Cвобода слова в Украине. Некоторые итоги

Понедельник, 13 января 2003, 11:13
Международная правозащитная организация "Репортеры без границ", штаб-квартира которой находится в Париже, на прошлой неделе представила доклад о свободе прессы в мире в 2002 году. В Украине документ отмечает прогресс в расследовании убийства журналиста Гонгадзе. В общем же, говорят обозреватели, ситуация с украинскими масс-медиа далека от улучшения.

Самым опасным местом для журналистов на европейском континенте в прошлом году была Россия, где из-за своей профессиональной деятельности погибло больше всего журналистов. Как утверждается в докладе "Репортеров без границ", самая плохая ситуация сложилась в русских провинциях, где работники прессы страдают от своеволия местных губернаторов и мафии.

В соседней Украине ситуация со СМИ не намного лучше, подчеркивают правозащитники. С одной стороны, в деле об исчезновении и убийстве два года назад в Киеве оппозиционного журналиста Георгия Гонгадзе достигнут определенный прогресс. С другой стороны, власти Украины прекратили расследование другого громкого убийства - директора словянской телерадиокомпании "ТОР" Игоря Александрова.

В интервью "Немецкой волне", руководитель организации "Репортеры без границ" Робер Менар рассказал:

"С того времени, как мы начали заниматься делом Гонгадзе, произошли определенные положительные сдвиги, которые касаются этого конкретного дела. После назначения нового генерального прокурора мы получили доступ к материалам следствия. Вообще украинская сторона удовлетворила целый ряд наших требований. Так, на этой неделе будет проведена новая судебно-медицинская экспертиза тела Гонгадзе. Это будет в Лозанне в частной лаборатории, которую выбрала наша организация. Меня признали гражданским представителем семьи Гонгадзе. Все это позитив. Существует очевидное желание раскрыть дело. Но теперь все это может привести к реальному прогрессу в расследовании...

Прийдет время, когда простых заявлений о добрых намерениях будет недостаточно, когда надо будет дать четкие ответы на вопрос: "Кто убил Гонгадзе? При каких обстоятельствах? И кто заказал убийство?" Все это вопросы, на которые украинская юстиция должна найти ответ.

Я не убежден на 100 процентов, что вся эта афера с Гонгадзе будет расследована. Хотя, конечно, я на это надеюсь. Скажу лишь, что с назначением нового генпрокурора происходит определенный прогресс. Теперь надо идти дальше. Недостаточно получить доступ к материалам. Недостаточно провести новую экспертизу так называемого "таращанского тела". Нужен прогресс в милицейском расследовании. Надо в конце концов подвергнуть допросу совершенно конкретных людей, чтобы проверить утверждение свидетелей, в соответствии с которыми, перед смертью Гонгадзе преследовали работники министерства внутренних дел. "Репортеры без границ" и в дальнейшем будут давить на украинскую сторону, чтобы мы добились прогресса в расследовании. Когда я говорю "мы", то это означает международную общественность и Совет Европы".

Существует целый ряд аспектов, в которых ситуация с масс-медиа и правами журналистов в Украине в прошлом году ухудшилась. Например, в редакции телеканалов и газет постоянно поступают так называемые "темники" - указания из президентской администрации о том, как подавать те или другие новости. Как Вы оцениваете такую активность государственных структур?

"Когда я говорю, что определенные вещи улучшились, то я имею в виду только дело Гонгадзе и только в данный момент. Это не касается общей ситуации с журналистами и свободой прессы в Украине. Конечно, нас беспокоят действия государственных структур против свободной печати. Мы об этом четко заявили государственным учреждениям. Что касается этих вещей, например, все более частых проверок налоговыми органами, мы сказали государственным представителям, что такие средства нельзя применять в таких объемах. Существуют моменты, где очень мало сдвигов. Это касается медленного расследования нескольких убийств журналистов, например, телевизионщика Александрова. С этим существует много проблем в Украине. Сегодня нельзя говорить, что в Украине уважают свободу прессы. Наконец, за последние годы при исполнении своего долга там погибли свыше 20 журналистов".

В своем отчете за 2002 год "Репортеры без границ" делают замечание, что ситуация со свободой прессы в Украине лучше, чем в соседней России. На чем основывается такое утверждение?

"Мы говорим о совершенно конкретных случаях, например, что касается нападений на журналистов или государственного контроля над независимыми масс-медиа. Или же случай с арестованным русским журналистом Григорием Паско, который только и делал, что занимался своей профессией и писал о криминальных махинациях при утилизации ядерных отходов в Японском море. В результате это стало основанием для его ареста. Поэтому мы пришли к выводу, что ситуация в России хуже, чем в Украине. Но это совсем не означает, что в Украине все чудесно.

Вместе с тем существует целый ряд моментов, которые указывают на определенные параллели. Мы имеем дело с силами, характер которых очень схож, мы видим те же самые "плохие привычки" - наследство советских времен, когда пресса была государственным инструментом для наведения порядка. В обеих странах - как в России, так и в Украине - олигархи от политики и мафии имеют очень много власти. Конечно, там существует немало аспектов, которые можно сравнить".

Говоря об итогах минувшего года, лидер независимого профсоюза журналистов Украины Андрей Шевченко отметил, прежде всего, наступление власти на свободу слова:

"Полностью сданы телеканалы и последние рубежи обороны, такие, как вечерние выпуски новостей на некоторых телеканалах, которые прежде себя чувствовали более или менее свободно, теперь попали под цензуру и властный контроль".

Достижениями ушедшего года Шевченко считает проведение парламентских слушаний по проблеме политической цензуры и создание возглавляемого им профсоюза: "Никогда так серьезно журналисты к этому процессу не относились. Мы всегда смеялись, что предыдущие попытки создать профсоюз умирали на попытке собрать второе заседание. На этот раз прогресс очевиден, и я возлагаю большие надежды на то, что в этом году мы сможем выйти на серьезный всеукраинский профсоюз, который поможет расширить зону свободы в украинских масс-медиа и поднять профессиональные стандарты".

Андрей Шевченко дал понять, что организация масштабных акций протеста журналистов в ближайшее время не является целью деятельности его профсоюза. Он также скептически отнесся к возрастанию влияния на журналистскую среду с началом президентской избирательной кампании:

"Мне кажется, что это не тема этого года. Я очень надеюсь, что выборы 2004 года станут первыми выборами, на которых журналистика останется журналистикой".

Известный публицист и один из основателей интеллектуального киевского журнала "Критика" Николай Рябчук считает, что протесты журналистов несколько запоздали, так как реальные притеснения свободы слова в Украине нынешним "властным режимом" начались еще 5-6 лет назад. Сегодня Николай Рябчук уже не верит в возможность компромиссов со стороны власти, но еще надеется на успех борьбы за восстановление свободы слова в ближайшем будущем:

"Я не думаю, что мы можем что-то выиграть в этой ситуации, так как существующий в Украине режим ни перед чем не остановится. Единственное, что мы можем, это проиграть более или менее достойно. Украина все таки остается единственным постсоветским государством, где еще существует оппозиция, независимые масс-медиа и движение сопротивления тем авторитарным тенденциям, которые фактически победили уже на всем постсоветском пространстве. Надо это ценить. Украина еще сможет посрамить скептиков, которые считают, что все постсоветские страны безнадежны и должны оставаться в сфере авторитарной или тоталитарной - а на мой взгляд профашистской - России".

"Украинская правда" в Threads

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама: