Вышиванка Донецкого кроя

Суббота, 7 декабря 2002, 17:07
Формированием правительства Януковича традиционный дисбаланс в пользу восточноукраинских кланов не просто углубился – украинофоны полностью отрезаны от власти.

Впервые за одиннадцать лет к штурвалу государственного управления и на пушечный выстрел не допущено представителей украиноязычного меньшинства, ориентированного на Европу, лишенного любых промосковских сентиментов, которое стоит на позициях государственной независимости стойко и безконъюнктурно.

- "За Родину, за Сталино (бывшее название Донецка)!" Почему запаздываешь с поздравлениями?! – такое письмо на следующий день после назначения Януковича получил от давнего своего приятеля, этнического украинца, сторонника теории "триединого русского народа".

- Потому, что ты опаздываешь с сочувствиями по случаю "черного четверга", - отвечаю, сам не зная шутя или всерьез.

- Юмор оценил, - откликнулся земляк-донетчанин. – Но Янукович - прагматик. Ему до фени все, что не увеличивает денежные потоки. Вот увидишь, он классно выучит украинский и будет слушать песни воинов ОУН-УПА, если ему это будет выгодно.

- В чем же здесь выгода? - спрашиваю. – Наверное, если Янукович таки мечтает о президентстве, то ему нужен пи-ар на Западной Украине, так как Восточная у него и без того в кармане.

- Нам Янукович невыгоден больше, чем вам, - отвечает. – Почему нам? У нас отсутствуют побудительные мотивы с вами "воевать". Власть при всей вашей знаковой системе (герб, флаг, государственный язык, название страны, официальные идеология и историография и т.д.) принадлежит всё-таки нам, так как вас очень мало, хотя вы и слишком пассионарны. Несмотря на все наши "нелады" из-за вашего присутствия, большинству населения Центра и Юго-Востока вы не мешаете. Отсюда наше нежелание позиционировать себя в отдельности от вас. Вас просто не видно и не слышно.

А вот если бы вы начали как большевики - в случае прихода Ющенко к власти - нами всеми заниматься, тогда на волне общественного недовольства мы бы в конце концов поняли, кто мы такие и прекратили бы это безобразие, которое длится двенадцатый год. Янукович снова законсервирует ситуацию. Снова – пат. Так что желаю успехов (искренне) на ниве национально-освободительного движения.

- Так чем же вы еще недовольны? – не осталось ничего другого как спросить.

- Всем понемногу".

Этот виртуальный разговор в который раз напомнил о популярной в политико-экспертных кругах теории, приближенной к истине, в соответствии с которой в 1991 году старая партийно-хозяйственная элита (бюрократия, деловитые комсомольцы и красные директора) договорилась о бартере с национал-демократической интеллигенцией. Первые получили карт-бланш на приватизацию экс–УССР – в обмен на одну и ту же "знаковую систему". "Эндеки" стали в определённой степени контролировать гуманитарную сферу, хотя и были ограничены рядом внутренних и внешних факторов.

До позапрошлого года это джентльменское соглашение как-то выполнялось. С 1991 года, - а в особенности после того, как покойный Вячеслав Чорновил настроился на волну конструктивной оппозиционности, на которой, собственно, погибли и Рух, и сам Чорновил, - национал-демократы всегда были представлены в Правительстве, хотя бы и на приставных стульях. К "хлебным" местам их не допускали, но должности в гуманитарной сфере им перепадали регулярно (как они с ними справлялись – это уже другой вопрос).

Однако, приватизация завершилась, комсомольцы и директора, разбавленные нуворишами-выскочками, нагуляв сальца, составили немногочисленный, но влиятельный слой русскоязычных олигархов – и разорвали "кондиции" с национал-демократами. Символическим проявлением денонсации джентльменского соглашения начала 90-х годов стала травля Жулинского и Драча во время их работы в правительстве Ющенко, а со временем - переход гуманитарной сферы под контроль Семиноженко.

Теперь "Наша Украина", которая победила на выборах, полностью лишена любого влияния на власть.

И переговариваться с главой правительства Ющенко теперь может разве что о собственных премьерских перспективах при гипотетическом президенте Януковиче. В Европе также довольно часто правительство формирует не та партия, которая заняла первое место, а другие, которые смогли договориться о коалиции. Но изоляцию "НУ" от власти нельзя рассматривать лишь в европейской системе координат. С учетом нашей специфики такая изоляция более несправедлива, - и даже опасна.

Из-за цивилизационного многоцветия Украины, которое хоть и не полностью, но в значительной мере коррелирует с границами исторических областей, каждая политическая партия или блок, репрезентует, иногда эксклюзивно, определенные региональные, ментальные, лингафонные, цивилизационные и конфессионные интересы. Есть Восток и Запад. Русскоязычные и украинофоны. Православные московской и киевской юрисдикций и греко-католики. "Русские", россияне, малороссы и собственно украинцы. Евразийцы и евроатланты. Из этих разных референтных групп в украинской политической нации, которая сейчас лишь формируется, четко выделяется сообщество, которое принято называть национал-демократами. Судя по результатам социологических опросов и избирательных кампаний, они составляют 25-30 % населения Украины.

Впервые за 11 лет независимости они полностью лишены даже номинального представительства в правительстве. Впервые к штурвалу государственного управления и на пушечный выстрел не допущены представители украиноязычного меньшинства, ориентированного на Европу, лишенного любых промосковских сентиментов, которое стоит на позициях украинской независимости стойко и бесконъюнктурно.

Словом, имеем не только одиннадцатый этап в премьерской чехарде Кравчука и Кучмы. С формированием правительства Януковича традиционный дисбаланс в пользу восточноукраинских кланов не просто углубился – украинофоны полностью отрезаны от власти, тем более, что большинство фактически уже конфисковало у них и парламентские комитеты.

Вдобавок, имеющиеся в Верховной Раде национально-демократические силы встревожены спешной для Ющенко потребностью навести мосты с Россией и расширить электоральную базу на Востоке, опасно узкую для президентских планов лидера "НУ". Из-за этого – лишь бы эсдеки не лепили из Ющенко русофоба – эндеки вынуждены придерживаться "омерты" (обещание молчания в итальянской мафии) в отношении некоторых принципиальных вопросов.

Поэтому теперь почти ни одна политическая сила не ведет кампании против планов власти лишить украинский язык государственной поддержки, против классической "прихватизации" Россией украинской ГТС, и вообще - против модерновой неоколонизационной политики Кремля по отношению к Украине, спровоцированной и пылко поддерживаемой господствующей в Киеве малороссийско-донецкой элитой.

Если называть вещи своими именами, речь идёт ни о чем другом, как о явной дискриминации украиноязычного национального меньшинства Украины. А мы же и без этого имеем, как справедливо пишет Николай Рябчук, "доминирование модерной городской цивилизации над "третьим миром" цивилизации сельской, отсталой, украиноязычной". Так куда же дальше?

Конечно, было бы невежеством требовать пропорционального представительства указанных выше ингредиентов украинской политической нации и измерять стоимость должностей коэффициентами – как это делало большинство в борьбе за правительственные портфели. Но ментальные расхождения, о которых идёт речь, так или иначе затрагивают взрывоопасную субстанцию, а именно - этнические чувства тех или иных групп граждан, ни одна из которых никогда не может быть отлучена от управления.