Опасная игра, или Долговая "коалиция"
Понедельник, 9 декабря 2002, 17:48
Украинское правительство желает жить в долг
Плачевное состояние государственных финансов и пессимистичное будущее бюджета-2003 побуждают Кабмин пойти на увеличение госдолга. И хотя "долговой путь" является лишь одним из вариантов выхода из положения, ему, похоже, отведена главная роль в операции "спасение финансов государства Украина". Способность справиться с угрозой банкротства страны станет тестом на профпригодность свежеиспеченного премьера. С этого начинал свою карьеру Виктор Ющенко, этим придётся заняться и "Виктору второму". Правда, пути решения проблемы у каждого из глав правительств – свои.
Бюджетный провал
Бюджет Украины переживает далеко не лучшие свои времена. Согласно последнему отчёту Госказначейства, доходы госбюджета на 1 ноября составили только 73% от планировавшегося уровня. Примечательно, что единственной статьей доходов, выполненной почти на 100%, стали налоговые поступления, хотя и здесь не всё радужно. Так, недобор по налогам на прибыль предприятий составил более 1,5 млрд. грн. при плане в 7,8 млрд. Дивиденды от находящихся в госсобственности пакетов акций государство получило смехотворные – 14 млн. грн. при плане 384 млн.
В результате объем невыполнения бюджета достиг на сегодня порядка 38% расходной части (11% от ВВП). Впрочем, эта цифра соответствовала бы истине в случае, если бы Минфин финансировал всё записанное в бюджете. На самом же деле бюджет выполнен с профицитом в 2 млрд. Однако эта сумма ушла на выплату обязательств госдолгам.
У Кабинета Министров есть два выхода: секвестр бюджета либо покрытие дефицита за три недели до конца года за счёт увеличения налоговых поступлений или заимствований на внешнем и внутреннем рынках.
Секвестр оптимален с точки зрения чистой экономики, но не политики. Позволить себе продолжать увеличение задолженности по зарплате и социальным выплатам Кабмин Януковича не может хотя бы по той причине, что впереди – выборы президента-2004. Как известно, конкурентом № 1 нынешней власти на предстоящих выборах пока остается бывший премьер, который – об этом знает каждый украинец – выплатил долги по зарплате.
Можно, конечно, сократить часть бюджета, предназначенную для распределения между "нужными людьми" (а она из года в год, по словам инсайдеров, составляет около 5 млрд. грн.), но это уже из разряда невозможного для любого украинского правительства, тем более нынешнего – коалиционного, изначально несамостоятельного в действиях. Как минимум потому, что данный вопрос зависит от влиятельных парламентариев, которые и пролоббировали эти "вкусные" статьи.
Исходя из этого, избран наиболее лёгкий в исполнении вариант наполнения бюджета: посредством роста государственного долга. Минусами данного варианта является то, что деньги отдавать всё равно придётся, а также то, что действия правительства на кредитном рынке могут серьёзно пошатнуть макроэкономическую стабильность государства.
Планы по заимствованиям
Рынок внутреннего госдолга как таковой скончался после финансового кризиса 1998 года. С тех пор финансирование госдолга проходило через покупку гособлигаций НБУ либо на аукционах для украинских банков. В любом случае, облигации были краткосрочными, и министерство финансов не скрывало, что получаемые в долг деньги не играют большой роли в финансировании бюджета. Истинной же целью аукционов является разогрев рынка и восстановление доверия инвесторов. Подобный подход к вопросу госдолга был возможен в связи с тем, что госбюджет несколько последних лет выполнялся с профицитом и фактической нужды в свободных средствах не испытывал.
Ныне же времени для постепенной раскачки рынка гособлигаций у правительства не осталось. Суровые бюджетные реалии вынудили Кабмин решиться на довольно рискованную долговую политику. Идея необходимости более широкой "помощи" со стороны Нацбанка в виде денег для бюджета издавна витала в стенах здания на Грушевского. Воплотиться в жизнь им мешала, во-первых, опасность возвращения страны в инфляционный омут, и, во-вторых, сильное нацбанковское лобби в лице главы центробанка Владимира Стельмаха и главы Совета НБУ Анатолия Гальчинского, которые отстаивали более реалистичные взгляды на экономическое состояние государства.
Однако после значительного усиления политических позиций ряда политико-бизнесовых групп и связанной с этим угрозы отставки г-на Стельмаха и объявленным уходом со своего поста г-на Гальчинского стало очевидно, что достаточно влиятельных оппонентов "долгового сценария" во власти не осталось.
Схема привлечения средств подкупает простотой: правительство желает увеличить лимит внутреннего госдолга Украины на 2,5 млрд. грн., сделав это ещё до конца года. С этим оперативно согласилось большинство в ВР, приняв соответствующею поправку к бюджету-2002. Ранее лимит внутреннего долга составлял 12,7 млрд. грн., а сам госдолг на конец 2001 года превышал 63 млрд. Механизмы привлечения такой значительной суммы за короткое время неясны – за год правительство привлекло только 1,54 млрд. грн.
Впрочем, новый министр экономики Валерий Хорошковский снизил планку желаний, заявив, что Кабмин собирается привлечь "только" 1 млрд. грн., чтобы "закрыть как минимум защищенные статьи (бюджета – "Контекст") и заработную плату". Пока известно, что большую часть займа составят долгосрочные облигации, выпущенные сроком на 5 и более лет, доходность которых составит 9%.
Известны и основные покупатели ценных бумаг: это украинские коммерческие банки. По оценкам их представителей, сейчас в банковской системе государства находится от 2 до 4 млрд. грн. свободных средств. Попросту говоря, банкам некого кредитовать. С другой стороны, наличие свободных средств не свидетельствует о том, что банки купят на них гособлигации на предложенных Кабмином условиях. Пока большинство банкиров декларирует нежелание покупать облигации под 9% годовых, поскольку ранее средневзвешенная ставка правительства по заимствованиям составляла 12,4%. Учитывая, что последний займ украинских евробондов был размещён на внешних рынках под 10,8 % годовых, но уже в долларах США, сомнения банкиров выглядят обоснованными.
Следует отметить, что правительство подготовило для банков и "конфетку" в виде постановления № 447 от 25 ноября, которым Нацбанк расширил кредитные возможности комбанков, разрешив им засчитывать половину наличных денег в кредитные резервы. Это позволяет высвободить ещё 1,5 млрд. грн.
Впрочем, стимулирование пока не возымело должного влияния на отечественных финансистов. Минфин, правда, ещё не занимался вплотную вопросами займа: президент подписал закон только 7 декабря. А потенциал для убеждения у правительства довольно значительный, учитывая представительство банкиров и собственников банков в большинстве парламента и новом правительстве. Да и убедительная манера предъявлять аргументы нового главы Минфина Николая Азарова не оставляет сомнений в том, что хотя бы часть из 2,4 млрд. министерство всё же получит…
Сложнее с внешними заимствованиями. Напомним, недавно правительство разместило еврооблигации на $260 млн. под 10,8% годовых. В последний момент Минфин доразместил ещё $120 млн. на тех же условиях. Хотя кабминовские чиновники называют условия размещения "удовлетворительными", по мнению экспертов, процентная ставка слишком высока, что может являться платой за украинские политические риски. Скажем, средняя ставка LIBOR по трёхмесячным кредитам составляет на данный момент 1,42%, доходность облигаций госказначейства США со сроком погашения 5 лет – 3 %, наконец, доходность российских евробондов колеблется на уровне 8%.
Газовая авантюра
Впрочем, традиционные пути заимствований – не единственные источники пополнения бюджета. Кабмин планирует введение ещё одного отечественного финансового "ноу-хау" – привлечение 3,5 млрд. грн. в облигациях дочернего предприятия НАК "Нафтогаз Украины" – торгового дома "Газ Украины".
Приблизительная схема финансирования, по мнению экспертов, проста: "Газ Украины" продаёт десятилетние облигации комбанкам, которые для этого получают деньги от НБУ по схеме рефинансирования. Дочерняя компания "Нафтогаза Украины" получает эти деньги и отдаёт их правительству, закрывая таким образом долги госкомпании перед Кабмином. Положительным моментом для правительства здесь является то, что возникающий долг ложится не напрямую на государство, а достается компании, пускай и государственной.
"В минусе" остаются одни лишь банки: доход по облигациям определен в 3%, что ниже доходности даже тридцатилетних облигаций правительства США, считающихся самыми надёжными в мире. Непонятно также, как правительство одним постановлением утверждает плановый прогноз инфляции до 2006 года на уровне 5-6%, а другим – выпускает облигации с 3% доходности, фактически расписываясь в том, что реальный доход этих ценных бумаг (точнее, убыток) составит 2-3 %.
Впрочем, по данным источников "Контекста", выкупать облигации "Нафтогаза Украины" могут "Укрэксимбанк" и "Проминвестбанк". В пользу этой версии говорит то, что ни кто иной как "Проминвестбанк Украины" выступит андеррайтером (организатором) выпуска акций. Впрочем, у этих двух банков могут быть и другие резоны: "Укрэксимбанк" находится в собственности государства, а "Проминвестбанк" является ведущим банком таких госпредприятий, как тот же "Нафтогаз Украины" и "Криворожсталь". Чтобы сохранить эти позиции, многие банкиры купили бы бумаги и на значительно худших условиях…
Официально эмиссия ценных бумаг была утвеждена постановлением Кабмина №1031 от 22 июля. Как удалось установить "Контексту", с августа по ноябрь документы об эмиссии газовых облигаций пролежали в Нацбанке, руководство которого наотрез отказывалось подписывать их. Так, в интервью еженедельнику "Зеркало недели" 7 декабря с.г. глава центробанка Владимир Стельмах, в частности, заявил: "НБУ не понесёт ни малейших убытков, так как не возьмет ни одной такой облигации в свой портфель". Рискнём, однако, допустить, что в этот раз опытный профессионал ошибается. Напомним, что уже в ближайший "голосовательный" четверг, 12 декабря парламент во второй раз рассмотрит вопрос о снятии с поста по представлению президента нынешнего главы НБУ: кулуарный "тендер" на должность главного банкира страны выиграл "днепропетровский трудовик" Сергей Тигипко, назначение которого пока не стало свершившимся фактом лишь ввиду "технической ошибки" и неудовлетворенности амбиций ряда парламентских "большевиков". Теперь эти вопросы, по оценкам наблюдателей, сняты, и вполне возможно, что решение по поводу облигаций будет принимать новый глава центрального банка страны – более "уступчивый", нежели г-н Стельмах.
С другой стороны, по сведениям, которыми располагает "Контекст", планам по выпуску облигаций не слишком рады и в самом "Нафтогазе Украины". Особенно НАК не устраивает перспектива решения бюджетных проблем государства за счёт компании, и без того обремененной долгами по выпущенным для погашения долга перед российским "Газпромом" евробондам.
Более того, следует заметить, что правительство Януковича пока напоминает некий "чёрный ящик". Так, министр экономики Валерий Хорошковский уже назвал выпуск "Газом Украины" облигаций на 3,5 млрд. грн., нереальным из-за несоответствия запланированного объема выпуска ценных бумаг уставному капиталу "дочки" "Нафтогаза". Напомним, уставной капитал "Газа Украины" составляет 700 тыс. грн. Правительство, по словам министра экономики, не намерено делать шаги, которые "не соответствуют украинскому законодательству" (информагентство "Українські новини", 5.12.2002 г.).
Параллельно – в тот же день (!) – премьер Янукович на пресс-конференции заявляет, что правительство как бы и не против эмиссии и не будет блокировать размещение облигаций "Газа Украины". "Во всем мире есть такая практика – внутренние кредиты, а как они делаются, и что их гарантирует – это надо отрабатывать", - уверен Виктор Янукович. По его мнению, "непринципиально, кто (выпускает облигации – "Контекст"): "Газ Украины" или не "Газ Украины" - это внутренний кредит". "Привлеченные деньги должны сделать оборот и вернуться в отрасль или учреждение, которые это (эмиссию) сделали", - объяснил глава правительства принципы корпоративного финансирования государственных структур (интернет-издание "Форум" www.for-ua.com, 5.12.2002 г.).
Между тем, выпуск облигаций "Газа Украины" запланирован уже на 15 декабря, однако до сих пор в свете разнобоя высказываний членов Кабинета неизвестно – будет ли, собственно, проведено размещение, и на каких условиях оно состоится.
При этом вокруг выпуска/невыпуска облигаций разворачиваются не только экономические дискуссии, но и политические баталии. Лидер оппозиционной парламентской фракции БЮТ Юлия Тимошенко на прошлой неделе обвинила "Газ Украины" в том, что полученные им в результате выпуска ценных бумаг 3,5 млрд. грн. якобы будут переведены на счета близких к СДПУ (о) структур в счёт погашения долгов компании, скупленных этими структурами за 5-10% их реальной стоимости. Как аргумент г-жа Тимошенко напомнила, что глава "Газа Украины" Александр Киселёв значился под №29 в избирательном списке СДПУ (о) на парламентских выборах-2002. Также напомним, что некое отношение к газовому бизнесу имел и другой член фракции объединённых социал-демократов – Геннадий Руденко, экс-первый заместитель главы "Газа Украины". Однако, в дочерних структурах НАКа обвинения Тимошенко, считают домыслами.
Впрочем, если сказанное г-жой Тимошенко правда, и долги "Газа Украины" выкуплены коммерческими структурами, аналитики не исключают варианта, когда эта компания будет куплена за долги, причем это не обязательно должно произойти в данный момент.
Напомним, в 2000 году, во время продажи за долги "Луганскоблэнерго" и трех теплоэлектростанций "Донбассэнерго" также многое представлялось относящимся к области домыслов, однако слухи материализовались. Покупателями лакомых объектов выступили структуры, близкие к "Укрсоцбанку" (в случае с "Луганскоблэнерго") и т.н. "донецкой группе" (в ситуации с тремя теплоэлектростанциями). Схема покупки имущества по решению суда через процедуру банкротства тогда была проведена в юридическом плане без сучка – без задоринки. Не исключено, что подобная схема будет использована и в будущем. Впрочем, хочется надеяться, что Валерий Хорошковский и Виктор Янукович не допустят повторения истории двухлетней давности, тем более, что они теперь оказались по другую сторону баррикады…
Тяжелая ноша
Итак, можно подвести промежуточный итог активности двух последних Кабминов на рынках заимствований. Правительство уже заняло 2,052 млрд. грн. ($ 380 млн.) под 10,8% годовых на внешнем рынке. В то же время, планируется и увеличение внутреннего долга на 2,4 млрд. под 9%-ные гривневые облигации с погашением с 2008 года. Одновременно кабминовские стратеги намерены получить 3,5 млрд. грн. за счёт реализации облигаций "Газа Украины".
"В сухом остатке" правительство ожидает около 7,9 млрд. грн., причем менее чем за полгода, увеличив прямой госдолг на 4,45 млрд. грн. (на 7%) без учёта "нафтогазовских" ценных бумаг.
Оставим в стороне соображения о том, что госдолг является способом выживания за счёт будущих поколений, обратим внимание на то, что до последнего времени, начиная с 2000 года, госдолг снижался. Текущий год станет первым после двухгодичного перерыва, когда страна увеличит свои обязательства. Вопрос в том, сможет ли государство вынести эту ношу. Тем более – если одной из любимых шуток одного из предыдущих министров финансов является фраза "только трус отдает долги"…
Плачевное состояние государственных финансов и пессимистичное будущее бюджета-2003 побуждают Кабмин пойти на увеличение госдолга. И хотя "долговой путь" является лишь одним из вариантов выхода из положения, ему, похоже, отведена главная роль в операции "спасение финансов государства Украина". Способность справиться с угрозой банкротства страны станет тестом на профпригодность свежеиспеченного премьера. С этого начинал свою карьеру Виктор Ющенко, этим придётся заняться и "Виктору второму". Правда, пути решения проблемы у каждого из глав правительств – свои.
Бюджетный провал
Бюджет Украины переживает далеко не лучшие свои времена. Согласно последнему отчёту Госказначейства, доходы госбюджета на 1 ноября составили только 73% от планировавшегося уровня. Примечательно, что единственной статьей доходов, выполненной почти на 100%, стали налоговые поступления, хотя и здесь не всё радужно. Так, недобор по налогам на прибыль предприятий составил более 1,5 млрд. грн. при плане в 7,8 млрд. Дивиденды от находящихся в госсобственности пакетов акций государство получило смехотворные – 14 млн. грн. при плане 384 млн.
В результате объем невыполнения бюджета достиг на сегодня порядка 38% расходной части (11% от ВВП). Впрочем, эта цифра соответствовала бы истине в случае, если бы Минфин финансировал всё записанное в бюджете. На самом же деле бюджет выполнен с профицитом в 2 млрд. Однако эта сумма ушла на выплату обязательств госдолгам.
У Кабинета Министров есть два выхода: секвестр бюджета либо покрытие дефицита за три недели до конца года за счёт увеличения налоговых поступлений или заимствований на внешнем и внутреннем рынках.
Секвестр оптимален с точки зрения чистой экономики, но не политики. Позволить себе продолжать увеличение задолженности по зарплате и социальным выплатам Кабмин Януковича не может хотя бы по той причине, что впереди – выборы президента-2004. Как известно, конкурентом № 1 нынешней власти на предстоящих выборах пока остается бывший премьер, который – об этом знает каждый украинец – выплатил долги по зарплате.
Можно, конечно, сократить часть бюджета, предназначенную для распределения между "нужными людьми" (а она из года в год, по словам инсайдеров, составляет около 5 млрд. грн.), но это уже из разряда невозможного для любого украинского правительства, тем более нынешнего – коалиционного, изначально несамостоятельного в действиях. Как минимум потому, что данный вопрос зависит от влиятельных парламентариев, которые и пролоббировали эти "вкусные" статьи.
Исходя из этого, избран наиболее лёгкий в исполнении вариант наполнения бюджета: посредством роста государственного долга. Минусами данного варианта является то, что деньги отдавать всё равно придётся, а также то, что действия правительства на кредитном рынке могут серьёзно пошатнуть макроэкономическую стабильность государства.
Планы по заимствованиям
Рынок внутреннего госдолга как таковой скончался после финансового кризиса 1998 года. С тех пор финансирование госдолга проходило через покупку гособлигаций НБУ либо на аукционах для украинских банков. В любом случае, облигации были краткосрочными, и министерство финансов не скрывало, что получаемые в долг деньги не играют большой роли в финансировании бюджета. Истинной же целью аукционов является разогрев рынка и восстановление доверия инвесторов. Подобный подход к вопросу госдолга был возможен в связи с тем, что госбюджет несколько последних лет выполнялся с профицитом и фактической нужды в свободных средствах не испытывал.
Ныне же времени для постепенной раскачки рынка гособлигаций у правительства не осталось. Суровые бюджетные реалии вынудили Кабмин решиться на довольно рискованную долговую политику. Идея необходимости более широкой "помощи" со стороны Нацбанка в виде денег для бюджета издавна витала в стенах здания на Грушевского. Воплотиться в жизнь им мешала, во-первых, опасность возвращения страны в инфляционный омут, и, во-вторых, сильное нацбанковское лобби в лице главы центробанка Владимира Стельмаха и главы Совета НБУ Анатолия Гальчинского, которые отстаивали более реалистичные взгляды на экономическое состояние государства.
Однако после значительного усиления политических позиций ряда политико-бизнесовых групп и связанной с этим угрозы отставки г-на Стельмаха и объявленным уходом со своего поста г-на Гальчинского стало очевидно, что достаточно влиятельных оппонентов "долгового сценария" во власти не осталось.
Схема привлечения средств подкупает простотой: правительство желает увеличить лимит внутреннего госдолга Украины на 2,5 млрд. грн., сделав это ещё до конца года. С этим оперативно согласилось большинство в ВР, приняв соответствующею поправку к бюджету-2002. Ранее лимит внутреннего долга составлял 12,7 млрд. грн., а сам госдолг на конец 2001 года превышал 63 млрд. Механизмы привлечения такой значительной суммы за короткое время неясны – за год правительство привлекло только 1,54 млрд. грн.
Впрочем, новый министр экономики Валерий Хорошковский снизил планку желаний, заявив, что Кабмин собирается привлечь "только" 1 млрд. грн., чтобы "закрыть как минимум защищенные статьи (бюджета – "Контекст") и заработную плату". Пока известно, что большую часть займа составят долгосрочные облигации, выпущенные сроком на 5 и более лет, доходность которых составит 9%.
Известны и основные покупатели ценных бумаг: это украинские коммерческие банки. По оценкам их представителей, сейчас в банковской системе государства находится от 2 до 4 млрд. грн. свободных средств. Попросту говоря, банкам некого кредитовать. С другой стороны, наличие свободных средств не свидетельствует о том, что банки купят на них гособлигации на предложенных Кабмином условиях. Пока большинство банкиров декларирует нежелание покупать облигации под 9% годовых, поскольку ранее средневзвешенная ставка правительства по заимствованиям составляла 12,4%. Учитывая, что последний займ украинских евробондов был размещён на внешних рынках под 10,8 % годовых, но уже в долларах США, сомнения банкиров выглядят обоснованными.
Следует отметить, что правительство подготовило для банков и "конфетку" в виде постановления № 447 от 25 ноября, которым Нацбанк расширил кредитные возможности комбанков, разрешив им засчитывать половину наличных денег в кредитные резервы. Это позволяет высвободить ещё 1,5 млрд. грн.
Впрочем, стимулирование пока не возымело должного влияния на отечественных финансистов. Минфин, правда, ещё не занимался вплотную вопросами займа: президент подписал закон только 7 декабря. А потенциал для убеждения у правительства довольно значительный, учитывая представительство банкиров и собственников банков в большинстве парламента и новом правительстве. Да и убедительная манера предъявлять аргументы нового главы Минфина Николая Азарова не оставляет сомнений в том, что хотя бы часть из 2,4 млрд. министерство всё же получит…
Сложнее с внешними заимствованиями. Напомним, недавно правительство разместило еврооблигации на $260 млн. под 10,8% годовых. В последний момент Минфин доразместил ещё $120 млн. на тех же условиях. Хотя кабминовские чиновники называют условия размещения "удовлетворительными", по мнению экспертов, процентная ставка слишком высока, что может являться платой за украинские политические риски. Скажем, средняя ставка LIBOR по трёхмесячным кредитам составляет на данный момент 1,42%, доходность облигаций госказначейства США со сроком погашения 5 лет – 3 %, наконец, доходность российских евробондов колеблется на уровне 8%.
Газовая авантюра
Впрочем, традиционные пути заимствований – не единственные источники пополнения бюджета. Кабмин планирует введение ещё одного отечественного финансового "ноу-хау" – привлечение 3,5 млрд. грн. в облигациях дочернего предприятия НАК "Нафтогаз Украины" – торгового дома "Газ Украины".
Приблизительная схема финансирования, по мнению экспертов, проста: "Газ Украины" продаёт десятилетние облигации комбанкам, которые для этого получают деньги от НБУ по схеме рефинансирования. Дочерняя компания "Нафтогаза Украины" получает эти деньги и отдаёт их правительству, закрывая таким образом долги госкомпании перед Кабмином. Положительным моментом для правительства здесь является то, что возникающий долг ложится не напрямую на государство, а достается компании, пускай и государственной.
"В минусе" остаются одни лишь банки: доход по облигациям определен в 3%, что ниже доходности даже тридцатилетних облигаций правительства США, считающихся самыми надёжными в мире. Непонятно также, как правительство одним постановлением утверждает плановый прогноз инфляции до 2006 года на уровне 5-6%, а другим – выпускает облигации с 3% доходности, фактически расписываясь в том, что реальный доход этих ценных бумаг (точнее, убыток) составит 2-3 %.
Впрочем, по данным источников "Контекста", выкупать облигации "Нафтогаза Украины" могут "Укрэксимбанк" и "Проминвестбанк". В пользу этой версии говорит то, что ни кто иной как "Проминвестбанк Украины" выступит андеррайтером (организатором) выпуска акций. Впрочем, у этих двух банков могут быть и другие резоны: "Укрэксимбанк" находится в собственности государства, а "Проминвестбанк" является ведущим банком таких госпредприятий, как тот же "Нафтогаз Украины" и "Криворожсталь". Чтобы сохранить эти позиции, многие банкиры купили бы бумаги и на значительно худших условиях…
Официально эмиссия ценных бумаг была утвеждена постановлением Кабмина №1031 от 22 июля. Как удалось установить "Контексту", с августа по ноябрь документы об эмиссии газовых облигаций пролежали в Нацбанке, руководство которого наотрез отказывалось подписывать их. Так, в интервью еженедельнику "Зеркало недели" 7 декабря с.г. глава центробанка Владимир Стельмах, в частности, заявил: "НБУ не понесёт ни малейших убытков, так как не возьмет ни одной такой облигации в свой портфель". Рискнём, однако, допустить, что в этот раз опытный профессионал ошибается. Напомним, что уже в ближайший "голосовательный" четверг, 12 декабря парламент во второй раз рассмотрит вопрос о снятии с поста по представлению президента нынешнего главы НБУ: кулуарный "тендер" на должность главного банкира страны выиграл "днепропетровский трудовик" Сергей Тигипко, назначение которого пока не стало свершившимся фактом лишь ввиду "технической ошибки" и неудовлетворенности амбиций ряда парламентских "большевиков". Теперь эти вопросы, по оценкам наблюдателей, сняты, и вполне возможно, что решение по поводу облигаций будет принимать новый глава центрального банка страны – более "уступчивый", нежели г-н Стельмах.
С другой стороны, по сведениям, которыми располагает "Контекст", планам по выпуску облигаций не слишком рады и в самом "Нафтогазе Украины". Особенно НАК не устраивает перспектива решения бюджетных проблем государства за счёт компании, и без того обремененной долгами по выпущенным для погашения долга перед российским "Газпромом" евробондам.
Более того, следует заметить, что правительство Януковича пока напоминает некий "чёрный ящик". Так, министр экономики Валерий Хорошковский уже назвал выпуск "Газом Украины" облигаций на 3,5 млрд. грн., нереальным из-за несоответствия запланированного объема выпуска ценных бумаг уставному капиталу "дочки" "Нафтогаза". Напомним, уставной капитал "Газа Украины" составляет 700 тыс. грн. Правительство, по словам министра экономики, не намерено делать шаги, которые "не соответствуют украинскому законодательству" (информагентство "Українські новини", 5.12.2002 г.).
Параллельно – в тот же день (!) – премьер Янукович на пресс-конференции заявляет, что правительство как бы и не против эмиссии и не будет блокировать размещение облигаций "Газа Украины". "Во всем мире есть такая практика – внутренние кредиты, а как они делаются, и что их гарантирует – это надо отрабатывать", - уверен Виктор Янукович. По его мнению, "непринципиально, кто (выпускает облигации – "Контекст"): "Газ Украины" или не "Газ Украины" - это внутренний кредит". "Привлеченные деньги должны сделать оборот и вернуться в отрасль или учреждение, которые это (эмиссию) сделали", - объяснил глава правительства принципы корпоративного финансирования государственных структур (интернет-издание "Форум" www.for-ua.com, 5.12.2002 г.).
Между тем, выпуск облигаций "Газа Украины" запланирован уже на 15 декабря, однако до сих пор в свете разнобоя высказываний членов Кабинета неизвестно – будет ли, собственно, проведено размещение, и на каких условиях оно состоится.
При этом вокруг выпуска/невыпуска облигаций разворачиваются не только экономические дискуссии, но и политические баталии. Лидер оппозиционной парламентской фракции БЮТ Юлия Тимошенко на прошлой неделе обвинила "Газ Украины" в том, что полученные им в результате выпуска ценных бумаг 3,5 млрд. грн. якобы будут переведены на счета близких к СДПУ (о) структур в счёт погашения долгов компании, скупленных этими структурами за 5-10% их реальной стоимости. Как аргумент г-жа Тимошенко напомнила, что глава "Газа Украины" Александр Киселёв значился под №29 в избирательном списке СДПУ (о) на парламентских выборах-2002. Также напомним, что некое отношение к газовому бизнесу имел и другой член фракции объединённых социал-демократов – Геннадий Руденко, экс-первый заместитель главы "Газа Украины". Однако, в дочерних структурах НАКа обвинения Тимошенко, считают домыслами.
Впрочем, если сказанное г-жой Тимошенко правда, и долги "Газа Украины" выкуплены коммерческими структурами, аналитики не исключают варианта, когда эта компания будет куплена за долги, причем это не обязательно должно произойти в данный момент.
Напомним, в 2000 году, во время продажи за долги "Луганскоблэнерго" и трех теплоэлектростанций "Донбассэнерго" также многое представлялось относящимся к области домыслов, однако слухи материализовались. Покупателями лакомых объектов выступили структуры, близкие к "Укрсоцбанку" (в случае с "Луганскоблэнерго") и т.н. "донецкой группе" (в ситуации с тремя теплоэлектростанциями). Схема покупки имущества по решению суда через процедуру банкротства тогда была проведена в юридическом плане без сучка – без задоринки. Не исключено, что подобная схема будет использована и в будущем. Впрочем, хочется надеяться, что Валерий Хорошковский и Виктор Янукович не допустят повторения истории двухлетней давности, тем более, что они теперь оказались по другую сторону баррикады…
Тяжелая ноша
Итак, можно подвести промежуточный итог активности двух последних Кабминов на рынках заимствований. Правительство уже заняло 2,052 млрд. грн. ($ 380 млн.) под 10,8% годовых на внешнем рынке. В то же время, планируется и увеличение внутреннего долга на 2,4 млрд. под 9%-ные гривневые облигации с погашением с 2008 года. Одновременно кабминовские стратеги намерены получить 3,5 млрд. грн. за счёт реализации облигаций "Газа Украины".
"В сухом остатке" правительство ожидает около 7,9 млрд. грн., причем менее чем за полгода, увеличив прямой госдолг на 4,45 млрд. грн. (на 7%) без учёта "нафтогазовских" ценных бумаг.
Оставим в стороне соображения о том, что госдолг является способом выживания за счёт будущих поколений, обратим внимание на то, что до последнего времени, начиная с 2000 года, госдолг снижался. Текущий год станет первым после двухгодичного перерыва, когда страна увеличит свои обязательства. Вопрос в том, сможет ли государство вынести эту ношу. Тем более – если одной из любимых шуток одного из предыдущих министров финансов является фраза "только трус отдает долги"…