Джексон приехал будить Кучму

Понедельник, 9 декабря 2002, 16:04
В третий раз за последние полгода в Киев приехал Брюс Джексон, председатель Американского комитета по НАТО – вашингтонской неправительственной организации, которая лоббирует на властных холмах расширение Альянса. Его принято считать одним из неофициальных посредников между странами-кандидатами с одной стороны и Конгрессом с администрацией США – с другой.

Его визит – это хорошая новость, потому что тем самым американец показывает заинтересованность в Украине со стороны комитета. Но на этом добрые вести заканчиваются – ибо Джексон будет помогать официальному Киеву и местным политикам расшифровывать знаки, посланные Украине Западом в ходе недавнего саммита НАТО.

"Украина едва избежала в Праге катастрофического развития событий"; "Украина на саммите не получила призов"; "Сейчас Украина дальше от Европы, чем полгода назад", - отмечал Джексон на пресс-конференции в понедельник. Хотя нет, одна радостная новость все-таки есть: "Лично мне кажется, что правительство США не усилит санкции против Украины. Они уже высказали свое разочарование, и в Праге украинское руководство было изолировано".

Джексон был в Киеве в мае 2002 – сразу после решения Украины начать интеграцию в НАТО. Сейчас о лете и осени он говорит как о потерянном времени. "В Праге и Вашингтоне говорили об Украине больше, чем раньше. На лицо все признаки внимания. И если бы не произошли досадные события [вокруг скандала с "Кольчугами"], то эти шесть месяцев могли стать началом чего-то нового, но за это время страна или стояла на месте, или двигалась назад".

По его мнению, после майского решения можно было говорить о начале для Украины плана "интенсивный диалог" (согласно которому в сторону НАТО двигаются Хорватия и Македония). Или "даже" МАР (Membership action plan), который предшествует вступлению в Альянс.

Однако эти инициативы потеряны. В первую очередь, из-за "Кольчуг". И наряду с самим фактом разговора Кучмы и Малева, американцев также удивляет поведение Киева и после начала скандала. "Группа экспертов, которая посетила Украину, хотела прояснить ситуацию, однако объяснения были неадекватными. Лично я считаю, что объяснения имели предостережения, которые могли быть в советские времена. Вопрос поставлен четко: если существуют подозрения о передаче "Кольчуг" в Ирак, то где они находятся?", - отмечает Джексон, который, кстати, в 1979-90 был офицером военной разведки армии США.

Не меньше, чем "Кольчуги", мешает мечтам о НАТО и политическая ситуация в стране. "В данный момент мы говорим не о европейской демократии, а об определенной форме автократизма в Украине. Ухудшилось отношение к СМИ, оно не отвечает ни критериям Хельсинского соглашения, ни правозащитным стандартам. Появляется больше сообщений о цензуре, которая неприемлема в европейских демократиях. Мы не увидели отказа от политической коррупции. Украинское руководство восстановило свои силы, но путем консолидации олигархических интересов".

Теперь, когда Украина упустила шесть месяцев, нужно думать, как не потерять НАТОвскую перспективу окончательно, говорит Джексон.

"По существу есть два критерия [членства в НАТО]. Нужно разделять ценности демократических государств, а также желать и быть готовым защищать данные ценности. В Украине – сообщения о цензуре, в Македонии – расширение участников политического процесса. Румыния добровольно участвует в миротворческих операциях, украинское руководство продает оружие врагу. С точки зрения лидеров стран НАТО, это два больших отличия", - объясняет Джексон, почему Бухарест уже получил приглашение в Альянс, а Скопье пошлют его на следующем саммите.

Однако может ли так случиться, что одновременно с Македонией позовут и Украину, во время третьей волны расширения Альянса? Тем более, что следующий саммит НАТО – через 42 месяца. Прогнозировать сложно, но Джексон цитирует и соглашается со Збигневом Бжезинским, который 23 ноября на обеде с литовским президентом Адамкусом активно заступался за Украину.

"Третий этап расширения НАТО – это принятие стран, которые стоят на пути демократического становления. По мнению Бжезинского, Украина является частью Европы, как и Грузия является частью Европы".

По словам Джексона, в Украины есть два возможных пути: или становиться нормальным европейским государством, или "относительно изолированной, достаточно коррумпированной страной", которая тяготеет не к Брюсселю, а к Уральским горам (вдоль которых проходит географическая граница Европы).

"Речь идет о перспективах в течение 25 лет", и при втором сценарии проиграет не только нынешнее, но и следующее поколение украинцев: "В политическом измерении можно говорить о значительной потере свободы, даже в тех же визовых вопросах". Но Джексон почему-то надеется, что после Праги украинское руководство поймет: "время проснуться". И еще он "не представляет, что президент Буш может принять решение, которое приведет к снижению уровня жизни украинского народа".

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования