Пане Александр, какова ваша оценка противостояния Киев-Донецк, СДПУ(о)-"Регионы", Медведчук-Янукович?

– У них есть противоречия, но между командой "Динамо" и "Шахтер". Противоречия, которые иногда переходят в ссоры. Но это футбол. А на государственном уровне Медведчук – очень умный человек, он никогда не пойдет на открытую борьбу с премьер-министром. У него хватит ума этого не делать.

– А как же с неудачной попыткой Кабинета Министров переподчинить "Нафтогаз України" Минтопливэнерго? Это разве не пример политического противостояния?

– Каждый премьер имеет свой взгляд на нефтегазовую область, на энергетику. Оттуда можно большие средства привлечь в бюджет. Предлагает своих людей. Имеет сегодня право перемещать людей, несмотря на их отношение к СДПУ(о). А вот посмотрите – многие председатели областных, районных администраций – именно члены СДПУ(о). Премьер ничего же против не имеет. Он подписывает эти представления...

– Не имеет или не может иметь?

– Скажем – не имеет. Как будет завтра – посмотрим, а пока что политического противостояния не вижу.

- В нашем политикуме появились новые прозвища: есть президент президентов, есть "кризисный менеджер" Медведчук, есть "предвыборный" премьер. А каким политическим эпитетом вы бы себя назвали?

– Я – Александр Волков, и это все (смеется).